НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) от 07.04.2015 № 33-4337/2015

Дело № №.../2015

датаадрес

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Абубакировой Р.Р.

судей: Нурмухаметовой Р.Р.

Пономаревой Л.Х.

при секретаре ФИО1

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований ФИО2 к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в адрес о перерасчете страхового стажа и размера трудовой пенсии по старости отказать за необоснованностью.

Заслушав доклад судьи Пономаревой Л.Х., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Газизова 3.3. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в адрес Республики Башкортостан о перерасчете страхового стажа и размера трудовой пенсии по старости мотивируя тем, что при назначении пенсии ответчиком учтен стаж продолжительностью ... года ... месяцев ... дней, хотя имеется подтверждение стажа еще на пять лет, в связи с чем просила обязать ответчика перерасчитать размер пенсии, выплатить недополученную пенсию в размере ... руб., компенсировать моральный вред в размере ... руб.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО2 просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

Изучив материалы дела, выслушав ФИО2, её представителя ФИО3, ФИО4, представителей ГУ УПФ РФ в адрес Республики Башкортостан ФИО5, ФИО6, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

В соответствии со статьей 3 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года N 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно п.1 ст. 17. ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закреплёнными в её статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления.

В силу п. 1 ст. 22 ФЗ от Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166- ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» назначение пенсии производится по заявлению гражданина.

Как предусмотрено п. 15 «Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда России от 27 февраля 2002 года N 17/19пб, пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и ст. 23 Федерального закона N 166- ФЗ от 15 декабря 2011 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», но не ранее дня приобретения права на пенсию.

Из материалов дела следует, что ФИО2 является пенсионером по возрасту с дата и ей назначена трудовая пенсия по старости, с учетом стажа для определения пенсионного капитала (на дата)- ... года ... месяцев ... дней и стажевого коэффициента- 0,67.

«СК- стажевый коэффициент, который применяется для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20»;

Отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране устанавливается путем деления среднемесячного заработка пенсионера за соответствующий период на среднемесячную заработную плату в стране за тот же период.

Фактическое отношение заработков по представленным справкам, составил 10,326, при максимально возможном 1,2.

Указом Президента Российской Федерации от 17 апреля 2001 N 437 установлено, что с 01 мая 2001 года и впредь до вступления в силу соответствующего федерального закона при исчислении пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране не должно превышать 1,2.

Среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период по 30 сентября 2001 для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 N 720, которая составляет 1671 руб.

Оспаривая расчет размера пенсии, произведенный Пенсионным фондом, а также, обосновывая заявленные исковые требования, истец фактически выражает не согласие с утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 N 720 размером среднемесячной заработной платы в Российской Федерации для исчисления и увеличения государственных пенсий за 3 квартал 2001 года.

Между тем, как следует из п. 1 указанного Постановления Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 N 720, решение Правительства Российской Федерации основывалось на соответствующих сведениях, представленных Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации. Проверка их объективности и достоверности, к чему, по сути, сводится требование истца, связана с оценкой фактических обстоятельств, лежащих в основе принятия названного Постановления.

В соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны для исполнения в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Согласно ст. 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2- ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает из исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Рассчитывая размер пенсии, истца ответчик руководствовался правилами, изложенными в статьях 30.1 - 30.3 Федерального закона от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Расчетный размер пенсии истца составил: 1,2 (коэффициент по зарплате) * 0,67 (стажевый коэффициент) * 1671 рубль (средняя зарплата по стране) = 1343,48 рубля.

Ожидаемый период выплаты составил 162 месяца, таковой рассчитывается на основе данных федерального органа исполнительной власти по статистике и используется для определения страховой части и накопительной части трудовой пенсии. Начальный пенсионный капитал НПК (1343,48 рубля-450) * 162 = 144743,76; «НГЖ - это пенсионные права, имеющиеся у работника к моменту изменения пенсионного законодательства (01 января 2002 года), в зависимости от имеющегося стажа и заработка. Размер указанного пенсионного капитала рассчитывается на основании расчетного размера пенсии по действующим ранее и вновь разработанным нормам с применением индивидуального коэффициента пенсионера, уменьшенного на размер базовой части пенсии, и ожидаемого периода выплаты пенсии по старости».

Страховые взносы организации- работодателя перечисленные на индивидуальный лицевой счет истца за период до 2002 года на день назначения пенсии отсутствуют.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости с 01 апреля 2005 года определяем по формуле: СЧ = ПК / Т + Б, где (СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК -сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости; Т- количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии; Б- фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости на 01 апреля 2005 года - 900 рублей). СЧ - 144743,76 * 1,307 * 1,177 * 1,0628 + 126446,03 = 363094,36/162 + 900 = 3141,32.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 N 213- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный Фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» с 01 января 2010 произведена переоценка пенсионных прав граждан, имеющих трудовой стаж до 01 января 2002 (валоризация).

На основании пункта 1 ст. 30.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для граждан, имеющим трудовой стаж до 2002 года, сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01 января 1991, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Стаж истца, учтенный при «валоризации»- ... года ... месяца ... дней, ... % -процент валоризации.

Согласно п. 2 ст. 30.1 Федерального закона от дата N 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.

Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. Указание на обратное суд отвергает.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.

Согласно пп. 4 п. 6 ст. 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется Правительством Российской Федерации, исходя из уровня роста цен за соответствующий период.

С 01 января 2010 года произведена валоризация (повышение) величины расчетного пенсионного капитала. В соответствии с п. 1 ст. 30.1 Закона N 173- ФЗ, величина расчетного пенсионного капитала истца повышена на сумму валоризации, сумма валоризации составляет 10 % величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со ст.30 этого же закона, и, сверх того, 1 % за каждый полный год общего трудового стажа, при обретенного до 01.01.1991 года.

Сумма увеличения страховой части трудовой пенсии по старости с 01.01.2010 года рассчитывается путем деления суммы валоризации на количество месяцев ожидаемого периода выплаты, примененное при назначении истцу страховой части трудовой пенсии, и умноженная на суммарный коэффициент индексации страховой части трудовой пенсии, проведенных в Российской Федерации на день назначения трудовой пенсии по старости и равна ... руб. (...).

Далее размер пенсии истца пересчитывался в соответствии с постановлениями Правительства РФ и Федеральными законами в связи с индексацией базовой и (или) страховой частей трудовых пенсий по старости, корректировкой с дата в соответствии с пунктом 5 статьи 17 Закона N 173- ФЗ и размер ее на дата составил ... руб., где ... руб.- фиксированный базовый размер страховой части пенсии по старости, ... руб.- страховая часть трудовой пенсии по старости без учета фиксированного базового размера.

В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

Таким образом, судом дана оценка пенсионных прав истицы, с учётом установления пенсии в наиболее благоприятном для заявителя размере (в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в порядке, установленном пунктом 4 указанной статьи, в порядке, установленном пунктом 6 указанной статьи).

Довод ФИО2 о том, что ответчиком не включены 5 лет её работы до заполнения трудовой книжки опровергается материалами пенсионного дела, представленного на обозрение судебной коллегии.

Доводы истца о том, что к его пенсии не применен районный коэффициент не нашли своего подтверждения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года N 216 определено, что впредь до установления размера районного коэффициента при назначении указанным лицам пенсий применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 года, а также действовавший на указанную дату порядок их применения.

Таким образом, с учетом данных об имеющемся трудовом стаже и заработке Газизовой 3.3., размер пенсии определен в соответствии с действующим пенсионным законодательством.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности исковых требований и отказе в удовлетворении требований истца о перерасчете страхового стажа и размера трудовой пенсии по старости.

Кроме того, возможность взыскания компенсации морального вреда при заявленных исковых требованиях законом прямо не предусмотрена, в связи с чем обоснованными являются выводы суда первой инстанции и в части отказа в удовлетворении требований в указанной части.

Доводы апелляционной жалобы выражают несогласие истца с выводами суда, связаны с переоценкой собранных по делу доказательств, при этом в силу ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. В апелляционной жалобе не содержится обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий Абубакирова Р.Р.

Судьи Нурмухаметова Р.Р.

Пономарева Л.Х.

Справка: судья ФИО7