НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) от 24.08.2022 № 2А-7158/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33а-3764/2022 (2а-7158/2021)

город Уфа 24 августа 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Портновой Л.В.,

судей Багаутдиновой А.Р.,

Зиновой У.В.,

при секретаре судебного заседания Ширшовой Э.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 40 по Республике Башкортостан к Волковой ВС о взыскании задолженности по налогам и сборам,

по апелляционной жалобе и дополнению к ней Волковой ВС на решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 19 октября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Зиновой У.В., судебная коллегия

установила:

Межрайонная инспекция ФНС России № 40 по Республике Башкортостан обратилась в суд с иском к Волковой В.С. о взыскании задолженности по налогам и сборам. В обоснование требований указала, что Волкова В.С. является собственником объектов налогообложения – транспортных средств ...; земельного участка, жилого дома, квартиры. Кроме того ... представлены сведения о получении Волковой В.С. дохода, с которого не удержан налог. Налоговым органом приняты меры по взысканию налогов, что подтверждается соответствующими судебными решениями, вступившими в законную силу. Для взыскания пени с административного ответчика административный истец обратился к мировому судье судебного участка № 2 по Кировскому району города Уфы Республики Башкортостан, которым 11 декабря 2020 года вынесен судебный приказ №..., отмененный определением от 26 декабря 2020 года по заявлению Волковой В.С.

Административный истец просил взыскать с Волковой В.С. задолженность по пени за несвоевременную уплату: транспортного налога за 2016, 2017 годы в размере 1710,12 рублей; налога на доходы физических лиц за 2018 год в размере 249,18 рублей; налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2017 год за объекты недвижимости: квартиру по адресу: ... в общей сумме 296,88 рублей.

Решением Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 19 октября 2021 года административный иск Межрайонной ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан удовлетворен частично. В бюджет с Волковой ВС взыскана задолженность в виде пени по транспортному налогу с физических лиц в сумме 1710,12 руб. (за 2016 и 2017 год); пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в сумме 296,88 руб. (за 2017 год), всего на общую сумму 2007,00 рублей. В доход государства взыскана государственная пошлина в размере 400,00 рублей. В остальной части требований о взыскании пени по налогу на доходы физических лиц, в сумме 249,18 рублей (2018 год), отказано.

Не согласившись с указанным решением суда, Волкова В.С. обратилась с апелляционной жалобой, дополнением к ней, в которых просила решение суда отменить и отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование своих доводов указала, что административным истцом были пропущены сроки исковой давности для обращения в суд о взыскании задолженности по уплате пени за 2016, 2017 годы. Истцом заявлений о восстановлении пропущенного срока в суд не подавалось. Требование об уплате налога №54231 от 29 июня 2020 года не соответствует нормам действующего налогового законодательства, не содержит сведений о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога. Поскольку незаконным является взыскание пени, также подлежит отмене и решение о взыскании государственной пошлины.

Принимая во внимание, что неявившиеся лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, судебная коллегия на основании статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Волковой В.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей настоящего Кодекса.

Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога (пункты 2 и 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машиноместо; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Положениями статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации возникновение обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, установленного главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации, связывается с получением гражданами дохода от соответствующих источников.

Пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что российские организации, с которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить НДФЛ.

Согласно пункту 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

В соответствии с пунктом 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено пунктом 7 названной статьи.

Согласно абзацу 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.

Сумма пени, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Межрайонной ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком допущены просрочки уплаты транспортного налога за 2016 и 2017 год, налога на имущество физических лиц за 2017 год, которые подтверждены вступившими в законную силу решениями Кировского районного суда Республики Башкортостан от 15 января 2020 года и 20 мая 2020 года, в связи с чем, начислены пени. Налоговом органом приняты меры по взысканию задолженности направлением Волковой В.С. налоговых уведомлений через электронный кабинет налогоплательщика, обоснованность расчета пени по транспортному налогу и по налогу на имущество физических лиц подтверждается представленной суду Карточкой расчетов с бюджетом, возражений или контррасчета по которому ответчиком не представлено.

Суд апелляционной инстанции находит данный вывод суда первой инстанции правильным, основанным на установленных по делу обстоятельствах и представленных доказательствах.

Из материалов дела следует, что Волкова В.С. с 23 сентября 2014 года и с 28 мая 2017 года соответственно имеет в собственности объекты налогообложения: транспортное средство ..., а потому в силу положений Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком транспортного налога.

За налоговый период 2018 год Волковой В.С. начислен транспортный налог на автомобиль ... 9100 рублей, автомобиль ... 10000 рублей (л.д. 23).

Кроме того, за налоговый период 2016 год Волковой В.С. начислен транспортный налог на автомобиль ... 9100 рублей, за 2017 год - на автомобиль ... рублей, автомобиль ... 5833 рублей.

Требованием № 17952 от 28 января 2019 года Волковой В.С. установлен срок уплаты транспортного налога за 2016, 2017 годы в общей сумме 24033 рубля, а также начисленных по состоянию на 27 января 2019 года пени в общей сумме 338,87 рублей, до 12 марта 2019 года.

Направлению указанного требования предшествовало направление в адрес Волковой В.С. налогового уведомления №64358902 от 23 сентября 2018 года, полученного Волковой В.С. 04 октября 2018 года через личный кабинет налогоплательщика (л.д. 20).

Решением Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 20 мая 2020 года по иску Межрайонной ИФНС России №40 по Республике Башкортостан по делу № 2а-2826/2020 (вступило в законную силу 19 августа 2020 года) с Волковой ВС взыскана задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 24033,00 руб., пени в размере 338,87 руб., всего на общую сумму 24371,87 рублей (л.д. 42-45).

Указанным решением Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 20 мая 2020 года установлено, что согласно налоговому уведомлению №64358902 от 23 сентября 2018 года, Волковой В.С. необходимо уплатить транспортный налог за 2017 год в размере 24033,00 руб. в срок до 03 декабря 2018 года, также в налоговом уведомлении отражены начисленные суммы налога за 2016 год – 9100 руб. Налоговое уведомление было направлено Волковой В.С. через личный кабинет налогоплательщика. Согласно требованию № 17952 от 28 января 2019 года об уплате налога, сбора, пени, штрафа, у ответчика образовалась задолженность по транспортному налогу в размере 24033,00 руб. и пени по транспортному налогу в размере 338,87 руб. в связи с несвоевременной оплатой.

Таким образом, из указанного решения суда от 20 мая 2020 года следует, что с Волковой В.С. взыскана задолженность в размере 24033 рублей, вытекающая из налогового уведомления от 23 сентября 2018 года № 64358902, из которого в свою очередь следует, что судом ошибочно указано на взыскание транспортного налога только за 2017 год, тогда как согласно упомянутому налоговому уведомлению № 64358902, сумма задолженности 24033 рублей складывалась из суммы налога за 2016 год на автомобиль ... в размере 9100 рублей, и налога за 2017 год на автомобиль ... (758+8342) и ...5833).

При этом как следует из текста решения пени за несвоевременную уплату указанных налогов, взысканы за период до 27 января 2019 года.

Таким образом, указанным решением суда, вступившим в законную силу 19 августа 2020 года, установлена задолженность Волковой В.С. по уплате транспортного налога за период 2016-2017 годы.

В связи с неуплатой задолженности по транспортному налогу в размере 24033 рублей, налоговым органом на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени за период с 04 декабря 2019 года по 28 июня 2020 года в размере 984,96 рублей.

В связи с неисполнением налогоплательщиком по уплате транспортного налога за 2018 год, налоговым органом подано заявление о выдаче судебного приказа, после отмены которого налоговый орган обратился с административным исковым заявлением в Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

Решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 29 марта 2022 года, вступившим в законную силу 10 августа 2022 года, по административному делу № 2а-408/2022, административный иск Межрайонной ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан удовлетворен частично. С Волковой В.С. в бюджет взыскана задолженность в размере 6645,98 руб., из которых пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 61,76 руб., налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК Российской Федерации за 2018 год в сумме 6563 руб., пени 21,22 руб. В остальной части требований отказано. Также, в доход государства взыскана государственная пошлина в размере 400 руб.

Установлено, что в связи с неуплатой налогов и сборов в добровольном порядке, в адрес административного ответчика 19 декабря 2019 года посредством личного кабинета направлено требование № 141352 от 18 декабря 2019 года об уплате, в том числе транспортного налога за 2018 год в размере 19100 рублей.

Указанным решением суда отказано в удовлетворении требований административного истца в части взыскания с Волковой В.С. задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 19100 рублей, вместе с тем установлено, что указанный налог уплачен административным ответчиком 17 ноября 2020 года, то есть с нарушением установленного законом срока для уплаты налога, что не оспаривается ответчиком, а потому требование о взыскании пени в размере 61,76 рублей суд первой инстанции признал обоснованными.

В настоящем административном иске административным истцом заявлены к взысканию пени, начисленные за период с 03 декабря 2019 года по 28 июня 2020 года в размере 725,17 рублей.

Требование №54231 об уплате в срок до 18 ноября 2020 года, в том числе указанных сумм пени, направлено в личный кабинет налогоплательщика 02 июля 2020 года (л.д. 27).

Таким образом, за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016, 2017, 2018 годы административному ответчику начислены пени в общей сумме 1710,12 рублей.

Учитывая, что доказательств своевременной уплаты данных налогов административным ответчиком не представлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости взыскания начисленных пени.

Вместе с тем, из решения Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 29 марта 2022 года следует, что пени за неуплату по транспортному налогу за 2018 год взысканы за период с 03 декабря 2019 года по 17 декабря 2019 года в размере 61,76 рублей.

Тогда как в настоящем деле к взысканию заявлены пени за период с 03 декабря 2019 года по 28 июня 2020 года в размере 725,17 рублей.

При таких обстоятельствах пени за период с 03 декабря 2019 года по 17 декабря 2019 года взысканию с Волковой В.С. не подлежат, поскольку взысканы вступившим в законную силу решением суда, а потому оспариваемое решение суда от 19 октября 2021 года подлежит отмене в части взыскания пени за неуплату транспортного налога за 2016, 2017, 2018 годы в размере 1710,12 рублей, с вынесением в отменной части нового решения о взыскании пени в размере 1648,36 рублей.

Наряду с этим, решением Кировского районного суда города Уфы от 15 января 2020 года по иску Межрайонной ИФНС России №30 по Республике Башкортостан по делу № 2а-142/2020 (вступило в законную силу 20 мая 2020 года) постановлено: взыскать с Волковой ВС, ИНН ... (адрес: г. ...) в бюджет: недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2017 год: налог в размере 9539 руб., пеня в размере 9,76 руб., недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 1697 руб., пеня в размере 102,42 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 1079 руб., пеня в размере 82,80 руб., на общую сумму 12509,98 рублей (л.д. 102-107).

При этом решением суда установлено, что заявленные требования по делу № 2а-142/2020 были сформулированы на основании налогового уведомления №64358902 от 23 сентября 2018 года, согласно которому Волковой В.С. необходимо в срок до 03 декабря 2018 года уплатить в том числе, налог на имущество физических лиц за 2017 год за объекты налогообложения: квартиру по адресу: ... в размере 413 рублей, и помещение по адресу: ..., в размере 8343 рублей (л.д. 21).

Решением суда от 15 января 2020 года с Волковой В.С. взыскана, в том числе указанная сумма задолженности по налогу на имущество физических лиц взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 8847 рублей, а также начисленные пени за период по 27 января 2019 года.

В настоящем административном иске административным истцом заявлены к взысканию пени, начисленные за период с 05 декабря 2019 года по 28 июня 2020 года в размере 296,88 рублей.

Требование №54231 об уплате в срок до 18 ноября 2020 года, в том числе указанных сумм пени, направлено в личный кабинет налогоплательщика 02 июля 2020 года (л.д. 27).

Таким образом, за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 8847 рублей административному ответчику начислены пени в общей сумме 296,88 рублей.

Учитывая, что доказательств своевременной уплаты данных налогов административным ответчиком не представлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости взыскания начисленных пени.

Наряду с этим, суд первой инстанции отказал во взыскании с административного ответчика пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц, в связи с тем, что административным ответчиком не представлено доказательств взыскания с налогоплательщика основного долга, а потому оснований к взысканию пени не имелось.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции в силу следующего.

Как ранее установлено решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 29 марта 2022 года, вступившим в законную силу 10 августа 2022 года, по административному делу № 2а-408/2022, административный иск Межрайонной ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан удовлетворен частично. С Волковой В.С. в бюджет взыскана задолженность, в том числе по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК Российской Федерации за 2018 год в сумме 6563 рублей, пени 21,22 руб.

При рассмотрении дела суд установил, что налог на доход исчислен из суммы штрафа в размере 50481 рублей, взысканной с ... 24 (в настоящее время ... в пользу Волковой В.С. решением Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 03 октября 2017 года по гражданскому делу № 2-6764/2017.

В связи с неуплатой указанного налога на доходы физических лиц, административным истцом начислены пени за период с 18 декабря 2019 года по 28 июня 2020 года в размере 249,18 рублей.

Требование №54231 об уплате в срок до 18 ноября 2020 года, в том числе указанных сумм пени, направлено в личный кабинет налогоплательщика 02 июля 2020 года (л.д. 27).

Поскольку доказательств уплаты налога на доходы физических лиц в материалы дела административным ответчиком не представлено, оснований к отказу в удовлетворении административных исковых требований о взыскании начисленных пени у суда первой инстанции не имелось, а потому решение суда в части отказа в удовлетворении требований о взыскании пени по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 249,18 рублей подлежит отмене с вынесением в отмененной части нового решения об удовлетворении указанной части требований.

В силу п.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК Российской Федерации) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В силу ч. 3 ст. 48 НК Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения суДоводы апелляционной жалобы о том, что административным истцом пропущен срок обращения в суд с требованиями о взыскании пени, суд апелляционной инстанции находит несостоятельными, поскольку из материалов дела следует, что транспортный налог за 2016, 2017 годы взыскан решением Кировского районного суда города Уфы от 20 мая 2020 года, вступившим в законную силу 19 августа 2020 года.

Согласно положениям статьи 75 НК Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

При этом в силу пунктов 9, 10 статьи 46, пункта 6 статьи 75 НК Российской Федерации к пеням применяется тот же порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством применительно к недоимке.

Транспортный налог за 2018 год уплачен административным ответчиком 17 ноября 2020 года в ходе рассмотрения дела по иску Межрайонной ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан к Волковой ВС о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, по транспортному налогу, пени.

При этом указанный налог был предъявлен к взысканию в установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок – 16 марта 2020 года был вынесен судебный приказ, после отмены которого 30 марта 2020 года, административный истец обратился с исковым заявлением, по результатам которого вынесено решение Кировского районного суда города Уфы РБ от 23 марта 2022 года.

Требование №54231 об уплате в срок до 18 ноября 2020 года, в том числе начисленных за неуплату транспортного налога за 2018 год пени, направлено в личный кабинет налогоплательщика 02 июля 2020 года (л.д. 27).

При этом требование об уплате пени по указанным выше налогам за 2016, 2017, 2018 годы, начисленных за период с декабря 2019 года по июнь 2020 года, направлено в адрес административного ответчика 02 июля 2020 года, после чего административный истец в установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации 07 декабря 2020 года обратился с заявлением о выдаче судебного приказа. Судебный приказ от 11 декабря 2020 года был отменен 26 декабря 2020 года по заявлению должника, с административным исковым заявлением после его отмены налоговый орган обратился также в установленный срок – 25 июня 2021 года.

Таким образом, налоговым органом соблюдены как сроки направления в адрес налогоплательщика требования об уплате задолженности, так и обращения в суд с заявлением о взыскании начисленных пени.

Пени за несвоевременную уплату налогов начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по их уплате, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты налога, до даты фактической уплаты задолженности.

На момент предъявления требования о взыскании с Волковой В.С. пени, налоги, за неуплату которых они начислены, уплачены не были. При этом административным истцом при подаче иска были предъявлены к взысканию пени, начисленные не более чем за 6 месяцев, предшествующие направлению требования в адрес налогоплательщика.

Так в требовании от 29 июня 2020 года, на основании которого сформировано административное исковое заявление, пени начислены за период не позднее чем с 03 декабря 2019 года по 28 июня 2020 года.

Доводы административного ответчика о том, что направленное в ее адрес требование №54231 от 29 июня 2020 года не соответствовало требованиям налогового законодательства, суд апелляционной инстанции находит не состоятельными.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах. Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. Действие Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов, страховых взносов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Кодексом.

Статьей 31 НК РФ закреплено, что формы и форматы документов, предусмотренных этим кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены Кодексом на иной федеральный орган исполнительной власти (пункт 4).

Пунктом 5 статьи 69 Кодекса установлено, что форма требования об уплате налога утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506, является ФНС России, к полномочиям которой отнесено утверждение формы требования об уплате налога, сбора, страховых взносов (пункт 1, подпункт 5.9.2 пункта 5).

Реализуя предоставленные полномочия, ФНС России разработала и утвердила формы требований.

Понятие требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, совокупность сведений, которые должно оно содержать, форма и порядок его подписания и направления налогоплательщику закреплены в статье 69 Кодекса.

В силу названной нормы требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, оно направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки и независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункты 1, 2, 3). Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункт 4). Данной нормой также предусмотрено, что в случае, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Статья 69 НК РФ не относит к числу обязательных реквизитов требования указание на налоговый период, за который подлежит погашению задолженность по налогу.

Отсутствие в форме требования, не предусмотренного Кодексом или иными нормативными актами в сфере налогового законодательства, такого реквизита, как налоговый период, не может являться основанием для признания незаконными требования налогового органа о взыскании недоимки.

Отсутствие в форме требования указания на налоговый период не меняет правовую природу требования как акта, возлагающего на налогоплательщика определенные обязанности, и не может служить основанием для отказа суда от проверки законности и обоснованности требования, выставленного по этой форме налогоплательщику, не ограничивает прав налогоплательщика на получение информации о размере своей задолженности перед бюджетом, которая подлежит погашению, об основаниях ее взимания, о сроках ее погашения, правовых последствиях неисполнения требования в срок, обладать информацией о наименовании, адресе налогового органа, который направил требование, а также об исполнителе - должностном лице налогового органа, сформировавшим требование, проводить совместно с налоговым органом, направившим требование, сверку расчетов начисленных пеней до наступления срока исполнения требования при наличии разногласий.

Более того, исходя из положений пунктов 2 и 3 статьи 52 НК РФ выставлению в адрес налогоплательщика требования об уплате налога предшествует направление налогового уведомления. Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27 июля 2004 г. № САЭ-3-04/440@ «О форме налогового уведомления на уплату налога на доходы физических лиц» утверждена форма, предусматривающая указание суммы налога, подлежащей уплате, а также информации о периоде, за который подлежит уплате налог.

Материалами дела подтверждено и административным ответчиком не оспорено, что налоговое уведомление от 22 августа 2019 года о необходимости уплаты в срок до 02 декабря 2019 года транспортного налога за 2018 год в размере 19100 рублей и налога на доходы за 2018 год в размере 6563 рубля, налоговое уведомление от 23 сентября 2018 года о необходимости уплаты в срок до 03 декабря 2018 года налога на имущество физических лиц за 2017 год, транспортного налога за 2016, 2017 годы, которые предшествовали направлению требования №54231, получены Волковой В.С. в личном кабинете налогоплательщика (л.д. 20, 23; и л.д. 20, 21 соответственно). При этом данные налоговые уведомления содержали указание, как на виды налога, так и на период, за который они начислены.

В случае возникновения каких-либо неясностей в полученном административном ответчиком требовании № 54231 от 29 июня 2020 года, последняя не была лишена права и возможности обратиться в налоговый орган для проведения сверки, а потому указанные доводы не могут служить основанием к освобождению Волковой В.С. от уплаты установленных законом налогов и пени за их несвоевременную уплату.

Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка с учетом установленных по делу обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, не содержат фактов, которые повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части взыскания задолженности в виде пени по транспортному налогу с физических лиц в сумме 1710,12 рублей и в части отказа во взыскании задолженности в виде пени по налогу на доходы физических лиц за 2018 год, с вынесением в отмененной части нового решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 19 октября 2021 года отменить в части взыскания задолженности в виде пени по транспортному налогу с физических лиц в сумме 1710,12 рублей и в части отказа во взыскании задолженности в виде пени по налогу на доходы физических лиц за 2018 год.

В отмененной части вынести новое решение.

Взыскать с Волковой ВС в бюджет пени по транспортному налогу за 2016, 2017, 2018 годы в сумме 1648,36 рублей; пени по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 249,18 рублей.

В остальной части решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 19 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнение к ней Волковой ВС – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Л.В. Портнова

судьи А.Р. Багаутдинова

У.В. Зинова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07 сентября 2022 года

Справка: судья Соколова И.Л.