ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33а-11377/2022 (2а-1738/2022)
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего | Масагутова Б.Ф. |
судей | Субхангулова А.Н. |
Ситник И.А. | |
при секретаре | Мухаметзянове Р.Р. |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Шариповой Г.Ф. об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя
по апелляционной жалобе Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан на решение Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 13 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Ситник И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Шариповой Г.Ф. (далее по тексту также – судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Башкортостан) об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя от 06 октября 2021 года №127542/21/02068-ИП о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Заявленные требования административного истца мотивированы тем, что 23 марта 2020 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Башкортостан Шариповой Г.Ф. возбуждено исполнительное производство №15561/20/02068-ИП в отношении Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан с предметом исполнения: обязать начальника Абзелиловского территориального отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан Шугурова Т.А. и Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан принять меры по организации государственного контроля, в том числе с принятием мер административного и гражданско-правового характера с целью обязания граждан, с которыми заключены договоры купли-продажи лесных насаждений, а именно с 881 лицами, приобретшими по договорам купли-продажи лесные насаждения, леса в 2015 году; с 1223 лицами, приобретшими по договорам купли-продажи лесные насаждения, леса в 2016 году; с 892 лицами, приобретшими по договорам купли-продажи лесные насаждения, леса в 2017 году, - очистить места рубки лесных насаждений.
В целях организации указанной работы обязать начальника Абзелиловского территориального отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан Шугурова Т.А. и Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан: запросить список физических лиц, не обратившихся к продавцу лесных насаждений - отдел ГКУ РБ «Управления лесничествами» по Бурзянскому лесничеству с заявлением об осмотре (освидетельствовании) мест рубок по договорам купли-продажи лесных насаждений заключенным в 2015, 2016, 2017 годах; принять меры по обязанию покупателей очистить места рубки лесных насаждений; обратиться с заявлением в отдел ГКУ РБ «Управления лесничествами» по Бурзянскому лесничеству по осмотру (освидетельствованию) мест рубок лесных насаждений путем выдачи предписаний лицам, допустившим нарушения требований лесного законодательства и привлечением указанных лиц к административной ответственности в пределах срока давности установленных статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о возбуждении исполнительного производства от 23 марта 2020 года № 15561/20/02068-ИП получено 06 апреля 2020 года.
Во исполнение требований исполнительного документа начальником Абзелиловского территориального отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан Шугуровым Т.А. запрошен список физических лиц, не обратившихся к продавцу лесных насаждений - отдел ГКУ РБ «Управления лесничествами» по Бурзянскому лесничеству с заявлением об осмотре (освидетельствовании) мест рубок по договорам купли-продажи лесных насаждений заключенным в 2015, 2016, 2017 годах.
В ответ получен список лиц, не обратившихся с заявлением об осмотре (освидетельствовании) в отдел ГКУ РБ «Управление лесничествами» по Бурзянскому лесничеству.
Анализ полученных списков показал, что отдел ГКУ РБ «Управление лесничествами» по Бурзянскому лесничеству обеспечило явку 881 граждан производивших заготовку в 2015 году, 1223 гражданин заготовивших древесину 2016 году, 892 гражданин рубивших древесину 2017 году. Места рубок очищены, согласно представленным актам, нарушений лесного законодательства не выявлено. Срок давности привлечения к административной ответственности виновных лиц на момент составления актов осмотра мест рубок - истек.
09 апреля 2020 года Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан известило судебного пристава-исполнителя о добровольном исполнении требований исполнительного документа в полном объеме.
24 апреля 2020 года на имя руководителя УФССП России по Республике Башкортостан направлено обращение с просьбой окончить исполнительное производство, в связи с исполнением требования исполнительного документа в добровольном порядке.
Однако данное обращение в установленный законом срок не рассмотрено.
Ссылаясь на указанные обстоятельства и полагая, что законных оснований для возложения на должника денежного взыскания в виде исполнительского сбора в размере 50 000 рублей не имелось, поскольку должник требование, содержащееся в исполнительном документе, исполнил в добровольном порядке в установленные законом сроки, а также уведомил об этом судебного пристава-исполнителя, Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан в административном исковом заявлении просило признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Башкортостан о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Решением Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 13 апреля 2022 года в удовлетворении заявленных требований Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит постановленный по делу судебный акт отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований административного истца. В обоснование доводов апелляционной жалобы административный истец фактически повторяет правовую позицию, приведенную в административном исковом заявлении, указывает, что срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, начинает течь с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства, в рамках которого должник исполнил возложенные на него обязанности, в связи с чем оснований для взыскания исполнительского сбора не имелось.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, в связи с чем, учитывая, что они надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, судебная коллегия на основании статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом первой инстанции не допущены.
Как следует из материалов дела, решением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 09 апреля 2019 года (№ 2а-478/2019) постановлено:
административное исковое заявление прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан в защиту интересов неопределенного круга лиц и государства к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан, ведущему специалисту эксперту Абзелиловского межрайонного территориального отдела Министерства лесного хозяйства РБ Абдуллину Р.Р. и начальнику Абзелиловского межрайонного территориального отдела Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан Шугурову Т.А. о признании бездействия незаконным, удовлетворить.
Признать незаконными бездействие начальника Абзелиловского территориального отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан Шугурова Тагира Амировича выразившееся в непринятии мер по организации государственного контроля с целью устранения нарушений отраженных в представлении прокуратуры Бурзянского района Республики Башкортостан, а именно бездействие, выразившееся в непринятии мер по организации государственного контроля с целью обязать 881 лиц (граждан) приобретших по договорам купли-продажи лесных насаждений леса заключенных в 2015 году, 1223 лиц (граждан) приобретших по договорам купли-продажи лесных насаждений леса заключенных в 2016 году, 892 лиц (граждан) приобретших по договорам купли-продажи лесных насаждений леса заключенных в 2017 году очистить места рубки лесных насаждений и обратиться согласно условиям договоров купли-продажи лесных насаждений в отдел ГКУ РБ «Управления лесничествами» по Бурзянскому лесничеству за осмотром (освидетельствованием) мест рубок.
Признать незаконным бездействие ГКУ Республики Башкортостан «Управления лесничествами» и отдел ГКУ Республики Башкортостан «Управления лесничествами» по Бурзянскому лесничеству выразившееся в не организации взаимодействия с Абзелиловским территориальным отделом федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, выразившееся в ненаправлении своевременной информации о не поступлении заявлений от граждан по договорам купли- продажи лесных насаждений заключенных с физическими лицами в 2015, 2016, 2017 г.г. на осмотр (освидетельствование) мест рубок лесных насаждений, выразившееся в неосуществлении осмотра (освидетельствования) мест рубок по договорам купли-продажи лесных насаждений заключенных с 881 лицами в 2015 году, с 1223 лицами в 2016 голу, с 892 лицами в 2017 году.
Обязать ГКУ Республики Башкортостан «Управления лесничествами» и отдел ГКУ РБ «Управления лесничествами» по Бурзянскому лесничеству осуществить осмотр (освидетельствование) мест рубок по договора купли-продажи лесных насаждений заключенным с 881 гражданами в 2015 году, с 1223 гражданами в 2016 году, с 892 гражданами в 2017 году, при выявлении нарушений законодательства о пожарной безопасности в лесах, санитарного законодательства по результатам осмотра, незамедлительно об этом информацию направить в Абзелиловский территориальный отдел федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан.
Обязать начальника Абзелиловского территориального отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан Шугурова Тагира Амировича и Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан принять меры по организации государственного контроля, в том числе с принятием мер административного и гражданско-правового характера с целью обязать граждан, с которыми заключены договора купли-продажи лесных насаждений, а именно с 881 лицами приобретшими по договорам купли-продажи лесных насаждений леса в 2015 году, с 1223 лицами приобретшими по договорам купли-продажи лесных насаждений леса заключенные в 2016 году, с 892 лицами приобретшими по договорам купли-продажи лесных насаждений леса заключенные в 2017 году очистить места рубки лесных насаждений.
В целях организации указанной работы обязать начальника Абзелиловского территориального отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан Шугурова Тагира Амировича и Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан запросить список физических лиц, не обратившихся к продавцу лесных насаждений - отдел ГКУ РБ «Управления лесничествами» по Бурзянскому лесничеству с заявлением об осмотре (освидетельствовании) мест рубок по договорам купли-продажи лесных насаждений заключенным в 2015, 2016, 2017 годах, принять меры по обязанию 881 лиц приобретших по договорам купли-продажи лесных насаждений леса заключенных в 2015 году, 1223 лиц приобретших по договорам купли-продажи лесных насаждений леса заключенных в 2016 году, 892 лиц приобретших по договорам купли-продажи лесных насаждений леса заключенных в 2017 году очистить места рубки лесных насаждений и обратиться с заявлением в отдел ГКУ Республики Башкортостан «Управления лесничествами» по Бурзянскому лесничеству по осмотру (освидетельствованию) мест рубок лесных насаждений путем выдачи предписаний лицам, допустившим нарушения требований лесного законодательства и привлечением указанных лиц к административной ответственности в пределах срока давности установленных статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Признать незаконным бездействие начальника Абзелиловского территориального отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан Шугурова Тагира Амировича, выразившееся в непринятии конкретных мер по устранению нарушений отраженных в представлении прокуратуры Бурзянского района Республики Башкортостан, а именно по обязанию и контролю согласно письму Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан лиц своевременно представлять отчеты об использованию лесов, об охране и защите лесов, о воспроизводстве лесов и лесоразведении.
Признать незаконным бездействие ведущего специалиста-эксперта Абзелиловского территориального отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан Абдуллина P.P., выразившееся в нарушении требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протоколов об административных правонарушениях, а именно, в несоблюдении требований статьей 25.15, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившиеся в неуведомлении лиц, в отношении которых составляются протоколы об административных правонарушениях, о дате, месте составления в отношении них протокола об административном правонарушении, с указанием конкретной статьи Кодекса Российской Федерации о административных правонарушениях, по которому планируется возбудить дело об административном правонарушении.
На основании исполнительного листа от 03 февраля 2020 года серии ФС № 033410782, выданного во исполнение данного решения суда, судебным приставом исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Башкортостан Шариповой Г.Ф. возбуждено исполнительное производство от 23 марта 2020 года № 15561/20/02068-ИП в отношении должника – Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан (л.д. 77-79, 80-81).
Установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником указанного постановления.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства от 23 марта 2020 года № 15561/20/02068-ИП была получена должником 06 апреля 2020 года, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан (вх. № 3944, л.д. 23).
09 апреля 2020 года Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан направило судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Башкортостан письмо об исполнении решения Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 09 апреля 2019 года (№ 2а-478/2019) в части обязания начальника Абзелиловского межрайонного территориального отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан Шугурова Т.А. и Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан принять меры административного и гражданско-правового характера с целью обязать граждан, с которыми заключены договоры купли-продажи лесных насаждений, а именно, с 881 гражданами в 2015 году, с 1223 гражданами в 2016 году, с 892 гражданами в 2017 году очистить места рубки лесных насаждений, путем запроса списка физических лиц, не обратившихся к продавцу лесных насаждений в лице отдела ГКУ Республики Башкортостан «Управление лесничествами» лесничествами по Бурзянскому лесничеству с заявлением об осмотре (освидетельствовании) мест рубок по договорам купли-продажи лесных насаждений, заключенным в 2015, 2016, 2017 годах (л.д. 24).
Из указанного письма следует, что в качестве приложения к нему приобщены копии: служебной записки начальника Абзелиловского межрайонного территориального отдела ФГЛиПН Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан Шугурова Т.А., запроса, доверенности, акты осмотра, список граждан.
Однако фактически к ответу на постановление о возбуждении исполнительного производства помимо служебной записки иные (поименованные выше) документы не представлены.
Так, согласно служебной записке начальника Абзелиловского межрайонного территориального отдела ФГЛиПН Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан Шугурова Т.А. от 08 апреля 2020 года во исполнение решения суда в ГКУ Республики Башкортостан «Управление лесничествами» по Бурзянскому лесничеству истребованы: список граждан, не информировавших отдел ГКУ РБ «Управление лесничествами» по Бурзянскому лесничеству об окончании лесозаготовительных работ, согласно условий договоров купли-продажи лесных насаждений 2015, 2016 и 2017 годов и информация о проведении осмотра (освидетельствования) мест рубок 881 лиц, заключивших договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд 2015 году, 1223 граждан, заключивших договоры в 2016 году и 892 гражданина в 2017 году, а также о принятых мерах по обязанию указанных граждан по очистке мест рубок от порубочных остатков. Были получены акты осмотра мест рубок: 881 по договору купли-продажи лесных насаждений от 2015 года, 1223 по договору от 2016 года, 892 по договору от 2017 года. Информация о нарушениях пожарной безопасности не поступала. Места рубок очищены, нарушений лесного законодательства не выявлено. Получен список лиц, не обратившихся с заявлением об осмотре (освидетельствовании) в отдел ГКУ Республики Башкортостан «Управление лесничествами» по Бурзянскому лесничеству. Обязательство по извещению на осмотр, после окончания срока действия договора купли-продажи лесных насаждений возлагается на орган исполнительной власти, а не на гражданина (л.д. 25-27).
Учитывая, что к данной служебной записке копия запроса, копии актов осмотра не были приложены, доказательств обратному суду не представлено, в отношении должника вынесено предупреждение об ответственности за неисполнение требований исполнительного документа (л.д. 85).
Кроме того, из акта о совершении исполнительных действий от 16 декабря 2020 года следует, что судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Башкортостан произведен выборочный осмотр делянок, порубочные остатки собраны в кучи, на некоторых делянках сожжены, произведена подготовка почвы под посадку лесных культур весной 2021 года, под снежным покровом не видно мелкого мусора, то есть места рубки лесных насаждений не очищены в полном объеме (л.д. 83).
Соответственно, установив, что должником (Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан) в установленный для добровольного исполнения срок требование исполнительного документа не исполнено, судебным приставом-исполнителем Шариповой Г.Ф. вынесено постановление от 05 октября 2020 года о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей с должника Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан (л.д. 91-92).
Проверяя данное постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Башкортостан от 05 октября 2020 года на предмет законности и обоснованности, суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, правильно применив нормы материального и процессуального права, несмотря на последующее исполнение решения суда (в сентябре 2021 года) и окончание исполнительного производства фактическим исполнением требований исполнительного документа, правомерно не нашел оснований для удовлетворения административных исковых требований Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан и отмены постановления о взыскании исполнительного сбора, поскольку административным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о добровольном исполнении требований исполнительного документа в установленный законом пятидневный срок либо о том, что исполнение не возможно в случае непреодолимой силы.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не имеется, поскольку они являются правильными, мотивированными со ссылками на установленные обстоятельства, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать с должника исполнительский сбор.
Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных этого закона.
Частью 12 статьи 30 указанного закона предусмотрено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Из приведенных законоположений следует, что до принятия решения о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств:
-истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;
- неисполнение требований исполнительного документа должником;
- непредставление должником доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В рамках настоящего административного дела названные критерии, допускающие взыскание исполнительского сбора, нашли свое подтверждение.
В частности, факт получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства установлен.
Неисполнение требований исполнительного документа также нашел свое подтверждение и административным истцом не опровергнут. При этом, судебная коллегия отмечает, что предметом исполнения требований исполнительного документа являлась не очистка лесных территорий самостоятельно Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан, а возложение на последнего обязанности по принятию мер административного и гражданско-правового характера с целью обязания граждан, с которыми заключены договоры купли-продажи лесных насаждений, очистить места рубки лесных насаждений, в том числе путем запроса списка физических лиц, не обратившихся к продавцу лесных насаждений в лице отдела ГКУ Республики Башкортостан «Управление лесничествами» лесничествами по Бурзянскому лесничеству с заявлением об осмотре (освидетельствовании) мест рубок по договорам купли-продажи лесных насаждений, заключенным в 2015, 2016, 2017 годах.
Однако сведений о том, что Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан принимало меры принудительного исполнения исходя из предмета исполнительного производства, не представлено и судом не добыто.
Следовательно, учитывая, что задачей исполнительного производства является точное исполнение решение суда, судебная коллегия, следуя принципам справедливости, равенства всех перед законом и судом, обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателя и должника, разумности сроков исполнения судебного акта, признает правильными выводы суда о неисполнении решения, и как следствие, взыскание с должника исполнительского сбора в качестве штрафной санкции.
Доводы апелляционной жалобы Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан о том, что судебный пристав-исполнитель не направил ответ на обращение Министерства от 24 апреля 2020 года и не представил доказательств вручения должнику постановления о взыскании исполнительного производства, основанием для отмены решения суда не являются, поскольку такие требования в административном иске не заявлялись и предметом спора не являлись.
Иные доводы апелляционной жалобы о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого решения суда, не свидетельствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 13 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Масагутов Б.Ф.
Судьи Субхангулов А.Н.
Ситник И.А.
Справка: судья Насырова Л.Р.
Мотивированное апелляционное определение составлено 19 июля 2022 года