НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) от 08.05.2019 № 33-9181/19

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по гражданскому делу № 33-9181/2019

08 мая 2019 г. г. Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Васильевой Г.Ф.

судей Фроловой Т.Е.

Александровой Н.А.

при прокуроре Замалетдиновой Л.И.

при секретаре Рахматуллине И.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 февраля 2019 г., которым постановлено:

Иск Прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы в интересах неопределенного круга лиц и государства к Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа, Администрации ГО г. Уфа об обязании обеспечить снос расселенного аварийного жилья удовлетворить частично.

Обязать Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан обеспечить снос расселенных аварийных многоквартирных домов, расположенных в адрес Б, Герцена 1 А, в течении 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении исковых требований Прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы в интересах неопределенного круга лиц и государства к Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа об обязании обеспечить снос расселенного аварийного жилья отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Г.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Орджоникидзевского района г. Уфы Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц и государства обратился в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан об обязании обеспечить снос расселенного аварийного жилья. В обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой Орджоникидзевского района г. Уфы в соответствии с заданием прокуратуры Республики Башкортостан от 09.07.2018 № 7/1 - 7 - 2018 «О проведении проверки исполнения жилищного и бюджетного законодательства при расселении граждан, проживающих в аварийных и ветхих многоквартирных домах» проведена проверка исполнения федерального законодательства при исполнении адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства принят Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в целях реализации которого постановлением Правительства РБ № 136 от 28.03.2014 утверждена Адресная программа РБ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 г.г. исполнение данной программы возложено на администрации округов и городских поселений Республики Башкортостан, в том числе, администрацию ГО г. Уфа. Согласно п. 3 Адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы, утв. Постановлением Правительства РБ от 28.03.2014 №136, программа реализуется в течение 2013 - 2017 годов в четыре этапа: I этап - до 31 декабря 2014 года; II этап - до 31 декабря 2015 года; III этап - до 31 декабря 2016 года; IV этап - до 1 сентября 2017 года. Указанной программой, наряду с переселением граждан из аварийного жилищного фонда - предусмотрена поэтапная ликвидация многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, в целях значительного уменьшения аварийного жилищного фонда Республики Башкортостан. Проведенной проверкой установлено, что на территории ФИО1адрес 7 домов по адресам: адрес; адрес; адрес; адрес; адресадрес полностью расселены, но не снесены. Указанные дома признаны аварийными в 1990 году и на сегодняшний день расселены, их техническое состояние представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан. Поскольку рядом с заброшенными строениями располагаются образовательные учреждения, жилые дома с детскими площадками, непринятие немедленных мер по сносу вышеуказанных домов создает реальную угрозу жизни, здоровью и безопасности несовершеннолетних. Просил суд обязать администрацию Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан и администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан обеспечить снос расселенных аварийных многоквартирных домов, расположенных в адрес; адрес; адрес Б, Герцена 1 А, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Администрация городского округа г. Уфа Республики Башкортостан просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Ссылается на отсутствие финансовой возможности произвести снос многоквартирных домов, поскольку финансирование работ по сносу многоквартирных домов Адресной программой не предусмотрено. Действующим законодательством сроки сноса жилых помещений, признанных непригодными для проживания, также не регламентированы. Решение вопросов местного значения отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Прокурором избран ненадлежащий способ защиты права, решением суда нарушается самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения. Кроме того, решение суда должно быть исполнимым, однако выполнить работы по сносу расселенных домов в течение четырех месяцев не представляется возможным, поскольку организация, которая будет производить работы, определяется в соответствии с ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». А значит, демонтаж указанных домов нельзя ставить во временные рамки, так как аукцион не всегда может быть проведен в назначенные сроки по разным причинам, в том числе и не зависящим от Администрации городского округа г. Уфы РБ.

Лица, участвующие в деле, не явившиеся на апелляционное рассмотрение, извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с положениями ст.ст. 167,327 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан Идрисовой Д.Т., представителя АО «СЗ ИСК городского округа г. Уфа Республики Башкортостан», поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора Замалетдиновой Л.И., считавшую решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Российской Федерации поскольку согласно ч. 3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ» целью участия прокурора в гражданском процессе является защита прав и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов государства.

Статья 1 Жилищного Кодекса РФ предусматривает обеспечение органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.

В силу ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Согласно ч. 1 ст. 30 ГПК РФ иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства принят Федеральный закон от дата № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в целях реализации которого постановлением Правительства РБ №... от дата утверждена Адресная программа РБ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 г.г. исполнение данной программы возложено на администрации округов и городских поселений Республики Башкортостан, в том числе, администрацию ГО адрес.

Согласно п. 3 Адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы, утв. Постановлением Правительства РБ от 28.03.2014 №136, программа реализуется в течение 2013 - 2017 годов в четыре этапа: I этап - до 31 декабря 2014 года; II этап - до 31 декабря 2015 года; III этап - до 31 декабря 2016 года; IV этап - до 1 сентября 2017 года.

Указанной программой, наряду с переселением граждан из аварийного жилищного фонда,- предусмотрена поэтапная ликвидация многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, в целях значительного уменьшения аварийного жилищного фонда Республики Башкортостан.

В силу п. 11 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» одним из условий предоставления Фондом финансовой поддержки за счет своих средств является наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона N 185-ФЗ одним из условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда также является выделение в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств бюджетов муниципальных образований, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, и (или) внебюджетных средств на долевое финансирование региональных адресных программ по проведению региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Орджоникидзевского района г. Уфы в соответствии с заданием прокуратуры Республики Башкортостан от 09.07.2018 № 7/1 - 7 - 2018 «О проведении проверки исполнения жилищного и бюджетного законодательства при расселении граждан, проживающих в аварийных и ветхих многоквартирных домах» проведена проверка исполнения федерального законодательства при исполнении адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Проведенной проверкой установлено, что на территории ФИО1адрес 7 домов по адресам: адрес; адрес; адрес; адрес; адрес Б, Герцена 1 А полностью расселены, но не снесены.

В настоящее время осуществлен снос дома лишь по адрес, согласно справки ООО «АМС» от дата установлено полное отсутствие объекта капитального строительства – жилого дома, расположенного по адресу: адрес, вместе с тем, мероприятия по сносу в отношении других жилых домов не проведены.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что окончательный этап согласно адресной программе РБ по переселению граждан был установлен до 01 сентября 2017 года, суд первой инстанции обоснованно обязал администрацию обеспечить снос расселенных аварийных многоквартирных домов, расположенных в адрес, в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Судебная коллегия указанные выводы суда первой инстанции находит правильными, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1).

Доводы апелляционной жалобы Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о том, что действующим законодательством сроки сноса жилых помещений, признанных непригодными для проживания, строго не регламентированы, финансирование работ по сносу расселенных аварийных домов Адресной программой не предусмотрено, не являются основаниями для отмены решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.

Между тем, Администрация города Уфы, обладая властными полномочиями в реализации вопросов местного значения, обязана создавать условия для безопасного проживания граждан и надлежащего содержания муниципального жилищного фонда. Поэтому в случае признания дома аварийным и непригодным для проживания в полномочиях органов местного самоуправления организовать и проконтролировать снос дома, относящегося к муниципальному жилищному фонду. Такая обязанность не может быть поставлена в зависимость от наличия плана, срока демонтажа или размера финансирования, поскольку это нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.

В данном случае фактические данные свидетельствуют о том, что вышеуказанные дома подлежат сносу, ввиду признания их аварийными и непригодными для проживания граждан. Данные дома представляют опасность для жизни и здоровья граждан.

Ссылка в апелляционной жалобе на необоснованный срок, установленный судом для исполнения судебного акта, не влечет его отмену, поскольку расселение жильцов аварийного дома в силу ст. 2 и ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесено к компетенции ответчика, который в соответствии со ст. 32, ст.85 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан выполнить процедуру переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу. Более того, при наличии объективных причин, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в установленный срок, ответчик не лишен возможности обратиться с заявлением об отсрочке исполнения.

Доводы апелляционной жалобы о расселении многоквартирных домов в рамках IV этапа без финансовой поддержки государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, не влекут отмену решения суда, так как данные обстоятельства не освобождают Администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от исполнения обязанности обеспечить снос расселенного жилого дома.

Неисполнение органом местного самоуправления в добровольном порядке обязанности по организации сноса жилых домов, которые в установленном порядке были признаны аварийными, является основанием для обращения в суд за защитой нарушенного права в соответствии с положениями ст.3 ГПК РФ. Избранный прокурором способ защиты нарушенного права не противоречит закону.

Кроме того, то обстоятельство, что постановлением Арбитражного Суда Уральского округа от 15 апреля 2019 года № №... выявлено неправомерное использование денежных средств фонда по реформированию жилищно-коммунального хозяйства для расселения граждан по тем аварийным домам, которые были включены в муниципальную программу, вместо денежных средств застройщиков, на которое указывает ответчик в апелляционной жалобе, не влечет отмену решения суда по указанному выше основанию, более того, не являлось предметом обсуждения в суде первой инстанции, так как постановление было принято после вынесения оспариваемого решения.

В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда первой инстанции.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 февраля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан – без удовлетворения.

Председательствующий: Г.Ф. Васильева

Судьи: Т.Е. Фролова

Н.А. Александрова

Справка: судья Р.Р. Абдуллин