НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) от 12.12.2023 № 2-6645/2023

...

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 33-23002/2023

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Гадиева И.С.

судей Лахиной О.В.,

ФИО2

при секретаре Иванкиной А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6645/2023 по исковому заявлению ФИО3 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии по случаю потери кормильца, по апелляционной жалобе ФИО3 на решение Кировского районного суда г. Уфы от 3 июля 2023 г.

Заслушав доклад судьи Гадиева И.С., судебная коллегия

установила:

ФИО3 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан об оспаривании решения об отказе в установлении страховой пенсии по случаю потери кормильца.

В обоснование иска указал, что ФИО3 является сыном ФИО1, умершего дата. После смерти отца истец обратился к ответчику с заявлением об установлении пенсии по случаю потери кормильца, однако решением ответчика от 8 июня 2020 г. ему в этом было отказано. На момент смерти отца истец обучался на 2 курсе высшего учебного заведения по очной форме обучения. На момент смерти отца истцу 23 года не исполнилось и до момента смерти отца он находился на его иждивении, следовательно, ему положена страховая пенсия по случаю потери кормильца.

На основании изложенного просил признать решение об отказе в установлении пенсии от 8 июня 2020 г. №... незаконным, обязать назначить страховую пенсию по случаю потери кормильца со дня смерти ФИО4, то есть с 29 октября 2019 г.

Решением Кировского районного суда г. Уфы от 3 июля 2023 г. в удовлетворении исковых требований ФИО3 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии по случаю потери кормильца отказано.

В апелляционной жалобе ФИО3 просит решение Кировского районного суда г. Уфы от 3 июля 2023 г. отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Не соглашается с выводом суда о недоказанности факта нахождения истца на иждивении, отмечая, что истцом в материалы дела было представлено решение Орджоникидзевского районного суда г.Уфы от 15 марта 2021 г. №..., которым был установлен факт нахождения истца на иждивении отца ФИО1

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав ФИО3 и его представителя ФИО6, поддержавших доводы жалобы, представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан ФИО7, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью первой статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).

В части второй статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ определен круг лиц, которые признаются нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, к которым относятся дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

Как разъяснено в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 21 июня 1985 г. № 9 «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение», установление факта нахождения лица на иждивении умершего имеет значение, в том числе, для возмещения вреда, если оказываемая помощь являлась для заявителя постоянным и основным источником средств к существованию. В тех случаях, когда заявитель имел заработок, получал стипендию, пенсию и т.п., необходимо выяснять, была ли помощь со стороны лица, предоставлявшего содержание, постоянным и основным источником средств к существованию заявителя.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, круг которых определен в части 2 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях», если они состояли на иждивении умершего кормильца, то есть находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. При этом не исключается наличие у нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца какого-либо собственного дохода. Факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего кормильца членом его семьи может быть установлен, в том числе, и в судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой умершим кормильцем, и его собственными доходами, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию члена семьи умершего кормильца.

Такое толкование понятия «иждивение» согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30 сентября 2010 г. № 1260-О-О.

Факт нахождения на иждивении после достижения ребенком возраста 18 лет в случае его обучения по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет подлежит доказыванию в предусмотренном законом порядке.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при освоении лицом образовательной программы в очной форме - в отличие от обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам - устанавливается максимальный объем аудиторной нагрузки, что предполагает обучение в качестве основного вида деятельности данного лица; исходя из этого специфика организации учебного процесса в рамках названной формы получения образования существенно ограничивает возможности приобретения детьми умершего кормильца, обучающимися по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, постоянного источника средств к существованию за счет самостоятельной трудовой деятельности, а потому отнесение их к числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца, обусловлено тем, что эти дети, лишившись необходимого материального содержания, для завершения процесса обучения нуждаются в поддержке со стороны государства (постановления от 5 декабря 2017 г. № 36-П, от 27 ноября 2009 г. № 18-П, определение от 17 декабря 2001 г. № 1071-О-О).

Таким образом, дети умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет и обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, имеют право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, если они после достижения совершеннолетия продолжали находиться на иждивении родителей, то есть оставались на их полном содержании или получали от них такую помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО3 является сыном ФИО1 что подтверждается свидетельством о рождении от дата.

ФИО1 умер дата, что подтверждается свидетельством о смерти от дата

ФИО5 и ФИО3 проживали совместно по адресу: адрес, что подтверждается справкой о регистрации от дата№....

На момент смерти ФИО1 истец ФИО3 обучался в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы» и окончил данное учебное заведение в 2022 г., с присвоением диплома №... от 7 июня 2022 г.

26 мая 2020 г. ФИО3 обратился в Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Уфы Республики Башкортостан с заявлением о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца.

Решением Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Уфы Республики Башкортостан №... от 8 июня 2020 г. ФИО3 отказано в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца в связи с отсутствием подтверждения факта нахождения ФИО3 на иждивении умершего кормильца ФИО1

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, со ссылкой на положения статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», исходил из того, что истцом не доказан факт нахождения его на иждивении умершего отца на момент его смерти. Суд указал, что истцом суду не представлены достаточные доказательства для удовлетворения его исковых требований о признании незаконным решения ответчика об отказе в установлении страховой пенсии по потере кормильца, поскольку материалы дела не содержат доказательств получения ФИО3 полного содержания и систематической помощи, которые бы являлись для истца постоянным и основным источником средств к существованию, при том, что доказательств о наличии у умершего ФИО1 возможности оказывать такую помощь не представлено, так как из материалов дела следует, что умерший ФИО1 с 12 сентября 2018 г. какую-либо трудовую деятельность не осуществлял, о чем свидетельствуют сведения из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1

Также суд отметил, что ФИО3 обучался по очной форме обучения на бюджетной основе, что свидетельствует о том, что истец имел самостоятельный доход в виде стипендии.

Вместе с тем суд апелляционной инстанции с такими выводами согласиться не может по следующим основаниям.

Судом первой инстанции при оценке доказательств по делу не учтено, что в материалах дела имеется решение Орджоникидзевского районного суда г.Уфы от 15 марта 2021 г. по делу №..., которым был установлен факт нахождения истца ФИО3 на иждивении отца ФИО1 В указанном деле участвовали те же стороны – истец ФИО3 и ответчик ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Орджоникидзевском районе г.Уфы РБ, чьим правопреемником является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан.

В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Таким образом, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела №..., имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора и повторному доказыванию не подлежат.

В этой связи выводы суда первой инстанции о недоказанности факта нахождения истца на иждивении умершего отца не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Судебная коллегия полагает доказанным факт нахождения истца ФИО3 на иждивении отца ФИО1, данный факт подтверждается указанным решением Орджоникидзевского районного суда г.Уфы от 15 марта 2021 г. по делу №....

Позиция пенсионного органа о том, что пенсионный орган права ФИО3 не нарушал, поскольку истцом при обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по потере кормильца не были представлены доказательства нахождения на иждивении отца, в том числе решение суда, судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.

Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В соответствии с частью четвертой статьи 5 Федерального закона «О страховых пенсиях» обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Подпунктом 3 пункта 5 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.

Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила обращения за страховой пенсией).

Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности:

проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт «а»);

регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт «г»).

Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе:

дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт «а»);

запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт «в»).

Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией).

В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.

В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Из приведенных нормативных положений следует, что:

1. При приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:

проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам;

разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно;

выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.

Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

2. При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.

3. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.

4. В случае необоснованного отказа пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии своевременно не полученная им страховая пенсия выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Из материалов настоящего дела не усматривается, что при обращении ФИО3 с заявлением о назначении страховой пенсии в связи с потерей кормильца пенсионным органом были выполнены обязанности по разъяснению заявителю о недостаточности представленных документов для назначения страховой пенсии и предложению предоставить недостающие для установления пенсии документы.

Так, соответствующие разъяснения в заявлении о назначении страховой пенсии по потере кормильца и уведомлении заявителю не даны (...), не указан перечень доказательств, которые необходимо представить заявителю для назначения страховой пенсии; в решении от 8 июня 2020 г. указанные обстоятельства также не разъяснены, пенсионный фонд ограничился утверждением об отсутствии подтверждения факта нахождения заявителя на иждивении умершего кормильца.

В связи с несоблюдением пенсионным органом положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок обращения лиц за установлением страховой пенсии, было поставлено под сомнение право ФИО3 на своевременное социальное обеспечение по потере кормильца, гарантированное статьей 39 Конституции Российской Федерации.

В этой связи решение пенсионного органа об отказе в назначении страховой пенсии в связи с потерей кормильца законным быть признано не может; требования заявителя о возложении на ответчика обязанности назначить страховую пенсию по потере кормильца являются обоснованными.

Вместе с тем судебная коллегия учитывает, что с 1 сентября 2021 г. решением государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г.Уфы Республики Башкортостан от 9 сентября 2021 г. ФИО3 назначена социальная пенсия по потере кормильца.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

В этой связи судебная коллегия не находит оснований для назначения страховой пенсии по потере кормильца после 1 сентября 2021 г., поскольку заявитель реализовал свое право на выбор социальной пенсии по потере кормильца с 1 сентября 2021 г., и считает необходимым ограничить срок выплаты страховой пенсии с 29 октября 2019 г. по 31 августа 2021 г.

При изложенных обстоятельствах, решение суда законным и обоснованным быть признано не может и подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении в части заявленных требований.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г.Уфы от 3 июля 2023 г. отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования ФИО3 удовлетворить частично.

Признать решение государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г.Уфы Республики Башкортостан от 8 июня 2020 г. незаконным.

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (...) обязанность назначить ФИО3 (...) страховую пенсию по случаю потери кормильца с 29 октября 2019 г. по 31 августа 2021 г.

В удовлетворении исковых требований ФИО3 в остальной части отказать.

Председательствующий И.С. Гадиев

судьи О.В. Лахина

ФИО2

...

...