Дело № 33-21401/2017
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Уфа 12 октября 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Р.Р. Абубакировой
судей Д.Р. Гареевой
Н.Н. Мартыновой
при секретаре Р.И. Даминовой
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
Исковое заявление ФИО1 оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Мартыновой Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ишимбайском районе и городе Ишимбай Республики Башкортостан об обязании установить повышенное отношение заработков.
Требования мотивированы тем, что дата ему назначена страховая пенсия по старости, при этом отношение его среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации установлено 1,2. Размер пенсии исчислен с учетом общего трудового стажа продолжительностью 28 лет 1 месяц 9 дней, однако не учтен стаж работы в районе Крайнего Севера, где выплачивалась заработная плата с применением районного коэффициента 1,5. Полагает, что имеет право на применение коэффициента повышенного отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в размере 1,7. Ссылаясь на вышеназванные обстоятельства, просил возложить на ответчика обязанность применить при расчете досрочной страховой пенсии по старости коэффициент повышенного отношения заработка в размере 1,7, начиная с дата.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истцом поставлен вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального права, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Указывает, что размер пенсии по старости зависит от стажа работы, учитываемого по состоянию на 01.01 2002г., среднемесячного заработка за 24 полных месяца работы в 2000-2001гг., либо за любые 60 месяцев работы подряд в течение всей трудовой деятельности, протекавших до 01.01.2002г., и от суммы страховых взносов, учтенных на индивидуальном лицевом счете в системе обязательного пенсионного страхования за периоды работы после 01.01.2002г. (если такие периоды имеются). В указанное время он работал в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, где получал заработную плату с применением районного коэффициента 1,5. Следовательно, он имеет право на применение коэффициента повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7.
В силу требований статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце втором пункта 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции вправе рассмотреть дело по апелляционным жалобе, представлению в отсутствие лиц, участвующих в деле, если в нарушение части 1 статьи 167 ГПК РФ такие лица, не известили суд апелляционной инстанции о причинах своей неявки и не представили доказательства уважительности этих причин или если признает причины их неявки неуважительными.
Информация о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно была размещена на интернет сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.
Проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, доводы возражения на апелляционную жалобу, выслушав представителя ГУ -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ишимбайском районе и городе Ишимбай Республики Башкортостан – ФИО2, полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пришел к выводу о том, что оснований для возложения на ответчика обязанности применения повышенного коэффициента с момента назначения истцу трудовой пенсии по старости не имеется, поскольку предусмотренное пунктом 3 статьи 30 Федерального закона повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере не свыше 1,7 применяется для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на дату назначения пенсии и проживавших в указанных районах по состоянию на 01 января 2002 года, однако истец при обращении за назначением трудовой пенсии не подтвердил факт проживания в районах Крайнего Севера по состоянию на 01 января 2002 года.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 19 указанного Закона).
Согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона, в случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В соответствии со ст. 28.1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с пунктами 7 - 14 статьи 14 и трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктами 6 - 9 статьи 15 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.
Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции на дату возникновения правоотношений) установлен единый порядок исчисления трудовых пенсий для граждан Российской Федерации, вследствие чего, размер трудовой пенсии исчисляется из оценки пенсионных прав (ОПП) граждан и суммы страховых взносов, поступающих на его индивидуальный лицевой счет в системе обязательного пенсионного страхования.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ, оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года производится путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по следующей формуле: ПК = (РП - 450 рублей) x Т, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей; 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года; Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона), в 2014 г. - 228.000 мес.
В силу пункта 2 указанной статьи расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Согласно абзацам 10 и 11 пункта 3 статьи 30 Федерального закона установлено, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2. Повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размерах не свыше 1,4; 1,7; 1,9 применяется (независимо от вида пенсии):
для лиц, проживавших по состоянию на 01 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
для лиц независимо от места их жительства - мужчин, достигших возраста 55 лет, и женщин, достигших возраста 50 лет, - если они по состоянию на 01 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Из содержания названных законоположений следует, что при исчислении расчетного размера трудовой пенсии повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате обусловлено не только требованиями о необходимом стаже, но и наступлением определенного возраста. В качестве льготы пенсионерам, выезжающим на постоянное жительство за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, законодатель предусмотрел сохранение для них указанного отношения в повышенных размерах только при условии достижения возраста 50 и 55 лет соответственно для женщин и мужчин. Обязательным условием для применения при расчете размера пенсии повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации является подтверждение либо проживания по состоянию на 01 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, либо наличия необходимого страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, с дата ФИО1 назначена и выплачивается страховая пенсия по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях.
Общий страховой стаж истца на дата составлял 13 лет 7 месяцев 27 дней, на дата- 28 лет 1 месяц 9 дней.
При расчете пенсии истца учтен общий стаж его работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера на дата - 16 лет 2 месяца.
Из трудовой книжки АТ-Ш №... следует, что по состоянию на дата истец не работал в районах Крайнего Севера (приравненных к ним), необходимого двадцатилетнего «северного» стажа не имел.
Согласно паспорту истец зарегистрирован по месту жительства по адресу адресдата.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что трудовая пенсия истцу рассчитана и назначена в соответствии с действующим пенсионным законодательством из максимально возможного отношения заработков - 1,2.
Суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
Действовавшим до дата Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и вступившим в силу с 01.01.2015 г. Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер пенсии по старости поставлен в зависимость от трудового стажа и заработка, учтенных до 01.01.2002 г., и суммы страховых взносов, начисленных за время работы после 01.01.2002 г.
Согласно п. 3 ст. 36 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. Федеральный закон от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В пенсионном законодательстве различаются два вида стажа: страховой стаж, необходимый для определения права на пенсию (учитывается по дату назначения пенсии), и общий трудовой стаж, необходимый для исчисления размера пенсии (учитывается по состоянию на 01.01.2002 г.).
Гражданам, имеющим трудовой стаж на соответствующих видах работ, конвертация пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал осуществляется либо с применением общего трудового стажа, либо с учетом трудового стажа на соответствующих видах работ при наличии полного стажа на соответствующих видах работ (не менее требуемой продолжительности 12 лет 6 месяцев) и требуемого страхового стажа на 01.01.2002 г. не менее 25 лет, а также достижения возраста, указанного в пункте 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001 г.
Согласно ответу Пенсионного фонда РФ в Ишимбайском районе и городе Ишимбай Республики Башкортостан (л.д. 10-11), получаемая ФИО1 страховая пенсия по старости исчислена с учетом страхового стажа по состоянию на дата продолжительностью 28 лет 1 мес. 9 дн.
Право на повышение фиксированной выплаты к пенсии в размере 50% у ФИО3 не имеется в связи с отсутствием 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера в соответствии с п. 4 статьи 17 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. по состоянию на 01.01.2002 года пенсия исходя из стажа работы составляет 13 лет 7 месяцев 27 дней.
Таким образом, расчет размера пенсии истцу произведен в соответствии с действующим на момент назначения пенсионным законодательством и правовых оснований для ее увеличения по представленным истцом документам не имеется.
При таком положении исковые требования ФИО1 об установлении повышенного отношения заработков судом обоснованно оставлены без удовлетворения.
В силу вышеизложенного доводы апелляционной жалобы истца о том, что после 01.01.2002 г. стажевый коэффициент истца подлежит увеличению на том основании, что трудовая деятельность ФИО1 осуществляется до настоящего времени и не была прекращена после возникновения у него права на досрочное пенсионное обеспечение по возрасту, основаны на неправильном толковании норм закона, потому в его интересах не могут быть признаны состоятельными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции с учетом правовых норм, подлежащих применению к возникшим отношениям сторон, пришел к правильному выводу о том, что пенсионный орган правомерно установил размер трудовой пенсии по старости без учета повышенного соотношения заработков.
Судебная коллегия с данным выводом суда согласна, поскольку он основан на объективной оценке доказательств по делу, правильном применении норм материального права и подтверждается материалами дела.
Учитывая установленные судом обстоятельства и приведенные правовые нормы, суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам (статья 67 ГПК РФ).
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению спора судом не допущено.
Иные доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном применении и толковании действующего пенсионного законодательства и иной оценке доказательств, и не опровергают выводы суда.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий Р.Р. Абубакирова
Судьи Д.Р. Гареева
Н.Н. Мартынова
Справка: судья Совина О.А.