14 июня 2018 года Дело №33-11625/2018
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Нурмухаметовой Р.Р.
судей Низамовой А.Р.
ФИО1
при секретаре Хасанове Р.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Ленинского районного суда г.Уфа Республики Башкортостан от 01 марта 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан о назначении пенсии и включении периодов службы в Эстонской ССР, Белорусской ССР в выслугу лет для назначения пенсии, с просьбой произвести исчисление пенсии, отказать за необоснованностью.
Заслушав доклад судьи Нурмухаметовой Р.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан о признании права на назначение пенсии, включении периода службы в Эстонской ССР, Белорусской ССР в выслугу лет для назначения пенсии, указав, что после службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 27 апреля 1982 года по 08 июня 1984 года, истец проходил службу в союзных республиках СССР, в частности: с 20 ноября 1984 года по 23 октября 1985 года – службу в органах внутренних дел Эстонской ССР, с 24 октября 1985 года по 13 июня 1994 года – в органах внутренних дел Белорусской ССР, с 08 августа 1994 года по 11 февраля 2002 года – в Министерстве юстиции Эстонской Республики. В связи с распадом СССР истец вернулся в Российскую Федерацию, при этом пенсионные права не были реализованы. Стаж службы в органах внутренних дел составляет 22 года 8 мес. 22 дня, что дает право на пенсионное обеспечение на льготных условиях, по месту нахождения - в Республике Башкортостан.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит истец ФИО2, указав, что причиной отказа назначить льготной пенсии явилась смена места жительства пенсионера определяется по законодательству государства, на территории которого он проходил службу, что противоречит конституции РФ. Истец является гражданином Российской Федерации, за что государство Эстонии выгнало его из страны. После распада СССР, в результате гонений, не оформив и не реализовав пенсионные права, вернулся на Родину. Полагая отказ в назначении пенсии незаконным, истец просит суд обязать МВД по РБ назначить и выплачивать пенсию по нормам и правилам, предусмотренным для военнослужащих, уволенных из Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно материалам дела, истец находился на учебе в учебном центре МВД ЭССР с января по май 1986 года, работал в 574 отряде ВОХРР войсковой части 87525 в должности стрелка с 22 ноября 1984 года по сентябрь 1985 года; проходил стажировку: в должности участкового инспектора милиции в Калининском РОВД города Таллин с 03 августа 1987 года по 30 августа 1987 года и в качестве оперуполномоченного уголовного розыска Октябрьского РОВД г.Таллин ЭССР с 30 мая по 01 августа 1988 года; проходил службу в должности инспектора милиции ОВД Калининского райисполкома города Таллин ЭССР с 01 октября 1988 года по 28 февраля 1991 года, а с 01 марта 1991 года в должности констебля Ыйсмяэского отделения полиции города Таллин Таллинской префектуры полиции.
С 29 ноября 1991 года уволен со службы в полиции в связи с откомандированием в Ленинский районный отдел милиции города Минск Республики Беларусь.
Как следует из материалов дела, в частности представления к увольнению из органов внутренних дел в запас Вооруженных Сил Республики Беларусь от 16 мая 1994 года, что в период с 27 апреля 1982 года по 28 июня 1984 года истец проходил службу в Вооруженных Силах СССР; в органах внутренних дел Республики Беларусь с 24 октября 1985 года, на момент увольнения выслуга лет истца составила 10 лет 06 месяцев 23 дня.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств – участников Содружества независимых Государств от 24 декабря 1993 года, а также положениями статьи 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1, исходил из того, что пенсия за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел государств – участников СНГ может выплачиваться государством, на территорию которого переехал гражданин, при условии, что он является нетрудоспособным лицом, при этом приобрел право на получение пенсии за выслугу лет на территории государства, в котором проходил службу в органах внутренних дел, в связи с достижением предельного возраста.
Поскольку ФИО2 не является нетрудоспособным лицом и у него не возникло право на получение пенсии за выслугу лет по месту увольнения со службы на территории Республики Беларусь, либо Эстонской Республики, т.е. он увольнялся без права на пенсию.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку Соглашением от 24 декабря 1993 года не предусмотрена возможность первичного назначения пенсии за выслугу лет бывшему сотруднику органов внутренних дел государством, в которое он переехал для постоянного проживания.
Первичное назначение пенсии за выслугу лет должно производиться государством – участником Соглашения по месту прохождения службы и увольнения сотрудника со службы. При изменении постоянного места жительства пенсионером, то есть лицом, которому пенсия за выслугу лет ранее уже была назначена, исчисление пенсии осуществляется по законодательству Стороны (государства - участника Соглашения) по вновь избранному пенсионером месту жительства.
Российская Федерация является участником Соглашений стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 года и «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств» от 24 декабря 1993 года.
Таким образом, лицам, переехавшим на постоянное жительство в Российскую Федерацию, проходившим службу в органах внутренних дел других государств - участников СНГ, которые не приобрели право на получение пенсии и им не была назначена пенсия в соответствии с законодательством указанных государств, оснований для назначения и выплаты пенсии за выслугу лет в соответствии с законодательством, регулирующим пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не имеется.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований, поскольку истец не приобрел право на назначение пенсии на территории государства, где проходил службу, и пенсия ему не была назначена, оснований для назначения ему пенсии за выслугу лет по линии МВД РФ не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали бы выводов судебного решения, аналогичны доводам, заявленным в суде первой инстанции, и не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.
Руководствуясь статьями 327.1 ч.1 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Уфа Республики Башкортостан от 01 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий Р.Р. Нурмухаметова
Судьи А.Р. Низамова
ФИО1
Справка: судья Касимов А.В.