ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело №33а-18556/2016
г. Уфа 21 сентября 2016 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Алексеенко О.В.,
судей Александровой Н.А. и Голубевой И.В.,
при секретаре Богдановой М.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сафина И.Ю. к Администрации Муниципального района Куюргазинский район о признании незаконным отказа Межведомственного совета по вопросам охраны семьи, материнства, отцовства и детства муниципального района Куюргазинский район в предоставлении адресной социальной помощи на основании социального контракта и возложении обязанности предоставить ему адресную социальную помощь на основании социального контракта
по апелляционной жалобе Сафина И.Ю. на решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 29 июня 2016 года.
Заслушав доклад судьи Александровой Н.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Сафин И.Ю. обратился в суд с административным иском о признании незаконным отказа Межведомственного совета по вопросам охраны семьи, материнства, отцовства и детства муниципального района Куюргазинский район в предоставлении адресной социальной помощи на основании социального контракта и возложении обязанности предоставить ему адресную социальную помощь на основании социального контракта.
Исковые требования мотивировал тем, что 19 апреля 2016 года Межведомственным советом по вопросам охраны семьи, материнства, отцовства и детства муниципального района Куюргазинский район было принято решение об отказе ему в предоставлении адресной социальной помощи на основании социального контракта по следующему основанию: согласно акту обследования его условий у него имеется дополнительный доход с личного подсобного хозяйства (кролики, птица); также в соответствии с п.3.8 (а) Положения о порядке предоставления отдельным категориям малоимущих граждан социальной помощи на основании социального контракта, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16 июня 2014 года № 264, ему предоставлялась субсидия на организацию предпринимательской деятельности, которую он не использовал по назначению. Считает, что пункт 3.8 Положения о порядке предоставления отдельным категориям малоимущих граждан адресной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденного постановлением Правительства РБ от 16 июня 2014 года № 264, содержит исчерпывающий перечень оснований для принятия межведомственным советом решения об отказе заявителю в предоставлении адресной социальной помощи. Выдача субсидии на организацию предпринимательской деятельности, которая не использована по назначению, не является основанием для отказа в предоставлении адресной социальной помощи.
Довод межведомственного совета о том, что у него имеется дополнительный доход с личного подсобного хозяйства (кролики, птица) также не соответствует действующему законодательству. Он не занимается реализацией кроликов и птицы, а разводит их для личного потребления. Полагает, что действия ответчика, выраженные в отказе в предоставлении адресной социальной помощи на основании социального контракта нарушают его конституционные права.
Решением Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 29 июня 2016 года в удовлетворении административного иска Сафина И.Ю. отказано.
В апелляционной жалобе Сафин И.Ю. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указав на неправильное применение судом норм материального права.
Лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сведений об уважительности причин неявки не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли. В связи с изложенным, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Судом установлено, что 14 апреля 2016 года Сафин И.Ю. обратился с заявлением к начальнику отдела филиала ГКУ РЦСПН по Мелеузовскому району и городу Мелеуз в городе Кумертау о предоставлении ему адресной социальной помощи на основании социального контракта на ведение личного подсобного хозяйства (л.д.29).
Наряду с заявлением Сафиным И.Ю. был представлен план развития личного подсобного хозяйства и его эффективности, где он указал, что ему требуется социальная помощь в сумме 50000 руб. на приобретение одной головы крупного рогатого скота, от которого он планирует получить прибыль в размере ... руб. путем реализации молока и приплода (л.д.31-32).
Согласно акту обследования условий семейного и материально-бытового положения малоимущего одиноко проживающего гражданина от 18 апреля 2016 года, Сафин И.Ю. проживает в частном доме, где имеется водопровод, газ, газовое отопление, имеется необходимая мебель, холодильник, телевизор, микроволновая печь, в наличии продукты питания; кроме того, у заявителя имеется личное подсобное хозяйство, состоящее из 30 голов кроликов и 15 кур (л.д.37-38).
Как следует из протокола заседания межведомственного совета по вопросам охраны семьи, материнства, отцовства и детства муниципального района Куюргазинский район РБ от 19 апреля 2016 года, созданного на основании Постановления администрации муниципального района Куюргазинский район РБ № 799 от 09 ноября 2015 года, Сафину И.Ю. отказано в предоставлении адресной социальной помощи на основании социального контракта, поскольку согласно акту обследования условий материально-бытового положения заявителя установлено, что у него имеется дополнительный доход с личного подсобного хозяйства (кролики, птица). Дополнительно указано, что в соответствии с п.3.8 (а) Положения о порядке предоставления отдельным категориям малоимущих граждан адресной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 16 июня 2014 года № 246, Сафину И.Ю. предоставлялась субсидия на организацию предпринимательской деятельности, которую он не использовал по назначению.
Разрешая административные исковые требования, суд указал, что отказ межведомственного совета по вопросам охраны семьи, материнства, отцовства и детства муниципального района Куюргазинский район РБ является обоснованным, т.к. административный истец предоставил недостоверные сведения о принадлежащем ему имуществе, что должно учитываться при определении дохода заявителя.
Данный вывод суда первой инстанции основан на правильном применении к спорным правоотношениям требований Закона Республики Башкортостан "Об адресной социальной помощи в Республике Башкортостан" Правительство Республики, Положения о порядке предоставления отдельным категориям малоимущих граждан адресной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 16.06.2014 N 264.
Согласно ст. 10 Закона Республики Башкортостан "Об адресной социальной помощи в Республике Башкортостан" адресная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в электронной либо письменной форме в орган, оказывающий адресную социальную помощь, по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания адресной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом, оказывающим адресную социальную помощь, самостоятельно.
Уведомление о назначении адресной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом, оказывающим адресную социальную помощь, по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом, оказывающим адресную социальную помощь, представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган, оказывающий адресную социальную помощь, по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении адресной социальной помощи. Отказ в назначении адресной социальной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в вышестоящие органы и (или) в суд.
В силу ст. 11 указанного Закона порядок учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им адресной социальной помощи определяется законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 5 апреля 2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи.
Так, п. 1 Постановления Правительства РФ от 20 августа 2003 года N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме.
Порядок предоставления отдельным категориям малоимущих граждан адресной социальной помощи на основании социального контракта утвержден Постановлением Правительства РБ от 16.06.2014 N 264 (далее- Порядок).
В силу п.2.1. Порядка предусмотрено, что АСПК предоставляется отдельным категориям малоимущих граждан, являющихся гражданами Российской Федерации, проживающих в Республике Башкортостан, имеющих среднедушевой доход (доход одиноко проживающего гражданина) ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в соответствии с частями 1 и 2 статьи 4 Закона Республики Башкортостан "О порядке определения и установления потребительской корзины и прожиточного минимума в Республике Башкортостан", относящихся, в том числе, категории одиноко проживающие трудоспособные граждане из числа мужчин в возрасте от 18 до 60 лет, женщин - от 18 до 55 лет.
В силу п 2.4. Порядка АСПК гражданам, относящимся к категориям, указанным в пункте 2.1 настоящего Положения, предоставляется, помимо прочего, на ведение личного подсобного хозяйства (для приобретения крупного и мелкого рогатого скота, домашней птицы, кроликов, кормов для приобретаемых животных и птиц, на развитие огородничества и пчеловодства, приобретение клеток и оборудования для содержания мелкого рогатого скота, домашней птицы, кроликов и пчел, возведения и ремонта надворных построек для содержания крупного и мелкого рогатого скота, домашней птицы, кроликов и пчел) - в размере сметы затрат на мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, но не более 50 тыс. рублей.
В соответствии с п. 3.8. Порядка основаниями для принятия межведомственным советом решения об отказе заявителю в предоставлении АСПК являются: а) несоответствие категории заявителя статусам, указанным в пункте 2.1, и (или) видам, и (или) условиям предоставления АСПК, указанным в пункте 2.4 настоящего Положения; б) неподписание заявителем программы социальной адаптации; в) представление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и имуществе, принадлежащем ему (его семье) на праве собственности; г) асоциальный образ жизни заявителя (членов его семьи), отраженный в акте обследования условий семейного и материально-бытового положения, - вид зависимости, ведущий к моральной деградации, зафиксированный органом здравоохранения либо органом внутренних дел: пьянство, наркотики, токсикомания, склонность к азартным играм; д) распределение в полном объеме средств, предусмотренных в текущем периоде на оказание АСПК; е) смерть заявителя.
Таким образом, не указание Сафиным И.Ю. в документах, предоставленных в межведомственный совет по вопросам охраны семьи, материнства, отцовства и детства муниципального района Куюргазинский район РБ от 19 апреля 2016 года, для получения адресной социальной помощи на основании социального контракта, сведений о наличии дополнительного дохода с личного подсобного хозяйства (кролики, птица), является представлением неполных сведений о доходах, что влечет отказ в адресной социальной помощи на основании ст. 10 Закона Республики Башкортостан "Об адресной социальной помощи в Республике Башкортостан".
Кроме того, суд первой инстанции указал, что в период с 01 сентября 2015 года по 01 февраля 2016 года административный истец получил субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг в общей сумме 4317, 93 руб., что подтверждается справкой от 14 апреля 2016 года, выданной Отделом филиала ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по Мелеузовскому району и городу Мелеуз РБ в городе Кумертау (л.д.45).
Кроме того, из сведений о нахождении гражданина на регистрационном учете в качестве признанного безработным и назначенном ему пособии по безработице № 25 от 14 апреля 2016 года, предоставленным ОСЗН Куюргазинского района ГКУ ЦЗН города Кумертау, в соответствии с приказом № 363 от 29 марта 2016 года административному истцу назначена выплата пособия по безработице с 24 марта 2016 года по 23 сентября 2016 года в сумме 252, 25 руб. (л.д.44).
В связи с этим, вывод суда первой инстанции об отсутствии у Сафина И.Ю. права на получение адресной социальной помощи основан на исследованных доказательствах и правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию административного истца, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 29 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сафина И.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий Алексеенко О.В.
Судьи: Александрова Н.А.
Голубева И.В.
Справка: судья Газимуллина Л.А.