НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) от 23.01.2020 № 2-7810/19

Дело № 2-7810/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 33-1060/2020

г. Уфа 23 января 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего Свистун Т.К.,

судей Алексеенко О.В., Пономаревой Л.Х.,

при секретаре Рахимове Д.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к муниципальному бюджетному учреждению «Спортивная школа олимпийского резерва № 1» о взыскании оплаты труда за работу в выходные или нерабочие праздничные дни, компенсации за задержку выплат, изменении пункта приказа, установлении стимулирующих выплат, по апелляционной жалобе ФИО3 на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 9 октября 2019 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Свистун Т.К., судебная коллегия

установила:

ФИО3 обратилась в суд первой инстанции с иском к МБУ «СШОР № 1» о взыскании оплаты труда за работу в выходные или нерабочие праздничные дни, компенсации за задержку выплат, изменении пункта приказа, установлении стимулирующих выплат. В обоснование заявленных требований указала, что она работает тренером в МБУ «СШОР №1»ГО г. Уфа РБ. 2 августа 2017 г. между сторонами в целях совершенствования системы оплаты труда и введения эффективного контракта, было заключено дополнительное соглашение № 1 к трудовому договору № 128 от 30 апреля 2013 г., в дальнейшем было заключено несколько дополнительных соглашений, регулирующих отношения по оплате труда. Согласно дополнительному соглашению № 9 от 1 сентября 2018 г., истцу установлена следующая оплата труда: оклад – 7 904 руб., компенсационные выплаты: уральский коэффициент – 15%, компенсация за вредные условия труда (с 1 октября 2018 г. от 31 апреля 2019 г.) – 5 % от суммы оклада; стимулирующие выплаты: ППК - 2,21, иные – по приказу руководителя, согласно Положению об оплате труда работников МБУ СШОР № 1. Полагает, что при начислении и выплате заработной платы работодателем допущены множественные нарушения, а именно: работодатель не произвел выплату командировочных расходов за период с июня 2018 г. по март 2019 г. за нахождение в командировках: г. Омск 7 дней по приказу № 43-ком от 27 сентября 2018 г. в размере 700 руб.; г. Нижний Новгород 6 дней по приказу № 5-ком от 23 ноября 2018 г. в размере 600 руб.; г. Москва 1 день по приказу № 955 от 23 ноября 2018 г. в размере 100 руб.; г. Челябинск 4 дня по приказу № 62-ком от 29 ноября 2018 г. в размере 400 руб.; КНР г. Цетайхэ 7 дней по приказу № 67-ком от 24 декабря 2018 г. в размере 67 долл. США х 68,0085 руб/долл. США = 4556,57 руб.; г. Коломна 4 дня по приказу № 69-ком от 24 декабря 2018 г. в размере 400 руб.; Нижегородская область, Городецкий район, БО Изумрудное 6 дней по приказу № 05-ком от 28 января 2019 г. в размере 600 руб.; г. Саранск 6 дней по приказу № 21-ком от 20 марта 2019 г. в размере 600 руб.; г. Смоленск 6 дней по приказу № 11-ком от 18 февраля 2019 г. в размере 600 руб.; г. Саранск 7 дней по приказу № 17-ком от 6 марта 2019 г. в размере 700 руб.; г. Саранск 6 дней по приказу № 21-ком от 20 марта 2019 г. в размере 600 руб., всего 9856,70 руб.

Неправильно исчислена оплата труда за работу в выходные или нерабочие праздничные дни, общая сумма недоплаты за которые составляет 21 554, 51 руб., а именно: 12, 16, 23, 30 июня 2018 г., 7 июля 2018 г., 6 октября 2018 г., 22 и 29 декабря 2018 г., 12 января 2019 г., 2 и 23 февраля 2019 г., 16 и 30 марта 2019 г. должны оплачиваться в двойном размере. Сумма заработной платы за эти дни должна составлять 69863, 57 руб., из них ответчиком было доначислено в апреле 2019 г. сумму 17293, 98 руб., в мае 2019 г. 31015,08 руб. Недоплата составляет 21554,51 руб.

Нарушено Положение об оплате труда в части установления стимулирующих выплат, а именно не выплачивается доплата за ведомственную награду 10 % на основании п. 9.3.3. Положения об оплате труда работников МБУ СШОР №1.

26 апреля 2019 г. ответчиком подготовлен приказ об изменении нагрузки, при подготовке которого допущены нарушения Положения об оплате труда в части установления стимулирующих выплат, а именно не в полном объеме выплачиваются стимулирующие выплаты, согласно п. 9.4. Положения об оплате труда работников МБУ СШОР № 1. Так, в соответствии с указанным пунктом, стимулирующие выплаты за результативную подготовку одного спортсмена должны производиться из расчета 14 спортсменов, которые показали результаты на соответствующих соревнованиях, однако в приказе от 29 апреля 2019 г. указываются только три человека. Учитывая интенсивность и высокие результаты работы, полагаю, что стимулирующая выплата должна быть установлена также за подготовку следующих спортсменов:

ФИО1 (мастер спорта, мастер спорта международного класса) – Чемпионат Европы 2 место Чемпионат РФ 2 место;

ФИО4 Лим (кандидат в мастера спорта) за Спартакиаду учащихся – 3 место Межрегиональные соревнования г. Уфа, г. Томск – 1 место Всероссийские соревнования г. Смоленск – 2 место;

ФИО2ФИО17 (кандидат в мастера спорта) – Межрегиональные соревнования – 1 место, Международные – 2 место Всероссийские соревнования адрес - 2 место Спартакиада ПФО – 2 место;

ФИО18 (кандидат в мастера спорта) – Межрегиональные соревнования - 2 место, Спартакиада ПФО – 2 место;

ФИО19 (кандидат в мастера спорта) – Межрегиональные соревнования г. Омск – 1 место, Всероссийские соревнования г. Смоленск – 2 место;

ФИО20 (кандидат в мастера спорта) – Межрегиональные соревнования адрес – 1 место Спартакиада ПФО – 2 место;

ФИО21 (кандидат в мастера спорта) – Межрегиональные соревнования адрес – 2 место, Спартакиада ПФО – 2 место,

ФИО22 (кандидат в мастера спорта), Межрегиональные соревнования адрес – 1 место, Межрегиональные соревнования адрес – 2 место;

ФИО23 (кандидат в мастера спорта) – Межрегиональные соревнования адрес – 1 место, Межрегиональные соревнования адрес – 1 место;

ФИО24 (1 разряд) – Межрегиональные соревнования – 1 место;

ФИО25 (1 разряд (кмс)) – ФИО16 Павловского – 3 место;

ФИО26 (1 разряд) – Всероссийские соревнования адрес – 1 место, адрес – 3 место;

ФИО27 (1 разряд) – Межрегиональные соревнования адрес – 1 место, адрес – 2 место, Всероссийские адрес – 3 место;

ФИО28 (1 разряд (кмс) – Межрегиональные соревнования адрес – 3 место.

Учитывая, что в приказе от 29 апреля 2019 г. определен % тарифной ставки, оклада за одного занимающегося в размере 30 %, следовательно, из расчета 14 спортсменов, показавших высокие результаты, размер выплаты на основании п. 9.4. положения об оплате труда работников МБУ СШОP № 1 должен составлять 420 %. С приказом № 20-к от 29 апреля 2019 г. «Об изменении нагрузки» ее ознакомили 20 мая 2019 г.

Кроме того, она является тренером группы высшего спортивного мастерства, в состав которой включен спортсмен ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Подготовка данного спортсмена осуществляется в рамках договора о сотрудничестве № 377 от 24 мая 2018 г., заключенного между Комитетом по физической культуре и спорту (Санкт-Петербург) и Министерством молодежной политики и спорта Республики Башкортостан. Согласно условиям данного договора, сторонами приняты обязательства по созданию условий для спортивной подготовки ФИО5 к соревнованиям по конькобежному спорту сезонов 2018-2022 гг. и созданию условий для работы бригадой тренеров ФИО6 (Санкт-Петербург) и ее - ФИО3 (Республика Башкортостан). Как следует из п. 7.1.2. Положения об оплате труда работников МБУ СШОР № 1, оплата труда тренерского состава производится по нормативам оплаты труда за одного занимающегося на этапах спортивной подготовки в следующих размерах: этап высшего спортивного мастерства – весь период 39 % (пункт 5 таблицы, группа видов спорта I). Учитывая, что спортсмен ФИО5 является призером Кубка мира, то за его подготовку тренеру полагается стимулирующая выплата в размере до 100% от ставки заработной платы тренера. Данные виды выплат истцу не производятся, хотя такая практика в отношении других тренеров, подготовивших спортсменов высшего мастерства, имеется. Полагает, что в данном случае имеет место дискриминация истца как работника, кроме того, грубо нарушаются права на достойную заработную плату и ничем не обоснованный дифференцированный подход к расчету заработной платы без четко установленных критериев.

Просила взыскать с МБУ СШОР № 1 в ее пользу командировочные расходы за период с июня 2018 г. по март 2019 г. в размере 9856,7 руб., оплату труда за работу в выходные или нерабочие праздничные дни частично в размере 21 554, 51 руб.; изменить п. 2 приказа МБУ СШОР № 1 № 20-к от 29 апреля 2019 г., установить ей стимулирующие выплаты согласно п. 9.4. Положения об оплате да работников МБУ СШОР № 1, из расчета 14 спортсменов в размере 420% тарифной ставки, оклада на период с 1 мая 2019 г. по 30 апреля 2020 гг.; установить ей стимулирующие выплаты, согласно п. 9.3.3. Положения об оплате труда работников МБУ СШОР № 1, за ведомственную награду 10% тарифной ставки, оклада; установить ей стимулирующие выплаты, согласно п.7.1.2. Положения об оплате труда работников МБУ СШОР №1, по нормативам оплаты труда за одного занимающегося на этапах спортивной подготовки в следующих размерах: этап высшего спортивного мастерства - весь период 39% тарифной ставки, оклада.

В последствии ФИО3 исковые требования были уточнены, просила взыскать с МБУ СШОР №1 в ее пользу оплату труда за работу в выходные или нерабочие праздничные дни частично в размере 21 554, 51 руб.; компенсацию за задержку заработной платы за период с 6 июля 2018 г. по 2 августа 2019 г. в размере 6435,46 руб.; изменить п. 2 приказа МБУ СШОР №1 №20-к от 29 апреля 2019 г., установить ей стимулирующие выплаты, согласно п. 9.4. Положения об оплате труда работников МБУ СШОР №1, из расчета 14 спортсменов в размере 420% тарифной ставки, оклада на период с 1 мая 2019 г. по 30 апреля 2020 г.; установить ей стимулирующие выплаты, согласно п.9.3.3. Положения об оплате труда работников МБУ СШОР №1, за ведомственную награду 10% тарифной ставки, оклада с 1 января 2018 г., взыскать стимулирующую выплату за ведомственную награду за период с 1 января 2018 г. по 31 июля 2019 г. в размере 15017,60 руб.; установить ей с 1 сентября 2018 г. оплату труда, согласно п.7.1.2. Положения об оплате труда работников МБУ СШОР № 1, по нормативам оплаты труда за одного занимающегося на этапах спортивной подготовки в следующих размерах: этап высшего спортивного мастерства - весь период 39 % тарифной ставки; взыскать задолженность по оплате труда за период с 1 сентября 2018 г. по 1 августа 2019 г. в размере 7904 руб. х39% х 11 месяцев = 33908,16 руб.; установить ей с 1 апреля 2018 г. стимулирующую выплату в размере 100% от ставки заработной платы тренера за подготовку спортсмена высокого класса, вошедшего в состав сборной команды Российской Федерации, и занявшего с 1 по 6 место на официальных соревнованиях.

Решением Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 9 октября 2019 г. постановлено:

исковые требования ФИО2 к Муниципальному бюджетному учреждению «Спортивная школа олимпийского резерва № 1» о взыскании оплаты труда за работу в выходные или нерабочие праздничные дни, компенсации за задержку выплат; изменении пункта приказа, установлении стимулирующих выплат удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва № 1» в пользу ФИО2 заработную плату за работы в выходные праздничные дни в размере 21 554,51 руб., компенсацию за задержку выплат в размере 6435,46 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований (изменении пункта приказа, установлении стимулирующих выплат) - отказать.

Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва № 1» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1039,70 руб.

Не согласившись с указанным решением суда, ФИО2 обратилась в Верховный Суд Республики Башкортостан с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В силу требований ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ФИО3 - ФИО7, представителей МБУ СШОР № 1 ГО г. Уфа Республики Башкортостан ФИО8 и ФИО9, представителей администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан ФИО10, ФИО13, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что 30 апреля 2013 г. между МБОУДО «Специализированная детско-юношеская школа Олимпийского резерва № 1» городского округа г. Уфа (в настоящее время МБУ «СШОР № 1») и ФИО3 заключен трудовой договор № 128, согласно которому работник принят на должность тренера-преподавателя с 3 мая 2013 г.

Учредителем МБУ «СШОР № 1» является городской округ г. Уфа Республики Башкортостан. Функции полномочия учредителя МБУ «СШОР № 1» от имени администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан осуществляет Управление по физической культуре и спорту администрации городского округа г. Уфа, которое является главным распорядителем бюджетных средств, доводит до учреждений муниципальное задание, утверждает план финансово-хозяйственной деятельности учреждений.

Дополнительным соглашением № 9 от 1 сентября 2018 г. к трудовому договору № 128 от 30 апреля 2013 г., ФИО3 установлен должностной оклад, ставка заработной платы в размере 7904 руб.; выплаты компенсационного характера: уральский коэффициент - 15% от фактического заработка, компенсация за вредные условия труда (с 1 октября 2018 г. от 31 апреля 2019 г.) - 5% от суммы оклада; выплаты стимулирующего характера: ППК - 2,21.

Статьей 348.1 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что особенности регулирования труда спортсменов, тренеров устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, а также локальными нормативными актами, принимаемыми работодателями в соответствии с требованиями статьи 8 настоящего Кодекса с учетом норм, утвержденных общероссийскими спортивными федерациями, и мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Особенности регулирования труда спортсменов, тренеров, которые в соответствии со ст. 252 настоящего Кодекса могут устанавливаться исключительно настоящим Кодексом, а также случаи и порядок установления таких особенностей другими актами, содержащими нормы трудового права, определяются настоящей главой. Особенности режима рабочего времени спортсменов, тренеров, привлечения их к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также особенности оплаты труда спортсменов, тренеров в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни могут устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

В трудовом договоре со спортсменом, с тренером помимо дополнительных условий, не ухудшающих положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ч. 4 ст. 57 настоящего Кодекса), могут предусматриваться дополнительные условия (ст. 348.2 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из анализа указанных норм права следует, что трудовой договор является одним из способов регулирования трудовых отношений. Закрепленные в трудовом договоре отношения сторон по поводу заработной платы должны соответствовать трудовому законодательству, нормативно-правовым актам, содержащим нормы трудового права, действующей в организации системе оплаты труда, локальным нормативным актам, принимаемым работодателем в соответствии с требованиями ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации с учетом норм, утвержденных общероссийскими спортивными федерациями, и мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

К числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Заработная плата - это вознаграждение за труд, а также компенсационные выплаты, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях, а также стимулирующие выплаты. Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Заработная плата работнику устанавливается в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ст. ст. 129, 132, 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Обязательность оплаты труда вытекает и из содержания ст. 4 Трудового кодекса Российской Федерации, которая, запрещает принудительный труд.

Статей 21 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

На основании ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В соответствии со ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере (ч. 1). Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит (ч. 3 указанной нормы).

В расчет доплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день сотрудникам, получающим оклад, должны входить все компенсационные и стимулирующие выплаты, установленные для них системой оплаты труда. Причем учитывать эти выплаты при расчете повышенной оплаты тем, кто работал в выходные и праздники, нужно даже в том случае, если это не предусмотрено коллективным договором или иным локальным актом.

При этом отсутствие в ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации прямого указания на применение при оплате работы в выходной или праздничный день компенсационных и стимулирующих выплат не означает, что такие выплаты не подлежат начислению.

Судом первой инстанции установлено, что ФИО3 работала в следующие выходные праздничные дни: 12, 16, 23, 30 июня 2018 г., 7 июля 2018 г., 6 октября 2018 г., 22 и 29 декабря 2018 г., 12 января 2019 г., 2 и 23 февраля 2019 г., 16 и 30 марта 2019 г., итого 13 дней. Расчет оплаты за данные дни приведен в решении суда, что составило 69863,57 руб.

Работодателем, оплата за работу в вышеуказанные дни произведена в апреле 2019 г. в размере 17293,98 руб., в мае 2019 г. – 31015,08 руб.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что с ответчика в пользу ФИО3 подлежит взысканию задолженность за работу в выходные праздничные дни в размере 21554,51 руб. Указанный расчет не оспорен.

В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Судом первой инстанции правильно рассчитана компенсация за задержку выплаты за работу в выходные и праздничные дни, что составило 6798, 66 рублей, что также не оспаривается сторонами.

Согласно п. 10.1 Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений физкультурно-спортивной направленности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденному постановлением администрации городского округа г. Уфа № 225 от 24 февраля 2016 г. стимулирующие выплаты устанавливаются в пределах субсидий, предоставляемых учреждениям из бюджета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на выполнение муниципальных заданий и иные цели, а также средств, поступающих от приносящей доход деятельности, направленных на оплату труда работников по решению руководителя учреждения.

Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами учреждения, положениями об оплате и материальном стимулировании, регламентирующими периодичность, основания для начисления и размеры стимулирующих выплат работникам учреждения, и утверждаются руководителем учреждения с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.

Согласно п. 10.2 вышеуказанного Положения, к выплатам стимулирующего характера относятся: выплаты по повышающим коэффициентам; выплаты за ученую степень или почетное звание; выплаты за подготовку спортсмена высокого класса (команды); премиальные выплаты.

В соответствии с п. 10.3.3 Положения об оплате труда выплата за ведомственные награды и звания должны производиться по усмотрению органа управления в сфере физической культуры и спорта Республики Башкортостан.

Согласно п. 10.4 вышеуказанного Положения, тренерскому составу за подготовку спортсмена высокого класса, вошедшего в состав сборной команды Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и занявшего с 1 по 6 место на официальных соревнованиях соответствующего уровня, с учетом субсидий, предоставляемых учреждениям из бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан на выполнение муниципальных заданий и иные цели, а также средств, поступающих от приносящей доход деятельности, направленных на оплату труда работников, по решению руководителя учреждения рекомендуется устанавливать стимулирующие выплаты за результативную подготовку одного спортсмена (команды) в следующих размерах: согласно п. 7.1.2. Положения об оплате труда работников МБУ «СШОР № 1», оплата труда тренерского состава производится по нормативам оплаты труда за одного занимающегося на этапах спортивной подготовки в следующих размерах: этап высшего спортивного мастерства - весь период 39% тарифной ставки.

Согласно п. 9.1 Положения об оплате труда работников МБУ «СШОР №1» стимулирующие выплаты устанавливаются в пределах субсидий, предоставляемых учреждениям из бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан на выполнение муниципальных заданий и иные цели, а также средств, поступающих от приносящей доход деятельности, направленных на оплату груда работников по решению директора.

Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами МБУ СШОР № 1, положением об оплате труда и материальном стимулировании, регламентирующими периодичность, основания для начисления и размеры стимулирующих выплат работникам и утверждаются директором с учетом мнения Совета трудового коллектива.

Согласно п. 9.2 вышеуказанного Положения, к выплатам стимулирующего и компенсационного характера относятся: выплаты по повышающим коэффициентам; выплаты за ученую степень или почетное звание; выплаты за подготовку спортсмена высокого класса (команды); премиальные выплаты.

Согласно п. 9.3.3. Положения выплаты за ученую степень или почетное (спортивное) звание устанавливаются работникам тренерского состава, имеющим также: другие ведомственные награды и звания (по усмотрению органа управления в сфере физической культуры и спорта Республики Башкортостан) при условии соответствия почетного звания профилю деятельности, - в размере 10% от оклада (должностного оклада), ставки.

В соответствии с п. 9.4 Положения тренерскому составу за подготовку спортсмена высокого класса, вошедшего в состав сборной команды Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и занявшего с 1 по 6 место на официальных соревнованиях соответствующего уровня, с учетом субсидий, предоставляемых учреждениям из бюджета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на выполнение муниципальных заданий и иные цели, а также средств, поступающих от приносящей доход деятельности, направленных на оплату труда работников, по решению директора рекомендуется устанавливать стимулирующие выплаты за результативную подготовку одного спортсмена (команды).

Пунктом 2 Приказа МБУ СШОР № 1 от 29 апреля 2019 г. № 20-к истцу ФИО3 на основании п. 9.4. Положения об оплате труда работников МБУ СШОР № 1 в связи с успешным выступлением спортсменов на соревнованиях по конькобежному спорту (шорт-трек) в спортивном сезоне 2018-2019 годов, протоколами соревнований, установлены стимулирующие выплаты за занимающихся: ФИО4 Лима (3 место (эстафета 3000 метров) на финальных соревнованиях IX зимней Спартакиады учащихся (юношеская) России 2019 в г. Саранске) в размере 30 % от оклада; ФИО14 (3 место (эстафета 3000 метров) на финальных соревнованиях IX зимней Спартакиады учащихся (юношеская) России 2019 в г. Саранске) в размере 30%. от оклада; ФИО15 (6 место (эстафета 5000 метров) на чемпионате России по конькобежному спорту (дисциплина шорт-трек) в г. Рыбинск) в размере 30% от оклада.

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 23 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий является документом, определяющим перечень межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятий, перечень спортивных мероприятий, перечень международных спортивных мероприятий, проводимых на территории Российской Федерации.

Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий утверждается до начала соответствующего календарного года уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минспорта России от 27 декабря 2018 г. № 1090 (ред. от 5 апреля 2019 г.) утвержден Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на 2019 г.

Истец ссылается на то, что ей должны быть установлены стимулирующие выплаты в размере 30% за каждого за следующих спортсменов: ФИО1 (мастер спорта, мастер спорта международного класса) – Чемпионат Европы 2 место Чемпионат РФ 2 место; ФИО4 Лим (кандидат в мастера спорта) за Спартакиаду учащихся - 3 место Межрегиональные соревнования адрес - 1 место Всероссийские соревнования адрес - 2 место (за которого уже вышеуказанным приказом была установлена доплата); ФИО2 Варвара (кандидат в мастера спорта) – Межрегиональные соревнования -1 место, Международные - 2 место Всероссийские соревнования адрес - 2 место Спартакиада ПФО - 2 место; ФИО29 (кандидат в мастера спорта) – Межрегиональные соревнования - 2 место, Спартакиада ПФО -2 место; ФИО30 (кандидат в мастера спорта) – Межрегиональные соревнования адрес -1 место, Всероссийские соревнования адрес -2 место; ФИО31 (кандидат в мастера спорта) - Межрегиональные соревнования адрес - 1 место Спартакиада ПФО -2 место; ФИО32 (кандидат в мастера спорта) - Межрегиональные соревнования адрес - 2 место, Спартакиада ПФО -2 место, ФИО33 (кандидат в мастера спорта), Межрегиональные соревнования адрес -1 место, Межрегиональные соревнования адрес - 2 место; ФИО34 (кандидат в мастера спорта) - Межрегиональные соревнования адрес -1 место, Межрегиональные соревнования адрес - 1 место; ФИО35 (1 разряд) - Межрегиональные соревнования -1 место; ФИО36 (1 разряд (кмс)) - ФИО16 Павловского - 3 место; ФИО37 (1 разряд) - Всероссийские соревнования адрес - 1 место, адрес - 3 место; ФИО38 (1 разряд) - Межрегиональные соревнования адрес -1 место, адрес - 2 место, Всероссийские адрес - 3 место; ФИО39 (1 разряд (кмс) - Межрегиональные соревнования адрес - 3 место.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, ФИО2 не представлено доказательств, подтверждающих участие указанных спортсменов на официальных соревнованиях соответствующего уровня, включенных в Единый календарный план на 2019 год, утвержденный Приказом Минспорта России от дата№.... В вышеуказанном Едином календарном плане на 2019 г. отсутствуют спортивные мероприятия по шорт-треку, на которых выступали вышеуказанные спортсмены.

Участие указанных спортсменов на официальных соревнованиях, утвержденных Министерством молодежной политики и спорта Республики Башкортостан и Календарным планом официальных спортивных мероприятий Республики Башкортостан на 2018 и 2019 годы, не является основанием для отмены судебного акта, поскольку данные соревнования не входят в Единый календарный план на 2019 г.

Как установлено судом первой инстанции, и подтверждено свидетелями ФИО11, ФИО12 в судебном заседании, спортсмен ФИО1 в 2018 г. перешел в спортивную школу в адрес. Из пояснений представителей ответчика и третьего лица администрации городского округа адрес следует, что данный спортсмен в группах МБУ СШОР №... не числится и не тарифицируется как обучающийся в данном учреждении.

Отсутствие приказа об отчислении ФИО1 из МБУ СШОР №... не свидетельствует о том, что его подготовка осуществляется непосредственно МБУ СШОР №... в лице тренера ФИО2

Доводы ФИО2 о том, что в договоре о сотрудничестве от дата, заключенном между Комитетом по физической культуре и спорту (Санкт-Петербург) и Министерством молодежной политики и спорта Республики Башкортостан она указана в качестве тренера спортсмена ФИО1, не свидетельствует о том, что она является его тренером как работник МБУ СШОР №.... Эти доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены, поскольку каких-либо указаний на принадлежность ФИО1 к МБУ СШОР №... данный договор не содержит, данный договор с МБУ СШР №... не согласовывался. Кроме того, тренер ФИО2 не лишена права осуществлять тренировки данного спортсмена в индивидуальном порядке, как на возмездной, так и безвозмездной основе.

При рассмотрении дела судом первой инстанции, ФИО2 были представлены копии приказов Государственного автономного учреждения Центра спортивной подготовки Республики Башкортостан о командировании ФИО1 на тренировочные мероприятия, из которых следует, что финансирование осуществляются непосредственно через материальное лицо ФИО2, а не через МБУ СШОР №....

При таких обстоятельствах, требования ФИО2 обязать ответчика установить ей с дата оплату труда, согласно п.7.1.2. Положения об оплате труда работников МБУ СШОР №..., по нормативам оплаты труда за одного занимающегося на этапах спортивной подготовки в следующих размерах: этап высшего спортивного мастерства - весь период 39% тарифной ставки; взыскании задолженности по оплате труда за период с дата по дата в размере 33908,16 руб.; установлении ей с дата стимулирующей выплаты в размере 100% от ставки заработной платы тренера за подготовку спортсмена высокого класса, вошедшего в состав сборной команды Российской Федерации, и занявшего с 1 по 6 место на официальных соревнованиях, являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с Положением о Министерстве молодежной политики и спорта Республики Башкортостан, утвержденным постановлением Правительства Рeспублики Башкортостан от дата№... в функции Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан входит разработка и утверждение положений о почетных знаках Министерства и других формах поощрения для работников органов и учреждений молодежной политики, физической культуры и спорта, осуществление награждения победителей и призеров спортивных соревнований и турниров, тренеров и других работников в сфере физической культуры и спорта, представителей физкультурно-спортивного общественного актива и организаций.

Приказом Министерства от дата № ОД-512 «О ведомственных наградах Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан» утверждено Положение о почетном знаке «Лучший тренер Республики Башкортостан».

ФИО2 приказом Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан от 7 декабря 2017 г. № ОД-600 «О награждении» награждена почетным знаком «Лучший тренер Республики Башкортостан».

В соответствии с подпунктом е) пункта 2.2. Положения об оплате труда работников государственных учреждений физкультурно-спортивной направленности, подведомственных Министерству молодежной политики и спорта Республики Башкортостан, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 ноября 2014 г. № 515 к размеру оклада (должностного оклада), минимальной ставке заработной платы работника учреждения по соответствующим ПКГ руководителем учреждения может быть установлен повышающий коэффициент при наличии: спортивного звания «Мастер спорта международного класса»; почетного спортивного звания «Заслуженный мастер спорта»; спортивных званий «Мастер спорта», «Гроссмейстер»; спортивного разряда «Кандидат в мастера спорта».

В соответствии с Постановлением администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 24 февраля 2016 г. № «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений физкультурно-спортивной направленности городского округа город Уфа Республики Башкортостан» к минимальным окладам, ставкам заработной платы руководителем учреждения устанавливается повышающий коэффициент за ученую степень или почетное (спортивное) звание.

Установление повышающего коэффициента при наличии почетного знака «Лучший тренер Республики Башкортостан» не предусмотрено.

Кроме того, в отличие от компенсационных выплат доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты не связаны с оплатой труда в каких-либо особых условиях и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером. Поэтому определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера является прерогативой работодателя. При этом работодатель не ограничен в выборе способа и порядка дополнительного материального стимулирования работника, определении размера таких доплат и надбавок.

Стимулирующие выплаты могут быть установлены работодателем, как в твердой денежной сумме, так и в процентах от оклада (тарифной ставки), от выполненного объема работы. Перечень оснований для начисления премии работодатель определяет самостоятельно. При этом выплата работникам стимулирующих выплат является правом, а не обязанностью работодателя, что отражено в соответствующих актах, указанных выше.

Таким образом, разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в части установления и выплаты ФИО3 стимулирующих выплат, поскольку в ходе судебного разбирательства не было установлено и доказано, что стимулирующие выплаты являются гарантированной формой оплаты труда ФИО3

Следовательно, доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом первой инстанции.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, что нашло отражение в мотивировочной части решения, спор разрешил в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 9 октября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО3– без удовлетворения.

Председательствующий Т.К. Свистун

Судьи О.В. Алексеенко

Л.Х. Пономарева

Справка: судья Оленичева Е.А.