Дело № 2-641/2019
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 33-5076/2020
г. Уфа 18 июня 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Идрисовой А.В.,
судей Сагетдиновой А.М., Свистун Т.К.,
при секретаре судебного заседания Фатхлисламовой А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Измалковой Е.Е. и ее представителя Измалкова В.В. на решение Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от 3 декабря 2019 г. по гражданскому делу по иску Измалковой ФИО10 к МОБУ СОШ с. Целинный о выплатах, индексации заработной платы и взыскании денежных сумм.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Свистун Т.К., судебная коллегия
установила:
представитель Измалковой Е.Е. Измалков В.В. обратился в суд первой инстанции с вышеуказанным иском, в обоснование заявленных требований указывал на то, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РБ от 25 декабря 2018 г. Измалкова Е.Е. была восстановлена на работе с 2 сентября 2017 г. Частично работодатель произвел полагающиеся выплаты уволенному сотруднику в виде заработной платы, отпускных на добровольной основе. Однако не выплачена индексация несвоевременно выданной зарплаты, компенсация в период нахождения работника в вынужденном прогуле после восстановления на работе. В связи с вынужденным прогулом не по ее вине, не были начислены стимулирующие выплаты в виде премий, которые она могла получить наравне с другими учителями, если бы продолжала трудовую деятельность. Таким образом, работодатель не в полном объеме компенсировал заработную плату во время вынужденного прогула.
Просил произвести индексацию заработной платы в размере 253 887, 25 руб. в соответствии со ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации с 2 сентября 2017 г. по 4 апреля 2019 г. до момента зачисления заработной платы в размере 240373,04 руб. на счет истца 5 апреля 2019 г. согласно расчету; произвести компенсацию заработной платы в размере 253 887, 25 руб. в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации с 2 сентября 2017 г. по 4 апреля 2019 г. до момента зачисления зарплаты на счет истца 5 апреля 2019 г.; произвести индексацию с 6 апреля 2019 г. на сумму в размере 33 818, 75 руб. по момент вынесения решения судом; произвести компенсацию с 6 апреля 2019 г. на сумму в размере 33 818, 75 руб. по момент вынесения решения судом; обязать работодателя компенсировать истцу 12 дней отпуска в сумме 6 610, 56 руб.; обязать работодателя произвести индексацию дополнительных 12 дней отпуска в сумме 6 610, 56 руб. с 6 апреля 2019 г. по момент вынесения решения судом; обязать работодателя произвести компенсацию дополнительных 12 дней отпуска в сумме 6610, 56 руб. с 6 апреля 2019 г. по момент вынесения решения судом; с 25 декабря 2018 г. по 14 февраля 2019 г. произвести индексацию заработной платы на сумму 24 982, 12 руб. поступившей на счет истицы 15 февраля 2019 г.; с 25 декабря 2018 г. по 14 февраля 2019 г. произвести компенсацию заработной платы на сумму 24 982, 12 руб.; взыскать с работодателя сумму в размере 19 280, 94 руб. за неиспользованный отпуск за период с 1 сентября 2018 г. по 15 апреля 2019 г.; взыскать компенсацию и индексацию за неиспользованный отпуск с 15 апреля 2019 г. до момента вынесения решения судом; взыскать 5000 рублей в виде моральной компенсации за отказ работодателя оплатить неиспользованный отпуск в момент ее увольнения.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции исковые требования истцом были неоднократно уточнены.
Решением Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от 3 декабря 2019 г. постановлено:
исковые требования ФИО2 к муниципальному образовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа адрес Республики Башкортостан удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы адрес Республики Башкортостан в пользу ФИО2 денежную сумму в размере 18213 рублей 50 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, всего 23213 рублей 50 копеек.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с муниципального образовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Целинный Абзелиловского района Республики Башкортостан в доход муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан государственную пошлину в размере 1028 рубля 54 копейки.
В апелляционной жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, Измалкова Е.Е. и ее представитель Измалков В.В. просят отменить решение суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В силу требований ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Одним из способов стимулирования работников к высокопроизводительному и добросовестному труду является поощрение.
В соответствии с нормами ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации премия является одним из видов поощрения работника, добросовестно исполняющего трудовые обязанности, размер и условия выплаты которого работодатель определяет с учетом совокупности обстоятельств, предусматривающих самостоятельную оценку работодателем выполненных работником трудовых обязанностей, и иных условий, влияющих на размер премии, в том числе результатов экономической деятельности самой организации. Трудовое законодательство не устанавливает порядок и условия назначения и выплаты работодателем стимулирующих выплат, а лишь предусматривает, что такие выплаты входят в систему оплаты труда, а условия их назначения устанавливаются локальными нормативными актами работодателя.
Суду первой инстанции был представлен трудовой договор № №... от 2 сентября 2013 г., заключенный сторонами, условия по оплате в нем отсутствуют. Также имеется трудовой договор без номера и даты, заключенный сторонами на неопределенный срок с 1 сентября 1982 г. – условия оплаты труда не заполнены.
Из расчета, представленного ответчиком, следует, что за время вынужденного прогула начисление заработной платы происходило, исходя из 20-часовой ставки, и составило 18 607, 02 руб. в месяц. При этом тарификация производилась с учетом индексации заработной платы (8 454 руб. против 8 126 руб.), имевшей место с 1 января 2018 г., данная индексация применена и к заработной плате, начисляемой за период с 2 сентября 2017 г. по 31 декабря 2017 г.
Вышеуказанные обстоятельства не являются предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, поскольку доводы апелляционной жалобы сводятся к размеру индексации и отсутствию ежегодной индексации.
Между тем данные доводы не являются основанием для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Материальное стимулирование работников ответчика регулируются Коллективным договором, Положением о материальном стимулировании работников МБОУ СОШ с. Целинный (приложение №... к коллективному договору).
Согласно коллективному договору МОБУ СОШ с. Целинный на 2016- 2019 г., утвержденному общим собранием работников 14 января 2016 г., он заключен между работодателем и работниками и является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении СОШ с. Целинный Абзелиловского района Республики Башкортостан. Коллективный договор заключен в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными законодательными и нормативными правовыми актами с целью определения взаимных обязательств работников и работодателя по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников общеобразовательного Учреждения (далее - учреждение) и установлению дополнительных социально-экономических, правовых и профессиональных гарантий, льгот и преимуществ для работников, а также по созданию более благоприятных условий труда по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, отраслевым тарифным соглашением, региональным и территориальным соглашениями (указываются полные названия соглашений).
Действие настоящего коллективного договора распространяется на всех работников учреждения (п. 1.5 договора).
В п. 1.16 договора поименованы локальные нормативные акты: правила внутреннего трудового распорядка (приложение №...), положение о стимулировании работников (приложение №...), положение по охране труда (приложение №...).
Как следует из п. 7.1 коллективного договора оплата труда работников учреждений включает в себя следующие элементы оплаты труда: оклады (должностные оклады), ставки заработной платы; выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера.
Система оплаты труда работников устанавливается в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, Положением о новых системах оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений адрес, утверждённым Постановлением главы местного самоуправления, а также локальными нормативными актами образовательного учреждения.
Система оплаты труда устанавливается с учетом: единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, государственных гарантий по оплате труда; рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-деловых отношений; мнения представительного органа работников (п. 7.2).
Согласно п. 7.4. коллективного договора при реализации образовательных программ основного общего, дополнительного образования детей образовательное учреждение учитывает Особенности оплаты труда отдельных категорий педагогических работников, предусмотренные приложением к коллективному договору.
При этом стороны договорились проводить мониторинг процесса введения новых систем оплаты труда, совместно разрабатывать предложения по совершенствованию норм по оплате труда, предусмотренных в Положении об оплате труда работников учреждения по видам экономической деятельности, совершенствовать критерии оценки качества работы педагогических и других категорий работников для определения размера стимулирующих выплат (п. 7.5.1, п. 7.5.2.).
Согласно п. 7.9 коллективного договора стороны договорились устанавливать в пределах имеющихся средств размеры доплат, надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера учреждением по согласованию с профсоюзным органом и закреплять в положении об оплате труда, являющимся приложением к коллективному договору, (приложение №...). При установлении оплаты труда работников образования учитывать их личный трудовой вклад и качество труда, при этом максимальный размер оплаты труда не ограничивать. За выполнение дополнительных видов работ, не обусловленных трудовым договором, производить в установленном порядке дополнительную оплату, а за работу в условиях труда, отличающихся от нормальных, работникам учреждений устанавливать соответствующие выплаты.
Из Положения о материальном стимулировании работников МБОУ СОШ с. Целинный (приложение №... (4) к коллективному договору) следует, что оплата труда работников МБОУ СОШ с. Целинный предусматривает единые принципы материального обеспечения и осуществляется в соответствии с законодательными и иными правовыми нормативными актами Российской Федерации.
Оплата труда работника определяется его личным трудовым вкладом с учетом конечных результатов работы школы и максимальными размерами не ограничивается. Установленные государством должностные оклады и часовые тарифные ставки являются гарантиями минимальных размеров оплаты труда (п. 1.2).
Тарифные ставки и оклады работников устанавливаются в соответствии с разрядами Единой тарифной сетки с учетом повышений, установленных законодательством Российской Федерации, и являются минимальными размерами ставок заработной платы для соответствующих профессионально-квалификационных групп работников (п. 1.3).
Должностной оклад - это выраженный в денежной форме размер оплаты труда работника за выполнение закрепленных за ним должностных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором. Должностной оклад работника устанавливается в трудовом договоре на основе тарифной ставки соответствующего разряда ETC и коэффициента, позволяющего полнее учесть квалификацию работника, сложность и особенности выполняемых им работ, фактические условия труда (п. 1.4).
Расходы по оплате труда работников, включая различные меры материального стимулирования, осуществляются за счет общего фонда оплаты труда, предусмотренного сметой школы. При этом меры материального стимулирования могут осуществляться как за счет бюджетных средств, так и из внебюджетных источников (п. 1.5).
Применение мер материального стимулирования оформляется приказом директора школы (п. 1.7.).
В разделе 2 указанного положения предусмотрены виды материального стимулирования, к которым отнесены: надбавки, доплаты, премии, материальная помощь.
Пунктом 2.4. Положения установлено, что премии – это дополнительная часть заработной платы, выплачиваемая за достижение плановых результатов труда школы в целом или его структурным подразделением. В школе применяется индивидуальное премирование, отмечающее особую роль отдельных работников, достигших высоких количественных и качественных результатов и коллективное премирование, направленное на мотивацию работников школы. Премирование производится по достижению определенных результатов, а также по результатам работы за определенный период.
Раздел 4 Положения регулирует порядок премирования.
Согласно п. №... приказом директора школы могут устанавливаться премии конкретным работникам (группам работников) за достижение высоких индивидуальных (коллективных) результатов.
Индивидуальное премирование за достижение определенных результатов для всех работников школы осуществляется приказом директора школы. Размер премии определяется в индивидуальном порядке и может исчисляться в процентах от должностного оклада или в абсолютных величинах.
За выполнение показателей премирования по различным категориям работников по результатам работы школы в течение определенного периода (учебного года, учебной четверти) осуществляется премирование всех категорий работников школы приказом директора по согласованию с профсоюзным комитетом школы.
Размер премии определяется на основании настоящего Положения по представлению предложений руководителей структурных подразделений. Премии максимальными размерами не ограничены (п. 4.4).
Лица, не проработавшие полный расчетный период, могут быть премированы с учетом их трудового вклада и фактически проработанного времени (п. 4.5).
Работнику может быть уменьшена премия по итогам работы или он может быть лишен премии полностью за невыполнение показателей премирования. Премия не выплачивается работникам, получившим дисциплинарное взыскание (п. 4.6).
Премирование по итогам работы за определенный период осуществляется за счет экономии фонда оплаты груда, предусмотренного по смете на текущий год. Премирование производится за качественное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и выполнение установленных показателей премирования по категориям работников (п. 4.7).
Положением о стимулирующих доплатах и надбавках педагогическим работникам муниципального бюджетного учреждения СОШ адрес МР адрес регулируется деятельность по стимулированию работников школы в повышении эффективности и качества трудовой деятельности (п. 1.2).
Настоящее положение разработано в целях усиления материальной заинтересованности работников учреждения в повышении качества образовательного и воспитательного процесса, развития творческой активности и инициативы, ответственности работников за выполнение трудовых обязанностей, оценки особых достижений, результативность и качество профессиональной деятельности (п. 2.1).
Стимулирующие надбавки по результатам педагогической деятельности выплачиваются из стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения, направляемой на эти цели. Стимулирующие надбавки являются формой поощрения работников за результативность и высокое качество труда, выраженное в индивидуальных учебных и вне учебных достижениях обучающихся и повышения уровня их предметной обученности. Стимулирующие надбавки не входят в состав заработной платы работников и не являются ее неотъемлемой частью (п. 2.2).
ФИО1 п. 2.3. данного положения стимулирующие выплаты педагогическим работникам включают поощрительные выплаты по результатам труда, определяются личным трудовым вкладом педагога с учетом конечных результатов работы школы, за высокое качество работы. Стимулирующие выплаты не являются «базовой» частью заработной платы педагогических работников школы.
На основании данного положения каждый педагогический работник учреждения имеет право на получение стимулирующих выплат по результатам своего труда (п.2.4).
Разделом 3 положения урегулирован порядок установления стимулирующих выплат, приведены критерии оценки деятельности с указанием количественного размера бала.
Раздел 4 положения регулирует вопросы премирования сотрудников.
ФИО1 п. 4.1. премия – это дополнительная часть заработной платы, выплачивается работникам за конкретные высокие достижения в трудовой деятельности, за достижение высоких результатов образовательной организации в целом. В школе могут применяться разовые премии: за выполнение особо важных и ответственных поручений; за подготовку и поведение важных организационных мероприятий, связанных с основной деятельностью образовательной организации; за позитивные результаты работы, выразившиеся в особых достижениях обучающихся; за подготовку к новому учебному году; в связи с празднованием дня защитника Отечества, дня 8 марта, Нового года, профессиональных праздников, Дня дошкольного работника, Дня учителя; за проявление творческой инициативы, ответственного отношения к профессиональному долгу, к должностным обязанностям, личный вклад каждого работника в обеспечение; надлежащих условий для укрепления здоровья обучающихся и воспитанников, за эффективную организацию и проведение оздоровительной работы с детьми, направленную на снижение заболеваемости и травматизма; за активное участие в подготовке и проведении школьных мероприятий патриотической направленности; за работу по сохранению и укреплению физического здоровья обучающихся, формирование здорового образа жизни; за руководство творческой деятельностью обучающихся вне рамок образовательной программы; за подготовку и проведение мероприятий, направленных на повышение авторитета и имиджа образовательной организации среди обучающихся, родителей, общественности; за активное участие и качественную подготовку школы к новому учебному году; за высокий профессионализм, проявление творческой инициативы, по результатам работы за учебный период; за своевременное и качественное выполнение работ и разовых поручений, не входящих в должностные обязанности; за многолетний, добросовестный труд; за особый режим работы по обеспечению безаварийной, безотказной и бесперебойной работы инженерных и хозяйственно-эксплуатационных систем жизнеобеспечения Школы.
Премии могут устанавливаться в денежном эквиваленте или в процентах от должностного базового оклада, базовой ставки заработной платы (п. 4.2. положения).
Выплата премий производится по результатам работы всего коллектива, а также отдельных сотрудников школы, достигших высоких количественных и качественных результатов за месяц, квартал, полугодие, по итогам финансового и учебного года (п. 4.3 данного положения).
На основании вышеуказанных локальных актов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у ответчика имеет место индивидуальное премирование в виде стимулирующих выплат, и коллективное стимулирование в виде премий. При этом коллективный договор и приложения к нему имеют большую юридическую силу, чем Положение о стимулирующих выплатах от 18 ноября 2015 г.
Исходя из условий Коллективного договора (приложения №... к нему), предусматривающих премирование всех категорий работников школы за выполнение показателей премирования по различным категориям работников по результатам работы школы в течение определенного периода (учебного года, учебной четверти), суд приходит к выводу, что при достижении определенных результатов работы школы истец имела право на соответствующую премию, которая является составной частью заработной платы, то есть ее выплата при определенных условиях является обязанностью работодателя, а не правом.
Судом первой инстанции установлено, что в период с 2 сентября 2017 г. по 24 декабря 2018 г. истец не работала в результате незаконных действий ответчика, который ее уволил в нарушении установленного порядка.
Вместе с тем, как следует из представленного расчета ответчика, выплата вынужденного прогула произведена, исходя из тарификации в размере 18 607, 02 руб. при 20-часовой нагрузке, и не включила в себя премии, которые мог получать истец при отсутствии незаконного увольнения и продолжении своей работы.
Материалами дела подтверждено, что в период вынужденного прогула работники школы получали стимулирующие надбавки и премии.
Так, приказами по МБОУ СОШ адрес в соответствии с ФИО1 Президента РФ, №... от дата «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и на основании Положения о порядке установления иных стимулирующих выплат и премирования работников учреждения и распределение суммы до доведения средней заработной платы педагогических работников МБОУ COШ адрес до средней заработной платы в адрес, произведены следующие стимулирующие выплаты и премии педагогическим работникам:
дата по приказу №... работникам начислены выплаты разного размера. Показателями для премирования выступали: качество образования, динамика достижений (30%), достижения учащихся в исследовательской работе (105), олимпиады (10-20%), конкурсы (10-20%), участие в методических объединениях (10-30%), повышение квалификации (10-20%), работа с родителями (10%), районные семинары, общественная работа (20%), внеклассная работа (20%), открытые уроки, ведение школьной документации (10%), работа без больничных (10%), участие в районных мероприятиях, участие в школьных мероприятиях (15%), оформление выставок (15%). При этом по таким показателям как качество образования, динамика достижений (30%), участие в методических объединениях (10-30%), внеклассная работа (20%), ведение школьной документации (10%), участие в школьных мероприятиях (15%) премированы были все сотрудники.
дата по приказу №...§1 - 30 работникам начислены выплаты разного размера. Показателями для премирования выступали: качество образования, динамика достижений (30%), по данному показателю премированы все работники.
дата по приказу №... работникам произведены выплаты разного размера. Показателями для премирования выступали: качество образования, динамика достижений (30%), достижения учащихся в исследовательской работе (105), олимпиады (10-20%), конкурсы (10-20%), участие в методических объединениях (10-30%), повышение квалификации (10-20%), работа с родителями (10%), районные семинары, общественная работа (20%), внеклассная работа (20%), открытые уроки, ведение школьной документации (10%), работа без больничных (10%), участие в районных мероприятиях, участие в школьных мероприятиях (15%), оформление выставок (15%). При этом по таким показателям как качество образования, динамика достижений (30%), премированы были все сотрудники.
дата по приказу №... работникам начислены выплаты разного размера. Показателями для премирования выступали: качество образования, динамика достижений (30%), по данному показателю премированы все работники.
дата по приказу №... работникам начислены выплаты разного размера. Показателями для премирования выступали: качество образования, динамика достижений (30%), по данному показателю премированы все работники.
дата по приказу №... работникам произведены выплаты разного размера. Показателями для премирования выступали: качество образования, динамика достижений (30%), достижения учащихся в исследовательской работе (105), олимпиады (10-20%), конкурсы (10-20%), участие в методических объединениях (10-30%), повышение квалификации (10-20%), работа с родителями (10%), районные семинары, общественная работа (20%), внеклассная работа (20%), открытые уроки, ведение школьной документации (10%), работа без больничных (10%), участие в районных мероприятиях, участие в школьных мероприятиях (15%), оформление выставок (15%). При этом по таким показателям как качество образования, динамика достижений (30%), премированы были все сотрудники.
дата по приказу №... работникам начислены выплаты разного размера. Показателями для премирования выступали: качество образования, динамика достижений (30%), по данному показателю премированы все работники по 800 рублей каждому;
дата по приказу №... работникам начислены выплаты разного размера. Показателями для премирования выступали: качество образования, динамика достижений (30%), достижения учащихся в исследовательской работе (105), олимпиады (10-20%), конкурсы (10-20%), участие в методических объединениях (10-30%), повышение квалификации (10-20%), работа с родителями (10%), районные семинары, общественная работа (20%), внеклассная работа (20%), открытые уроки, ведение школьной документации (10%), работа без больничных (10%), участие в районных мероприятиях, участие в школьных мероприятиях (15%), оформление выставок (15%). При этом по таким показателям как участие в методических объединениях (10-30%), общественная работа (20%), ведение школьной документации (10%) премированы были все сотрудники.
дата приказом №... работникам начислены выплаты разного размера. Показателями для премирования выступали: качество образования, динамика достижений (30%), по данному показателю премированы все работники по 1500 рублей каждому;
дата приказом №... работникам начислены выплаты разного размера. Показателями для премирования выступали: качество образования, динамика достижений (30%), достижения учащихся в исследовательской работе (105), олимпиады (10-20%), конкурсы (10-20%), участие в методических объединениях (10-30%), повышение квалификации (10-20%), работа с родителями (10%), районные семинары, общественная работа (20%), внеклассная работа (20%), открытые уроки, ведение школьной документации (10%), работа без больничных (10%), участие в районных мероприятиях, участие в школьных мероприятиях (15%), оформление выставок (15%). При этом по таким показателям как качество образования, динамика достижений (30%), ведение школьной документации (10%) премированы были все сотрудники по 1000 рублей и 200 рублей соответственно.
дата приказом №... работникам начислены выплаты разного размера. Показателями для премирования выступали: качество образования, динамика достижений (30%), по данному показателю премированы все работники, размер разный.
Приложенные к указанным приказы выписки из протокола комиссии по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда идентичны по своему содержанию и не позволяют прийти к однозначному выводу о применении в тот или иной период конкретного критерия с учетом вклада каждого педагога.
На основании изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что те показатели, по которым выплаты премии были осуществлены в отношении всех сотрудников школы в конкретные периоды времени, зависели не от вклада каждого из них, а от общих показателей работы школы (в том числе внеклассной, общественной), либо от иных объективных причин (день учителя, новый год, окончание учебной четверти), поэтому по данным показателям истец также была бы премирована, как и другие сотрудники.
Доказательством этого являются произведенные в предыдущие периоды работы истца у ответчика. Так, за год, предшествующий увольнению, истцу были выплачены следующие стимулирующие доплаты и премии: апрель 2016 – 7600 рублей (стимулирующий персональный коэффициент); сентябрь 2016 – 1700 рублей (премия); декабрь 2016 – 6100 рублей (стимулирующий персональный коэффициент); март 2017 – 1750 рублей (корр.пов. на 30%), июнь 2017 – 700 рублей (корр.пов. на 30%).
В силу ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 6 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (ст. 130 Трудового кодекса Российской Федерации) и в силу предписаний ст. ст. 2, 130 и 134 Трудового кодекса Российской Федерации должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Предусмотренное ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации правовое регулирование не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления индексации, поскольку предполагает, что ее механизм определяется при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от дата№...-О-О, от дата№...-О, от дата№...-О).
Материалами дела подтверждено, что истец работала в указанные периоды в муниципальном образовательном учреждении.
ФИО1 ч. 1 ст. 9.2 Федерального закона от дата № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон о некоммерческих организациях) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В соответствии с ч. 5 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение осуществляет в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При этом нормами трудового законодательства не предусмотрено единого для всех работников способа индексации заработной платы. Право органов местного самоуправления самостоятельно определять порядок и размеры оплаты труда работников организаций, финансируемых из местного бюджета, вытекает из их полномочий по управлению муниципальной собственностью. При этом органы местного самоуправления связаны положением Конституции РФ, гарантирующим каждому право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37, ч. 3), а также требованиями Трудового кодекса РФ, закрепляющими как общие правила и государственные гарантии оплаты труда (ст. ст. 130, 132, 133, 134 и 135), так и специальный порядок установления систем оплаты труда работников муниципальных учреждений (ст. 144). Таким образом, организации, финансируемые из бюджета (в том числе муниципального), нормой ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации выделены в отдельную категорию, которая для проведения индексации заработной платы должна руководствоваться только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Право самостоятельной индексации на основании коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта на такие учреждения не распространяется.
ФИО1 п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от дата № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
ФИО1 ст. 4 Закона Республики Башкортостан от дата№...-з «Об образовании в адрес» к полномочиям органов государственной власти Республики Башкортостан в сфере образования относятся, в том числе обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Республики Башкортостан, рассчитанных на основании методики, утвержденной настоящим Законом.
Из ст. 11 указанного закона следует, что нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, расположенных на территории Республики Башкортостан, включаемые Правительством Республики Башкортостан в нормативы, определяемые в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате по адрес.
ФИО1 Республики № УГ-241 от дата с дата произведено повышение в 1.04 % базовой единицы для определения минимальных окладов по профессиональным квалификационным группам и размеры окладов (должностных окладов) работников государственных учреждений Республики Башкортостан. Правительству Республики Башкортостан предписано принять меры по повышению оплаты труда работников государственных учреждений Республики Башкортостан, в том числе в целях достижения целевых показателей повышения заработной платы, установленных в ФИО1 Президента Российской Федерации от дата№... «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от дата№... «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», от дата№... «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Органам местного самоуправления Республики Башкортостан рекомендовано принять аналогичные решения и обеспечить своевременное повышение оплаты труда работников муниципальных учреждений Республики Башкортостан.
Постановлением ФИО1 администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан №... от дата принято аналогичное решение о повышении с дата в 1, 04 раза базовой единицы для определения минимальных окладов по профессиональным квалификационным группам и размеры окладов (должностных окладов) работников муниципальных учреждений муниципального района адрес РБ. Предписано руководителям муниципальных учреждений и руководителям структурных подразделений администрации муниципального района адрес привести штатное расписание работников своих учреждений в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего постановления.
Из материалов дела следует, что работникам школы такое повышение было произведено, и при начислении истцу суммы вынужденного прогула ей расчет был произведен с учетом состоявшегося повышения.
Данный факт стороной истца не оспаривается, несогласие касается размера произведенной индексации, а также отсутствие индексации в предыдущие периоды.
Материалами дела подтверждено, что всем работникам школы была произведена индексация в указанном выше размере, до 2018 года предыдущая индексация производилась в 2014 году. Данные обстоятельства никем не оспариваются.
ФИО1 пояснениям допрошенных специалистов третьего лица, которые осуществляют финансовое обслуживание ответчика, все выплаты сотрудникам школы производятся в пределах бюджета и субвенций, предоставляемых учредителем и министерством образования.
Принимая во внимание, что ответчик является бюджетным учреждением, не обладающим самостоятельными финансовыми ресурсами, кроме тех, которые выделяются его учредителем – администрацией района, и вышестоящей организацией – Министерством образования в виде субвенций, а в спорный период иной индексации сотрудникам школы не производилось (иного суду не представлено), у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска в соответствующей части требований.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости ежегодной такой индексации в размере индекса потребительских цен являются необоснованными, поскольку приводимые истцом положения, а равно судебная практика, касаются организаций, не относящихся к бюджетной сфере с целью дисциплинировать их поведение в данной сфере. Что касается бюджетных учреждений, которые выполняют государственные заказы в определенной сфере деятельности общества, то вопросы индексации регулируются соответствующими бюджетами данных учреждений, решениями их учредителей.
Вопрос не проведения индексации в бюджетном учреждении предметом спора не являлся.
Отказ в удовлетворении данных исковых требований влечет отказ в удовлетворении требования о проведении перерасчета выплаченной заработной платы после индексации.
В соответствии с ч. 1 ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, неоднозначность критериев, по которым в определенные периоды у ответчика производилось начисление стимулирующих выплат и премий, отсутствие при рассмотрении дела о восстановлении на работе спора по стимулирующим выплатам и премиям, отсутствие данных требований при подаче иска, суд считает необходимым произвести расчет процентов по ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации с момента вынесения апелляционной инстанции решения о восстановлении на работе – дата Именно с этого момента работодатель узнал о незаконности увольнения истца, и должен был, с учетом ее вынужденного прогула в период судебного спора, начислить размер премий, причитающих истцу независимо от ее личного вклада и личных достижений в этот период. Оснований для начисления процентов с дата не имеется, поскольку факты личного вклада работника в этот период в работу школы фактически отсутствовали, при этом суд учитывает, что выплата премий осуществлялась за счет сумм выделенных в определенном периоде субвенций, которые и были израсходованы, свободных средств (фонда оплаты труда) ответчик не имел.
Размер подлежащих взысканию процентов за задержку выплаты денежных средств определяется по день вынесения судебного акта (дата) и будет составлять 2 617, 90 руб., исходя из следующего расчета:
- с дата до дата: 15410 x 7,75% / 150 x 174 дня = 1385, 36 руб.;
- с дата до дата: 15410 x 7,5% / 150 x 41 день = 315, 91 руб.;
- с дата до дата: 15410 x 7,25% / 150 x 41 день = 305, 37руб.;
- с дата до дата: 15410 x 7%/ 150 x 85 дней = 611, 26 руб.
ФИО1 разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 п. 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата№... «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» начисление процентов в связи с несвоевременной выплатой заработной платы, не исключает права работника на индексацию сумм задержанной заработной платы в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов, поскольку такая индексация является не самостоятельной мерой ответственности работодателя, а механизмом восстановления покупательной способности денег, своевременно не полученных работником.
Вследствие инфляции покупательная способность невыплаченной истцу в установленный срок денежной суммы снизилась, в связи с чем истец потерпел убытки. В соответствии со ст. 134 ТК РФ названная сумма подлежит компенсации в полном объеме с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанных органами государственной статистики.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании с ответчика в пользу истца денежной суммы в размере 18 213, 50 (15410+2617,90+185,60) руб.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, что нашло отражение в мотивировочной части решения, спор разрешил в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от 3 декабря 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Измалковой Е.Е. и ее представителя Измалкова В.В. – без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Идрисова
Судьи А.М. Сагетдинова
Т.К. Свистун
Справка: судья Янузакова Д.К.