ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу №2а-92/2020 (33а-5450/2020)
15 июля 2020 года г. Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Каримовой Ф.М.,
судей Бураншина Т.А., Куловой Г.Р.,
при секретаре Нафикове А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №25 по Республике Башкортостан к Салишеву Вилю Махмутовичу о взыскании задолженности по налогам, пени, штрафам,
по апелляционной жалобе Салишева Виля Махмутовича на решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 10 января 2020 года.
Заслушав доклад судьи Бураншина Т.А., судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 25 по Республике Башкортостан (далее МИФНС России № 25 по РБ, инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Салишеву В.М., в котором просит взыскать с ответчика задолженность: 10430 руб. - страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС с 01 января 2017 года; 403 руб. 67 коп. – пени на страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС с 01 января 2017 года; 49945 руб. – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года; 2057 руб. 86 коп. – пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года.
Обосновывая требования административного иска, указывает, что Салишев В.М. является налогоплательщиком, состоит на учете в качестве адвоката с дата. МИФНС России №... по РБ надлежащим образом известила налогоплательщика о сумме и сроках уплаты налога, направив налоговые уведомления. МИФНС России №... по РБ направила должнику: 1. требование №... от дата со сроком для добровольной уплаты до дата об уплате пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии в размере 962 руб. 52 коп. (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до дата), текущая задолженность 0 руб., списана в порядке статьи 11 ФЗ-436; 182 руб. 67 коп. – пени на страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за расчетные периоды, истекшие до дата – текущая задолженность 0 руб. – списана в порядке статьи 11 ФЗ-436; 2. требование №... от дата со сроком для добровольной уплаты до дата об уплате пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии в размере 416 руб. 31 коп. (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до дата) - текущая задолженность 0 руб., списана в порядке статьи 11 ФЗ-436; 83 руб. 50 коп. – пени на страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за расчетные периоды, истекшие до дата - текущая задолженность 0 руб. – списана в порядке статьи 11 ФЗ-436;. 3. требование №... от дата со сроком для добровольной уплаты до дата об уплате пени на страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС в размере 84 руб. 85 коп. за расчетные периоды, истекшие до дата – текущая задолженность 0 руб. – списана в порядке статьи 11 ФЗ-436; 4. требование №... от дата со сроком для добровольной уплаты до дата об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии с дата в размере 23400 руб.; 87 руб. 75 коп. – пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии с дата; 4590 руб. – страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС с дата; 5. требование №... от 18.01.2019г. со сроком для добровольной уплаты до дата: 26545 руб. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии с дата; 2050 руб. 32 коп. – пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии с дата; 5840 руб. – страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС с дата, 403 руб. 67 коп. – пени на страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС с дата; 6. требование №... от дата со сроком для добровольной уплаты до дата: 141 руб. 93 коп. – пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии с дата; 87 руб. 81 коп. – пени на страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за расчетные периоды, истекшие до дата – текущая задолженность 0 руб. – списана в порядке статьи 11 ФЗ-436; 45 руб. 70 коп. – пени на страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС с дата. В установленные в требовании сроки указанные суммы в бюджет не поступили. Поскольку налогоплательщик в соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации самостоятельно не исполнил обязанность по уплате налогов и соответствующих сумм пени, налоговый орган обратился в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа. Мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по налогам и пени на сумму 63275 руб. 36 коп. Впоследствии от ФИО1 поступили возражения относительно исполнения вынесенного судебного приказа, который был судом отменен. По состоянию на дата за ФИО1 числится задолженность: 10430 руб. - страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС с дата; 403 руб. 67 коп – пени на страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС с дата; 49945 руб. – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии с дата; 2057 руб. 86 коп – пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии с дата. Административным истцом сумма размера исковых требований уменьшена в связи со списанием задолженности в порядке статьи 11 ФЗ-436.
Решением Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 10 января 2020 года административный иск удовлетворен.
Постановлено:
Взыскать с ФИО1 задолженность: 10430 руб. - страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС с дата; 403 руб. 67 коп – пени на страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС с дата; 49945 руб. – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии с дата; 2057 руб. 86 коп – пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии с дата. Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 085 руб. 10 коп.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит об отмене вышеуказанного судебного акта, полагая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что с него взысканы суммы налога за пределами срока обращения в суд.
В возражении на апелляционную жалобу, представитель инспекции полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Принимая во внимание, что иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав представителя административного истца ФИО4 о законности судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
На основании статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 1).
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с частью 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
организации;
индивидуальные предприниматели;
физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов (пункт 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что административный ответчик является военным пенсионером, в налоговый период 2017-2018 года имел статус адвоката с дата.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку административный ответчик, являющийся действующим адвокатом, не исполнил своей обязанности по уплате страховых взносов, то имеются основания для взыскания отыскиваемых сумм обязательных платежей и санкций.
МИФНС России №... по РБ надлежащим образом известила налогоплательщика о сумме и сроках уплаты налога, направив налоговые уведомления.
В связи с неуплатой налогов ФИО1 направлены требования:
1. требование №... от дата со сроком для добровольной уплаты до дата об уплате пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии в размере 962 руб. 52 коп. (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до дата), текущая задолженность 0 руб., списана в порядке статьи 11 ФЗ-436; 182 руб. 67 коп. – пени на страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за расчетные периоды, истекшие до дата – текущая задолженность 0 руб. – списана в порядке статьи 11 ФЗ-436;
2. требование №... от дата со сроком для добровольной уплаты до дата об уплате пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии в размере 416 руб. 31 коп. (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до дата) - текущая задолженность 0 руб., списана в порядке статьи 11 ФЗ-436; 83 руб. 50 коп. – пени на страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за расчетные периоды, истекшие до дата - текущая задолженность 0 руб. – списана в порядке статьи 11 ФЗ-436;.
3. требование №... от дата со сроком для добровольной уплаты до дата об уплате пени на страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС в размере 84 руб. 85 коп. за расчетные периоды, истекшие до дата – текущая задолженность 0 руб. – списана в порядке статьи 11 ФЗ-436;
4. требование №... от дата со сроком для добровольной уплаты до дата об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии с дата в размере 23400 руб.; 87 руб. 75 коп. – пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии с дата; 4590 руб. – страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС с дата;
5. требование №... от дата со сроком для добровольной уплаты до дата: 26545 руб. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии с дата; 2050 руб. 32 коп. – пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии с дата; 5840 руб. – страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС с дата, 403 руб. 67 коп. – пени на страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС с дата;
6. требование №... от дата со сроком для добровольной уплаты до дата: 141 руб. 93 коп. – пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии с дата; 87 руб. 81 коп. – пени на страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за расчетные периоды, истекшие до дата – текущая задолженность 0 руб. – списана в порядке статьи 11ФЗ-436; 45 руб. 70 коп. – пени на страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС с дата.
Вышеназванные требования остались неисполненными.
Поскольку ФИО1 самостоятельно не исполнил обязанность по уплате налогов и пени административный истец обратился с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье.
Определением мирового судьи судебного участка №... по адрес и адрес РБ от дата судебный приказ от дата отменен в связи с поступившими возражениями ответчика.
Довод апелляционной жалобы на пропуск административным истцом срока на обращение в суд с настоящим административным иском со ссылкой на то, что указанный срок в целом составляет 6 месяцев, включая срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд с административным иском после отмены судебного приказа, основан на ошибочном толковании положений действующего законодательства, в связи с чем подлежит отклонению как несостоятельный.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, пеней, превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Из материалов дела следует, что общая сумма налогов и пени, подлежащих взысканию, превысила 3 000 руб. по требованию №... от дата, срок исполнения требования установлен до дата.
Как указывалось выше, заявление о выдаче судебного приказа от дата подано налоговым органом дата, то есть в установленный законом шестимесячный срок.
После отмены судебного приказа дата, налоговый орган имел право обратиться в суд в течение 6 месяцев, то есть до дата. Административное исковое заявление направлено в суд – дата, поступило в суд –дата, следовательно, административный истец обратился с иском в пределах срока исковой давности.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, доводы ФИО1 о пропуске срока исковой давности являются необоснованными, поскольку платежи, начисленные ФИО1 до дата (требования №... со сроком уплаты до дата, требование №... со сроком уплаты до дата, требование №... со сроком уплаты до дата, требование №... со сроком уплаты до дата), были списаны налоговым органом.
Кроме того, выражая несогласие с начислением налоговым органом обязательных платежей, в рассматриваемом споре ФИО1 ссылался на то, что является военным пенсионером, в связи с чем, у него не возникла обязательств по внесению страховых и медицинских взносов.
Судебная коллегия, оценивая доводы стороны административного ответчика, изложенные им в апелляционной жалобе, учитывает разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлении от дата№....
Так, исходя из положений пункта 2 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации адвокаты являются плательщиками страховых взносов.
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлены статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ранее, до вступления в законную силу (1 января 2017 года) Федерального закона N 243-ФЗ от 3 июля 2016 года "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" аналогичные положения содержались в пункте 2 части 1 статьи 5, а также статье 16 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
При этом судебная коллегия учитывает, что нормы действующего законодательства, в том числе положения Налогового кодекса Российской Федерации, так же как и действующего ранее Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" не содержат исключений из числа плательщиков страховых взносов в отношении военных пенсионеров, имеющих статус адвоката.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 мая 2005 года N 223-0, взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Закона N 167-ФЗ в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым получаемых пенсионных выплат, в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 24 февраля 1998 года N 7-П, от 23 декабря 1999 года N 18-П, от 3 июня 2004 года N 11-П и от 23 декабря 2004 года N 19-П и настоящем Определении, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статье 19 (части 1 и 2), статье 35 (части 1 и 2), статье 39 (части 1) и статье 55 (части 3) Конституции Российской Федерации.
При этом судебная коллегия учитывает, что положениями части 4 статьи 7 Федерального закона N 4468-1 от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" установлено, что лица, указанные в статьи 1 данного Закона (военнослужащие), при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, законодатель установил правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов, в связи с чем, обстоятельства, послужившие основанием для освобождения индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, были устранены.
Изложенное позволяет судебной коллегии прийти к выводу, что адвокаты, являющиеся военными пенсионерами, с 1 января 2010 года обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Согласно правовой позиции, неоднократно изложенной Конституционным Суд Российской Федерации, отнесение адвокатов к числу лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов - само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации; граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору, и уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение ими права на получение трудовой пенсии (Определения от 23 апреля 2014 года N 794-0, от 28 марта 2017 года N 519-0).
Сохранение за отдельной категорией граждан, являющихся получателями пенсии по Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, права на бесплатную медицинскую помощь является дополнительной социальной гарантией, предусмотренной для ограниченного круга лиц с учетом особых оснований увольнения со службы, и не может рассматриваться как исключающее указанных лиц в случае осуществления ими иной деятельности, в частности адвокатской, из системы обязательного медицинского страхования, распространяющейся на все работающее население.
При таких обстоятельствах возложение на военных пенсионеров, имеющих статус адвоката, обязанности по уплате страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования не нарушает их конституционные права.
Так, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28 января 2020 года N 5-П признал положения подпункта 1 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22, пункта 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 7 Федерального закона N 4468-1, частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в их взаимосвязи с абзацем 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию, возлагают на них обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, оценка доказательств по делу была произведена судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по правилам относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд отразил в решении. Несогласие с оценкой принятых судом доказательств не свидетельствует о незаконности принятого судом решения.
При этом, судебная коллегия учитывает, что выражая несогласие с взысканием обязательных платежей, административный ответчик сам расчет ни по праву, ни по размеру не оспаривает, иного расчета в материалы дела не представляет.
Таким образом, судом первой инстанции верно определен общий размер задолженности, на основании представленного административным истцом расчета.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 10 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Салишева Виля Махмутовича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в суд кассационной инстанции.
Председательствующий судья Каримова Ф.М.
Судьи Бураншин Т.А.
Кулова Г.Р.
Справка: судья Васикова Р.Р.