ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33а-8619/2017
город Уфа 24 апреля 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Кривцовой О.Ю.,
судей: Идрисовой А.В. и Хакимова А.Р.,
при секретаре Муртазине И.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 21 декабря 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Уфимском районе Республики Башкортостан о признании незаконным требования об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Идрисовой А.В., пояснения ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Уфимском районе Республики Башкортостан ФИО2, полагавшего решение суда законным, проверив материалы административного дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Уфимском районе Республики Башкортостан (далее ГУ УПФР в Уфимском районе РБ) о признании незаконным требования об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов.
В обоснование исковых требований указано, что ГУ УПФ РФ в Уфимском районе РБ выставлено ФИО1 требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № №... от 13.07.2016 г., в котором указано, что за ФИО1 за отчетный период 2015 г. по состоянию на 13.07.2016 г. числится задолженность по страховым взносам (недоимка), пеням, штрафам на общую сумму 19285,09 руб.: недоимка страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии 18006,62 руб., пени 1278,47 руб.
Истец полагает данное требование незаконным, так как ответчик берет за величину дохода обороты за отчетный 2015 год, а не величину облагаемого дохода за расчетный период, а именно: вместо 235800 рублей (облагаемый доход) берут 1459000 рублей (обороты), между тем, обороты не учитывают его расходы в размере 1163524 рубля, которые им указаны в декларации. Взнос на обязательное пенсионное страхование ФИО1 заплатил 29.12.2015 г.
Просит признать незаконным требование ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Уфимском районе РБ № №... от 13.07.2016 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, отменить его. Взыскать с административного ответчика в пользу административного истца судебные расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 300 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 30000 руб.
Решением Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 21 декабря 2016 года постановлено:
«Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Управления Пенсионного фонда РФ в Уфимском районе Республики Башкортостан о признании незаконным требования об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить требование Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Уфимском районе РБ № №... от 13.07.2016 г. об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Уфимском районе Республики Башкортостан в пользу ФИО1 расходы на оплату услуг представителя в размере 3000 руб. 00 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.
В остальной части исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Управления Пенсионного фонда РФ в Уфимском районе Республики Башкортостан - отказать».
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об исключении из мотивировочной части решения суда указание на применение им упрощенной системы налогообложения, а также на то, что нормы закона не содержат положений, позволяющих для целей исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование уменьшать полученные адвокатами доводы на сумму понесенных ими расходов.
В силу положений части 1 статьи 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в полном объеме, законность и обоснованность решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", действовавшего на момент рассмотрения дела, (далее - Закон о страховых взносах) и пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" плательщиками страховых взносов являются адвокаты.
В силу статьи 16 Закона о страховых взносах расчет сумм страховых взносов производится указанными плательщиками самостоятельно и уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 настоящей статьи, согласно которой в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Согласно части 3 статьи 16 Закона о страховых взносах сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Пунктами 1, 3 части 2 статьи 12 Закона о страховых взносах предусмотрены следующие тарифы страховых взносов: в Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации - с 1 января 2012 года - 5,1 процента.
На основании части 1 статьи 18 Закона о страховых взносах плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Судом первой инстанции установлено, что на основании уведомления ФИО1 был поставлен на учет 19.02.2009 г. в налоговом органе в качестве адвоката, учредившего адвокатский кабинет.
Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в статье 7, определяющей категории застрахованных лиц, то есть лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим законом, адвокаты определены как лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, наряду с индивидуальными предпринимателями и нотариусами, занимающимися частной практикой.
Согласно определения Конституционного суда Российской Федерации от 02.11. 2006 г, № 492-0 граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе адвокаты, относятся к лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с данным Федеральным законом; эти граждане являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию, они обязаны зарегистрироваться в территориальных органах страховщика в порядке, установленном статьей 11 данного Федерального закона, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации; регистрация страхователей-адвокатов осуществляется в территориальных органах страховщика по месту их жительства на основании представляемого в срок не позднее 30 дней со дня выдачи удостоверения адвоката заявления о регистрации в качестве страхователя и представляемых одновременно с заявлением копий удостоверения адвоката, документов, удостоверяющих личность страхователя и подтверждающих его регистрацию по месту жительства.
Таким образом, правовой анализ изложенных положений закона позволяет сделать вывод о том, что, являясь самозанятым гражданином, адвокат осуществляет свободно избранную им деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск с учетом особенностей своего правового статуса на основании выданного ему удостоверения.
Обязанность адвокатов правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы установлена ст. 28 названного Федерального закона.
Таким образом, действующим законодательством на лиц, имеющих статус адвоката, возложена обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд, а также в Фонд обязательного медицинского страхования. При этом, данная обязанность у названных страхователей возникает в силу факта приобретения ими статуса адвоката и прекращается с момента его прекращения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
Индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и плательщиками страховых взносов согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
В силу пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, доход учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что плательщиками налога на доходы физических лиц являются нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.
В целях осуществления контроля за правильностью исчисления и уплатой страховые взносов налоговыми органами предоставляются сведения о доходах от деятельности адвокатов в соответствии с ч. 9 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ.В силу части 1.1 статьи 14 Закона размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законов на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом | части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 руб. за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты, труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 1637-ФЗ и ч. 1 ст. 18 Закона № 212-Ф плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года, № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не, предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 01 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» предусмотрено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (часть 2 названной статьи).
Согласно статье 25 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонда Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.
В результате камеральной проверки, проведенной ГУ УПФР в Уфимском районе РБ, у ФИО1 выявлена недоимка по страховым взносам за 2015 год на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 18006,62 руб., а также начислены пени в связи с нарушением установленного срока уплаты страховых взносов в размере 1278,47 руб.
13 июля 2016 года ФИО1 направлено требование № №... об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в сумме 19285,90 руб., со сроком исполнения до 02.08.2016 г. Требование выставлено ГУ УПФР в Уфимском районе РБ, поскольку заявление о регистрации в территориальном органе Пенсионного фонда РФ Советский район города Уфы Республики Башкортостан страхователя, производящего выплаты физическим лицам, подано ФИО1 03.08.2016 г.
Согласно платежного поручения № 109 от 29.12.2015 г. ФИО1 уплатил страховые взносы в Пенсионный фонд в фиксированном размере в части финансирования страховой части за 2015 год в размере 18610 руб., которые зачислены в счет погашения задолженности по уплате страховых взносов за 2014 год на ОПС: 1 % от дохода в сумме 18005,82 руб., подлежащего уплате до 01.04.2015, оставшаяся сумма в размере 604,18 руб. зачислена в счет погашения задолженности по уплате страховых взносов за 2015 год на ОПС: фиксированный платеж, подлежащий уплате в срок до 31.12.2015.
Начисленная ФИО1 сумма страховых взносов на ОПС за 2015 год, подлежащая уплате в срок до 31.12.2015 фиксированный платеж составила 18610,80 руб. (18610,80 руб. – 604,18 руб. (часть суммы от 18610 руб., уплаченной 29.12.2015) = 18006,62 руб. (сумма, указанная в требовании от 13.07.2016).
Как пояснял суду первой инстанции представитель административного ответчика произошла техническая ошибка при зачислении денежных средств в размере 18610 руб., уплаченных 29.12.2015 г. административным истцом ФИО1 в счет погашения страховых взносов в Пенсионный фонд в фиксированном размере в части финансирования страховой части за 2015 год, а не в счет погашения задолженности за предыдущий период, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к верному выводу о признании незаконным и отмене требования ГУ УПФР в Уфимском районе РБ № №... от 13.07.2016 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Судебная коллегия признает, что суд установил все имеющие значение для дела обстоятельства, его выводы подробно изложены в мотивировочной части решения, основаны на имеющихся в деле доказательствах, исследованных и оцененных судом в соответствии с частью 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Просьба апелляционной жалобы об исключении из мотивировочной части решения суда от 21 декабря 2016 года указания на применение ФИО1 упрощенной системы налогообложения не может являться основанием для изменения решения суда, поскольку из текста решения следует, что данная информация в мотивировочной части решения указана, как полученная судом из Управления ФНС по Республике Башкортостан.
В материалах дела имеется копия Решения комиссии по рассмотрению жалоб плательщиков страховых взносов Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан от 28 октября 2016 года, в котором содержатся сведения о том, что ФИО1 применяет упрощенную систему налогообложения.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 N 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда» указано, что при исчислении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации).
Соответственно, хотя налоговое законодательство Российской Федерации и не использует понятие "прибыль" применительно к налоговой базе для расчета налога на доходы физических лиц, доход для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.
Само указание в пункте 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" на необходимость учета дохода в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, которая может применяться только в системной связи с пунктом 1 статьи 221 данного Кодекса, свидетельствует о намерении федерального законодателя определять для целей установления размера страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, как валовый доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Из выше сказанного следует, что суждение суда первой инстанции об отсутствии положений закона, позволяющих для целей исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование уменьшать получаемые адвокатами доходы на сумму понесенных ими расходов, является неверным, противоречит нормам материального права, регулирующим возникшие спорные правоотношения, в связи, с чем подлежит исключению судебной коллегией из мотивировочной части решения суда от 21 декабря 2016 года.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 21 декабря 2016 года оставить без изменения, исключив из мотивировочной части решения суждение об отсутствии положений закона, позволяющих для целей исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование уменьшать получаемые адвокатами доходы на сумму понесенных ими расходов.
Председательствующий: О.Ю. Кривцова
судьи: А.В. Идрисова
А.Р. Хакимов
справка: судья Абдрахманова Н.В.