НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) от 22.09.2022 № 2-860/2022

В Е Р Х О В Н Ы Й С У Д

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу № 2-860/2022 (№ 33-17235/2022)

г. Уфа 22 сентября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Вахитовой Г.Д.,

судей Индан И.Я., Фахрисламовой Г.З.,

при секретаре Актиевой Д.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Баранова В.Н. к Управлению Федеральной Службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан об оспаривании решений должностных лиц,

по апелляционной жалобе Управления Федеральной Службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан на решение Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 22 марта 2022 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Вахитовой Г.Д., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан

У С Т А Н О В И Л А:

Баранов В.Н. обратился в суд к Управлению Федеральной Службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан (далее также УФСИН России по Республике Башкортостан) об оспаривании решений должностных лиц.

В обоснование предъявленных требований Баранов В.Н. указал, что он, совместно с бывшими директорами, главными бухгалтерами и секретарями учебной части ФИО1 по Республике Башкортостан, которые в ноябре дата года были уволены по сокращению штата, дата обратился к руководству УФСИН России по Республике Башкортостан, с просьбой устранить допущенные нарушения требований Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 140, 142 и 236), выраженное в невыплате попавшим под сокращение работникам все причитающиеся при увольнении суммы, а именно премии.

На данное обращение, дата УФСИН России по Республике Башкортостан ответило отказом, в части выплаты премии по итогам дата года и премии за 4-й квартал дата года.

В соответствии с Приказом Министерства юстиции Российской федерации №... от дата «О реорганизации федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений ФСИН», дата издан приказ УФСИН России по Республике Башкортостан №...-№... об увольнении Баранова В.Н. в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодека Российской Федерации по сокращению штатов с выплатой выходного пособия и единовременного денежного вознаграждения пропорционально отработанному времени, а так же, компенсацией за неиспользованный отпуск, за исключением премии.

дата стало известно, что в соответствии с Приказом ФСИН России №... от дата «Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных учреждений уголовно-исполнительной системы»; «Положением по премированию руководящего состава (директора, заместителя директора) и главного бухгалтера федерального казенного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища Федеральной службы исполнения наказаний России» (письмо ГУФСИН России по РБ от дата№...)», дата был подписан Приказ №... Врио начальника УФСИН России по Республике Башкортостан «О поощрении руководителей федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений по итогам дата года», а так же, утверждено Заключение о премировании директоров образовательных учреждений за 4 квартал дата года.

В вышеуказанный приказ №..., как и в «Заключение о премировании за 4 квартал дата года» (исх№... от дата) не были включены отработавшие в дата году полные 11 месяцев (и продолжали выполнять свои обязанности вплоть до дата) бывшие руководители образовательных учреждений, должности которых были сокращены. Это и побудило его, вместе с другими директорами, дата обратиться к руководству УФСИН России по Республике Башкортостан с просьбой, устранить допущенные нарушения требований Трудового кодекса Российской Федерации, а так же, взятые на себя обязательства согласно трудовому договору, Положению по премированию руководящего состава (директора, заместителя директора) и главного бухгалтера федерального казенного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального училища ФСИН России, других внутренних локальных актов, выраженное в невыплате попавшим под сокращение работникам премии (как квартальной, так и по итогам дата года) пропорционально отработанному времени.

Аналогично приказу УФСИН России по Республике Башкортостан №...-лс был издан приказ директора ФИО1№... (г. Салават) как правопреемника сокращенных ФИО1 ФСИН, в который, не были включены попавшие под сокращение: главные бухгалтера (ФИО1№...; №...), заместитель директора (ФИО1№...), мастер производственного обучения (ФИО1№...) и секретари учебной части (ФИО1№...; №...).

Полагает, имеет место быть дискриминация по отношению к бывшим работникам профессиональных образовательных учреждений УФСИН России по Республике Башкортостан в части невыплаты премии по итогам дата года и премии за 4-й квартал дата года, которые отработали в системе профессионального образования ФСИН России не один десяток лет, добросовестно исполняли свои функциональные обязанности, выполнили все показатели приема и выпуска обучающихся в дата учебном году, не имеющих дисциплинарных взысканий и т.д.

УФСИН России по Республике Башкортостан нарушены как нормы трудового законодательства, так и локальные акты.

Просил признать решение УФСИН России по Республике Башкортостан от дата незаконным, не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права и законные интересы истца; ФИО3 ответчика устранить допущенные нарушения.

Решением Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата исковые требования Баранова В.Н. удовлетворены, постановлено признать отказ УФСИН России по Республике Башкортостан в выплате премии за 1, 2, 3, 4 кварталы 2020 года, незаконным.

Обязать УФСИН России по Республике Башкортостан устранить допущенные нарушения, путем выплаты Баранову В.Н. премии в размере 55 369 рублей.

В апелляционной жалобе УФСИН России по Республике Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Баранова В.Н., ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Полагают, что суд первой инстанции неверно истолковал локальные акты работодателя и нормы Трудового кодекса Российской Федерации и необоснованно счел, что на работодателе лежит обязанность по выплате премии.

В соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Учитывая приведенные положения части 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя УФСИН России по Республике Башкортостан – Хасанову А.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, Баранова В.Н., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение суда является законным в том, случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьями 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Принятое по делу решение суда не отвечает приведенным требованиям.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Баранов В.Н. состоял в трудовых отношениях с УФСИН России по Республике Башкортостан с дата по дата.

В соответствии с приказом работодателя №...-лс от дата трудовой договор с Барановым В.Н. прекращен на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации по инициативе работника (сокращение штатов).

дата УФСИН России по Республике Башкортостан издан приказ №...-лс «О поощрении руководителей федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений по итогам 2020 года».

дата Баранов В.Н., полагая, что ему работодателем необоснованно не выплачена премия по итогам дата года и 4 квартал дата года, обратился УФСИН России по Республике Башкортостан с просьбой, устранить допущенные нарушения, выраженное в невыплате попавшим под сокращение работникам премии (как квартальной, так и по итогам дата года) пропорционально отработанному времени.

Письмом врио начальника УФСИН России по Республике Башкортостан от дата№... Баранову В.Н. отказано в выплате премии, со ссылкой на то, что согласно пункту 4.4 Положения по премированию руководящего состава премия выплачивается только тем, кто на момент выплаты премии (издания приказа) состоит в трудовых отношениях с организацией.

Будучи не согласным с приведенным выше решением УФСИН России по Республике Башкортостан и полагая, что ему подлежит выплата премия по итогам дата года и 4 квартал дата года, Баранов В.Н. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Баранова В.Н. суд первой инстанции исходил из того, что каких-либо доказательств, свидетельствующих о нарушении истцом трудовой дисциплины, либо иных оснований, повлекших за собой принятие решения о невыплате истцу премии за отработанный им период, ответчиком не представлено; с учетом условий премирования, предусмотренных Положением по премированию руководящего состава (директора, заместителя директора) и главного бухгалтера федерального казенного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища ФСИН России, исходя из того, что истец, проработал неполный квартал и был уволен в связи с сокращением штатов, истец в соответствии с пунктом 4.7 указанного Положения имеет право на получение премии за фактически отработанное время в отчетном квартале.

Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции сделаны без учета требований закона и фактических обстоятельств по делу.

Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, система оплаты труда применительно к статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации включает: фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы; доплаты, надбавки компенсационного характера; доплаты и надбавки стимулирующего характера.

При этом установленный в организации локальными нормативными актами фиксированный размер оплаты труда, основан нормах прямого действия, поскольку они служат непосредственным основанием для соответствующей выплаты работнику, полностью отработавшего норму рабочего времени выполнившего трудовые обязанности в нормальных условиях труда. Издание работодателем дополнительного приказа в таком случае не требуется.

Стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя.

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).

Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.

Ввиду изложенного при разрешении споров работников и работодателей по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключенного между работником и работодателем, что судом при разрешении настоящего дела принято во внимание не было.

Приказом ФСИН России от дата за №... утверждено Положение по премированию руководящего состава (директора, заместителя директора) и главного бухгалтера федерального казенного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища Федеральной службы исполнения наказаний ФИО7 (далее по тексту Положение по премированию).

Пункты 2.3. - 2.5. Положения по премированию, которыми установлено, что основанием для расчета показателей по премированию являются данные статистической отчетности. Премирование осуществляется в пределах выделенных средств на оплату труда по смете уголовно-исполнительной системы в размере до 4 должностных окладов, без учета надбавок и доплат. Размер фонда премирования на год устанавливается лимитами бюджетных обязательств на текущий финансовый год. Выплата разовых премий осуществляется за счет экономии, образовавшейся по вакантным должностям, в связи с невыполнением показателей, а также за счет лишения (уменьшения) квартальной премии отдельным работникам за упущения по работе.

Пункт 4.1 Положения, в соответствии с которым основанием для выплаты премии является заключение ГУФСИН России по Республике Башкортостан, изданное по показателям, разработанным в данном Положении и определяющее процент премии.

Премии для работников ФИО1 ФСИН России, состоящих в штате училища, рассматриваются на основании и по показателям, разработанным в данном Положении, утверждаются приказом директора ФИО1 ФСИН России по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (пункт 4.4).

Начисление премии согласно пункту 4.6. производится за фактически отработанное в отчетном периоде время (исключая периоды отсутствия на работе по причине временной нетрудоспособности, отпуска).

Работники, проработавшие неполный квартал в связи с переводом на другую работу, уходом на пенсию, поступлением в учебное заведение, увольнением по сокращению штатов и другим уважительным причинам премию получают за фактически отработанное время в отчетном квартале (пункт 4.7).

В соответствии с пунктом 3.1. трудового договора о работе в уголовно-исполнительной системе от дата, заключенного между Барановым В.Н. и УФСИН России по Республике Башкортостан, работнику устанавливаются следующие условия оплаты труда: должностной оклад в соответствии с пунктом 5.2 приложения №... к приказу ФСИН России от дата№...; надбавка в размере 70% должностного оклада за особые условия труда по приказу ФСИН России от дата№...; надбавка к должностному окладу за непрерывный стаж работы в УИС в процентах от должностного оклада согласно приказу ФСИН России от дата№...; надбавка к должностному окладу за сложность, напряженность и высокие достижения в труде в размере до 6 должностных окладов в год в пределах выделяемых бюджетных ассигнований согласно приказу ФСИН России от дата№...; единовременное денежное вознаграждение за работу по итогам года в количестве 2-х должностных окладов согласно приказу ФСИН России от дата№...; материальная помощь может быть выплачена в пределах выделяемых бюджетных ассигнований на оплату труда гражданскому персоналу по целевой, статье; текущая премия выплачивается согласно Положению о премировании.

Таким образом, трудовым договором не предусмотрена и не гарантирована Баранову В.Н. выплата в обязательном порядке какой-либо премии.

Положением по премированию руководящего состава (директора, заместителя директора) и главного бухгалтера федерального казенного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища Федеральной службы исполнения наказаний России определен порядок выплаты премий.

Из пунктов 1.2, 1.3 вышеприведенного Положения по премированию следует, что Положение вводится в целях материального стимулирования работников, повышения материальной заинтересованности и профессионального уровня, связанного с выполнением должностных обязанностей, улучшения исполнительской дисциплины, соблюдения правил внутреннего распорядка. По данному положению премируется руководящий состав, в том числе директор ФИО1 ФСИН России за выполнение показателей премирования по результатам работы учреждения за отчетный квартал.

В Положении по премированию отсутствует норма о том, что премия по итогам работы за год (квартал) является обязательной частью заработной платы и гарантированной выплатой.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что работнику фактически гарантирована премия по итогам работы за год (квартал) основан на ошибочном толковании норм трудового законодательства и локальных нормативных актов ответчика, устанавливающих, что данная премия относится к стимулирующим выплатам, не входит в состав обязательной части заработной платы, ее выплата производится в порядке, на условиях и в размерах, которые предусмотрены в трудовом договоре и локальных нормативных актах работодателя, и является правом, а не обязанностью работодателя.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что спорное вознаграждение (премия по итогам работы за год, квартал) не является гарантированной выплатой и не носит обязательного характера, то есть является правом, а не обязанностью работодателя, поскольку принятие решения о выплате оспариваемого вознаграждения относится к исключительной компетенции работодателя и зависит от ряда факторов, в том числе от его усмотрения и финансового обеспечения.

Также заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы УФСИН России по Республике Башкортостан, что выплаты стимулирующего характера производятся в пределах бюджетных лимитов.

ФСИН России доведены лимиты бюджетных обязательств на оплату труда гражданского персонала ФКП ОУ до периода увольнения Баранова В.Н. без учета премии по итогам работы.

В соответствии с пунктом 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

При таком положении, судебная коллегия находит необоснованными выводы суда первой инстанции об удовлетворении требований истца о признании незаконным отказ УФСИН России по Республике Башкортостан в выплате премии за 1, 2, 3, 4 кварталы дата года, незаконным, обязании ответчика выплатить Баранову В.Н. премию в размере 55 369 рублей.

Довод истца о том, что невыплата оспариваемой премии явилось следствием дискриминации со стороны работодателя, не может быть принят во внимание, поскольку носит декларативный характер и ничем не подтвержден.

При изложенных выше обстоятельствах, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО4

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 22 марта 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Баранова В.Н. к Управлению Федеральной Службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан о признании решений об отказе в выплате премии незаконными, обязании устранить допущенные нарушения, путем выплаты премии, отказать.

Председательствующий Г.Д.Вахитова

Судьи И.Я.Индан

Г.З.Фахрисламова

...

...

...