НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) от 27.03.2019 № 33А-6393/19

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33а-6393/2019

г.Уфа 27 марта 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Куловой Г.Р.,

судей Хакимова А.Р. и Фархутдиновой Г.Р.,

при секретаре Хажиевой Р.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Башкортостан к Сахабутдинову Р.Р. о взыскании недоимки по налогу и пени, по апелляционной жалобе Сахабутдинова Р.Р. на решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 29 ноября 2018 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р., объяснения Сахабутдинова Р.Р., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Башкортостан Басировой А.И., судебная коллегия

установила:

Межрайонная ИФНС России № по Республике Башкортостан обратилась в суд с иском к Сахабутдинову Р.Р. о взыскании недоимки по налогам и сборам.

В обоснование иска указала, что ответчик является плательщиком транспортного и имущественного налогов. В адрес ответчика направлено требование об уплате налога. Сумма недоимки не уплачена. В связи с чем истец обратился в суд в рамках статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации с иском о взыскании задолженности по пеням.

Истец просил суд взыскать с Сахабутдинова Р.Р. задолженность по транспортному налогу в размере 47 688 рублей, пени – 131,14 рублей, всего на общую сумму 47 819,14 рублей.

Решением Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 29 ноября 2018 года постановлено:

административный иск Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Республике Башкортостан к Сахабутдинову Р.Р. о взыскании недоимки по налогу и пени, удовлетворить.

Взыскать с Сахабутдинова Р.Р. в местный бюджет транспортный налог в размере 47 688 рублей, пени - 131,14 рублей.

Взыскать с Сахабутдинова Р.Р. в федеральный бюджет государственную пошлину 1 634,57 рублей.

В апелляционной жалобе Сахабутдинов Р.Р. просит решение отменить, считает его незаконным, указывая, что налоговым органом нарушены порядок и сроки направления уведомления, установленные статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлены доказательства направления налогоплательщику налогового уведомления в установленный статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации 30-дневный срок; а также учитывая положения статей 70 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации считает, что Инспекция утратила право на принудительное взыскание задолженности по транспортному налогу за период 2014, 2015, 2016 годы, поскольку истекли сроки принятия решений о взыскании недоимки в порядке, установленном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом, по мнению заявителя, действующее законодательство не предусматривает возможности повторного направления налоговых уведомлений и требований.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

В силу статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога и сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога и сбора.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора; со смертью физического лица – налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленным гражданским законодательством Российской Федерации; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (статья 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Как следует из части 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Судом установлено, что согласно налоговому уведомлению от дата, направленному в адрес ответчика, налогоплательщику начислен транспортный налог за 2014, 2015, 2016 года в общей сумме 47 688 рублей сроком уплаты не позднее дата. Содержание данного уведомления соответствует требованиям части 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации

Далее, ответчику было направлено требование №... от дата об уплате задолженности по транспортному налогу за 2014, 2015, 2016 года в общей сумме 47 688 рублей и пени на них в сумме 131,14 рублей со сроком исполнения до дата. Однако, ответчиком данное требование не исполнено.

По смыслу частей 3, 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

13 июля 2018 года мировым судьей судебного участка №12 по Октябрьскому району г.Уфы Республики Башкортостан вынесен судебный приказ №2А-805/2018 о взыскании с Сахабутдинова Р.Р. задолженности по транспортному налогу с физических лиц в размере 47 688 рублей, пени - 131,14 рублей.

дата Сахабутдинов Р.Р. подал возражения относительно исполнения судебного приказа с просьбой о его отмене.

Определением от 18 июля 2018 года судебный приказ №2А-805/2018 от 13 июля 2018 года отменен.

Руководствуясь пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, Инспекция обратилась в исковом порядке в Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан с заявлением о взыскании Сахабутдинова Р.Р. задолженности на сумму 47 819,14 рублей, в том числе по транспортному налогу с физических лиц в размере 47 688 рублей, пени - 131,14 рублей.

В соответствии с абзацем 2 части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

После отмены судебного приказа административный истец обратился с настоящим иском дата, т.е. до истечения 6-месячного срока с момента вынесения определения об отмене судебного приказа.

Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что у административного ответчика имеется задолженность по уплате транспортного налога в размере 47 688 рублей и пени – 131,14 рублей, что подтверждается представленным административным истцом расчетом, признанным судом обоснованным и арифметически верным.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.

Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, по следующим обстоятельствам.

Согласно статье 357 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Пункт 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Обязанность по уплате налога возникает с даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации). В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма. В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика (пункт 4 статьи 31, пункт 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно данных информационных ресурсов Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Башкортостан, сформированных на основании «Сведений внешних источников об объекте налогообложения» (органов ГИБДД) Сахабутдинов Р.Р. в период с дата по дата являлся собственником транспортного средства марки Мерседес 320, г/н №....

Согласно почтового реестра от дата, в установленном законодательством порядке налогоплательщику направлено налоговое уведомление №... от дата, с предложением уплатить налог по указанному транспортному средству до дата.

В нарушение вышеуказанных норм, Сахабутдиновым Р.Р. в установленный срок налог не уплачен.

На основании статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

В силу статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора; со смертью физического лица - налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленным гражданским законодательством Российской Федерации; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Как следует из части 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 29 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сахабутдинова Р.Р. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи