НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) от 06.04.2022 № 2А-4963/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33а-6712/2022 (2а-4963/2021)

06 апреля 2022 года г. Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Багаутдиновой А.Р.

судей Старичковой Е.А.

Ситник И.А.

при секретаре Ширшовой Э.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан к Автономной некоммерческой организации физкультурно-оздоровительный футбольный клуб «САРМАТ» о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц

по апелляционным жалобам Камнева Акима Андреевича и Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан на решение Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 27 декабря 2021 года.

Заслушав доклад судьи Ситник И.А., судебная коллегия

установила:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан ( далее также Управление Минюста по РБ) обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.

В обоснование иска было указано, что согласно пункту 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческой организации» некоммерческая организация обязана предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение по формам, установленным приказом Минюста России от 16 августа 2018 года №170.

Также некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом. ( пункт 3.1).

Согласно пункту 3.2 вышеуказанного закона некоммерческие организации обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Указанные обязанности Автономной некоммерческой организацией физкультурно-оздоровительный футбольный клуб «САРМАТ» (далее также АНО ФОФК «Сармат») с 2017 года неоднократно не исполнены, за 2017-2019 года информация не предоставлена.

В связи с этим, 13 ноября 2019 года и 20 октября 2020 года Управлением Минюста по РБ в адрес организации вынесены предупреждения №02/03-19-8755 и №02/04-15-6331 об устранении указанных нарушений в срок до 25 декабря 2019 года и до 04 декабря 2020 года соответственно, однако нарушения не устранены.

В связи с вышеизложенным на основании пункта 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческой организации» истец просил: Автономную некоммерческую организацию физкультурно-оздоровительный футбольный клуб «САРМАТ» ликвидировать в качестве юридического лица и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Определениями Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 09 ноября 2021 года, 22 ноября 2021 года, 08 декабря 2021 года в качестве соответчика привлечен учредитель некоммерческой организации Камнев А.А., в качестве заинтересованных лиц: Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №39 по Республике Башкортостан, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Республике Башкортостан.

Решением Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 27 декабря 2022 года постановлено: административные исковые требования Управления Минюста по РБ к АНО ФОФК «Сармат» о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц, - удовлетворить.

Ликвидировать АНО ФОФК «Сармат» (ОГРН 1170280017555, ИНН 0278928151, место нахождения: адрес).

Исключить из Единого государственного реестра юридических лиц АНО ФОФК «Сармат».

Возложить обязанность по осуществлению ликвидации АНО ФОФК «Сармат» на его учредителя (участника) Камнева А.А., обязав произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией некоммерческой организации в течении шести месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Не согласившись с указанным решением суда, Камнев А.А. и Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан обратились с апелляционными жалобами.

В апелляционной жалобе Камнев А.А. указывает, что, исходя из конституционно-правового смысла действующих законодательных норм юридическое лицо, в том числе некоммерческую организацию, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности. При этом характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

Удовлетворяя исковые требования в связи с неоднократным не предоставлением уполномоченному органу обязательных отчетов, суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не выяснил, являются ли имевшие место в деятельности ответчика нарушения действующего законодательства, которые были выявлены в ходе проведенной Управлением Минюста по РБ проверки, по своему характеру и их последствиям настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем ликвидации некоммерческой организации, и пришел к неправильному выводу о наличии оснований для ликвидации некоммерческой организации.

Суд не выяснил, устранены ли на дату рассмотрения спора выявленные нарушения, представлены ли ответчиком в регистрирующий орган соответствующие документы, осуществляется ли АНО ФОФК «Сармат» деятельность, соответствующая уставной цели.

Также судом не принято во внимание пояснения учредителя и представителя АНО ФОФК «Сармат» о том, что АНО ФОФК «Сармат» предоставляет налоговую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Кроме того, в ходе осуществления своей деятельности в 2020-2021 годы АНО ФОФК «Сармат» награждена благодарственными письмами, грамотами, дипломами, что с ней заключены действующие соглашения с местным отделением Всероссийской политической партией «Единая Россия», соглашение с Министерством образования и науки Республики Башкортостан о реализации республиканского проекта «Футбол без границ».

Необоснованно отклонив доводы ответчика о формальном характере допущенных нарушений, суд не указал на каком основании признал допущенные нарушения грубыми, не установил характер и последствия допущенных нарушений.

В связи с вышеизложенным просит решение Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 27 декабря 2022 года отменить и принять по делу новое решение.

В апелляционной жалобе Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан приводятся аналогичные доводы. Указано, что из материалов дела не усматривается наличие нарушений, которые позволили бы суду применить такую санкцию, как ликвидация юридического лица, которая не может быть назначена по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушений законодательства.

Невыполнение АНО ФОФК «Сармат» предписаний статьи 32 Федерального закона №7-ФЗ о предоставлении в уполномоченный орган информации о деятельности некоммерческой организации не является грубым неустранимым нарушением, последствием неоднократного совершения которого является ликвидация некоммерческой организации.

Доказательств того, что ликвидация АНО ФОФК «Сармат», является соразмерной и адекватной мерой, без которой невозможно устранить допущенные административным ответчиком нарушения и достигнуть социально значимых целей в материалах дела не имеется. Доводы представителя Камнева А.А. о чрезмерности меры ликвидации АНО ФОФК «Сармат», осуществляющую деятельность согласно уставным целям, получившей множественные благодарственные письма, дипломы и награды, о ведении бухгалтерского учета и учета доходов и расходов и объектов налогообложения оставлены судом без внимания.

Более того на сегодняшний день у АНО ФОФК «Сармат» имеется задолженность по возврату средств гранта в форме субсидии в сумме 613 000,00 рублей в доход бюджета Республики Башкортостан. Тем самым ликвидация АНО ФОФК «Сармат», которое в силу Федерального закона № 7-ФЗ несет ответственность по своим обязательствам, исключает восстановление в доход бюджета Республики Башкортостан средств гранта в форме субсидии.

В связи с вышеизложенным просит решение Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 27 декабря 2022 года отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований административного истца.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, судебная коллегия на основании статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Камнева А.А. – Шафикова И.А. и представителя Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан – Ахмерова А.И., просивших удовлетворить апелляционные жалобы по изложенным в них основаниям, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

В силу части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения судом первой инстанции допущены.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В силу пункта 4.1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческой организации» ( далее также Федеральный закон N 7-ФЗ) контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года N 705 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций (далее также - Положение).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункты 3, 5 Положения).

В соответствии с пунктом 106 Административного регламента осуществления Министерством юстиции Российской Федерации государственного контроля (надзора) за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста Российской Федерации от 30 декабря 2021 года N 274, Минюст России (территориальный орган) по результатам государственного контроля (надзора) вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно Положению об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 года №26, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан осуществляет полномочия по государственной регистрации некоммерческих организаций, а также по контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций их уставным целям и законодательству Российской Федерации.

В силу пунктов 1, 3 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ на некоммерческие организации возложена обязанность представлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций", утратившим силу 04 июня 2020 года, в спорный период времени был установлен срок предоставления в уполномоченный орган вышеуказанных сведений - ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Приказами Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2010 года N 72, от 16 августа 2018 года N 170 утверждены формы отчетности некоммерческих организаций.

В силу пункта 10 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Из материалов административного дела следует, что согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц АНО ФОФК «Сармат» создана 15 марта 2017 года, адрес (место нахождения) юридического лица: 450097, адрес.

Лицо, имеющее право по доверенности действовать от имени организации – учредитель и единственный участник организации Камнев А.А.

Целями деятельности АНО ФОФК «Сармат» являются пропаганда и популяризация футбола как вида спорта; привлечение населения, в том числе молодежи для систематических занятий футболом; содействие развитию спорта среди детей, формированию у подрастающего поколения страны, осознанной потребности ведения здорового образа жизни и занятием спортом; пропаганда здорового образа жизни, содействие охране здоровья граждан, организации активного отдыха, повышения уровня физической закалки населения; содействие в развитии здорового отдыха граждан (пункт 2.1 Устава АНО ФОФК «Сармат»).

13 ноября 2019 года в связи с непредставлением АНО ФОФК «Сармат» за 2017-2018 годы в соответствие с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ документов, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документов о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, Управлением Минюста по РБ вынесено предупреждение №02/03-19-8755 об устранении указанных нарушений в срок до 25 декабря 2019 года.

Также 20 октября 2020 года в связи с непредставлением АНО ФОФК «Сармат» за 2017-2019 годы документов и информации, предусмотренных пунктами 3, 3.1 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ, Управлением Минюста по РБ вынесено предупреждение №02/04-15-6331 об устранении указанных нарушений в срок до 04 декабря 2020 года.

Указанные предупреждения направлялись контролирующим органом заказной почтовой корреспонденцией по адресу места нахождения АНО ФОФК «Сармат» (юридическому адресу), предупреждение от 13 ноября 2019 года вручено 20 ноября 2019 года, предупреждение от 20 октября 2020 года возвращено отправителю в связи истечением срока хранения.

Удовлетворяя заявленные административным истцом требования, суд исходил из того, что АНО ФОФК «Сармат» обязанности, предусмотренные пунктами 3, 3.1, 3.2 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ не исполняются.

Вынесенные Управлением Минюста по РБ предупреждения об устранении указанных нарушений АНО ФОФК «Сармат» не исполнены, нарушения не устранены, что ответчиком не опровергнуто.

В 2017 - 2019 годах отчеты о деятельности некоммерческой организации, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества не составлялись, не доказан и факт опубликования некоммерческой организацией сообщений о продолжении своей деятельности в сети "Интернет" и средствах массовой информации, что свидетельствует о неоднократном нарушении АНО ФОФК «Сармат» положений статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", и является достаточным основанием для ликвидации АНО ФОФК «Сармат».

Ведение бухгалтерского учета и учета доходов и расходов и объектов налогообложения не является основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца, поскольку имеются иные грубые нарушения по непредставлению в течении нескольких лет отчетов о деятельности организации, сведений о персональном составе ее руководящих органов, а также документов, содержащих сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, что свидетельствует об отсутствии прозрачности и публичности деятельности некоммерческой организации, препятствует должному контролю за ее деятельностью со стороны общества и государства.

Доводы представителя административного ответчика о том, что нарушения требования закона носят формальный признак суд признал несостоятельным, поскольку допущены неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких-либо мер по устранению указанных нарушений организацией не предпринято, иное суду не представлено, при этом довод, что все выявленные нарушения устранимы и не могут повлечь ликвидацию организации, не основан на материалах дела и требованиях закона: организация в течение длительного времени не предприняла никаких мер к устранению выявленных нарушений с 2017 года.

Кроме того, суд первой инстанции указал, что поскольку в настоящее время в производстве Арбитражного Суда Республики Башкортостан имеется исковое заявление Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан к АНО ФОФК «САРМАТ» о взыскании средств гранта в форме субсидии в размере 630 000 руб. в пользу истца, необходимо в целях защиты интересов кредиторов ликвидируемого юридического лица возложить ликвидацию АНО ФОФК «САРМАТ» на учредителя данной организации - Камнева А.А., обязав произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией некоммерческой организации в течении шести месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом: в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер (подпункт 1); в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией (подпункт 2); в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (подпункт 3); в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций (подпункт 4); по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется (подпункт 5); в иных случаях, предусмотренных законом (пункт 6).

Вместе с тем как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 08 июля 2021 года № 1365-О « Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы автономной некоммерческой организации «Новороссийский комитет по правам человека» на нарушение ее конституционных прав положением статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 10 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческой организации» ликвидация не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушений законодательства. Такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц. Вместе с тем ликвидация должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года N 14-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 1246-О и от 20 ноября 2014 года N 2737-О).

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что суды при рассмотрении дел обязаны исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, чтобы право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 Конституции Российской Федерации, не оказалось существенно ущемленным (постановления от 27 октября 2015 года N 28-П, от 8 декабря 2017 года N 39-П и др.).

На такое же понимание ориентирует правоприменительную практику и постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", в котором разъяснено, что неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства; неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения; сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов (пункт 27); исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации оснований ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно, неоднократное нарушение требований закона, даже при условии их доказанности, само по себе не является безусловным основанием для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан; указанные меры реагирования должны быть соразмерны допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям; в каждом конкретном случае суд оценивает существенность допущенных объединением граждан нарушений и их последствий, а также возможность их устранения без ликвидации либо запрета деятельности объединения (пункт 32).

Из материалов административного дела следует, что АНО ФОФК «Сармат» осуществляет деятельность, отвечающую уставным целям организации, в том числе участвует в детских и юношеских футбольных турнирах, в Всероссийском фестивале детского дворового футбола, в связи с чем награждена благодарственными письмами, грамотами, дипломами.

Также АНО ФОФК «Сармат» предоставляет налоговую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, что подтверждается представленными административным ответчиком бухгалтерской (финансовой) отчетностью за 2019-2021 годы, отправленной в МИФНС России N 1 по Республике Башкортостан, налоговыми декларациями по налогу на прибыль ( л.д. 60-108, 112-150 т.1), что также свидетельствует об осуществлении деятельности организацией.

Для реализации общественно значимого проекта «Футбол для всей семьи», целью которого является создание доступной среды и равных возможностей для занятий спортом (футболом) семей, воспитывающей детей и подростков с тяжелым психическим расстройством (аутизм) АНО ФОФК «Сармат» предоставлен из бюджета Республики Башкортостан грант в форме субсидии в сумме 613 000,00 рублей, о чем был заключен договор от 17 декабря 2017 года № 404/7 и дополнительные соглашения к нему №1 от 01 июля 2020 года и №2 от 31 декабря 2020 года.

В настоящее время АНО ФОФК «Сармат» имеет обязательства по заключенному договору и дополнительным соглашениям к нему.

Из материалов дела также следует, что АНО ФОФК «Сармат» заключены 17 сентября 2019 года соглашение с местным отделением Всероссийской политической партией «Единая Россия» ( л.д 109 т.1), 26 мая 2021 года соглашение с Министерством образования и науки Республики Башкортостан о реализации республиканского проекта «Футбол без границ» ( л.д 110-111 т.1).

Представителем Камнева А.А. – Шафиковым И.А. в суде апелляционной инстанции указано, что в настоящее время АНО ФОФК «Сармат» исполнена обязанность по представлению ежегодной отчетности и сведений, не представление которых явилось основанием для направления в адрес организации соответствующих предупреждений.

Исходя из установленных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска Управления Минюста по РБ о ликвидации АНО ФОФК «САРМАТ» и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием по административному делу нового решения - об отказе в удовлетворении заявленных Управлением Минюста по РБ административных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 27 декабря 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении административных исковых требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан к Автономной некоммерческой организации физкультурно-оздоровительный футбольный клуб «САРМАТ» о ликвидации Автономной некоммерческой организации физкультурно-оздоровительный футбольный клуб «САРМАТ» в качестве юридического лица и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц отказать.

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Багаутдинова А.Р.

Судьи Старичкова Е.А.

Ситник И.А.

Справка: судья Абузарова Э.Р.