НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) от 12.02.2018 № 33А-3175/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33а-3175/2018

12 февраля 2018 года г. Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Кривцовой О.Ю.

судей Голубевой И.В. и Идрисовой А.В.

при секретаре Хасанове Р.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Митькиной С.Н. на решение Орджоникидзевского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 8 ноября 2017 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Голубевой И.В., судебная коллегия

установила:

Митькина С.Н. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС №33 по Республике Башкортостан о признании действия по начислению налога на имущество физических лиц незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет налога на имущество за 2015 год с использованием налоговой ставки в размере 0,5 и понижающего коэффициента в размере 0,2, мотивируя свои требования тем, что она является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц в отношении объектов недвижимого имущества: здание с кадастровым номером №... (доля в праве 23267/50000); кадастровая стоимость здания, установленная на 2015 год, составила 47604657 рублей. Она получила налоговое уведомление
№ 88415802 от 27.09.2016 года о расчете налога на имущество физических лиц, согласно которому налог исчислен исходя из его кадастровой стоимости в размере объектов с учетом их долей в праве общей долевой собственности, размера налоговой ставки для соответствующего вида недвижимого имущества, установленной органом местного самоуправления и сроком владения объектом. В тоже время при его исчислении не был применен понижающий коэффициент, установленный п.8 ст. 408 Налогового кодекса РФ. В ответе на заявление о разъяснении порядка исчисления налога налоговый орган указал, что понижающий коэффициент подлежит применению, но в то же время не был применен. 16.06.2017 г. ею направлена жалоба на бездействие налогового органа в Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Башкортостан, которая перенаправлена в адрес ответчика. На основании данной жалобы Межрайонная ИФНС № 33 по Республике Башкортостан произвела перерасчет налога на имущество физических лиц за 2015 год. 18.07.2017 г. ей направлено решение по жалобе, согласно которому жалоба оставлена без удовлетворения, содержалась ссылка на то, что перерасчет был произведен. При осуществлении перерасчета понижающий коэффициент не был применен, а ставка налога была увеличена в 3 раза (ранее 0,5, при перерасчете 1,5) со ссылкой на то, что объект налогообложения с кадастровым номером №... был включен в перечень объектов недвижимого имущества за 2015 год, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, что согласно ст. 406 НК РФ и Решению Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 27.11.2014г № 37/4 является основанием для применения налоговой ставки в полуторном размере. Произведенный расчет считает неверным, совершенным в нарушении норм установленных законодательством, а действия по его осуществлению незаконными.

Обжалуемым решением суда в удовлетворении требований
Митькиной С.Н. о признании действия налогового органа по расчету налога на имущество физических лиц незаконным на объект недвижимого имущества с кадастровым номером №... принадлежащий на праве собственности Митькиной С.Н. незаконным и обязании налоговый орган произвести перерасчет налога на имущество Митькиной С.Н. за 2015 год с использованием налоговой ставки в размере 0,5 и понижающего коэффициента в размере 0,2, отказано за необоснованностью.

В апелляционной жалобе представитель Митькиной С.Н. – Смирнов К.С. просит отменить решения суда по мотиву незаконности и необоснованности, указывая на то, что суд, установив, что объект недвижимости, в отношении которого ведется спор не находится в перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2015 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, должен был удовлетворить исковое заявление вне зависимости от того, доведена ли информация до налоговой службы.

Лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке были извещены надлежащим образом, судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.

В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что Митькина С.Н. является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц в отношении объектов недвижимого имущества собственником, которых является в том числе: здание с кадастровым номером №..., расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, Орджоникидзевский район, площадка Маслоблока ОЛ НУНПЗ, доля в праве 23267/50000.

Кадастровая стоимость указанного здания, установленная на 2015г., составила 47604657 рублей.

Митькина С.Н. получила налоговое уведомление № 88415802 от 27.09.2016 года о расчете налога на имущество физических лиц в размере 55381руб.

Не согласившись с суммой начисленного налога на имуществе физических лиц, Митькина С.Н. просила произвести перерасчет налога за 2015 год по объекту с кадастровым номером №... с учетом понижающего коэффициента.

Инспекция направила в адрес налогоплательщика письмо от 13.04.2017 №15-16/01805-зг, в котором разъяснила порядок исчисления налога.

Митькина С.Н. обратилась в Управление Федеральной налоговый службы по Республике Башкортостан с жалобой на бездействие налогового орган выразившееся в уклонении от перерасчета налога на имущество физических лиц.

Решением Управления Федеральной налоговый службы Республике Башкортостан №233/17 от 14.07.2017 указанная жалоба оставлена без удовлетворения.

В соответствии со ст.400 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.401 НК РФ.

Исходя из п.1, п.2 ст.408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных ст.408 НК РФ.

Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст.85 НК РФ.

В силу п.4 ст.85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Установлено, что объект недвижимости с кадастровым номером №... в 2015 году входил в состав здания с кадастровым номером №..., которое включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30.04.2014 г. № 557.

Согласно данному перечню, кадастровая стоимость объекта, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, Орджоникидзевский район, площадка Маслоблока ОЛ НУНПЗ, по состоянию на 01.01.2015 г. составила 47 604 657,96 руб.

На основании указанных сведений налоговым органом исчислен налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 55 381 руб.

В соответствии с положениями п.3 ст.346.11, п.4 ст.346.26 НК РФ физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, применяющие упрощенную систему налогообложения, а также уплачивающие единый налог на вмененный доход, освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п.7 ст.378.2 НК РФ.

Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан 26.11.2014 г. №37/4 «О налоге на имущество физических лиц» в отношении объектов недвижимого имущества, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п.7 ст.378.2 НК РФ, налоговая ставка в 2015 году установлена в размере 1,5 % (пп.6 п.2).

Инспекцией осуществлен перерасчет по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером №... и сформировано налоговое уведомление от 27.05.2017 г. №157598226 на сумму 166 143 руб., направленное Митькиной С.Н. письмом от 05.06.2017 г. №15-16/02808-зг.

Расчет налога произведен в следующем порядке: 47 604 657,96 руб. * 23267/50000 доля * 6 мес/12 мес* 1,5 % = 166 143 руб.

Согласно п.3 ст.402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п.7 ст.378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым п. 10 ст.378.2 НК РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Таким образом, понижающий коэффициент, предусмотренный п.8 ст.408 НК РФ, применяется при исчислении налога по объектам недвижимого имущества, за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п.7 ст.378.2 НК РФ.

Разрешая заявленные административным истцом требования, учитывая вышеприведенные нормы права, суд правомерно указал, что Межрайонной ИФНС № 33 по Республике Башкортостан правильно применена налоговая ставка при начислении налога на имущество физических лиц.

В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

Данных, свидетельствующих о том, что оспариваемые действия налогового органа не соответствуют нормативным правовым актам, создают препятствия к осуществлению Митькиной С.Н. прав и свобод, нарушают ее права и свободы либо возлагают на нее какую-либо обязанность, не представлено.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Орджоникидзевского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 8 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Митькиной С.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий О.Ю. Кривцова

Судьи И.В. Голубева

А.В. Идрисова

Справка: судья Попенова Т.В.