НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) от 23.10.2017 № 33А-22570/17

Дело № 33а-22570/2017

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 октября 2017 года г. Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,

судей Гаиткуловой Ф.С. и Субхангулова А.Н.,

при секретаре Идельбаеве З.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Стрелковой Т.М. на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:

административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 40 по РБ удовлетворить.

Взыскать с Стрелковой Т.М. в бюджет недоимку по транспортному налогу в размере 15 075 руб., пени в размере 602,33 руб., пени по имущественному налогу в размере 2,83 рублей.

Взыскать с Стрелковой Т.М. в доход федерального бюджета госпошлину в размере 627,21 руб.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Субхангулова А.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 40 по Республике Башкортостан обратился в суд с административным исковым заявлением к Стрелковой Т.М. о взыскании задолженности по налогу.

В обоснование иска указано, что Стрелкова Т.М. является плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного налога. Административным ответчиком обязанность по уплате указанных налогов не исполнена, в связи с чем в ее адрес были направлены требования об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу и пени, предоставлены сроки для добровольного исполнения. Требования об уплате налогов в добровольном порядке исполнены не были, что послужило основанием для обращения МИФНС №40 по Республике Башкортостан в суд с указанным административным иском в порядке главы 32 КАС РФ.

Просил взыскать с Стрелковой Т.М. налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогооблажения, расположенных в границах городских округов, пени в размере 2, 83 рублей, транспортный налог с физических лиц в размере 15 075 рублей, пени в размере 602, 33 рублей, общую сумму задолженности 15 680,16 рублей.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

Не согласившись с решением суда, Стрелкова Т.М. в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене данного решения ввиду его незаконности и необоснованности, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование жалобы указано на то, что обязанности по уплате налогов у административного ответчика не возникло, поскольку налоговые уведомления и требования по адресу ее регистрации и проживания налоговым органом не направлялись. Учитывая, что обязанности по уплате налога не наступило, административным истцом необоснованно произведено начисление пени. Кроме того, надлежащим образом о времени и месте судебного заседания извещена не была.

Судебная коллегия на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - по тексту КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Стрелковой Т.М. – Рахматуллина Р.Р., судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

На основании ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

На основании ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Стрелкова Т.М. является собственником транспортного средства Лексус РХ300 с государственным регистрационным знаком №..., жилого помещения, расположенного по адресу: адрес.

Следовательно, ответчик является плательщиком транспортного налога и имущественного налога.

В связи с неуплатой налога в срок, административному ответчику начислена пеня в размере 602 руб. 33 коп. (транспортному налогу) и в размере 2 руб. 83 коп. (налог га имущество физических лиц).

Поскольку налогоплательщиком в установленные уведомлением сроки в добровольном порядке задолженность по налогам оплачена не была, в адрес административного ответчика: адрес было направлено требование №..., в котором установлен срок для погашения задолженности по налогу до дата.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что до настоящего времени задолженность Стрелковой Т.М. не погашена, административный ответчик уклоняется от возложенной на него обязанности по уплате налогов и на основании изложенного удовлетворил административные исковые требования.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Исходя из п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно пунктам 1, 2, 5, 6 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Из содержания вышеприведенных норм следует, что обязанность по уплате налога на имущество возникает у физического лица с момента направления ему уведомления налоговым органом, при неисполнении которого налоговым органом направляется требование об уплате недоимки по налогу. При этом налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании недоимки по налогу в том случае, если соблюдена процедура направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога.

В ст. 11 НК РФ под местом жительства физического лица понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что заказными письмами дата административному ответчику направлено налоговое уведомление №... об уплате имущественного налога за 2013 год; дата направлено налоговое уведомление №... об уплате транспортного налога за 2013 год; дата направлено налоговое уведомление №... об уплате транспортного налога за 2014 год, по адресу: адрес.

Далее, в связи с неуплатой Стрелковой Т.М. указанных налогов в установленный срок, по адресу: адрес, заказными письмами направлены: требование №... от дата об уплате недоимки по транспортному налогу в сумме 15075 руб., и пеней в сумме 524 руб. 31 коп. сроком уплаты до дата; требование №... от дата об уплате пени по транспортному налогу в размере 81 руб. 41 коп. сроком уплаты до дата

В соответствии с п. 3 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на учет (снятия с учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации (постановки на учет, снятия с учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.

Согласно п. 3 ст. 84 НК РФ изменения в сведениях о физических лицах, не являющихся индивидуальными предпринимателями подлежат учету налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса.

Пункт 4 данной статьи предусматривает, что в случаях изменения места нахождения организации, места нахождения обособленного подразделения организации, места жительства физического лица снятие их с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация, физическое лицо состояли на учете.

Таким образом, на налогоплательщиков - физических лиц, законом не возложена обязанность по уведомлению налогового органа об изменении своего места жительства при существующем едином на всей территории Российской Федерации учете налогоплательщиков.

Согласно адресной справке административный ответчик состоит на регистрационном учете по месту жительства по адресу: адрес, с датаг.

Доказательств направления налоговым органом административному ответчику по месту ее жительства соответствующих налоговых уведомлений об уплате налога и требований, в материалы дела не представлено.

Направление административным истцом налоговых уведомлений и требований по бывшему месту жительства налогоплательщика нельзя признать надлежащим исполнением налоговой инспекцией процедуры, предшествующей обращению в суд с административным иском о взыскании налога, поскольку имеет место фактическое ненаправление требования налогоплательщику по адресу, по которому он мог бы реально его получить.

Поскольку налоговый орган не вручил ответчику уведомление об уплате налогов, у заявителя не возникло публично-правовой обязанности уплатить данный вид налога. При таких обстоятельствах у административного истца не имелось правовых оснований для предъявления требования об уплате налога и финансовых санкций, поскольку порядок обращения с требованием о принудительном взыскании налога был нарушен.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела.

Судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы о том, что данный судебный акт вынесен без участия и надлежащего извещения Стрелковой Т.М., не могут быть приняты во внимание в силу следующего.

Материалами дела подтверждается, что Стрелковой Т.М. заблаговременно направлялись заказные письма с уведомлениями о вручении по адресу: адрес, которые вернулись с отметкой «истек срок хранения».

Уклонение ответчика от явки в учреждение почтовой связи для получения судебного извещения расценивается судебной коллегией как отказ от его получения и злоупотребление своим правом.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были предприняты все меры для надлежащего извещения ответчика о времени и месте судебного заседания, обеспечения его конституционных прав и интересов. При этом личное участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью стороны.

Руководствуясь ст. ст. 308 - 310 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата отменить. Принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 40 по Республике Башкортостан к Стрелковой Т.М. о взыскании задолженности по налогу - отказать.

Председательствующий Ф.Ф. Сафин

Судьи Ф.С. Гаиткулова

А.Н. Субхангулов

Справка: судья Казбулатов И.У.