ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33а-15604/2023 (2-8963/2022)
город Уфа 06 сентября 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Багаутдиновой А. Р.,
судей Зиновой У. В.,
ФИО1,
при секретаре судебного заседания Юлдашбаевой И. И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 ... к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов, обязании произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов,
по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 4 по Республике Башкортостан на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 09 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Зиновой У. В., судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратился с указанным административным исковым заявлением, в обоснование требований указав, что был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, являлся налогоплательщиком страховых взносов, применял упрощенную систему налогообложения. В июле 2022 года бухгалтер истца обратился в налоговый орган за выпиской о состоянии расчетов по налогам по кодам бюджетной классификации и обнаружил факт излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 135547,43 рублей и обязательное медицинское страхование в сумме 10,21 рублей. Итого переплата по налогам за период 2016 год составила 135557,64 рублей. ФИО2 обратился к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное (медицинское) страхование за период 2016 года в размере 135557,64 рублей, по результатам рассмотрения которого вынесено решение №... от дата об отказе в удовлетворении заявления с указанием на истечение трех лет со дня уплаты указанных сумм. С вынесенным решением истец не согласен, поскольку о переплате налоговых платежей он узнал только в июле 2022 года; на момент прекращения деятельности индивидуального предпринимателя недоимок и переплат по налоговым платежам не было, налоговые инспекторы не довели до истца информацию об имеющихся переплатах налоговых платежей, по требованию инспектора были уплачены все необходимые платежи в бюджет до дата. На протяжении с дата по дата – даты составления акты совместной сверки расчетов по налоговым платежам (сборам) за №... ФИО2 не обладал информацией о том, что у него имеются излишне уплаченные страховые взносы на пенсионное (медицинское) страхование, именно с указанной даты и подлежит исчисления трехлетний срок.
Административный истец просил суд восстановить пропущенный срок на обращение в Пенсионный фонд; признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан от дата об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов; обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов в сумме 135547,64 рублей и направления указанного решения в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Башкортостан; обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Башкортостан произвести возврат ФИО2 излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период 2016 года в размере 135557,64 рублей; взыскать с ответчиков в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Определением суда произведена замена ненадлежащего ответчика Межрайонной ИФНС России №... по Республике Башкортостан на надлежащего ответчика – Межрайоную ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан.
Решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 09 декабря 2022 года постановлено:
исковые требования ФИО2 ... к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан, Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов, обязании произвести возврат излишен уплаченных страховых взносов –удовлетворить.
Восстановить ФИО2 ... (ИНН ...) срок на подачу заявления о возврате излишне уплаченных денежных средств.
Признать незаконным решение Государственного учреждения –Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан №... от дата об отказе в возврате излишне уплаченных взносов.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан (ИНН №...) принять решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов в сумме 135547,64 рублей и направить его в Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы № 4 по Республике Башкортостан.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Башкортостан произвести возврат ФИО2 ... излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период 2016 года в размере 135557,64 рублей.
Взыскать солидарно с Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан и Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 4 по Республике Башкортостан в пользу ФИО2 ... расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Не согласившись с указанным решением, Межрайонная ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить в части распределения судебных расходов, в обоснование указывая, что ФИО2 оспаривалось решение об отказе Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан, Межрайонная ИНФС России по Республике Башкортостан не допущено нарушения законных прав и интересов истца. Спор возник вследствие не урегулирования Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан требования о возврате излишне уплаченных страховых взносов до 01 января 2017 года, налоговые органы в указанных правоотношениях – технические исполнители соответствующих решений органов Пенсионного фонда Российской Федерации. Взыскание государственной пошлины с Инспекции в связи с признанием незаконными действий должностных лиц Государственного отделения – Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан в отношении ФИО2 за 2016 год является незаконным и необоснованным.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от дата настоящее дело передано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан для рассмотрения по правилам, установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, судебная коллегия на основании статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан ФИО3, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО2 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в периоды с дата, а также с дата, применял упрощенную систему налогообложения (л. д. 18-21).
Являясь страхователем по обязательному пенсионному страхованию и плательщиком страховых взносов, истцом были уплачены взносы на страховую часть за 2016 год.
В рамках проведенной совместной сверки расчетов по налогам, сборам и страховым взносам, пеням, штрафам, процентам за период с дата по дата выявлен факт излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 135547,43 рублей, на обязательное медицинское страхование в размере 10,21 рублей, что подтверждается актом сверки №... от дата (л. д. 10-17).
Сторонами не оспаривалось, что дата ФИО2 обратился с заявлением в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное (медицинское) страхование за 2016 год.
Решением Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан от дата ФИО2 отказано в возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное (медицинское) страхование в связи с истечением трех лет со дня уплаты указанных сумм (л. д. 29-30).
Не согласившись с указанным решением, ФИО2 обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что до момента обращения в июле 2022 года в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 40 по Республике Башкортостан за выпиской о состоянии расчетов по налогам в разрезе по кодам бюджетной классификации истец сведениями о наличии излишне уплаченных страховых взносов не располагал, ответчики о наличии таковой переплаты его не уведомляли, в связи с чем пришел к выводу о необходимости восстановления истцу пропущенного срока и удовлетворения заявленных им требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку он основан на правильном применении норм материального и процессуального права и согласуется с материалами дела.
В силу частей 1 и 4 статьи 21 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Федеральный закон от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ) решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов. На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
В соответствии с действовавшим в период уплаты административным истцом страховых взносов в 2016 году подпунктом 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее Федеральный закон № 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ, (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), вышеперечисленная категория страхователей уплачивала соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Согласно части 1.1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300000 рублей, – в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300000 рублей, – в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Из пункта 3 части 8 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ следует, что в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи доход для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, учитывается в соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса, то есть без учета понесенных налогоплательщиком расходов.
Положениями частей 1, 2 статьи 10 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Как установлено судом и не оспаривалось административными ответчиками, выявлен факт излишне уплаченных ФИО2 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 135547,43 рублей, на обязательное медицинское страхование в размере 10,21 рублей.
Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (часть 13 статьи 26 Федерального закона № 212-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся в пункте 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации: заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу части 3 статьи 26 Федерального закона № 212-ФЗ орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным органу контроля за уплатой страховых взносов факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта в письменной форме или в форме электронного документа.
В силу положений статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Вместе с тем, в материалы дела не представлено доказательств тому, что Государственным учреждением – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Башкортостан исполнены обязанности, предусмотренные частью 3 статьи 26 Федерального закона № 212-ФЗ, статьей 20 Федерального закона № 250-ФЗ и ФИО2 уведомлен о факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов, а потому отказ административного ответчика со ссылкой на пропуск трехлетнего срока обращения за возвратом излишне уплаченных взносов обоснованно признан судом первой инстанции незаконным, с возложением обязанности в соответствии с положениями частей 1 и 4 статьи 21 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ принять решение о возврате сумм и направить его в Межрайонную ИФНС России № 4 по Республике Башкортостан, а последнюю обязав произвести возврат излишне уплаченных сумм.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным. Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (Постановления от 12 июля 2007 года № 10-П, от 13 декабря 2016 года № 28-П, от 10 марта 2017 года № 6-П, от 11 февраля 2019 года № 9-П).
Права плательщика страховых взносов, в том числе на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов обеспечивались соответствующими обязанностями должностных лиц органов Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования, которые являются органами контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов (ст. 20 Федерального закона № 250-ФЗ), которые в настоящем случае исполнены не были.
Отсутствие таких сведений у плательщика страховых взносов препятствовало ФИО2 определиться в выборе способа использования переплаты, в том числе препятствовало своевременно принять решение о реализации своего права на возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришел к обоснованному выводу о необходимости восстановления истцу пропущенного срока на подачу заявления о возврате излишне уплаченных денежных средств и удовлетворения заявленных им требований.
Суд апелляционной инстанции также полагает необходимым отметить, что административным истцом допущена очевидная описка в иске в части суммы взносов о принятии решения о возврате которых он просит обязать суд – 135547,64 рублей вместо фактических 135557,64 рублей, в соответствии с которой суд обязал принять решение Пенсионный фонд.
Надлежит учитывать, что решение Государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Башкортостан подлежит принятию в соответствии с тем заявлением, которое было подано ФИО2 дата о возврате суммы 135557,64 рублей (135547,43 рублей + 10,21 рублей).
Указанное обстоятельство не является основанием к отмене постановленного по делу правильного по существу решения.
Вместе с тем судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы Межрайонной инспекции ФНС России № 4 по Республике Башкортостан.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно пунктам 4, 6, 7 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся расходы на оплату услуг представителей, почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами, другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В силу системного толкования указанных положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, понесенные административным истцом расходы взыскиваются с административного ответчика, требования к которому судом признаны обоснованными.
Судом установлено, что отказ ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Башкортостан в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов является незаконным, ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Башкортостан не исполнены возложенные на него Федеральными законами обязанности по уведомлению ФИО2 о возникшей переплате, что и привело к пропуску трехлетнего срока, последующему отказу и необходимости обращения ФИО2 в суд с настоящим административным иском.
Межрайонная инспекция ФНС России № 4 по Республике Башкортостан в данном случае является исполнителем принятого пенсионным органом в соответствии с частями 1 и 4 статьи 21 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ решения о возврате излишне уплаченных сумм.
Каких-либо незаконных действий Инспекции в ходе рассмотрения дела не установлено, а потому в силу статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на указанный орган не может быть возложена обязанность возмещения административному истцу судебных расходов на уплату государственной пошлины.
Кроме того, законом не предусмотрена солидарная ответственность по возмещению судебных расходов, и такие выводы суда первой инстанции не соответствуют положениям закона.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в части взыскания солидарно с Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Башкортостан в пользу ФИО2 расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, с вынесением в отмененной части нового решения о взыскании указанных расходов в пользу ФИО2 с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан, ранее именуемого Государственным учреждением – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Башкортостан (ИНН ...).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 09 декабря 2022 года отменить в части взыскания солидарно с Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Башкортостан в пользу ФИО2 расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В отмененной части вынести новое решение.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан в пользу ФИО2 ... расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В остальной части решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 09 декабря 2022 года оставить без изменения.
Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий А. Р. Багаутдинова
Судьи У. В. Зинова
ФИО1
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08 сентября 2023 года
Справка: судья Искандарова Т. Н.