ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33-11591/2018
14 июня 2018 года город Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Нурмухаметовой Р.Р.,
судей Низамовой А.Р.,
ФИО1,
при секретаре Хасанове Р.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 04 апреля 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска ФИО2 к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан об установлении юридического факта возникновения права на пенсию за выслугу лет на государственной гражданской службе Республики Башкортостан на день достижения минимальной выслуги 15 лет и 6 месяцев на 06 февраля 2003 года или на день увольнения 24 февраля 2004 года; о возложении обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение, выдать справку о месячном денежном содержании на дату возникновения права на пенсию за выслугу лет по занимаемой должности начальника отдела, отказать.
Заслушав доклад судьи Низамовой А.Р., судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратился с исковым заявлением к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан об установлении юридического факта возникновения права на пенсию за выслугу лет на государственной гражданской службе Республики Башкортостан на день достижения минимальной выслуги 15 лет и 6 месяцев на 06 февраля 2003 года или на день увольнения 24 февраля 2004 года; о возложении обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение, выдать справку о месячном денежном содержании на дату возникновения права на пенсию за выслугу лет по занимаемой должности начальника отдела.
В обоснование заявленных требований указал, что приказом №... от 26 октября 2017 года уволен с государственной гражданской службы Республики Башкортостан 01 ноября 2017 года. С 01 июля 2017 года истцу назначена страховая пенсия по старости. 02 ноября 2017 года ФИО2 обратился к ответчику с заявлением о выдаче документов на назначение пенсии по выслуге лет и просил определить месячное денежное содержание для исчисления размера пенсии по должности, занимаемой на день возникновения права на пенсию за выслугу лет, то есть по состоянию на 06 февраля 2003 года (на день достижения минимальной выслуги 15 лет и 6 месяцев) по занимаемой должности начальника Альшеевского отдела труда.
23 ноября 2017 года истцом получена справка №... о месячном денежном содержании в соответствии с заявлением и решение о продолжительности стажа государственной гражданской службы.
Письмом от 21 декабря 2017 года справка №... от 23 ноября 2017 года отменена. Согласно справке №... от 21 декабря 2017 года месячное денежное содержание для исчисления размера пенсии определено на дату прекращения государственной службы по последней занимаемой должности главного специалиста-эксперта.
26 декабря 2017 года истец повторно обратился к ответчику с заявлением о даче разъяснений по поводу отмены справки №..., однако ответ им не получен.
Определением суда от 21 февраля 2018 года в качестве соответчика привлечено Государственное казенное учреждение Республиканский центр социальной поддержки населения.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ФИО2 просит отменить решение суда, его исковые требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что 24 февраля 2004 года он по собственному желанию был уволен с должности начальника отдела и если бы не продолжил службу, то на данный момент имел бы право на пенсию по выслуге лет по занимаемой должности начальника отдела и Минтруд Республики Башкортостан выдал бы справку по должности начальника отдела. Факт возобновления работы на государственной гражданской службе не может являться фактом прекращения ранее приобретенного права. Имея стаж государственной службы более 30 лет, ФИО2 находится в неравном положении с уволенными ранее до достижения 60 лет коллегами. Также указывает, что выработав максимальный размер пенсии за выслугу лет на руководящих должностях и в связи со структурными изменениями территориальных органов Минтруда Республики Башкортостан, был переведен на должность главного специалиста-эксперта с уменьшением размера должностного оклада, что противоречило гарантиям государственной службы.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся в суд апелляционной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав ФИО2, представителя ответчика ФИО3, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда проверяется судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Установлено, что Законом Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года № ВС-25/28 «О государственной службе Республики Башкортостан» урегулирован вопрос пенсионного обеспечения государственных служащих Республики Башкортостан.
Согласно ст. 30 названного Закона Республики Башкортостан лица, замещавшие после вступления в силу настоящего Закона государственные должности государственной службы Республики Башкортостан, должности государственной гражданской службы Республики Башкортостан и имеющие выслугу лет на государственной службе Республики Башкортостан, указанную в абзаце втором настоящей части, приобретают право выхода на пенсию за выслугу лет на государственной службе (далее - пенсия за выслугу лет) по достижении ими возраста, при котором назначается страховая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»), за исключением случаев увольнения с государственной службы Республики Башкортостан, связанных с виновными действиями (абзац 1).
Минимальная продолжительность стажа государственной гражданской службы Республики Башкортостан для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (абзац 2).
Лица, замещающие должности государственной гражданской службы Республики Башкортостан, приобретают право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», при наличии стажа, предусмотренного абзацем вторым настоящей части, за исключением случаев увольнения с государственной гражданской службы Республики Башкортостан, связанных с виновными действиями (абзац 4).
2. Лицу, указанному в абзаце первом, третьем или четвертом части 1 настоящей статьи, по его выбору, устанавливается пенсия за выслугу лет в размере 55 процентов денежного содержания по должности, занимаемой на день возникновения права на пенсию по выслуге лет, прекращения государственной службы Республики Башкортостан или достижения возраста, дающего право выхода на страховую пенсию по старости на общих основаниях. Размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Башкортостан за каждый полный год выслуги свыше продолжительности стажа, установленного абзацем вторым части 1 настоящей статьи, но сумма пенсии за выслугу лет не может превышать 80 процентов его месячного денежного содержания. К пенсии за выслугу лет устанавливается фиксированная выплата в размере, равном размеру фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» (абзац 1).
Из суммы указанных в абзаце первом настоящей части размеров, а также из суммы указанных в части 1.1 настоящей статьи размеров вычитаются страховая пенсия по старости (инвалидности), фиксированная выплата к страховой пенсии и повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленные в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом не учитываются суммы повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи, в связи с достижением возраста 80 лет или наличием инвалидности I группы, размер доли страховой пенсии, установленный и исчисленный в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также суммы повышений размеров страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты при назначении страховой пенсии по старости впервые (в том числе досрочно) позднее возникновения права на нее, восстановлении выплаты указанной пенсии или назначении указанной пенсии вновь после отказа от получения установленной (в том числе досрочно) страховой пенсии по старости (абзац 2).
4. При назначении страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" выплата пенсии за выслугу лет (пенсии по инвалидности), фиксированной выплаты к ней производится за счет средств бюджета Республики Башкортостан в части, превышающей размеры страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии (абзац 3).
В приведенной редакции статья 30 Закона Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года № ВС-25/28 «О государственной службе Республики Башкортостан» действует с 01 января 2017 года на основании Закона Республики Башкортостан № 443-з от 22 декабря 2016 года.
Разрешая спор, суд исходил из того, что к истцу применима прежняя редакция ст. 30 Закона Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года № ВС-25/28 «О государственной службе Республики Башкортостан», о чем указано в статье 4 Закона Республики Башкортостан № 443-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Башкортостан».
Согласно ст. 4 Закона Республики Башкортостан № 443-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Башкортостан»:
1. Гарантии пенсионного обеспечения, в том числе право на пенсию за выслугу лет (доплату к пенсии), иные выплаты в соответствии с частями 1 - 4 статьи 14 Закона Республики Башкортостан от 27 декабря 2007 года № 505-з «О государственных должностях Республики Башкортостан» (далее - Закон Республики Башкортостан «О государственных должностях Республики Башкортостан») и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Закона), сохраняются за следующими категориями лиц:
1) лица, замещавшие государственные должности Республики Башкортостан не менее одного года, прекратившие исполнение своих полномочий до 1 января 2017 года, а именно: замещавшие не менее одного года до 1 января 2017 года должности, относившиеся до 1 января 2017 года к государственным должностям Республики Башкортостан, и уволенные с этих должностей до 1 января 2017 года, достигшие после 1 января 2017 года на день обращения за назначением доплаты к пенсии возраста: мужчины - 60 лет и женщины - 55 лет;
2) лица, замещавшие с 1 января 1995 года государственные должности категории «А» не менее одного года, а именно: замещавшие в соответствии с Законом Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года № ВС-25/28 «О государственной службе Республики Башкортостан» (далее - Закон Республики Башкортостан «О государственной службе Республики Башкортостан») в период с 1 января 1995 года до вступления в силу Закона Республики Башкортостан «О государственных должностях Республики Башкортостан» не менее одного года государственные должности категории «А», достигшие после 1 января 2017 года на день обращения за назначением доплаты к пенсии возраста: мужчины - 60 лет и женщины - 55 лет;
3) лица, продолжающие замещать на 1 января 2017 года государственные должности Республики Башкортостан и имеющие на 1 января 2017 года продолжительность замещения государственной должности Республики Башкортостан не менее одного года, а именно: продолжающие на 1 января 2017 года замещать не менее одного года должности, относившиеся на 1 января 2017 года к государственным должностям Республики Башкортостан, и:
а) лица, замещавшие после 1 января 2017 года вышеуказанные должности, достигшие на день обращения за назначением доплаты к пенсии возраста: мужчины - 60 лет и женщины - 55 лет;
б) лица, замещающие после 1 января 2017 года вышеуказанные должности, достигшие на день обращения за назначением пенсии за выслугу лет возраста: мужчины - 58 лет и женщины - 53 года;
4) лица, продолжающие замещать на 1 января 2017 года государственные должности Республики Башкортостан, имеющие на этот день стаж для назначения пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) не менее одного года и приобретшие до 1 января 2017 года право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»), а именно: продолжающие на 1 января 2017 года замещать не менее одного года должности, относившиеся на 1 января 2017 года к государственным должностям Республики Башкортостан, и достигшие до 1 января 2017 года возраста: мужчины - 60 лет и женщины - 55 лет.
2. Гарантии пенсионного обеспечения, в том числе право на пенсию за выслугу лет на государственной службе (ежемесячную доплату к пенсии), иные выплаты, включая фиксированную выплату к пенсии за выслугу лет на государственной службе, в соответствии с частью 1, абзацем первым части 2, абзацем первым части 4 статьи 30 Закона Республики Башкортостан «О государственной службе Республики Башкортостан» и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Закона), сохраняются за следующими категориями лиц:
1) лица, проходившие государственную службу Республики Башкортостан на должностях категории «Б» и «В», государственную гражданскую службу Республики Башкортостан, уволенные со службы до 1 января 2017 года и приобретшие право на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии), иные выплаты, устанавливаемые в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Башкортостан в связи с прохождением указанной службы, а именно: лица, замещавшие до 1 января 2017 года должности, относившиеся до 1 января 2017 года к должностям государственной службы Республики Башкортостан, государственной гражданской службы Республики Башкортостан, и уволенные с этих должностей до 1 января 2017 года, имеющие минимальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет, предусмотренный абзацем вторым части 1 статьи 30 Закона Республики Башкортостан "О государственной службе Республики Башкортостан" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Закона) и исчисленный в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими в редакции до дня вступления в силу настоящего Закона, достигшие после 1 января 2017 года на день обращения за назначением пенсии за выслугу лет возраста: мужчины - 60 лет и женщины - 55 лет;
2) лица, продолжающие замещать на 1 января 2017 года должности государственной гражданской службы Республики Башкортостан и имеющие на 1 января 2017 года стаж государственной гражданской службы Республики Башкортостан для назначения пенсии за выслугу лет не менее 20 лет, а именно: лица, продолжающие замещать на 1 января 2017 года должности, относившиеся на 1 января 2017 года к должностям государственной гражданской службы Республики Башкортостан, имеющие на 1 января 2017 года стаж государственной гражданской службы Республики Башкортостан для назначения пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к пенсии), иных выплат, устанавливаемых в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Башкортостан в связи с прохождением указанной службы, не менее 20 лет, исчисленный в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими в редакции до дня вступления в силу настоящего Закона, и достигшие на день обращения за назначением пенсии за выслугу лет возраста:
а) для лиц, замещавших после 1 января 2017 года вышеуказанные должности: мужчины - 60 лет и женщины - 55 лет;
б) для лиц, замещающих после 1 января 2017 года вышеуказанные должности: мужчины - 58 лет и женщины - 53 года;
3) лица, продолжающие замещать на 1 января 2017 года должности государственной гражданской службы Республики Башкортостан, имеющие на этот день стаж государственной гражданской службы Республики Башкортостан для назначения пенсии за выслугу лет не менее 15 лет и приобретшие до 1 января 2017 года право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», а именно: лица, продолжающие замещать на 1 января 2017 года должности, относившиеся на 1 января 2017 года к должностям государственной гражданской службы Республики Башкортостан, имеющие на 1 января 2017 года стаж государственной гражданской службы Республики Башкортостан для назначения пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к пенсии), иных выплат, устанавливаемых в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Башкортостан в связи с прохождением указанной службы, не менее 15 лет, исчисленный в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими в редакции до дня вступления в силу настоящего Закона, и достигшие до 1 января 2017 года возраста: мужчины - 60 лет и женщины - 55 лет.
4. Периоды, включаемые в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до дня вступления в силу настоящего Закона, в стаж замещения государственных должностей Республики Башкортостан для назначения пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии), стаж государственной гражданской службы Республики Башкортостан для назначения пенсии за выслугу лет на государственной службе, стаж муниципальной службы в Республике Башкортостан для назначения пенсии за выслугу лет на муниципальной службе, подлежат зачету при назначении (установлении) с 1 января 2017 года и позднее пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) и иных выплат категориям лиц, перечисленным в частях 1 - 3 настоящей статьи.
5. Предусмотренные нормативными правовыми актами, действовавшими в редакции до дня вступления в силу настоящего Закона, условия определения размера пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии), ее пересмотра и индексации, условия определения размера денежного содержания (денежного вознаграждения) для исчисления размера пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии), осуществления иных выплат (включая фиксированную выплату к пенсии за выслугу лет), а также выплаты, входящие в указанный состав денежного содержания, не могут быть ухудшены (уменьшены) и подлежат зачету при назначении (установлении) с 1 января 2017 года и позднее пенсии за выслугу лет и иных выплат категориям лиц, перечисленным в частях 1 - 3 настоящей статьи.
6. За лицами, указанными в частях 1 - 3 настоящей статьи, сохраняется право выбора совокупности или отдельных условий пенсионного обеспечения, установленных нормативными правовыми актами Республики Башкортостан, действовавшими до дня вступления в силу настоящего Закона.
Судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции в том, что истец продолжал на 1 января 2017 года замещать должность государственной гражданской службы Республики Башкортостан, имел на 1 января 2017 года стаж государственной гражданской службы Республики Башкортостан для назначения пенсии за выслугу лет не менее 20 лет, исчисленный в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими в редакции до дня вступления в силу Закона Республики Башкортостан № 443-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Башкортостан», и достиг на день обращения за назначением пенсии за выслугу лет возраста 60 лет, в связи с чем на него распространяется гарантия пенсионного обеспечения в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона Республики Башкортостан № 443-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Башкортостан».
Так, ранее (в редакции до 01 января 2017 года) статья 30 Закона Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года № ВС-25/28 «О государственной службе Республики Башкортостан» предусматривала, что лица, замещавшие после вступления в силу настоящего Закона государственные должности государственной службы Республики Башкортостан, должности государственной гражданской службы Республики Башкортостан (далее - государственные служащие) и имеющие выслугу лет на государственной службе Республики Башкортостан, приобретают право выхода на пенсию за выслугу лет на государственной службе (далее - пенсия за выслугу лет) по достижении ими возраста, при котором назначается трудовая пенсия по старости на общих основаниях, за исключением случаев увольнения с государственной службы, связанных с виновными действиями.
Для назначения пенсии за выслугу лет на государственной службе устанавливается минимальный стаж государственной службы: для мужчин - 12,5 лет, для женщин - 10 лет.
Государственные служащие, имеющие стаж государственной службы, предусмотренный абзацем вторым настоящей части, приобретают право выхода на пенсию за выслугу лет досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством срока выхода на пенсию по старости на общих основаниях.
Государственному служащему, по его выбору, устанавливается пенсия за выслугу лет в размере 55 процентов денежного содержания по должности, занимаемой на день возникновения права на пенсию по выслуге лет, прекращения государственной службы Республики Башкортостан или достижения возраста, дающего право выхода на пенсию по старости, за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости или за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленных в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Таким образом, по сравнению с современной редакцией ранее выслуга была достаточной продолжительностью 12,5 лет для мужчин.
В настоящее время минимальный срок выслуги (при условии, что год назначения пенсии – 2017) составит 15 лет 6 месяцев.
Истец полагает, что современная редакция Закона Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года № ВС-25/28 «О государственной службе Республики Башкортостан» не требует для определения права на пенсию за выслугу лет достижения определенного возраста.
В апелляционной жалобе и в суде первой инстанции ФИО2 настаивал на применении современной редакции и указывал, что право на пенсию возникает с даты выработки выслуги лет, а по достижении возраста, необходимого для назначения пенсии за выслугу лет, возникает право выхода на пенсию.
Судебная коллегия находит такие выводы ошибочными.
Как прежняя, так и современная редакция (в редакции Закона Республики Башкортостан № 443-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Башкортостан») статья 30 Закона Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года № ВС-25/28 «О государственной службе Республики Башкортостан» предусматривает совокупность обстоятельств для назначения пенсии за выслугу лет, в том числе:
- достижение возраста, с которого назначается страховая (ранее трудовая) пенсия по старости,
- стаж государственной гражданской службы Республики Башкортостан не менее 15 лет 6 месяцев (ранее 12 лет 6 месяцев).
Истец указывает, что поставлен в неравное положение с теми, кто уволился до достижения возраста 60 лет, между тем, истец воспользовался своим правом продолжить правоотношения по прохождению государственной гражданской службы Республики Башкортостан, что дает право увеличения на 3 процента месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Башкортостан за каждый полный год выслуги свыше продолжительности стажа, установленного абзацем вторым части 1 статьи 30 Закона Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года № ВС-25/28 «О государственной службе Республики Башкортостан».
В апелляционной жалобе истец ссылается на то, что имеет право выбора в силу части 6 статьи 4 Закона Республики Башкортостан № 443-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Башкортостан» от 22 декабря 2016 года. Между тем, в названной норме предусмотрено, что за лицами, указанными в частях 1 - 3 настоящей статьи, сохраняется право выбора совокупности или отдельных условий пенсионного обеспечения, установленных нормативными правовыми актами Республики Башкортостан, действовавшими до дня вступления в силу настоящего Закона. Нарушения права выбора отдельных условий применительно к истцу не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 04 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий Р.Р. Нурмухаметова
Судьи А.Р. Низамова
ФИО1
Справка: судья Индан И.Я.