ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33 –15588/2018
09 августа 2018 г. г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Хамидуллиной Э.М.
судей Абдрахмановой Э.Я.
Низамовой А.Р.
при секретаре Калимуллиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ОАО САК «Энергогарант» на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 23 марта 2018 г., которым постановлено:
Исковые требования Кильдиной Бики Абдрахмановны к Публичному акционерному обществу Страховая компания «Росгосстрах», Публичному акционерному обществу Страховая акционерная компания «ЭНЕРГОГАРАНТ» о восстановлении водительского класса по договорам ОСАГО серии ВВВ № 0633919265 от 13.04.2013 г., ЕЕЕ № 0707864267 от 18.06.2015 г., серии ССС № 0682412488 от 20.06.2014 г., взыскании переплаты страховой премии, взыскании неустойки, взыскании компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов - удовлетворить частично.
Признать за Кильдиной Бикой Абдрахмановной по договору ОСАГО серю №... от 13.04.2013 г. на начало годового срока страхования право на «12-й» водительский класс, по договору ОСАГО серии ССС № 0682412488 от 20.06.2014 г. на начало годового срока страхования право на «13-й» водительский класс, по договору ОСАГО серии ЕЕЕ № 0707864267 от 18.06.2015 г. на начало годового срока страхования право на «13-й» водительский класс.
Обязать Публичное акционерное общество Страховая компании «Росгосстрах» внести изменения о водительском классе Кильдиной Бики Абдрахмановны в АИС PCА по договорам ОСАГО серии ВВВ № 0633919265 от 13.04.2013 г., ЕЕЕ № 0707864267 от 18.06.2015 г.
Обязать Публичное акционерное общество Страховая акционерная компании «ЭНЕРГОГАРАНТ» внести изменения о водительском классе Кильдиной Бики Абдрахмановны в АИС РСА по договору ОСАГО серии ССС № 0682412488 от 20.06.2014 г.
Взыскать с Публичного акционерного общества Страховая компания «Росгосстрах» в пользу Кильдиной Бики Абдрахмановны переплату страховой премии в размере 2569 руб. 63 коп., неустойку в размере 2569 руб. 63 коп., компенсацию морального вреда в размере 2000 руб., расходы связанные с получением сведений из АИС РСА в размере 1500 руб., штраф в размере 3569 руб. 63 коп.
Взыскать с Публичного акционерного общества Страховая акционерная компания «ЭНЕРГОГАРАНТ» в пользу Кильдиной Бики Абдрахмановны компенсацию морального вреда в размере 2000 руб., расходы связанные с получением сведений из АИС РСА в размере 1500 руб., штраф в размере 1000 руб.
Взыскать с Публичного акционерного общества Страховая компания «Росгосстрах» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 700 руб.
Взыскать с Публичного акционерного общества Страховая акционерная компания «ЭНЕРГОГАРАНТ» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Заслушав доклад судьи Абдрахмановой Э.Я., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
У С Т А Н О В И Л А:
Кильдина Б.А. обратилась в суд с иском к ПАО СК «Росгосстрах» и ПАО САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» о восстановлении водительского класса по договорам ОСАГО серии ВВВ № 0633919265 от 13.04.2013 г., ЕЕЕ № 0707864267 от 18.06.2015 г., серии ССС № 0682412488 от 20.06.2014 г., взыскании переплаты страховой премии, взыскании неустойки, взыскании компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов. В обоснование заявленных требований указала, что Кильдина Б.А. является лицом, ежегодно страхующим свою автогражданскую ответственность и имеющим многолетнюю историю страхования, в связи с чем при заключении договоров ОСАГО имеет право на повышенный водительский класс по ОСАГО, от которой напрямую зависит возможность получения скидок за безаварийную езду по системе «бонус-малус» за счет применения понижающего значения КБМ при расчете страховых премий по ОСАГО.
Истец просила признать за ней по договору ОСАГО серии ВВВ № 0633919265 от 13 апреля 2013 г. на начало годового срока страхования право на «12-й» водительский класс, по договору ОСАГО серии ССС № 0682412488 от 20 июня 2014 г. на начало годового срока страхования право на «13-й» водительский класс, по договору ОСАГО серии ЕЕЕ № 0707864267 от 18 июня 2015 г. на начало годового срока страхования право на «13-й» водительский класс, обязать ПАО СК «Росгосстрах» внести изменения о водительском классе Кильдиной Б.А. в АИС РСА по договорам ОСАГО серии ВВВ № 0633919265 от 13 апреля 2013 г., серии ЕЕЕ № 0707864267 от 18 июня 2015 г., обязать ПАО САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» внести изменения о водительском классе Кильдиной Б.А. в АИС РСА по договору ОСАГО серии ССС № 0682412488 от 20 июня 2014 г., взыскать с ПАО СК «Росгосстрах» в пользу Кильдиной Б.А. 2569 руб. 63 коп. в качестве переплаты страховой премии, 5781 руб. 67 коп. в качестве неустойки, 4000 руб. компенсацию морального вреда за необоснованное занижение водительского класса по договору ОСАГО серии ВВВ № 0633919265 от 13 апреля 2013 г., 4000 руб. компенсацию морального вреда за необоснованное занижение водительского класса по договору ОСАГО серии ЕЕЕ № 0707864267 от 18.06.2015 г., 4000 рублей компенсацию за нарушение прав потребителя на добровольное удовлетворения заявления, взыскать с ПАО САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» в пользу Кильдиной Б.А. 4000 руб. компенсацию морального вреда за необоснованное занижение водительского класса по договору ОСАГО серии ССС № 0682412488 от 20 июня 2014 г., 4000 рублей компенсацию за нарушение прав потребителя на добровольное удовлетворения заявления, взыскать с ПАО СК «Росгосстрах» и ПАО САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» в пользу Кильдиной Б.А. 3000 руб. в качестве судебных расходов, связанных с получением сведений из АИС РСА и составлением страховой истории ОСАГО, штраф в размере 50% от присужденной суммы.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ОАО САК «Энергогарант» просит решение отменить в виду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ПАО СК «Росгосстрах» Сакаева Р.Р., обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч.1, ч.2 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения права, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Из положений пункта 2 статьи 9 указанного Федерального закона следует, что коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливались в зависимости от: территории преимущественного использования транспортного средства; наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей; технических характеристик транспортных средств; сезонного использования транспортных средств; иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.
В силу пункта 6 статьи 9 указанного Закона, страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 15 вышеназванного Федерального закона при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии случаев страхового возмещения, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.
Подпункт «а» пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в единстве с пунктом 2 приложения II Страховых тарифов ОСАГО, утвержденных указанием Банка России от 19 сентября 2014 г. N 3384-У, устанавливает, что один из коэффициентов страхового тарифа ОСАГО находится в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (коэффициент КБМ). Пунктом 2 приложения II страховых тарифов ОСАГО утверждена таблица, состоящая из 15 страховых водительских классов, начиная с «М», «0», «1»... до «13», каждому из которых соответствует коэффициент «бонус-малус» (КБМ), ежегодно влияющий на размер страховой премии ОСАГО, увеличивая либо уменьшая ее. В примечаниях к пункту 2 приложения II Страховых тарифов ОСАГО предусмотрены правила и условия определения и применения КБМ при расчете страховых премий ОСАГО.
В целях соблюдения учета за водителями водительских страховых классов и единообразного применения страховыми компаниями коэффициента «бонус-малус» (КБМ) при заключении договоров ОСАГО, в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» создана и функционирует автоматизированная информационная система обязательного страхования, содержащая сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические данные и иные необходимые сведения об обязательном страховании, оператором которой является Российский Союз Автостраховщиков.
Из пункта 1.8 Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Банком России 19 сентября 2014 г. N 431-П, при заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.
Абз.6 п. 20 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства N 236 от 07 мая 2003 г., предписывает, что при заключении договора обязательного страхования страховщик осуществляет сверку представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленных при заключении такого договора, с информацией, содержащейся в автоматизированной системе страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.
В силу п. 20.1 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства N 236 от 07мая 2003 г., с 1 января 2013 г. заключение договора обязательного страхования без внесения страховщиком сведений о страховании в автоматизированную систему страхования и проверки соответствия, представленных страхователем сведений информации, содержащейся в этой системе и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, не допускалось.
С 01 июля 2011 г. порядок учета за водителями водительских классов обеспечен п. 10.1 ст. 15 Закона «Об ОСАГО», из которого следует, что при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.
В п. 3 примечаний к пункту 2 приложения II Страховых тарифов ОСАГО, действующих с 11 октября 2014 г., установлено, что сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника (водителя) транспортного средства, могут быть получены из АИС РСА.
В соответствии с п.1 ст.9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов.
Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.
В силу п. 2.1 Положения о Правилах ОСАГО (утв. Банком России 19 сентября 2014г. № 451-П) аналогично установлено, что страховая премия рассчитывается страховщиком в соответствии со страховыми тарифами, определенными страховщиком с учетом требований, установленных Банком России, который на основании п.1 ст.8 Закона Об ОСАГО осуществляет регулирование страховых тарифов по ОСАГО посредством установления актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Пункт 6 ст.9 Закона об ОСАГО прямо предусматривает, что страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
Пп. «а» п.2 ст. 9 Закона об ОСАГО в единстве с пунктом 2 приложения II Страховых тарифов ОСАГО, утвержденных Указанием Банка России от 19 сентября 2014 N 3384-У, устанавливает, что один из коэффициентов страхового тарифа ОСАГО находится в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - коэффициент КБМ). Пунктом 2 приложения IJ Страховых тарифов ОСАГО утверждена таблица, состоящая из 15 страховых водительских классов, начиная с «М», «О», «1», «2»...до «13», каждому из которых соответствует коэффициент «бонус-малус» (КБМ), ежегодно влияющий на размер страховой премии ОСАГО, увеличивая либо уменьшая её.
В примечаниях к пункту 2 приложения II Страховых тарифов ОСАГО предусмотрены правила и условия определения и применения КБМ при расчете страховых премий ОСАГО.
В целях соблюдения порядка учета за водителями водительских страховых классов и единообразного применения страховыми компаниями коэффициента «бонус-малус» (КБМ) при заключении договоров ОСАГО в соответствии с п.3 ст.30 Закона об ОСАГО, п.20, п.20.1 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 236 (действовали до 11 октября 2014г.), создана и функционирует Автоматизированная информационная система обязательного страхования (далее - АИС РСА), оператором которой является Российский Союз Автостраховщиком и в которой систематизированы сведения о договорах ОСАГО, заключенных начиная с 2011 года, поскольку формирование сведений АИС РСА началось с принятием Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1245 поправок к пункту 20 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства № 236 от 07 мая 2003 г.
В п.3 примечаний к пункту 2 приложения II Страховых тарифов ОСАГО установлено, что сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника (водителя) транспортного средства, могут быть получены из АИС РСА.
П. 10.1 ст. 15 Закона Об ОСАГО аналогично предусмотрено, что при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается (п. 10.1 введен Федеральным законом от 01.07.2011 N 1 70-ФЗ. в ред. Федерального закона от 21 июля 2014 N 223-ФЗ).
На основании п.28 Постановления Пленума Верховного Суда № 17 от 28 июня 2012 г. бремя доказывания наличия правовых оснований, обосновывающих факт занижения водительских классов истцов (КБМ) при расчете страховой премии должна страховая компания, поскольку обязанность производить правильный расчёт страховой премии, рассчитывать произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов ОСАГО, а также вносить корректные сведения в АИС РСА о заключенных договорах ОСАГО. производить сверку сведений представленных страхователем со сведениями АИС РСА, выявлять несоответствия допущенные при страховании, возложена на страховщика, а не страхователя.
Судом установлено, что Кильдина Б.А. является лицом, ежегодно страхующим свою автогражданскую ответственность и имеющими многолетнюю историю страхования, в связи с чем, при заключении договоров ОСАГО имеют право на получение скидок за безаварийную езду по системе «бонус-малус» за счет применения понижающего значения КБМ при расчете страховой премии, о чем имеются сведения в автоматизированной информационной системе Российского Союза Автостраховщиков (АИС РСА).
13 апреля 2013 г. между Кильдиной Б.А. и ПАО СК «Росгосстрах» был заключен договор ОСАГО серии ВВВ № 06339119265 на срок с 15 апреля 2013 г. по 15 апреля 2014 г. с присвоением истцу «3-го» водительского класса.
В последующий страховой период 20 июня 2014 года между Кильдиной Б.А. и ПАО САК «Энергогарант» заключен договор ОСАГО серии ССС № 0682412488 на срок с 20 июня 2014 г. по 19 июня 2015 г. с присвоением истцу «4-го» водительского класса.
18 июня 2016 г. в отношении гражданской ответственности Кильдиной Б.А. страховщик ПАО СК «Росгосстрах» заключил договор ОСАГО серии №0707864267 со сроком действия с 20 июня 2015 г. по 19 июня 2016 г. с присвоением ей «5-го» водительского класса.
Факт присвоения «5-го» водительского класса истцу при заключении спорных договоров ОСАГО подтверждается сведениями АИС РСА, выгруженными 16 февраля 2018 г.
Предыдущим договором ОСАГО по отношению к договору ОСАГО серии ВВВ № 0633919265 от 15 апреля 2013 г. прекратившим действие не более 1 года к моменту страхования считался безубыточно прекративший свое действие договор ОСАГО серии ВВВ № 0590833992 от 31 марта 2012 г. сроком действия с 15 апреля 2012 г. по 14 апреля 2013 г. с присвоением истцу «11-го» водительского класса страховщиком ПАО СК «Росгосстрах», что являлось основанием для учета за истцом «13-го» водительского класса в последующие периоды страхования по договорам ОСАГО серии ВВВ № 0633919265 от 15 апреля 2013 г. и ССС № 0682412488 от 20 июня 2014 г., но не было учтено страховщиком.
По сведениям из АИС РСА, выгруженным 16 февраля 2018 г. представителем истца, подтверждается, что по договору ОСАГО серии ВВВ № 0633919265 от 13 апреля 2013 г. с периодом действия с 15 апреля 2013 г. по 15 апреля 2014 г. Кильдиной Б.А. был присвоен «3-й» класс (КБМ«1).
Факт того, что истцу в момент заключения договора ОСАГО 15 июля 2013 года присвоен класс «3» ответчик не оспаривал.
ПАО СК «Росгосстрах», заключая договор ОСАГО, обязано было присвоить истцу по полису ОСАГО серии ВВВ № 0633919265 - «13-й» водительский класс, по полису ОСАГО серии ССС № 0682412488 - «13-й» водительский класс. Однако данное обстоятельство не было принято во внимание страховщиком в очередной страховой период. Истец направил в ПАО СК «Росгосстрах» на электронный адрес заявления с требованием внести корректировку водительского класса. Письма были направлены по электронному адресу: rgs@rgs.ru, который указан в открытом доступе на официальном сайте Российского Союза Автостраховщиков. Письмо было прочитано Ответчиком 16 ноября 2017 г. ПАО «Росгосстрах» добровольно не приняло никаких мер для удовлетворения полученного им заявления.
Истец направил в ОАО САК «Энергогарант» на электронный адрес заявления с требованием внести корректировку водительского класса. Письма были направлены по электронному адресу:vorobyov@msk-garant.ru который указан в открытом доступе на официальном сайте Российского Союза Автостраховщиков. Письмо было прочитано ответчиком 16 ноября 2017 г. ОАО САК «Энергогарант» добровольно не приняло никаких мер для удовлетворения полученного им заявления.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что факт наличия у истца «3-го» водительского класса по договорам ОСАГО серии ВВВ № 0633919265 от 13 апреля 2013 г. и ССС № 0682412488 от 20 июня 2014 г. является следствием необоснованного занижения до значения «3» водительского класса в предшествующий период страхования страховщиком ПАО СК «Росгосстрах», что, как следствие, привело к нарушению порядка учета за истцом водительского класса по системе АИС РСА и занижению водительского класса в последующий период страхования по договору ОСАГО серии ВВВ № 063919265 от 13 апреля 2013 г.
Учитывая, что согласно пп. «а» п.2 ст. 9 Закона об ОСАГО, п. 3 раздела I Страховых тарифов ОСАГО, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 08 декабря 2005г N 739, а также Страховых тарифов ОСАГО, утвержденных Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У, установлено, что правовым основанием для понижения водительского класса (ухудшения положения страхователя либо водителя, допущенного к управлению транспортным средством) является факт наличия страховой выплаты при наступлении страхового случая, произошедшего в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, то основанием для повышения на каждый страховой период водительского класса владельца транспортного средства является установленный факт отсутствия страховых случаев в предшествующие периоды страхования.
Учитывая отсутствие доказательств обоснованности понижения водительских классов, правовых оснований для сохранения за истцом по спорным договорам ОСАГО серии ВВВ № 0633919265 от 15 апреля 2013 г. и ССС № 0682412488 от 20 июня 2014 г., присвоенных истцу «3-го» водительского класса не имеется, в связи с чем, требование истца о восстановлении водительского класса обоснованно подлежали удовлетворению, а нарушенный водительский класс по договорам ОСАГО серии ВВВ № 0633919265 от 15 апреля 2013 г. и ССС № 0682412488 от 20 июня 2014 г. - восстановлению на начало годового срока страхования до значения «13» в отношении истца.
Кроме того, сохранение за истцом по договору заниженного водительского класса по спорному договору ОСАГО может повлечь увеличение стоимости страховых услуг ОСАГО в последующие периоды страхования в силу того обстоятельства, что при расчете страховой премии в каждый последующий период в целях определения КБМ принимается во внимание водительский страховой класс предшествующего страхового периода, что влияет на имущественные права и затрагивает законный интерес водителя на получение скидок за безаварийную езду.
Разрешая спор, в части восстановления водительского класса истца на момент начала срока действия договора, суд исходил из наличия безаварийной страховой истории вождения истца, содержащейся в АИС РСА и буквального толкования таблицы водительских классов, приведенных в Страховых тарифах ОСАГО о том, что водительский класс определяется моментом начала годового срока страхования и окончания годового срока страхования.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они основаны на установленных судом обстоятельствах данного дела и вышеуказанных положениях закона.
Доводы апелляционной жалобы, заключенный полис 13 апреля 2013 г. был заключен с ПАО СК «Росгосстрах», в связи с чем у ответчика ПАО САК «Энергогарант» в момент заключения отсутствовали правовые основания для применения иного водительского класса, нежели «4», не могут быть приняты во внимание, поскольку нарушение последовательности учета за истцами водительских классов в предшествующие периоды страхования не может повлиять на возможность восстановления водительских классов по спорному договору ОСАГО, т.к. правовое регулирование механизма восстановления нарушенного порядка учета за водителями водительского класса и корректировки уплаченных премий с 01 января 2013 г. по 30 июня 2014 г. было нормативно обеспечено п.20.1 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства от 07 мая 2003 г. № 263 (действовали до 11 октября 2014г.) и статьей 6 ФЗ РФ от 25 декабря 2012 г. № 267-ФЗ, обязанность соблюдения которых была возложена на страховщиков, а не страхователей и должное соблюдение которых предполагало своевременное выявление страховщиками несоответствий, допущенных при страховании по применению КБМ, и устранение допущенных несоответствий, направление страхователю уведомления о выявленных несоответствиях с последующим перерасчетом страховых премий.
Иное толкование и применение законодательства привело бы к необоснованной утрате водительского класса без установленных на то Законом «Об ОСАГО» оснований.
Также суд первой инстанции обоснованно взыскал с ПАО САК «Энергогарант» в пользу Кильдиной Б.А. компенсацию морального вреда в размере 1000 руб., расходы связанные с получением сведений из АИС РСА в размере 1500 руб., и штраф в размере 1000 руб.
Доводы о рассмотрении в отсутствии ответчика ПАО САК «Энергогаранат», не извещенного о времени и месте судебных заседаний опровергаются почтовым уведомлением, из которого следует, что ПАО САК «Энергогаранат» по юридическому адресу: г. Москва, ул. Садовническая набережная, д.23 надлежащим образом извещено о месте и времени судебного заседания 12 марта 2018 г. (л.д. 24).
Апелляционная жалоба не содержит доводов, влияющих на правильность принятого судом решения и указывающих на обстоятельства, которые могли бы послужить в соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями к отмене или изменению решения суда.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все значимые по делу обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены судом правильно, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 23 марта 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ПАО САК «Энергогаранат» - без удовлетворения.
Председательствующий: Э.М. Хамидуллина
Судьи: Э.Я. Абдрахманова
А.Р. Низамова
Справка: судья Халитова А.Р.