ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33-21060/2018
30 октября 2018 года город Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Анфиловой Т.Л.
судей Киньягуловой Т.М.
Низамовой А.Р.
при секретаре Ямалиевой В.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Муниципального автономного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социальнного сопровождения «ЛОГОС» городского округа ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 23 июля 2018 года, которым постановлено:
исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в лице представителя ФИО6 к Муниципальному автономному учреждению для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социальнного сопровождения «ЛОГОС» городского округа ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан о защите трудовых прав, удовлетворить частично.
Признать за истцами: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 право на получение заработной платы в Муниципальном автономном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социальнного сопровождения «ЛОГОС» городского округа ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан не ниже установленного минимального размера оплаты труда Российской Федерации, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей), без включения в нее районного коэффициента 1,7.
Обязать Муниципальное автономное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социальнного сопровождения «ЛОГОС» городского округа ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан произвести перерасчет заработной платы истцов: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда, с учетом отработанной месячной нормы труда, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 1,7 с марта 2018 года.
3. Взыскать с Муниципального автономного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социальнного сопровождения «ЛОГОС» городского округа ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан в пользу истцов: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 компенсацию морального ущерба в размере 1500 рублей каждому.
Взыскать с Муниципального автономного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социальнного сопровождения «ЛОГОС» городского округа ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4500 рублей.
Заслушав доклад судьи Низамовой А.Р., судебная коллегия
установила:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратились с иском (с учетом уточнений) к Муниципальному автономному учреждению для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социальнного сопровождения «ЛОГОС» городского округа ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан (далее – МАУ Центр «ЛОГОС» ГО ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан) о признании права на получение заработной платы в МАУ Центр «ЛОГОС» ГО ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан не ниже установленного минимального размера оплаты труда Российской Федерации, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей), без включения в нее районного коэффициента 1,7, возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда, с учетом отработанной месячной нормы труда, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 1,7 с марта 2018 года, взыскании компенсации морального вреда в размере 5000 рублей каждому из истцов.
В обоснование иска указали, что работают у ответчика по трудовым договорам. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 июня 1978 года № 487-152 на работников предприятий и организаций, занятых на строительстве и обслуживании в районе строительства специального объекта на территории Республики Башкортостан, независимо от их ведомственной принадлежности, распространены условия труда и льготы, предусмотренные Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года № 561.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года № 561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» (приложение № 9) к заработной плате работникам БАМа был установлен районный коэффициент 1,7, а также распространены льготы, установленные для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1995 года № 687 специальный объект, строящийся на территории Республики Башкортостан, был преобразован в закрытое административно-территориальное образование город Межгорье.
Названным Указом за лицами, проживающими и работающими в ЗАТО Межгорье, были сохранены ранее предоставленные льготы в области оплаты труда и социальной защиты населения.
Таким образом, приведенные нормативные акты распространяют льготы в области оплаты труда и социальной защиты населения, установленные для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на работников предприятий и организаций ЗАТО г. Межгорье.
Согласно трудовым договорам выплаты районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате производятся в размерах, установленных действующим законодательством.
Согласно п. 7.2.6.1 Положения об оплате труда, утвержденного директором Центра ЛОГОС 30 января 2018 года (опубликовано на официальном сайте Центра http://www.centrlogos.ru/images/doki/oplata-trud.pdf), в Центре ЛОГОС применяется районный коэффициент 1,7, который начисляется на фактический заработок.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения» минимальный размер оплаты труда с 01 января 2018 года составляет 9489 рублей в месяц.
В связи с тем, что работная плата истцов без районного коэффициента 1,7 была ниже минимального размера оплаты труда до февраля 2018 года включительно сумму заработной платы сначала повышали до минимального размера оплаты труда, после чего на неё начисляли районный коэффициент 1,7.
С марта 2018 года порядок начисления заработной платы истцов изменился. Районный коэффициент 1,7 начисляется на фактический заработок без его доведения до минимального размера оплаты труда.
Истцы считают действующий порядок начисления заработной платы незаконным, т.к. районный коэффициент 1,7 подлежит начислению на фактический заработок работника, который перед начислением этого коэффициента должен быть не ниже минимального размера оплаты труда, установленного по Российской Федерации в целом.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе МАУ Центр «ЛОГОС» ГО ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан просит отменить решение суда, в иске отказать. В обоснование жалобы указывает, что коэффициент к заработной плате работников, занятых на строительстве и обслуживании объекта, расположенного в ЗАТО г. Межгорье, не является районным коэффициентом, начисляемым в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. То есть, коэффициент 1,7 не является районным, носит временный характер (установлен лишь на определенный период с учетом важности значения объекта). Статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что районные коэффициенты могут быть установлены только Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Работодатели законодателем не наделены полномочиями своими локальными нормативными актами или трудовыми договорами с работниками устанавливать районные коэффициенты в понимании Трудового кодекса Российской Федерации. Коэффициент к заработной плате истцов установлен на федеральном уровне. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029. ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан не входит в указанный перечень. Положение об оплате труда не предусматривает коэффициент 1,7 как районный, установленный в соответствии с требованиями трудового законодательства. Суд незаконно в решении указывает, что истцы имеют стаж работы в условиях Крайнего Севера, необходимый для начисления им соответствующих надбавок. У работников организаций ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан нет стажа работы на Крайнем Севере или в приравненных к нему местностях, соответственно признание этого обстоятельства в решении суда может повлиять на получение гарантий, в том числе пенсионных. Требование произвести перерасчет заработной платы истцов с марта 2018 года удовлетворено судом в нарушении норм Трудового кодекса Российской Федерации, без учета того, истцы являются работниками муниципального автономного учреждения образования, и оплата труда регулируется нормами Трудового кодекса Российской Федерации, нормативными правовыми актами исполнительной власти Республики Башкортостан, локальными актами учреждения. Суд не указывает за счет какой из трех составляющих должно производиться доведение заработной платы до МРОТ, а право на получение заработной платы не ниже МРОТ прямо указано в законе.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся в суд апелляционной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя МАУ Центр «ЛОГОС» ГО ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан ФИО7, представителя истцов ФИО6, представителя МКУ «Централизованная бухгалтерия» ГО ЗАТО г. Межгорье ФИО8, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Согласно статьи 135 этого же кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая).
Частями пятой и шестой данной статьи установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации включена в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников.
При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Основным непосредственным местом работы истцов согласно трудовым договорам является город Межгорье.
Согласно пунктам 7.2.6.1; 7.2.6.2; 7.2.6.3 Положения об оплате труда (л.д. 190-223, том 1), в учреждении к заработной плате работников применяется районный коэффициент 1,7, который начисляется на фактический заработок; за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на фактический заработок начисляется процентная надбавка от 10 до 50%; распространяется специальный коэффициент к должностным окладам и тарифным ставкам, равный 1,25.
При наличии оснований для применения двух и более компенсационных выплат доплата определяется по каждому основанию к оплате за фактическую нагрузку (пункт 7.4 Положения об оплате труда).
Согласно пункту 5.1 раздела 5 коллективного договора МАУ Центр «ЛОГОС» ГО ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан (л.д. 164-171, том 1) оплата труда работников учреждения осуществляется согласно Положению об оплате труда работников МАУ Центр «ЛОГОС» ГО ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан.
Согласно Перечню закрытых административно-территориальных образовании и расположенных на их территориях населенных пунктов, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июля 2001 года № 508 (в действующей редакции), город Межгорье имеет статус закрытого административно-территориального образования и в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года «О закрытом административно-территориальном образовании» проживание и (или) работа граждан в условиях особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании обеспечиваются мерами государственной поддержки.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2013 года (утверждено Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 05 февраля 2014 года), отметил, что районный коэффициент и надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях подлежат начислению на заработную плату работника, установленную в размере не ниже предусмотренного законом минимального размера оплаты труда. Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что истцам гарантирована выплата минимального размера оплаты труда (МРОТ) и повышенный размер оплаты труда, который обеспечивается выплатой районного коэффициента. Поэтому их заработная плата должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда (МРОТ), после чего к ней должен быть начислен районный коэффициент 1,7.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования.
Позиция ответчика, изложенная в апелляционной жалобе, о том, что установление повышенного коэффициента 1,7 носило временный характер, данный коэффициент не является районным, который устанавливается в централизованном порядке к заработной плате работников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, была проверена, приводилась в суде первой инстанции.
Между тем, суд в своем решении правильно указал, что регулирующие спорные трудовые отношения постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 июня 1978 года № 487-152 и постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года № 561 действуют в настоящее время, не отменены.
Так, в Приложении № 9 к Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 08 июля 1984 года № 561 указано: установить на срок строительства этой магистрали районный коэффициент 1,7 к заработной плате работников, занятых на изыскательских и проектных работах, строительстве, в промышленных и подсобно - вспомогательных производствах, на транспорте, в хозяйствах и организациях, обслуживающих непосредственно строительство и строителей Байкало - Амурской железнодорожной магистрали и железнодорожной линии Бам - Тында - Беркакит (п. 1); распространить на работников, занятых в районах строительства Байкало - Амурской железнодорожной магистрали и железнодорожной линии Бам - Тында - Беркакит, льготы, установленные для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (п. 2).
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 июня 1978 года № 487-152 на всех работников, занятых на строительстве и обслуживании в районах строительства объекта, расположенного в г. Белорецке-15 (ЗАТО «Межгорье»), независимо от ведомственной принадлежности, были распространены условия оплаты труда и льготы, предусмотренные постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года № 561.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1995 года № 687 за лицами, проживающими и работающими в ЗАТО г. Межгорье, были сохранены ранее предусмотренные льготы.
Применение районного коэффициента относится к сфере условий оплаты труда.
Данных об окончании строительства объекта материалы дела не содержат.
Доводы жалобы о том, что ЗАТО г. Межгорье не входит в перечень районов Крайнего Севера отклоняется, так как, учитывая вышеизложенное, действующим законодательством не исключается распространение коэффициентов на работников территорий, не относящихся к районам Крайнего Севера, и местностей, приравненных к ним.
Нельзя согласиться с тем, что суд в решении разрешил вопрос о пенсионных правах истцов, поскольку каких-либо преюдициальных обстоятельств не установлено, пенсионный орган при рассмотрении дела не участвует, предметом спора являются только трудовые права, а не пенсионные.
Несостоятельны ссылки в жалобе на то, что суду следовало указать за счет какой из трех составляющих заработной платы должно осуществляться доведение заработной платы до МРОТ, поскольку законодательство не содержит запрета производить самостоятельную доплату с целью доведения фактического заработка до МРОТ без увеличения уже предусмотренных у работодателя в системе оплаты труда базовых, стимулирующих или компенсационных выплат, образующих фактический заработок.
Повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
С учетом изложенных обстоятельств, основания для отмены решения суда первой инстанции, исходя из доводов апелляционной жалобы, отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 23 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального автономного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социальнного сопровождения «ЛОГОС» городского округа ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Председательствующий Т.Л. Анфилова
Судьи Т.М. Киньягулова
А.Р. Низамова
Справка: судья Нагимова К.П.