Судья Климина К.Р. № дела суда 1 инст. 2а-4620/2021
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 33а-6375/2022
г. Уфа 06 апреля 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Сафина Ф.Ф.,
судей Портновой Л.В.,
Искандарова А.Ф.
при секретаре Галиеве Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы России № 33 по Республике Башкортостан к Хамзину У.И. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, обязательное пенсионное страхование, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, пени,
по апелляционной жалобе Хамзина У.И. на решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 13 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 33 по Республике Башкортостан обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то обстоятельство, что Хамзин У.И. осуществляет адвокатскую деятельность с 26 сентября 2002 года. Являясь плательщиком обязательных платежей, не оплатил в установленные сроки суммы страховых взносов на обязательное медицинское страхование, обязательное пенсионное страхование, налоги на имущество физических лиц, транспортный налог. Требования, направленные в адрес Хамзина У.И., оставлены без исполнения. В связи с тем, что ответчиком не была произведена своевременно оплата обязательных платежей и налогов, были начислены пени на задолженность. Определением мирового судьи судебного участка №1 по Орджоникидзевскому району г. Уфы РБ от 20 мая 2021 года отменен судебный приказ о взыскании задолженности по страховым взносам, налогам и пени. Просит взыскать с Хамзина У.И. страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог за 2020 год в размере 8426 рублей, пеня за 2020 год в размере 13,13 рублей; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года): налог за 2020 год в размере 32 448 рублей, пеня за 2020 год в размере 50,56 рублей; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: пеня за 2018 год в размере 34.82 рублей; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 776 рублей (из них: 388 рублей - 2016 год; 388 рублей - 2018 год), пеня в размере 167,02 рублей (из них: 29,31 рублей - 2014 год, 29,31 рублей - 2015 год, 62,93 рублей - 2016 год, 29,31 рублей - 2017 год, 16,16 рублей - 2018 год). На общую сумму 41915,53 рублей.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 13 декабря 2021 года постановлено:
административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 33 по Республике Башкортостан к Хамзину У.И. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, обязательное пенсионное страхование, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, пени удовлетворить.
Взыскать с Хамзина У.И. задолженность: страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог за 2020 год в размере 8426 руб., пеня за 2020 год в размере 13,13 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года): налог за 2020 год в размере 32448 руб., пеня за 2020 год в размере 50,56 руб.; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: пеня за 2018 год в размере 34.82 руб.; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 776 руб. (из них: 388.00 руб. - 2016 год; 388.00руб. - 2018 год), пеня в размере 167,02 руб. (из них: 29.31 руб. - 2014 год, 29.31 руб. - 2015 год, 62.93 руб. - 2016 год, 29.31 руб. - 2017 год, 16.16 руб. -2018 год). На общую сумму 41915.53 рублей.
Взыскать с Хамзина У.И. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1457 рублей.
Не согласившись с указанным решением суда, Хамзин У.И. обратился с апелляционной жалобой, ссылаясь на то обстоятельство, что им не получены и истцом не доказано получение им налоговых требований. Судом не учтено, что налоговым органом было допущено нарушение порядка формирования и направления налогоплательщику относящихся к спорным правоотношениям требований об уплате налога от 16 ноября 2018 года №..., от 29 сентября 2020 года №... и от 12 января 2020 года №..., установленного ст.ст. 69-70 Налогового кодекса РФ. Другие требования налогового органа не содержат сведения о сроке уплаты налога. Отсутствуют доказательства направления требования №..., требование №... направлено позднее 3-хмесячного срока со дня выявления недоимки. Требование №... направлено простым письмом, тогда как должно было быть направлено заказным, в связи, с чем иск подлежал оставлению без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Хамзина У.И., поддержавшего доводы жалобы, представителя Межрайонной ИФНС России № 33 по Республике Башкортостан Галееву А.Р., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая возникший спор и принимая решение об обоснованности заявленных налоговым органом требований, суд первой инстанции исходил из того, что в адрес ответчика направлялись требования об уплате налогов, которые были оставлены без исполнения, судебный приказ о взыскании задолженности по налогам был отменен в связи с поступившими от ответчика возражениями, доказательства уплаты недоимки не представлены.
Между тем, с приведенными выводами суда первой инстанции нельзя согласиться в полной мере, исходя из следующего.
В силу частей 1 и 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога у налогоплательщика возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Порядок направления налогового уведомления предусмотрен статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки; должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с частью 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке; копия определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления; документы, указанные в пункте 1 части 1 статьи 196 настоящего Кодекса.
Таким образом, законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица недоимки по налогам и пени, в рамках которого предъявление требования расценивается нормами Налогового кодекса Российской Федерации в качестве необходимого условия для последующего принудительного взыскания, так как в требовании устанавливается срок его исполнения в добровольном порядке, с истечением которого Налоговый кодекс Российской Федерации связывает возникновение у налогового органа права на принудительное взыскание в судебном порядке указанной в требовании задолженности.
Удовлетворяя заявленные требования и взыскивая с Хамзина У.И. задолженность по страховым взносам и налогам, суд пришел к выводу о надлежащем направлении ответчику требований об уплате налога, пени, штрафа от дата№..., от дата№..., от дата№..., от дата№..., от дата№..., от дата№..., от дата№....
Между тем, с выводами суда первой инстанции о надлежащем направлении Хамзину У.И. налогового требования N №... об уплате недоимки по страховым взносам за 2020 год и пени по состоянию на 12 января 2021 года согласиться нельзя. Доводы ответчика о нарушении налоговым органом установленной законом процедуры взыскания заслуживают внимания и являются обоснованными.
Доказательств, свидетельствующих о вручении либо направлении, как того требуют положения ст. 52 НК РФ, Хамзину У.И. налогового требования N №... от дата на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год в сумме 8426 рублей, пени за 2020 год в размере 13,13 рублей, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 32 448 рублей, пени за 2020 года в размере 50,56 рублей заказным письмом, налоговым органом в материалы дела не представлено. Согласно списка почтовых отправлений №... от дата требование об уплате налогов направлено простым письмом (л.д. 82).
На запрос судебной коллегии налоговой инспекцией представлено возражение на апелляционную жалобу, в котором подтвердила, что требование об уплате налога №... направлено Хамзину У.И. простым письмом, иным способом (в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или в личный кабинет) не направлялось, что подтвердила в судебном заседании представитель инспекции. Хамзин У.И. оспаривает факт получения в свой адрес требования.
Таким образом, факт направления налогового требования №... об уплате налога от дата без соответствующих доказательств, свидетельствующих о получении налогоплательщиком этих документов, подтверждает невыполнение налоговым органом положений пункта 6 статьи 52 и пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающих процедуру взыскания налоговой недоимки.
Следовательно, административным истцом не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования возникшего административного спора, установленный с частью 2 статьи 287 КАС РФ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
При таких обстоятельствах, решение суда в указанной части нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, административное исковое заявление Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 33 по Республике Башкортостан в части взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 8426 рублей, пени за 2020 год в размере 13,13 рублей, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 32448 рублей, пени за 2020 год в размере 50,56 рублей подлежит оставлению без рассмотрения.
Из материалов административного дела следует, что Хамзин У.И. с дата является собственником земельного участка с кадастровым номером №... по адресу: адрес, с 06 апреля 2015 г. объекта недвижимости – квартиры по адресу: 450043, адрес.
В связи с этим административным истцом по адресу регистрации Хамзина У.И. заказными письмами направлялись налоговые уведомления о необходимости уплаты земельного налога 388 рублей за 2016 год (№... от дата), земельного налога в размере 388 рублей за 2018 год и налога на имущество в размере 1154 рубля за 2018 год (№... от 22 августа 2019 года).
В связи с неуплатой налогов в указанный в уведомлениях срок, инспекция направила налогоплательщику требование об уплате земельного налога 388 рублей и пени 33,62 рублей за 2016 год №... от 16 ноября 2018 года с сроком уплаты до 15 января 2019 года (в личный кабинет), требование об уплате земельного налога 388 рублей и пени 15,99 рублей за 2018 год №... от 29 июня 2020 года с сроком уплаты до 25 ноября 2020 года (заказным письмом), требование об уплате пени по налогу на имущество №... от 04 июля 2020 года с сроком уплаты до 26 ноября 2020 года в размере 166,64 рублей, в том числе за 2015 год – 42,05 рублей, 2016 год – 69,94 рублей, 2017 год – 52,05 рублей, 2018 год – 21,24 рублей (заказным письмом).
Кроме того, в связи с несвоевременной уплатой земельного налога за 2014-2018 годы налоговым органом выставлены требование об уплате пени (за различные периоды) №... от 13 июня 2020 года об уплате пени до 26 ноября 2020 года в размере 29,22 рублей за 2014 год, 29,21 рублей за 2015 год, 29,21 рублей за 2016 год, 29,20 рублей за 2017 год, 0,06 рублей за 2018 год, требование об уплате пени №... от 01 июля 2020 года об уплате пени до 27 ноября 2020 года в размере 0,08 рублей за 2014 год, 0,07 рублей за 2015 год, 0,07 рублей за 2016 год, 0,06 рублей за 2017 год, 0,06 рублей за 2018 год, требование об уплате пени №... от 02 июля 2020 года об уплате пени до 18 ноября 2020 года в размере 0,09 рублей за 2014 год, 0,08 рублей за 2015 год, 0,08 рублей за 2016 год, 0,07 рублей за 2017 год, 0,07 рублей за 2018 год. Требования направлены заказными письмами.
Межрайонная ИФНС России № 33 по Республике Башкортостан направила заявление о выдаче судебного приказа о взыскании суммы задолженности по страховым взносам и налогам, на основании которого был вынесен судебный приказ от 28 апреля 2021 года.
Однако определением мирового судьи судебного участка № 1 по Орджоникидзевскому району г. Уфы Республики Башкортостан, и.о. мирового судьи судебного участка № 4 по Орджоникидзевскому району г. Уфы №... от 20 мая 2021 года судебный приказ был отменен в связи с поступившими возражениями ответчика относительно его исполнения.
Настоящее административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 33 по Республике Башкортостан подано в Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан 17 ноября 2021 года.
Изложенное свидетельствует о том, что налоговым органом был соблюден досудебный порядок взыскания земельного налога за 2016 и 2018 годы, пени по земельному и имущественному налогам в общей сумме 977,84 рублей, а также срок обращения в суд за взысканием указанной задолженности, установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, с Хамзина У.И. в пользу Межрайонной ИФНС России № 33 по Республике Башкортостан подлежит взысканию земельный налог в размере 776 рублей (из них: 388 рублей - 2016 год, 388 рублей - 2018 год), пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 34,82 рублей, а также пени по земельному налогу за 2014-2018 годы в размере 167,02 рублей (из них: 29,31 рублей - 2014 год, 29,31 рублей - 2015 год, 62,93 рублей - 2016 год, 29,31 рублей - 2017 год, 16,16 рублей - 2018 год).
Довод Хамзина У.И. о допущенном налоговым органом нарушении положений статьи 69-70 Налогового кодекса РФ подлежит отклонению, так как все направляемые требования содержат указания на срок уплаты налога, что свидетельствует о соответствии его требованиям действующего налогового законодательства. Требование №... направлено налогоплательщику путем его размещения в личном кабинете 16 ноября 2018 года (л.д. 35).
Довод жалобы о том, что требование №... направлено позднее 3-хмесячного срока со дня выявления недоимки, не может явиться основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку согласно части 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ (в редакции по состоянию на 01 января 2020 года) в случае, если сумма недоимки не превышает 500 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Недоимка по земельному налогу за 2018 год составил 388 рублей, то есть менее 500 рублей, следовательно, срок направления требования налоговым органом не нарушен.
Ввиду того, что административный истец на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, с Хамзина У.И. в силу статей 111, 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 400 рублей.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 13 декабря 2021 года отменить.
Принять новое решение.
Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 33 по Республике Башкортостан к Хамзину У.И. в части взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год в размере 8 426 рублей, пени за 2020 год в размере 13,13 рублей, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2020 год в размере 32 448 рублей, пени за 2020 год в размере 50,56 рублей – оставить без рассмотрения.
Взыскать с Хамзина У.И. задолженность: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: пеня за 2018 год в размере 34,82 рублей; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 776 рублей за 2016 и 2018 годы, пени в размере 167,02 рублей, всего - 977,84 рублей.
Взыскать с Хамзина У.И. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи