НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) от 06.02.2024 № 2-3079/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 2-3079/2023 (№ 33-3419/2024)

г. Уфа 6 февраля 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Вахитовой Г.Д.,

судей Низамовой А.Р.,

Ярмухамедовой А.С.,

при секретаре Иванкиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Утяшева Олега Рауфовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Республике Башкортостан, Федеральной налоговой службе России, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №25 по Республике Башкортостан об установлении пенсии по выслуге лет,

по апелляционной жалобе Утяшева Олега Рауфовича на решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 27 ноября 2023 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Вахитовой Г.Д., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан

УСТАНОВИЛА:

Утяшев О.Р. обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования по Республике Башкортостан, Федеральной налоговой Службе России, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №25 по Республике Башкортостан, в котором просил обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Республике Башкортостан оформить ему пенсию за выслугу лет как федеральному государственному гражданскому служащему с даты обращения – 7 июня 2023 г., а также обязать Федеральную налоговую службу России, Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №25 по Республике Башкортостан передать пакет документов, необходимый для назначения пенсии.

В обоснование предъявленных требований Утяшев О.Р. указал на то, что он работал в Государственной налоговой инспекции по г.Салават с 28 марта 1994 г. на должности налогового инспектора, государственного инспектора отдела налогообложения физических лиц, госналогинспектором отдела камеральных проверок, специалистом отдела налогового аудита. 23 января 2009 г. он уволился с работы по пункту 1 части 3 статьи 33 ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе в РФ», его стаж государственной гражданской службы составляет 18 лет 10 месяцев 15 дней. 7 июня 2023 г. он написал заявление на имя председателя Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации о назначении (перерасчете) пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих через Межрайонный ИФНС России по РБ № 25, которая сформировала пакет документов для назначения пенсии и отправила в Управление Федеральной Службы РФ (ФНС России). Ему было отказано в назначении пенсии по выслуге лет со ссылкой на то, что на момент увольнения он не имел право на страховую пенсию по старости (либо инвалидности) и отсутствие стажа 25 лет по выслуге лет. С отказом в установлении ему пенсии по выслуге лет он не согласен. Полагает, что ответчики неправильно трактуют Федеральный закон № 166 от 15 декабря 2002 г. «О государственном пенсионном обеспечении». Федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа, продолжительность которого за назначением пенсии за выслугу лет в соответствующем году, определяется согласно приложения № 2 к настоящему ФЗ, и при замещении должности федеральной гражданской службы не менее 12 месяцев имеют право на пенсию по выслуге лет при увольнении с федеральной гражданской службы по основаниям пункта 3 части 1 статьи 33. Согласно Приложения № 2 стаж для гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет в 2023 г. должен составлять не менее 18 лет 6 месяцев. По мнению Утяшева О.Р., приведенное решение ответчика не основано на законе и нарушает его право на пенсионное обеспечение.

Решением Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 27 ноября 2023 г. в удовлетворении исковых требований Утяшев О.Р. отказано.

Не соглашаясь с решением суда, Утяшев О.Р. в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить полностью, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В целом доводы жалобы повторяют позицию истца, изложенную им в исковом заявлении и поддержанную при рассмотрении дела судом первой инстанции.

Иными участвующими в деле лицами постановленное решение не обжалуется.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Учитывая приведенные положения части 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан – Ахмадуллина Р.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

В порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, - основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Утяшев О.Р. 28 марта 1994 г. принят на должность госналогового инспектора в государственную налоговую службу г. Салавата, уволен 23 января 2009 г. в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе в РФ», стаж на дату увольнения составил 18 лет 10 месяцев.

Страховая пенсия по старости назначена Утяшеву О.Р. с 1 марта 2022 г.

В своих письмах ФНС России от 8 августа 2023 г. исх.№ 4-2-26/0221, от 9 августа 2023 г. исх. № ЗГ-3-4/20355 на обращение Утяшева О.Р. по вопросу назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим, указало на то, что условия назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим определены в статье 7 Федерального закона № 166-ФЗ. Утяшев О.Р. был уволен с федеральной государственной гражданской службы 23 января 2009 г. по инициативе гражданского служащего (пункт 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ), то есть до достижения возраста, являющегося необходимым для назначения страховой пенсии по старости, при этом получателем пенсии по инвалидности не являлся, страховая пенсия назначена с 1 марта 2022 г., стаж государственной гражданской службы на дату увольнения составил 18 лет 10 месяцев. Учитывая, что на момент увольнения по инициативе гражданского служащего право на страховую пенсию по старости (инвалидности) у Утяшева О.Р. отсутствовало, назначить пенсию за выслугу лет ему не представляется возможным.

Будучи не согласным с отказом в назначении пенсии за выслугу лет как федеральному государственному гражданскому служащему, Утяшев О.Р. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Утяшева О.Р., суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 15 декабря 2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», исходил из того, что истец на момент увольнения с федеральной государственной гражданской службы не достиг пенсионного возраста и не являлся получателем страховой пенсии по старости (инвалидности), на момент обращения за назначением пенсии по выслуге лет в 2023 году у Утяшева О.Р. также не имелось необходимых условий для назначения пенсии по выслуге лет, в том числе необходимого стажа – 25 лет.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Основания возникновения права граждан на пенсию за выслугу лет для федеральных государственных служащих предусмотрены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статья 2 которого относит к федеральным государственным гражданским служащим граждан, замещавших должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих, и включенные в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденный ранее действовавшими Указами Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 33, от 3 сентября 1997 г. N 981, а также действующим Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы".

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы, в том числе по сокращению должностей гражданской службы в государственном органе, имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) и непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев.

В силу пункта 2 статьи 7 этого же Федерального закона пенсия за выслугу лет Федеральным государственным гражданским служащим устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней.

Следовательно, федеральные государственные гражданские служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, которая назначается по общему правилу при наличии основания для назначения госслужащему страховой пенсии по старости (инвалидности), поскольку пенсия за выслугу лет устанавливается в дополнение к ней при наличии необходимого стаж государственной гражданской службы, увольнения госслужащего по определенным основаниям и периода госслужбы, непосредственно перед увольнением не менее 12 полных месяцев.

Федеральным законом от 3 мая 2011 г. N 94-ФЗ в статью 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ был введен пункт 1.1, в соответствии с которым - федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", до приобретения права на трудовую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.

То есть, вводя пункт 1.1 статьи 7 названного Закона, законодатель предусмотрел "отложенное право" - право на пенсию за выслугу лет и для лиц, уволившихся с федеральной гражданской службы до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности), которое может возникнуть при соблюдении указанных условий после приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности).

Материалами дела подтверждается, что Утяшев О.Р., дата был уволен с федеральной государственной гражданской службы 23 января 2009 г. по инициативе гражданского служащего (пункт 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ), то есть до достижения возраста, являющегося необходимым для назначения страховой пенсии по старости, при этом получателем пенсии по инвалидности не являлся, страховая пенсия назначена с 1 марта 2022 г., стаж государственной гражданской службы на дату увольнения составил 18 лет 10 месяцев.

Таким образом, установив, что на день увольнения истец не достиг пенсионного возраста и не являлся получателем пенсии по старости (инвалидности), страховая пенсия по старости ему назначена 1 марта 2022 г., стаж государственной гражданской службы на дату увольнения составил 18 лет 10 месяцев, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что условия, при наличии которых может быть назначена пенсия за выслугу лет, установленные статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ в вышеуказанной редакции, отсутствуют.

Доводы истца о необходимости применения к спорным правоотношениям положения пункта 1 статьи 7 Федерального закона 166-ФЗ в прежней редакции основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан" за лицами, приобретшими право на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктами 1 и 1.1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и уволенными (освобожденными от замещаемой должности) с федеральной государственной гражданской службы до 1 января 2017 года, имеющими на этот день не менее 15 лет указанного стажа и приобретшими до 1 января 2017 года право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сохраняется право на пенсию за выслугу лет в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом в статьи 7, 14 и 21 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действующей на момент увольнения истца) право на трудовую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

На момент увольнения 23 января 2009 г. Утяшев О.Р., 10 сентября 1963 года рождения, имел возраст 45 лет 4 месяца, то есть не достиг возраста, по достижении которого назначались трудовые пенсии.

Согласно пункту 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее - государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности (далее - муниципальные должности), должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее - должности государственной гражданской и муниципальной службы), страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону.

Как было приведено выше, страховая пенсия по старости истцу назначена 1 марта 2022 г.

Таким образом, Утяшеву О.Р. не может быть назначена пенсия за выслугу лет в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом в статьи 7, 14 и 21 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", поскольку приведенные условия в части 2 статьи 7 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 143-ФЗ " не соблюдаются.

Судом правильно определены юридически значимые обстоятельства спора, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, законность и обоснованность которой у судебной коллегии сомнений не вызывает.

Судебная коллегия считает, что судом все обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам.

Доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность постановленного решения и не могут служить основанием к отмене решения, поскольку направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия считает необходимым отметить, что доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию истца, изложенную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, вынесено на основании всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств и предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 27 ноября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Утяшева Олега Рауфовича без удовлетворения.

Председательствующий Г.Д.Вахитова

Судьи А.Р.Низамова

А.С.Ярмухамедова

мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 февраля 2024 г.

Справка:

Минязова И.З.