НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) от 27.07.2020 № 2А-642/20

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№33а-11160/2020

по делу № 2а-642/2020

27 июля 2020 года г.Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Куловой Г.Р.

судей Портновой Л.В.

Субхангулова А.Н.

при секретаре Ильясове Н.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Мелеузовская центральная районная больница к заместителю начальника отдела - заместителю старшего судебного пристава Мелеузовского межрайонного отдела Управления федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Елисееву С.В. об освобождении от взыскания исполнительского сбора

по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Мелеузовская центральная районная больница на решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 28 мая 2020 года.

Заслушав доклад судьи Портновой Л.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Представитель административного истца Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Мелеузовская центральная районная больница (далее - ГБУЗ РБ Мелеузовская ЦРБ) обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, обосновывая его тем, что судебным приставом-исполнителем Мелеузовского МОСП УФССП по РБ Васильевой Н.С. возбуждено исполнительное производство №...-ИП от дата о взыскании с ГБУЗ РБ Мелеузовская ЦРБ административного штрафа в размере 1 500 руб. в пользу ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по РБ.

В ходе исполнения требований исполнительного документа постановлением заместителя начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Елисеевым С.В. от дата было вынесено постановление об отказе в продлении сроков в исполнительном производстве, а также установлен исполнительский сбор в размере 10 000 руб.

При этом, административный истцом были совершены действия, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока, а именно ГБУЗ РБ Мелеузовская ЦРБ дата обратилась в Мелеузовский МОСП с заявлением о продлении сроков в исполнительном производстве до дата. В тот же день был проведен медицинский совет, проведено служебное расследование, определено виновное лицо, по вине которого допущено административное правонарушение, издан приказ, согласно которому главному бухгалтеру произвести перечисление денежных средств в размере 1 500 руб. в пользу ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по РБ. Кроме того, ГБУЗ РБ Мелеузовская ЦРБ является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств Республики Башкортостан, предметом деятельности является оказание медицинской помощи населению. Исполнение истцом исполнительного документа было невозможно вследствие отсутствия финансирования.

Просил (с учетом дополнения к административному исковому заявлению) освободить ГБУЗ РБ Мелеузовская ЦРБ от взыскания исполнительского сбора в полном объеме.

Решением Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 28 мая 2020 года постановлено:

В удовлетворении административных исковых требований ГБУЗ РБ Мелеузовская ЦРБ к заместителю начальника отдела - заместителю старшего судебного пристава Мелеузовского МО УФССП России по РБ Елисееву С.В. об освобождении от взыскания исполнительского сбора отказать.

В апелляционной жалобе ГБУЗ РБ Мелеузовская ЦРБ, в лице представителя Мусиной Г.Ф., просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований административного истца.

В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Заявитель указал, что данные обстоятельства Мелеузовским районным судом не устанавливались, а указанные ГБУЗ РБ Мелеузовской ЦРБ основания освобождения от взыскания исполнительского сбора, предметом исследования и оценки судов не являлись. ГБУЗ РБ Мелеузовской ЦРБ были совершены следующие действия, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока: 04 марта 2020 года обратилось в Мелеузовский межрайонный отдел судебных приставов с заявлением о продлении сроков в исполнительном производстве до 31 мая 2020г. В тот же день был проведен Медицинский совет, проведено служебное расследование, определено виновное лицо, по вине которого допущено административное правонарушение, издан приказ, согласно которому главному бухгалтеру произвести перечисление денежных средств в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей в пользу ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по РБ.

Согласно заявки на кассовый расход №... следует, что ГБУЗ РБ Мслеузовская ЦРБ обратилось в Управление казначейства Министерства финансов РБ о получении наличных денег для исполнения постановления ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по РБ №... от 30.07.2019г.

Денежные средства в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей были перечислены 08.04.2020г., согласно платежному поручению №... от 08.04.2020г.

Фактическая возможность оплатить штраф в размере 1500 рублей (одна тысяча пятьсот) рублей в установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа срок у ГБУЗ РБ Мелеузовская ЦРБ отсутствовала.

Заявитель указал, что ГБУЗ РБ Мелеузовская ЦРБ были предприняты необходимые и возможные меры, направленные на исполнение постановления о возбуждении исполнительного производства.

Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ГБУЗ РБ Мелеузовская ЦРБ Мусину Г.Ф., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения со взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (часть 11 статьи 30 Закона).

В части 12 статьи 30 Закона установлено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Закона взыскание исполнительского сбора является исполнительным действием.

В силу части 1 статьи 112 Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Из частей 2 и 3 статьи 112 Закона следует, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы, по истечении срока, указанного в части 1 этой статьи, если должник не представил доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В силу требований Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств: - истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; - документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, за исключением случаев, указанных в ч. 13 ст. 30 Закона; - требования исполнительного документа должником не исполнены; - должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В соответствии со статьей 112 Закона и Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от дата N 13-П в качестве уважительных причин рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа.

К таким обстоятельствам относятся: непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство); предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что дата судебным приставом-исполнителем Мелеузовского МОСП УФССП по РБ Васильевой Н.С. возбуждено исполнительное производство №...-ИП на основании акта по делу об административном правонарушении №... от дата, выданного ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по РБ, предметом исполнения которого является взыскание административного штрафа в размере 1 500 руб.

При этом ГБУЗ РБ Мелеузовская ЦРБ установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа и разъяснено, что в случае неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с них будет взыскан исполнительский сбор.

Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено ГБУЗ РБ Мелеузовская ЦРБ и получено должником дата.

В связи с неисполнением в срок требований исполнительного документа, заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Елисеевым С.В.дата вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с ГБУЗ РБ Мелеузовская ЦРБ в размере 10 000 руб.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления ГБУЗ РБ Мелеузовская ЦРБ, суд исходил из того, что в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, исполнительный документ не был исполнен, доказательств обратного заявителем не представлено, уважительных причин для освобождения от уплаты исполнительского сбора административным истцом не представлено.

При этом суд посчитал необоснованными доводы административного истца о том, что исполнительский сбор, установленный судебным приставом-исполнителем, является несоразмерным, поскольку доказательства несоразмерности указанного исполнительского сбора не представлены, указывая также, что тяжелое финансово-экономическое положение, в обоснование доводов, что ГБУЗ РБ Мелеузовская ЦРБ является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств Республики Башкортостан не является непреодолимым обстоятельством, которое могло служить уважительной причиной для невозможности применения указанной меры принуждения в отношении должника, не исполнившего в добровольном порядке требования исполнительного документа.

Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы административного истца, что имелись основания для освобождения его от уплаты исполнительского сбора в данном конкретном случае ввиду следующего.

Взимание исполнительского сбора, как специальной меры публично-правовой ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве, должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, что предполагает возможность уменьшения судом размера исполнительского сбора, освобождения от его взимания с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Указанное соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 30 июля 2011 года N 13-П, от 17 января 2013 года N 1-П, от 25 февраля 2014 года N 4-П и от 19 января 2017 года N 1-П, определении от 02 апреля 2015 года N 654-О.

Судебная коллегия, проверяя доводы административного истца об освобождении от исполнительского сбора, учитывая указанные разъяснения, приходит к следующему.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 постановления от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснил, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

При этом, в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Изложенное свидетельствует о том, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Однако, доводов о том, в чем выразилась вина ГБУЗ РБ Мелеузовская ЦРБ в данном случае, судом не указано.

То обстоятельство, что суд посчитал несостоятельными доводы истца о неисполнении в установленный строк требования судебного пристава об уплате штрафа, поскольку административный истец является организацией, финансируемой за счет средств Республики Башкортостан, не указывает на наличие вины ГБУЗ РБ Мелеузовская ЦРБ по неисполнению, и не могло являться основанием для взыскания с ГБУЗ РБ Мелеузовская ЦРБ исполнительского сбора.

Исполнительский сбор имеет двойную правовую природу: с одной стороны, он служит цели создания условий для применения мер принудительного исполнения и понуждения должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, которые должник должен был, но не исполнил добровольно, вопреки принятому на себя по своей воле обязательству, а с другой стороны, является санкцией, которая может быть наложена за правонарушение, совершенное должником в процессе исполнительного производства, в период, начиная с момента, когда должником добровольно не исполнено решение суда, до момента окончания исполнительного производства.

Необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником законного требования, содержащегося в решении суда, в период для добровольного исполнения, или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство, то есть в настоящем деле - должником.

В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном статьей 112 Закона N 229-ФЗ.

Как усматривается из решения, судом указанные обстоятельства не исследовались и не обсуждались, в то время как они относятся, наряду с вышеперечисленными, к числу юридически значимых по делу; суд вправе уменьшить размер исполнительского сбора либо освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда.

Из материалов дела усматривается, что в обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительных документов в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, ГБУЗ РБ Мелеузовская ЦРБ указала, что предпринимались все зависящие меры для надлежащего исполнения, представив в материалы административного дела соответствующие доказательства этому.

03 марта 2020 года ГБУЗ РБ Мелеузовская ЦРБ было получено постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

04 марта 2020 года ГБУЗ РБ Мелеузовская ЦРБ обратилась в Мелеузовский межрайонный отдел судебных приставов с заявлением о продлении срока исполнения, в удовлетворении которого было отказано
11 марта 2020 года и вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.

При этом, объективными причинами несвоевременного исполнения ГБУЗ РБ Мелеузовская ЦРБ постановления ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по РБ об уплате штрафа в сумме 1500 рублей явилось необходимость проведения служебного расследования и соблюдения порядка выделения денежных средств, поскольку административный истец является учреждением, финансируемым за счет средств бюджета республики.

04 марта 2020 года на основании акта служебного расследования №1 главным врачом ГБУЗ РБ Мелеузовская ЦРБ был издан приказ № 71-п от
04 марта 2020 года о внесении изменений в план финансово-хозяйственной деятельности учреждения, в связи с необходимостью оплаты штрафа.

Согласно справке главного бухгалтера ГБУЗ РБ Мелеузовская ЦРБ № 1979 от 18 марта 2020 года, сообщено о необходимости проведения передвижения денежных средств с одной статьи расходов на другую, поскольку статья на штрафы в плате финансово-хозяйственной деятельности не предусмотрена. При этом указано, что затратное время составит около месяца.

Оплата штрафа была произведена 08 апреля 2020 года.

Приказом Министерства финансов РБ от 14.11.2008г. № 48 утвержден Порядок кассового обслуживания бюджета РБ в условиях открытия и ведения лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета Республики Башкортостан.

Согласно пункта 2.1.1. названного Порядка для осуществления кассовых выплат получатели бюджетных средств представляют в отдел Управления казначейства Министерства финансов Республики Башкортостан заявку на кассовый расход в электронном или бумажном виде. Если заявка соответствует требованиям, установленным п.2.1.2-2.1.3.настящего Порядка, отделы Управления после проведения проверки Заявки на кассовый расход принимают Заявку на кассовый расход к исполнению.

Фактическая возможность оплатить штраф в размере 1500 рублей в установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа срок у ГБУЗ РБ Мелеузовская ЦРБ отсутствовала.

Учредителем и собственником имущества Учреждения является Министерство здравоохранения РБ. Финансовое обеспечение выполнения Учреждением государственного задания осуществляется в виде субсидий из бюджета РБ.

Таким образом, возможность исполнения постановления службы судебных приставов была поставлена в прямую зависимость от перечисления из республиканского бюджета денежных средств в необходимом размере и не зависит от воли должника.

Доказательства невозможности исполнения в установленный законом срок были своевременно представлены ГБУЗ РБ Мелеузовская ЦРБ в службу судебных приставов.

Оценив представленные доказательства, судебная коллегия полагает, что у должника по исполнительному производству имеются основания, которые объективно препятствовали исполнению судебного решения в определенный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок, в действиях административного истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований законодательства об исполнительном производстве.

При таких обстоятельствах, ввиду отсутствия данных о наличии вины ГБУЗ РБ Мелеузовская ЦРБ в несвоевременном неисполнении постановления ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Башкортостан у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований. В связи с чем, решение нельзя признать законными и обоснованными, оно подлежат отмене, а административный иск - удовлетворению.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от
28 мая 2020 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Административные исковые требования Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Мелеузовская центральная районная больница удовлетворить.

Освободить Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан Мелеузовская центральная районная больница от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству №...-ИП от 25 февраля 2020 года.

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Кулова Г.Р.

Судьи Портнова Л.В.

Субхангулов А.Н.

Справка: судья Байрашев А.Р.