ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33-7444/2018
10 апреля 2018 года город Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Хамидуллиной Э.М.,
судей Киньягуловой Т.М.,
Нурмухаметовой Р.Р.,
при секретаре Валетдиновой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ПАО СК «Росгосстрах» Ямщикова А.Ю. на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 12 декабря 2017 года, которым постановлено:
исковые требования Исакова ФИО8 к Публичному акционерному обществу Страховая компания «Росгосстрах» о восстановлении водительского класса по договорам ОСАГО серии ВВВ №... от 15.07.2013г. и ССС №... от 14.07.2014г., компенсации морального вреда за нарушение прав потребителей -удовлетворить частично.
Признать за Исаковым ФИО9 по договору ОСАГО серии ВВВ №... от 15.07.2013г. на начало годового срока страхования право на «13-й» водительский класс, по договору ОСАГО серии ССС №... от 14.07.2014г. на начало годового срока страхования право на «13-й» водительский класс
Обязать Публичное акционерное общество Страховая компания «Росгосстрах» внести изменения о водительском классе Исакова ФИО10 в АИС РСА по договорам ОСАГО серии ВВВ №... от 15.07.2013г. и ССС №... от 14.07.2014г.
Взыскать с Публичного акционерного общества Страховая компания «Росгосстрах» в пользу Исакова ФИО11 компенсацию морального вреда 2000 рублей, судебные расходы, связанные с получением сведений из АИС РСА и составлением страховой истории ОСАГО в размере 2000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 4000 рублей, штраф в размере 1000 рублей.
Взыскать с Публичного акционерного общества Страховая компания «Росгосстрах» в доход бюджета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан государственную пошлину в размере 900 руб.
Заслушав доклад судьи Киньягуловой Т.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Исаков И.Н. обратился в суд с иском к Публичному акционерному обществу Страховая компания «Росгосстрах» о восстановлении водительского класса по договорам ОСАГО серии ВВВ №... от 15.07.2013г. и ССС №... от 14.07.2014г., компенсации морального вреда за нарушение прав потребителя.
В обоснование иска указав, что Исаков И.Н. является лицом, ежегодно страхующим свою автогражданскую ответственность и имеющими многолетнюю историю страхования, в связи с чем, при заключении договоров ОСАГО имеют право на получение скидок за безаварийную езду по системе «бонус-малус» за счет применения понижающего значения КБМ при расчете страховой премии, о чем имеются сведения в автоматизированной информационной системе Российского Союза Автостраховщиков (АИС РСА). 15 июля 2013 года между Исаковым И.Н. и ПАО СК «Росгосстрах» заключен договор обязательного страхования автогражданской ответственности серии ВВВ №... с присвоением ему «3-го» водительского класса, что подтверждается сведениями из АИС РСА. В последующий страховой период 14 июля 2014 года между Исаковым И.Н. и ПАО СК «Росгосстрах» был заключен договор обязательного страхования автогражданской ответственности серии ССС №... присвоением ему «3-го» водительского класса, что подтверждается сведениями из АИС РСА. Предыдущим полисом ОСАГО по отношению к полису серии ССС №... от 14 июля 2014 года был безубыточно прекративший свое действие полис ОСАГО серии ВВВ №... от 15 июля 2013 года заключенный сроком 19 июля 2013 года по 18 июля 2014 года с ПАО СК «Росгосстрах», что подтверждается сведениями из АИС РСА. Предыдущим полисом ОСАГО по отношению к полису серии ВВВ №... от 15 июля 2013 года безубыточно прекративший свое действие полис ОСАГО серии ВВВ №... от 11 июля 2012 года, заключенный сроком с 19 июля 2012 года по 18 июля 2013 года с ПАО СК «Росгосстрах», с присвоением ему 12-го водительского класса, что подтверждается сведениями из АИС РСА.
ПАО СК «Росгосстрах», заключая договор ОСАГО, обязано было присвоить Истцу по полису ОСАГО серии ВВВ №... - «13-ый» водительский класс, по полису ОСАГО серии ССС №... - «13-й» водительский класс. Однако данное обстоятельство не было принято во внимание страховщиком в очередной страховой период. Истец направил в ПАО СК «Росгосстрах» на электронный адрес заявления с требованием внести корректировку водительского класса. Письма были направлены по электронному адресу: rgs@rgs.ru, который указан в открытом доступе на официальном сайте Российского Союза Автостраховщиков. Письмо было прочитано Ответчиком 22 августа 2017 года. ПАО «Росгосстрах» добровольно не приняло никаких мер для удовлетворения полученного им заявления.
Просит признать по договору ОСАГО серии ВВВ №... от 15.07.2013г. право на «13-й» водительский класс, по договору ОСАГО серии ССС №... от 14.07.2014г. право на «13-й» водительский класс, обязать ответчика внести изменения о водительском классе истца в АИС РСА по договорам ОСАГО серии ВВВ №... от 15.07.2013г. и ССС №... от 14.07.2014г., взыскать с ПАО СК «Росгосстрах» в пользу Исакова И.Н. 4 000 рублей в качестве компенсации морального вреда за необоснованное занижение водительского класса по полису ОСАГО серии ВВВ №... от 15.07.2013г. 4 000 рублей в качестве компенсации морального вреда за необоснованное занижение водительского класса по полису ОСАГО серии ССС №... от 14.07.2014г., 4 000 рублей за нарушение прав потребителя на добровольное удовлетворение заявления, 2 000 рублей в качестве судебных расходов, связанных с получением сведений из АИС РСА и составлением страховой истории ОСАГО. 9 000 рублей в качество расходов на оплату услуг представителя, штраф в размере 50% от присужденной суммы.
Суд вынес вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ПАО СК «Росгосстрах» Ямщиков А.Ю. просит решение отменить в виду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом. На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ПАО СК «Росгосстрах» - Сакаева Р.Р. обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения права, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Из положений пункта 2 статьи 9 указанного Федерального закона следует, что коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливались в зависимости от: территории преимущественного использования транспортного средства; наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей; технических характеристик транспортных средств; сезонного использования транспортных средств; иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.
В силу пункта 6 статьи 9 указанного Закона, страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 15 вышеназванного Федерального закона при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии случаев страхового возмещения, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.
Подпункт "а" пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в единстве с пунктом 2 приложения II Страховых тарифов ОСАГО, утвержденных указанием Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У, устанавливает, что один из коэффициентов страхового тарифа ОСАГО находится в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (коэффициент КБМ). Пунктом 2 приложения II страховых тарифов ОСАГО утверждена таблица, состоящая из 15 страховых водительских классов, начиная с "М", "0", "1"... до "13", каждому из которых соответствует коэффициент "бонус-малус" (КБМ), ежегодно влияющий на размер страховой премии ОСАГО, увеличивая либо уменьшая ее. В примечаниях к пункту 2 приложения II Страховых тарифов ОСАГО предусмотрены правила и условия определения и применения КБМ при расчете страховых премий ОСАГО.
В целях соблюдения учета за водителями водительских страховых классов и единообразного применения страховыми компаниями коэффициента "бонус-малус" (КБМ) при заключении договоров ОСАГО, в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" создана и функционирует автоматизированная информационная система обязательного страхования, содержащая сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические данные и иные необходимые сведения об обязательном страховании, оператором которой является Российский Союз Автостраховщиков.
Из пункта 1.8 Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Банком России 19 сентября 2014 года N 431-П, при заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.
Абз.6 п. 20 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства N 236 от 07.05.2003 г., предписывает, что при заключении договора обязательного страхования страховщик осуществляет сверку представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленных при заключении такого договора, с информацией, содержащейся в автоматизированной системе страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.
В силу п. 20.1 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства N 236 от 07.05.2003 г., с 1 января 2013 года заключение договора обязательного страхования без внесения страховщиком сведений о страховании в автоматизированную систему страхования и проверки соответствия, представленных страхователем сведений информации, содержащейся в этой системе и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, не допускалось.
С 01.07.2011 г. порядок учета за водителями водительских классов обеспечен п. 10.1 ст. 15 Закона "Об ОСАГО", из которого следует, что при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.
В п. 3 примечаний к пункту 2 приложения II Страховых тарифов ОСАГО, действующих с 11.10.2014 г., установлено, что сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника (водителя) транспортного средства, могут быть получены из АИС РСА.
В соответствии с п.1 ст.9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов.
Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.
В силу п. 2.1 Положения о Правилах ОСАГО (утв. Банком России 19.09.2014г. № 451-П) аналогично установлено, что страховая премия рассчитывается страховщиком в соответствии со страховыми тарифами, определенными страховщиком с учетом требований, установленных Банком России, который на основании п.1 ст.8 Закона Об ОСАГО осуществляет регулирование страховых тарифов по ОСАГО посредством установления актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Пункт 6 ст.9 Закона об ОСАГО прямо предусматривает, что страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
Пп. «а» п.2 ст. 9 Закона об ОСАГО в единстве с пунктом 2 приложения II Страховых тарифов ОСАГО, утвержденных Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У, устанавливает, что один из коэффициентов страхового тарифа ОСАГО находится в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - коэффициент КБМ). Пунктом 2 приложения IJ Страховых тарифов ОСАГО утверждена таблица, состоящая из 15 страховых водительских классов, начиная с «М», «О», «1», «2»...до «13», каждому из которых соответствует коэффициент «бонус-малус» (КБМ), ежегодно влияющий на размер страховой премии ОСАГО, увеличивая либо уменьшая её.
В примечаниях к пункту 2 приложения II Страховых тарифов ОСАГО предусмотрены правила и условия определения и применения КБМ при расчете страховых премий ОСАГО.
В целях соблюдения порядка учета за водителями водительских страховых классов и единообразного применения страховыми компаниями коэффициента «бонус-малус» (КБМ) при заключении договоров ОСАГО в соответствии с п.3 ст.30 Закона об ОСАГО, п.20, п.20.1 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 236 (действовали до 11.10.2014г.), создана и функционирует Автоматизированная информационная система обязательного страхования (далее - АИС РСА), оператором которой является Российский Союз Автостраховщиком и в которой систематизированы сведения о договорах ОСАГО, заключенных начиная с 2011 года, поскольку формирование сведений АИС РСА началось с принятием Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1245 поправок к пункту 20 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства № 236 от 07.05.2003 г.
В п.3 примечаний к пункту 2 приложения II Страховых тарифов ОСАГО установлено, что сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника (водителя) транспортного средства, могут быть получены из АИС РСА.
П. 10.1 ст. 15 Закона Об ОСАГО аналогично предусмотрено, что при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается (п. 10.1 введен Федеральным законом от 01.07.2011 N 1 70-ФЗ. в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ).
На основании п.28 Постановления Пленума Верховного Суда № 17 от 28.06.2012г. бремя доказывания наличия правовых оснований, обосновывающих факт занижения водительских классов истцов (КБМ) при расчете страховой премии должна страховая компания, поскольку обязанность производить правильный расчёт страховой премии, рассчитывать произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов ОСАГО, а также вносить корректные сведения в АИС РСА о заключенных договорах ОСАГО. производить сверку сведений представленных страхователем со сведениями АИС РСА, выявлять несоответствия допущенные при страховании, возложена на страховщика, а не страхователя.
Судом установлено, что Исаков И.Н. является лицом, ежегодно страхующим свою автогражданскую ответственность и имеющими многолетнюю историю страхования, в связи с чем, при заключении договоров ОСАГО имеют право на получение скидок за безаварийную езду по системе «бонус-малус» за счет применения понижающего значения КБМ при расчете страховой премии, о чем имеются сведения в автоматизированной информационной системе Российского Союза Автостраховщиков (АИС РСА).
15 июля 2013 года между Исаковым И.Н. и ПАО СК «Росгосстрах» был заключен договор ОСАГО серии ВВВ №... на срок с 19 июля 2013 года по 18 июля 2014 года с присвоением истцу «3-го» водительского класса.
В последующий страховой период 14 июля 2014 года между Исаковым И.Н. и ПАО СК «Росгосстрах» был заключен договор ОСАГО серии ССС №... на срок с 19 июля 2014 года по 18 июля 2015 года с присвоением истцу «3-го» водительского класса.
Факт присвоения «3-го» водительского класса истцу при заключении спорных договоров ОСАГО подтверждается сведениями АИС РСА, выгруженными 25 июля 2017 года на дату окончания срока страхования и приложенными к материалам дела истцом.
Предыдущим договором ОСАГО по отношению к договору ОСАГО серии ВВВ №... от 15 июля 2013 года прекратившим действие не более 1 года к моменту страхования считался безубыточно прекративший свое действие договор ОСАГО серии ВВВ №... от 11 июля 2012 года сроком действия с 19 июля 2012 года по 18 июля 2013 года с присвоением истцу «12-го» водительского класса страховщиком ПАО СК «Росгосстрах», что являлось основанием для учета за истцом «13-го» водительского класса в последующие периоды страхования по договорам ОСАГО серии ВВВ №... от 15 июля 2013 года и ССС №... от 14 июля 2014 года, но не было учтено страховщиком.
По сведениям из АИС РСА, выгруженным 25 июля 2017 года представителем истца, подтверждается, что по договору ОСАГО серии ВВВ №... от 15 июля 2013 года с периодом действия с 19 июля 2013 года по 18 июля 2014 года Исакову И.Н. был присвоен «3-й» класс (КБМ«1).
Факт того, что истцу в момент заключения договора ОСАГО 15 июля 2013 года присвоен класс «3» ответчик не оспаривал.
ПАО СК «Росгосстрах», заключая договор ОСАГО, обязано было присвоить Истцу по полису ОСАГО серии ВВВ №... - «13-ый» водительский класс, по полису ОСАГО серии ССС №... - «13-й» водительский класс. Однако данное обстоятельство не было принято во внимание страховщиком в очередной страховой период. Истец направил в ПАО СК «Росгосстрах» на электронный адрес заявления с требованием внести корректировку водительского класса. Письма были направлены по электронному адресу: rgs@rgs.ru, который указан в открытом доступе на официальном сайте Российского Союза Автостраховщиков. Письмо было прочитано Ответчиком 22 августа 2017 года. ПАО «Росгосстрах» добровольно не приняло никаких мер для удовлетворения полученного им заявления.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что факт наличия у истца «3-го» водительского класса по договорам ОСАГО серии ВВВ №... от 15 июля 2013г. и ССС №... от 14 июля 2014г. является следствием необоснованного занижения до значения «3» водительского класса в предшествующий период страхования страховщиком ПАО СК «Росгосстрах», что, как следствие, привело к нарушению порядка учета за истцом водительского класса по системе АИС РСА и занижению водительского класса в последующий период страхования по договору ОСАГО серии ВВВ №... от 15.07.2013г.
Учитывая, что согласно пп. «а» п.2 ст. 9 Закона об ОСАГО, п. 3 раздела I Страховых тарифов ОСАГО, утверждённых Постановлением Правительства РФ от дата N 739, а также Страховых тарифов ОСАГО, утвержденных Указанием Банка России от дата N 3384-У, установлено, что правовым основанием для понижения водительского класса (ухудшения положения страхователя либо водителя, допущенного к управлению транспортным средством) является факт наличия страховой выплаты при наступлении страхового случая, произошедшего в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, то основанием для повышения на каждый страховой период водительского класса владельца транспортного средства является установленный факт отсутствия страховых случаев в предшествующие периоды страхования.
Учитывая отсутствие доказательств обоснованности понижения водительских классов, правовых оснований для сохранения за истцом по спорным договорам ОСАГО серии ВВВ №... от 15.07.2013г. и ССС №... от 14.07.2014г. присвоенных истцу «3-го» водительского класса не имеется, в связи с чем, требование истца о восстановлении водительского класса обоснованно подлежали удовлетворению, а нарушенный водительский класс по договорам ОСАГО серии ВВВ №... от 15.07.2013г. и ССС №... от 14.07.2014г. - восстановлению на начало годового срока страхования до значения «13» в отношении истца.
Кроме того, сохранение за истцом по договору заниженного водительского класса по спорному договору ОСАГО может повлечь увеличение стоимости страховых услуг ОСАГО в последующие периоды страхования в силу того обстоятельства, что при расчете страховой премии в каждый последующий период в целях определения КБМ принимается во внимание водительский страховой класс предшествующего страхового периода, что влияет на имущественные права и затрагивает законный интерес водителя на получение скидок за безаварийную езду.
Разрешая спор, в части восстановления водительского класса истца на момент начала срока действия договора, суд исходил из наличия безаварийной страховой истории вождения истца, содержащейся в АИС РСА и буквального толкования таблицы водительских классов, приведенных в Страховых тарифах ОСАГО о том, что водительский класс определяется моментом начала годового срока страхования и окончания годового срока страхования.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они основаны на установленных судом обстоятельствах данного дела и вышеуказанных положениях закона.
Также нарушение последовательности учета за истцами водительских классов в предшествующие периоды страхования не может повлиять на возможность восстановления водительских классов по спорному договору ОСАГО, т.к. правовое регулирование механизма восстановления нарушенного порядка учета за водителями водительского класса и корректировки уплаченных премий с 01 января 2013г. по 30 июня 2014г. было нормативно обеспечено п.20.1 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства от07.05.2003г. № 263 (действовали до 11.10.2014г.) и статьей 6 ФЗ РФ от 25.12.2012г. № 267-ФЗ, обязанность соблюдения которых была возложена на страховщиков, а не страхователей и должное соблюдение которых предполагало своевременное выявление страховщиками несоответствий, допущенных при страховании по применению КБМ, и устранение допущенных несоответствий, направление страхователю уведомления о выявленных несоответствиях с последующим перерасчетом страховых премий.
Иное толкование и применение законодательства привело бы к необоснованной утрате водительского класса без установленных на то Законом «Об ОСАГО» оснований.
Обсуждая доводы о взыскании компенсации морального вреда и штрафа, судебная коллегия приходит к следующему.
Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. При решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Об этом также отмечено и в п. 45 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей". При определении размера компенсации морального вреда судебная коллегия учитывает характер нарушения прав истца, степень и длительность его нравственных страданий.
Поскольку судом установлен факт нарушения ответчиками потребительских прав истца, а также факт неудовлетворения в добровольном порядке законных требований истца, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании в пользу истца с учетом разумности и справедливости, фактических обстоятельств дела 2 000 рублей в качестве компенсации морального вреда с ответчика ПАО СК "Росгосстрах" на основании ст. 15 ФЗ РФ "О защите прав потребителей" с учетом позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", предписывающей при решении вопроса о компенсации потребителю морального вреда учитывать, что достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
В соответствии с п. 6 ст. 13 ФЗ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что сумма штрафа по настоящему иску подлежит взысканию в пользу истца с ПАО СК "Росгосстрах" в размере 1 000 рублей (2 000 *50%).
Иных доводов о незаконности и необоснованности постановленного судом решения апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что выводы суда соответствуют требованиям закона, фактическим обстоятельствам по делу и сделаны на основании имеющихся в деле доказательств, обязанность представления которых возложена согласно статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ на стороны, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения, по делу не допущено.
Руководствуясь ст.329-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 12 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ПАО СК «Росгосстрах» - без удовлетворения.
Председательствующий Хамидуллина Э.М.
Судьи Киньягулова Т.М.
Нурмухаметова Р.Р.