НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) от 09.11.2020 № 2А-683/20

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 33а-17091/2020

по делу № 2а-683/2020

09 ноября 2020 года г.Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Портновой Л.В.

судей Багаутдиновой А.Р.

Субхангулова А.Н.

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Сидоровой И.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 29 по Республике Башкортостан к Гайсиной М. Н. о взыскании обязательных платежей и санкций

по апелляционной жалобе Гайсиной М. Н. на решение Краснокамского межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 июля
2020 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Портновой Л.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Межрайонная ИФНС России № 29 по Республике Башкортостан (далее – МРИ ФНС России № 29 по РБ, административный истец) обратилась в суд с административным иском к Гайсиной М. Н. (далее – административный ответчик) о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям в размере 32 662 руб. 34 коп.: задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отменному, за расчетные периоды начиная с 01.01.2017) в размере 24 037 руб. 97 коп. (за 2018); пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отменному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) в размере 1 913 руб. 83 коп.; задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 в размере 5 288 руб. 44 коп. (за 2018); пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 в размере 421 руб. 05 коп.; штраф по единому сельскохозяйственному налогу в размере 1000 руб.; пени по единому сельскохозяйственному налогу в размере 1 руб. 05 коп.

В обоснование своих исковых требований истец указал, что должник в период с 26.04.2016 по 26.11.2018 осуществляла предпринимательскую деятельность. Поскольку Гайсина М.Н. в установленный законодательством срок не уплатила страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 24 037 руб. 97 коп., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФОМС до 01.01.2017 в размере
5 288 руб. 44 коп., согласно п.п.1-3 ст. 75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязательств.

Размер пеней за каждый календарный день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов, процентная ставка принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ:

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере
1 913 руб. 83 коп.

- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС до 01.01.2017 в размере 421 руб. 05 коп.

Кроме того, административный ответчик в нарушение п. 2 ст. 346.10 НК РФ налоговая декларация по ЕСХН за 2017 год представлена несвоевременно. Штраф по единому сельскохозяйственному налогу составил 1 000 руб., пени – 1 руб. 05 коп.

В настоящее время задолженность не погашена, каких-либо доказательств уплаты обязательных платежей и санкций административным ответчиком в налоговый орган не представлено.

Определением мирового судьи судебного участка по городу Агидель Республики Башкортостан от дата судебный приказ №... от дата о взыскании с Гайсиной М.Н. указанных платежей и санкций в пользу Межрайонной ИФНС России № 29 по Республике Башкортостан отменен, на основании возражений должника относительно исполнения судебного приказа.

Решением Краснокамского межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 июля 2020 года постановлено:

Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №... по адрес к Гайсиной М. Н. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.

Взыскать с Гайсиной М. Н. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 29 по Республике Башкортостан задолженность по обязательным платежам и санкциям в размере 32 662 руб. 34 коп.: задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отменному, за расчетные периоды начиная с 01.01.2017) в размере 24 037 руб. 97 коп. (за 2018); пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отменному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) в размере 1 913 руб. 83 коп.; задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 в размере 5 288 руб. 44 коп. (за 2018); пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 в размере 421 руб. 05 коп.; штраф по единому сельскохозяйственному налогу в размере 1000 руб.; пени по единому сельскохозяйственному налогу в размере 1 руб. 05 коп.

Взыскать с Гайсиной М. Н. в доход бюджета государственную пошлину в размере 1 179 руб. 87 коп.

В апелляционной жалобе Гайсина М.Н. просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать, указывая в обосновании доводов жалобы о том, что не согласна с тем, что в перечень лиц, которые НК РФ освобождены от уплаты страховых взносов, не включены больные с онкологией, и лица, которые фактически не осуществляют предпринимательскую деятельность.

Податель жалобы также указала, что договоры аренды земельных участков и нежилых помещений с администрацией адрес не заключались, продукция не производилась.

За 2017 – 2018 года ответчиком в инспекцию представлялись нулевые декларации.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили. В связи с чем, судебная коллегия на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) признает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав
Гайсину М.Н., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Судом первой инстанции установлено, что административный ответчик Гайсина М.Н. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица с 26.04.2016 по 26.11.2018, что подтверждается Выпиской из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Поскольку ответчик не уплатил страховые взносы, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 образовалась недоимка в размере: 24 037 руб. 97 коп. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, а также в размере 5 288 руб. 44 коп. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.

За несвоевременную уплату страховых взносов ответчику начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 1 913 руб. 83 коп., и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС до 01.01.2017 в размере 421 руб. 05 коп.

На выявленную недоимку ответчику ГУ УПФ РФ направлены требования №... от дата, №... от дата, №... от дата, №... от дата, которые Гайсиной М.Н. оставлены без удовлетворения.

Также, административным ответчиком своевременно не представлена налоговая декларация по ЕСХН за 2017 год. При сроке предоставления не позднее дата декларация представлена дата, просрочка составила один неполный месяц, штраф за который составил 1 000 руб., пени по единому сельскохозяйственному налогу – 1 руб. 05 коп.

Решением №... от датаГайсина М.Н. привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 1 000 руб.

В добровольном порядке в установленный срок задолженность ответчиком не погашена.

дата мировым судьей судебного участка по адрес Республики Башкортостан отменен судебный приказ от дата по заявлению Межрайонной ИФНС России №... по адрес к
Гайсиной М.Н. о взыскании задолженности по страховым взносам.

Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 29 по Республике Башкортостан.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Выводы суда соответствуют нормам права, оснований для переоценки выводов суда по доводам жалобы не имеется.

Согласно пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность в силу пункта 1 статьи 45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (статьи 46, 47, 69 НК РФ).

С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - Кодекс), введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса индивидуальные предприниматели, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.

На основании пункта 3 статьи 420 Кодекса объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.

Согласно статье 432 Кодекса исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 1). Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (часть 2).

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса установлен дифференцированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для указанной категории плательщиков в зависимости от величины дохода плательщика за расчетный период.

Доводы Гайсиной М.Н. относительно того, что деятельность фактически не осуществлялась, доходы отсутствовали, в налоговый орган представлялась нулевая декларация, в связи с чем у налогового органа отсутствовали основания для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования, не являются основанием для отмены решения суда.

Действующее законодательство, регулирующее вопросы социального страхования, предусматривает, что индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты физическим лицам, обязаны производить исчисление и уплату суммы страховых взносов вне зависимости от размера полученного дохода в фиксированном размере. При этом факт осуществления или неосуществления предпринимательской деятельности указанными лицами, равно как и ее результат - получение дохода либо его неполучение (по любым причинам), охватывается понятием риска предпринимательской деятельности и не влияет на изменение или прекращение обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя.

Предприниматель признается застрахованным на весь период страхования - с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и до государственной регистрации прекращения им деятельности в таком качестве.

Таким образом, при наличии у физического лица статуса индивидуального предпринимателя он обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере. Только после утраты соответствующим физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя в установленном порядке прекращается обязанность индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.

Аналогичная правовая позиция приведена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 января 2018 года
№ 44-О.

Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда не установлено.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Краснокамского межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гайсиной М. Н. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Портнова Л.В.

Судьи Багаутдинова А.Р.

Субхангулов А.Н.

Справка: судья Лукманова Г.Х.