Дело № 2-96/2020
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 33-11003/2021
29 июня 2021 года г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Демяненко О.В
судей: Валиуллина И.И.,
Галяутдиновой Л.Р.,
при секретаре Латыповой Р.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» в порядке защиты прав потребителя,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Салаватского межрайонного суда Республики Башкортостан от 03 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Галяутдиновой Л.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1, уточнив исковые требования, обратился в суд с иском к ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» о защите прав потребителей.
Требования мотивированы тем, что 25 октября 2016 года между ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» и ФИО1 был заключен договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан за №....
В указанном договоре поставки газа о реализации газа не говорится. Реализовать истцу газ ответчик может только по договору купли-продажи. Договор купли-продажи газа между ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» и истцом не заключался.
Не обладая полной и достоверной информацией о Поставщике-исполнителе и по направляемым Поставщиком для оплаты платежным документам без подписи руководителя и главного бухгалтера, истец регулярно оплачивал стоимость газа согласно указанным в документах тарифам.
В начале 2019 года в интернете на сайте ИФНС по РБ истец ознакомился с выпиской из ЕГРЮЛ ООО «Газпром межрегионгаз Уфа», где вид деятельности ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» по ОКВЭД 46.71 указан торговля ОПТОВАЯ твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами. Торговля РОЗНИЧНАЯ газом гражданам (населению) для коммунально-бытовых нужд в ЕГРЮЛ ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» не зарегистрирована (см.Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69- ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации").
Газ является основополагающим элементом правовой структуры рынка - объектом, по поводу которого возникают рыночные отношения.
Следующим элементом правовой структуры рынка газа являются субъекты рыночных отношений: продавцы и покупатели, инфраструктурные организации.
С позиции организации торговли и в зависимости от субъектного состава выделяют оптовый и розничный рынки газа. На оптовом рынке между предпринимателями заключаются контракты на реализацию больших объемов газа, предназначенных как для дальнейшего использования в профессиональной деятельности (например, как источника энергии для промышленного производства), так и для последующей перепродажи потребителям на розничном рынке. На розничном рынке происходит реализация газа конечным потребителям - населению, к числу которого относятся не только граждане- потребители, но и другие субъекты рынка (см.Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации").
Если в ЕГРЮЛ ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» не указан вид деятельности- торговля розничная, а также нет договора купли-продажи газа, напрашивается вопрос: на каком законном основании ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» продает истцу газ?
Согласно ч.1 и ч.3 ст.8 Закона РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Уполномоченная организация по требованию потребителя обязаны предоставить подтверждение своих полномочий, вытекающих из заключенного ими договора с изготовителем (продавцом) (п. 3 введен ФЗ от 29.07.2018 N 250-ФЗ).
Имея право на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) для оплаты в законном порядке услуг по поставке газа, истец неоднократно требовал у ООО «Газпром межрегионгаз Уфа»; предоставить ему информацию об изготовителе товара (исполнителе, продавце), о режиме его работы, законности продажи газа истцу и населению, о стоимости услуг по подаче газа, а также требовал предоставить для оплаты поставки газа оформленные в соответствие с законами № 103 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и «№ 402 «О бухгалтерском учете» платежные документы.
Ответы с достоверной информацией об изготовителе (исполнителе, продавце), и о товарах (работах, услугах), о законности продажи истцу газа, а также платежные документы, оформленные в соответствии с законами №103 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и «№ 402 «О бухгалтерском учете», для оплаты поставки газа от ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» так и не получены истцом по настоящее время.
Согласно пп. 5.1.1 и 5.2.4 Договора, работники или представители Поставщика проводят проверки при предъявлении ими удостоверений и или иных уполномоченных документов по требованию Абонента.
Уполномоченным документом работникам на проверки и другие действия с третьими лицами является на основании выписки из ЕГРЮЛ только доверенность руководителя ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» (ст. 185 ГК РФ).
31 мая 2019 года бригада слесарей Дувангаза во главе с инженером ФИО5, не имея доверенности от ООО «Газпром межрегионгаз Уфа», без уведомления, в отсутствии истца самовольно проникли в частное владение истца - полисадник, нарушив конституционную неприкосновенность его имущества, отсоединили и похитили соединительный кран подачи газа в его дом. Акт о прекращении подачи газа истцу не вручен до сих пор.
Уведомлений на проверки и документ о приостановлении поставки газа от ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» он не получал.
П. 119 в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498в при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления.
В указанном Постановлении говорится только о предоставлении коммунальной услуги и оплате за эти услуги, а не за покупку товара (газа). На сегодняшний день ему не понятно, на чем основываются требования ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» об уплате за продажу ему газа.
Платежные документы для оплаты за поставку газа ему продолжают направлять оформленные с нарушением требований законов № 103 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", «№ 402 « О бухгалтерском учете» и Положения ЦБ РФ № 579.
Согласно Закону «О защите прав потребителей» 6 сентября 2019 года в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» истцом была направлена досудебная претензия с требованием об устранении недостатков товара, заключавшимся в добровольном возобновлении поставки газа (товара) в его дом, а также о выполнении условий пунктов 5.1.1, 3.1.2, 5.2.4 указанного договора поставки газа.
Его требования, указанные в претензии ответчиком ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» оставлены без ответа и удовлетворения. Истцу предоставили акт от 26 марта 2019 года, который, он полагает, составили после получения его претензии и который не соответствует действительным обстоятельствам дела.
Таким образом, согласно закону «О защите прав потребителей» неправомерными действиями ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» по приостановлению коммунальной услуги по подаче газа в его дом, нарушением его права потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах) нарушены его права потребителя.
Из-за понижения температуры климата и дождливых погодных условий стены цокольного этажа его дома стали покрываться плесенью и грибком, распространяясь на вещи и предметы. Вещи и предметы стали сыреть.
С сентября по 10 октября 2019 года (во время отопительного сезона) газ (товар) для потребления - отопления жилого дома мне поставлен не был, принудив его оплатить за прекращение поставки газа в сумме 1850,28 рублей и за возобновление поставки газа в сумме 1670 рублей.
С момента неисполнения в добровольном порядке его претензии, т.е. с 12 сентября 2019 года по день подачи иска в суд прошло 88 дней. Расчет неустойки: 1850,28 руб. х 3% = 18,50 руб. х 88 дн.= 4884 руб.
Таким образом, ответчик кроме убытков должен уплатить истцу неустойку в сумме 1850,28 рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.
Истец просил признать действия ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» по приостановлению коммунальной услуги по подаче газа в дом истца по адресу: адрес-18 не законными. Взыскать в пользу ФИО1 с ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» понесенные им убытки за приостановление и возобновление подачи газа в сумме 1850,28 рублей, неустойку в сумме 4884 рубля, компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей, штраф в порядке, предусмотренном п.6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Обязать ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» предоставить ФИО1 полную достоверную информацию согласно Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей». Признать представленные ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» ФИО1 платежные документы несоответствующими требованиям законов № 103 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", «№ 402 «О бухгалтерском учете» и Положения ЦБ РФ № 579.
Обязать ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» предоставлять в адрес ФИО1 платежные документы оформленные в соответствии с требованиями законов № 103 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", № 402 «О бухгалтерском учете» и Положения ЦБ РФ № 579.
25 февраля 2020 года истцом исковые требования были дополнены.
Просит обязать ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» приостановить начисление платежей за услуги по подаче в дом истца газа с момента подачи иска.
Обязать ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» предоставлять в его адрес платежные документы оформленные в соответствии с требованиями п. 14-18 и 20 ст.4. п.4 ст.8 ФЗ № 103 «О деятельности по приему платежей физических лиц. осуществляемой платежными агентами", ст.9 ФЗ «№ 402 «О бухгалтерском учете» и Положения ЦБ РФ № 579, Положения утвержденного Банком России 12.10.2011 N 373-П, Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России N 383-П, ГОСТ Р. 7.0.8-2013 «Национальный стандарт РФ. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию метрологии от 17 октября 2013 г. N 11, ГОСТ Р 7.0.97-2016. «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2004-ст) (ред. от 14.05.2018).
17 июня 2020 года истец ФИО1 вновь дополнил свои требования,
просит суд взыскать с ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей (т. 1, л.д. 3-5, 163-165, 190).
Решением Салаватского межрайонного суда Республики Башкортостан от 03 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» в порядке защиты прав потребителей отказано (т. 1, л.д. 214-223).
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, удовлетворить исковые требование, указывая, что вынужденной оплатой за приостановление подачи газа в дом и за возобновление подачи газа истец понес убытки в сумме 1859,28 рублей. С момента неисполнения в добровольном порядке претензии истца, т.е. с 12 сентября 2019 года по день подачи иска в суд прошло 88 дней. Таким образом, за 88 дней ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» должно истцу уплатить 4884 рубля. Кроме убытков ответчик должен истцу уплатить неустойку в сумме 1850,28 рублей. Из-за понижения в отопительный сезон температуры климата и дождливых погодных условий стены цокольного этажа дома частично покрылись плесенью и грибком, распространяясь на вещи и предметы, приводя их в негодное состояние. В связи с его переживанием, связанным с неправомерным приостановлением подачи газа в дом, в результате которого стены цокольного этажа дома истца частично покрылись плесенью и грибком, распространяясь на вещи и предметы, приводя их в негодное состояние, истцу причинен моральный вред в размере 20 000 рублей (т. 1, л.д. 231-233).
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на его апелляционное рассмотрение, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь статьями 167, 327 ГПК РФ, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив оспариваемое судебное постановление в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» - ФИО6 о законности судебного решения, судебная коллегия не находит достаточных оснований для отмены или изменения решения суда, ввиду следующего.
Как следует из ст.2 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газоснабжение-одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.
В силу ст. 18 указанного Закона поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
В п.2 ст.548 ГК РФ указано, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст.ст. 539-547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно п.1 ст.540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно п. 24 Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально -бытовых нужд граждан» при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.
В соответствии с п. 25 данного Постановления определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий: используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; прибор учета газа находится в исправном состоянии.
В соответствии с п.45 Постановления №549 поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в случае, в том числе, в случае неоплаты или неполной оплаты абонентом потребленного газа в течение двух расчетных периодов подряд.
Согласно п. 46 Постановления №549 до приостановления исполнения договора поставщик газа обязан направить абоненту уведомление по почте заказным письмом (с уведомлением о его вручении) о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах не позднее чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа.
Судом установлено, собственником жилого дома, расположенного по адресу: РБ, адрес, является ФИО1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданное Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии о адрес от 15.05.2019 года.
Между ФИО1 и ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» 25 октября 2016 года заключен договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан №... по адресу: РБ, адрес, согласно которому, поставщик обязался поставлять через газораспределительную сеть газ надлежащего качества Абоненту для удовлетворения коммунально-бытовых нужд (личных, семейных, домашних и иных нужд не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности), а Абонент обязуется принимать газ, использовать его согласно предусмотренным Договором целям и видам потребления, обеспечивая безопасность эксплуатации, исправность находящегося в его ведении газораспределительных сетей (газопровода), используемых им приборов учета газа и газоиспользующего оборудования, отвечающих требованиям законодательства, и оплачивать стоимость газа в соответствии с действующим законодательством и на условиях предусмотренных Договором (п. 1.1 договора).
Согласно п. 4.1.4 Поставщик обязан сообщить об измененной цены на газ и нормативов потребления газа одним из следующих способов: путем размещения информации на платежных документах, либо на информационном стенде Поставщика, либо на сайте Поставщика в сети «Интерент», либо в средствах массовой информации.
Согласно п. 4.1.5 Поставщик обязан ежемесячно выставлять Абоненту платежный документ, содержащий сведения, предусмотренные действующим законодательством, а так же иные сведения, необходимые для исполнения Сторонами Договора, путем его направления по почте по адресу помещения, указанному п.п. 1.4 Договора, либо, в случае поступления соответствующего заявления от Абонента, путем направления платежного документа на электронную почту Абонента.
Согласно п. 5.1.2 Поставщик в одностороннем порядке может приостановить обязательства по поставке газа с предварительным письменным уведомлением Абонента в установленном законодательством порядке в следующих случаях: неоплата или неполная оплата потребленного газа в течении 2-х расчетных периодов подряд.
Из п.46 Правил поставки газа следует, что до приостановления исполнения договора поставщик газа обязан направить абоненту уведомление по почте заказным письмом (с уведомлением о его вручении) о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах не позднее чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа.
В соответствии с п.48 Правил поставки газа в случае устранения абонентом причин, послуживших основанием для приостановления подачи газа, поставка газа возобновляется при условии оплаты абонентом расходов, понесенных в связи с проведением работ по отключению и подключению газоиспользующего оборудования этого абонента.
В связи с невыполнением обязательств по оплате потребленного газа, ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» ФИО1 по адресу: РБ, адрес, направлено 05 марта 2019 года почтовое уведомление о приостановлении подачи газа, заказным письмом с уведомлением мотивируя тем, что на 05 марта 2019 года имеется задолженность на сумму 10 151, 57 рублей. Указано, что в случае не погашения задолженности за газ в течение 20 дней, общество в силу пп. 45-54 гл. 3 «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», утвержденных Постановлением Правительства РФ №... от 21.07.2008 г., приостановит подачу газа в домовладении (т. 1, л.д.58)
Уведомление получено адресатом 16 марта 2019 года, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления почтовым идентификатором №... (т. 1, л.д. 59).
Из ответа ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» от 05 апреля 2019 года ФИО7 на письмо истца о предоставлении учредительных и исполнительны документов и сведений о денежных суммах, выплаченных им в ООО «ЭСКБ» с 1993 года, а также об отказе в оплате за поставку газа за январь и февраль 2019 года видно, что ответчик разъяснил, что неоплата потребленного газа абонентом в течение 2-х расчетных периодов подряд является основанием приостановления исполнения обязательств по поставке газа в одностороннем порядке (пп. «в» п. 45 Правил №...) (т. 1, л.д. 19).
В ответе от 25 апреля 2019 года ответчик, наряду с предоставленной информацией, также просил погасить задолженность по состоянию на апреля 2019 года в сумме 12 159, 10 рублей во избежание судебных разбирательств и отключения от газоснабжения (т. 1, л.д. 20-21).
Кроме того, ежемесячно по указанному адресу направлялись счета-извещения на оплату услуг газоснабжения с указанием суммы задолженности.
ФИО1 ответчику на его ответ от 25 апреля 2019 года направил письмо, в котором указал, что во исполнение требования и согласно платежному документу с указанием счета признака рубля «810» он производит по состоянию на апрель 2019 года в сумме 12 159, 10 рублей оплату признаком рубля, а не российскими рублями, приложив признак рубля в ксерокопии на сумму 12 200 рублей (т. 1, л.д. 26).
Письмом от 29 апреля 2019 года ФИО1 возвращено письмо за подписью инженера по работе с населением ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» ФИО5 от 22 мая 2019 года «О проведении инвентаризации», указав, что оно направлено без доверенности юридического лица и не подлежит исполнению, также в письме указано, что возвращается платежный документ к оплате за май 2019 года, мотивируя тем, что оформлен с нарушением закона и не подлежит к исполнению (т. 1, л.д. 26 об.).
Из представленных в материалы дела Актов №... ООО "Газпром газораспределение Уфа» от 31 мая 2019 года об осмотре и приостановлении подачи газа следует, что за неоднократное нарушение сроков оплаты за поставленный газ при задолженности по состоянию на 31 мая 2019 года в размере 14 189, 89 рублей, произвели прекращение подачи газа. Способ отключения: заглушка на вводе. Ограничение поставки газа произведено в присутствии специалиста по осуществлению муниципального контроля СП Мясагутовский сельсовет муниципального района Дуванский район РБ ФИО8 и представителя ООО "Газпром газораспределение Уфа» ФИО5 Также в акте указано, что возобновление возможно при погашении задолженности и оплаты работ по отключению и подключению газового оборудования (т. 1, л.д. 64).
Письмом ФИО1 от 18 июня 2019 года возвращен ответ начальника службы по работе с потребителями ФИО9 ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» от 07.06.2019, мотивируя тем, что оно направлено без доверенности юридического лица, а также что по сведениям государственной информационной системы ЖКХ по состоянию на 13 июня 2019 года у него перед ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» задолженность отсутствует, поэтому платежный документ к оплате за июнь 2019 года возвращается (т. 1, л.д. 27 об.)
О необходимости погашения задолженности указано обществом и в ответе 08 июля 2010 года ФИО1 на его обращение от 18 июня 2019 года (т. 1, л.д. 27).
Из материалов дела следует, что ФИО1, обращался с заявлением о защите прав потребителей к начальнику территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ в Дуванском, Белокатайском, Кигинском, Мечетлинском, Салаватском районах, с заявлениями 15 апреля, 30 июля, 15 августа 2019 года о том, что документов законности владения ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» поставленным населению природным газом, у ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» нет лицензии на торговую деятельность газом, значит требования оплачивать стоимость газа не законны, а так же о не законном основании отключения газа от дома истца (т. 1, л.д. 11-13).
В ответ на заявление территориальным отделом Управления истцу направлен проект искового заявления (т. 1, л.д. 14).
05 сентября 2019 года истцом в адрес ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Уфа», была направлена претензия с требованием о возобновлении поставки газа и предоставлении акта о приостановлении поставки газа от 31 мая 2019 года.
10 октября 2019 года ФИО1 направил в ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» заявление о возобновлении подачи газа, указав о погашении долга и оплаты расходов (т. 1, л.д. 67).
10 октября 2019 года процедура приостановления подачи газа по указанному адресу прекращена, подключена подача газа (т.1, л.д. 68).
ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющая газоснабжение природным газом на территории Республики Башкортостан руководствуясь положениями Гражданского кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, а также специальными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в области поставок газа и предоставления коммунальных услуг гражданам.
Согласно главе 3 Правил № 549, определяющей права и обязанности сторон договора, абонент, как сторона договора, должен незамедлительно извещать поставщика газа о возникшей неисправности прибора учета газа, обеспечивать доступ представителей поставщика газа к приборам учета газа и газоиспользующему оборудованию для проведения проверки, обеспечивая надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования (пункт 21 Правил № 549).
В неурегулированной Правилами №549 части отношения регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (см. Письмо Минрегиона России от 28.05.2012 N 12793-АП/14 «О разъяснении отдельных вопросов применения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 549, и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354»).
В соответствии с ч.1 ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за отчетным.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (п. 1 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ).
Согласно п.66 Правил N354, плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператив (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом), не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.
Согласно п. 67 Правил №354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
В соответствии с п. 69 Правил №354 в платежном документе указываются:
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического липа или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов -сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов;
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, за исключением коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, произведенных исполнителем при отсутствии централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с: пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями; предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета; уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг: иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;
з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;
л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
В пункте 71 Правил указывается на то, что примерную форму платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению должны устанавливаться
Министерством регионального развития Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19.09.2001 N 454 утверждены Методические рекомендации по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, разработанные в целях разъяснения порядка заполнения примерной формы платежного документа, предназначенного для внесения и (или) расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
В соответствии с п.3 Методических рекомендаций примерную форму платежного документа рекомендуется применять для информирования потребителя о начисленной плате за коммунальные услуги - ресурсоснабжающим организациям. Форма платежного документа может применяться также для внесения потребителями платы за иные услуги и выполненные для них работы.
Примерную форму платежного документа рекомендуется использовать для доведения до потребителей уведомительной и справочной информации, обязательность указания которой предусмотрена Правилами предоставления коммунальных услуг (п. 4 Методических рекомендаций).
На основании приведенных положений действующего законодательства судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что ресурсоснабжающими организациями должна доводиться до потребителя информация, предусмотренная вышеуказанным п. 69 Правил, при этом должен соблюдаться срок ее предоставления, указанный в части 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ и п. 67 Правил №354.
При таких обстоятельствах, форма платежного документа не относится к существенным условиям договора энергоснабжения, отсутствие в предоставляемых для оплаты услуг газоснабжения платежных документах графы с подписью главного бухгалтера организации и с печатью организации не нарушает права истца.
Из доводов искового заявления не усматривается нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» прав ФИО1 на получение необходимой и достоверной информации, касающейся вида и стоимости оказываемой услуги, а именно предоставлением платежных документов об оплате услуг по газоснабжению без графы с личной подписью главного бухгалтера и печати организации.
При таких обстоятельствах и с учетом вышеназванных положений закона ООО Газпром межрегионгаз Уфа» суд считает, что платежные документы, выставляемые к оплате, соответствует форме, утвержденной Приказом Минрегиона РФ от 19.09.2011 N 454.
Действия ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» по приостановлению подачи газа в жилой дом абонента ФИО1 соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Часть 2 статьи 546 ГК РФ предусматривает, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
В соответствии со ст. 25 ФЗ от 01.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 549 от 21.07.2008 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан согласно п 45 которых поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в том числе в случае неоплаты или неполной оплаты потребленного газа в течение 2 расчетных периодов подряд.
Пункт 46 данного Постановления предусматривает, что до приостановления исполнения договора поставщик газа обязан направить абоненту уведомление по почте заказным письмом (с уведомлением о его вручении) о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах не позднее, чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа.
Как следует из данной нормы, у поставщика газа существует обязанность направить одно письменное уведомление, но не обеспечить его вручение.
5 марта 2019 года ООО "Газпром межрегионгаз Уфа" в адрес ФИО1 направило посредством заказной почтовой корреспонденции уведомление о приостановке предоставления услуги по газоснабжению в связи с наличием задолженности.
Указанное уведомление было получено адресатом 16 марта 2019 года.
Кроме того, абонент ежемесячно получал счета-извещения на оплату сетевого газа, в которых отражена задолженность. Однако мер по погашению задолженности, либо достижения соглашения в письменной форме с ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» о поэтапном погашении задолженности, со стороны истца предпринято не было.
31 мая 2019 года по адресу: РБ, адрес, газ отключен путем установки заглушки на вводе. Основанием для приостановления газоснабжения жилого дома истца послужила неоплата потребленного газа более 2 расчетных периодов.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции правильные, доводы апелляционной жалобы о несоблюдении поставщиком газа процедуры направления уведомления об отключении от газоснабжения несостоятельны.
Апеллянт ошибочно полагает, что прекращение газоснабжения жилого дома является злоупотреблением права и нарушением действующего законодательства.
ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» оказывает услуги по газоснабжению населения, поставке газа, который потребитель может использовать по своему усмотрению (в том числе и для отопления). Газ является сырьём таким же как электричество, дрова, и прекращение его подачи не может рассматриваться как отключение отопления.
При этом, судебная коллегия вопреки доводам апелляционной жалобы, считает необходимым отметить, что ФИО1 не лишен возможности восстановить подачу газа в соответствии с требованиями действующего законодательства с учетом положений ст. 48 Правил N 549, согласно которой, в случае устранения абонентом причин, послуживших основанием для приостановления подачи газа, поставка газа возобновляется при условии оплаты абонентом расходов, понесенных в связи с проведением работ по отключению и подключению газоиспользующего оборудования этого абонента. Срок возобновления поставки газа составляет 5 рабочих дней со дня получения поставщиком газа письменного уведомления об устранении абонентом причин, послуживших основанием для приостановления поставки газа.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что отсутствуют основания для компенсации морального вреда, поскольку вина ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» не установлена, а закон не предусматривает возможность компенсации морального вреда при отсутствии вины причинителя. Следовательно, основания для компенсации морального вреда в данном случае отсутствуют.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, по смыслу гражданско-процессуального законодательства ответчиком может выступать лицо, которое по утверждению истца нарушило или оспаривает его субъективные права (т.е. права истца).
ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» не нарушало прав ФИО1, а действовало в соответствии с законодательством и условиями договора газоснабжения.
Действия поставщика газа законны и, следовательно, отсутствуют основания для взыскания морального вреда с ООО «Газпром межрегионгаз Уфа».
Так, из искового заявления ФИО1 следует, что он не согласен с действиями ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» по отключению газа, каких-либо претензий по обслуживанию, неисполнению или ненадлежащему исполнению обязательств по договору энергоснабжения ответчиком, или поставку ненадлежащего качества газа, не имеет. В обосновании иска отмечается: отсутствие оснований для приостановления подачи газа.
Таким образом, истец ошибочно полагает, что ответчиком были нарушены положения о Законе РФ «О защите прав потребителей».
В постановлении Пленума Верховного суда РФ от 24.06.2008 г. №11 предусмотрено, что обязанность доказывания лежит на стороне заявляющей самостоятельные требования относительно предмета спора (п. 10), а доказательства, представляемые истцом, должны соответствовать требованиям, предусмотренным ст.ст.59, 60 ГПК РФ (п.8).
Истец в своем исковом заявлении и приложенных к нему документах не представил ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции доказательства нарушения норм законодательства поставщиком газа ООО «Газпром межрегионгаз Уфа».
Также суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что форма платежного документа соответствует требованиям Правил Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2020) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
В силу части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя их нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 66 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом), не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.
В соответствие с положениями ч.1 ст.153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно вносить плату за пользование занимаемыми жилыми помещениями и коммунальные платежи. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена ст. 154 ЖК РФ
Требования к платежному документу и сведения, содержащиеся в нем, определены п. 69 Правил Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2020) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов").
Примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой (п. 71 Правил N 354).
Согласно примерной форме платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, утв. Приказом Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр, платежный документ для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг содержит:
Раздел 1. Сведения о плательщике и исполнителе услуг Раздел 2. Сведения о показаниях индивидуальных приборов учета Раздел 3. Расчет размера платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, взноса на капитальный ремонт Раздел 4. Справочная информация Раздел 5. Расчет суммы к оплате с учетом рассрочки платежа Раздел 6. Сведения о перерасчетах (доначислении +, уменьшении -) В соответствии с ч. 10.3 ст. 5 Закона о рекламе не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. Положения настоящей части не распространяются на социальную рекламу и справочно-информационные сведения.
Примерная форма единого платежного документа утверждена Приказом Минрегиона России от 19.09.2011 г. N 454, сведения, необходимые для расчета и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги и заполнения платежного документа потребителя: фамилия, имя, отчество, почтовый адрес, площадь помещения, принадлежность потребителя к той или иной льготной категории.
Доводы апелляционной жалобы о том, что представленные в адрес его доверителя платежные документы не соответствуют требованиям п.14-18 и 20 ст.4, п.4 ст.8 ФЗ № 103 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", ст.9 ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете», Положения ЦБ РФ № 579, Положения утвержденного Банком России 12.10.2011 N 373-П, Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России 19.06.2012 N 383-П, ГОСТ Р. 7.0.8-2013 «Национальный стандарт РФ. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 октября 2013 г. N 11, ГОСТ Р 7.0.97-2016. «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документации, суд находит необоснованными, поскольку оспариваемые правоотношения между сторонами, в том числе и документооборот, регулируется «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, отклоняются, поскольку являются ошибочными.
На все запросы истца ответчик своевременно направлял необходимую информацию о деятельности учреждения, а также договор поставки газа.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, которые подтверждены исследованными судом доказательствами, им дана оценка в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 196 ГПК РФ.
Аналогичные изложенные в апелляционной жалобе доводы, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, им дана правильная оценка с учетом исследования всех представленных суду доказательств в их совокупности.
Руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Салаватского межрайонного суда Республики Башкортостан от 03 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Демяненко
Судьи И.И. Валиуллин
Л.Р. Галяутдинова
Справка: судья Привалов Е.Н.