...
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Уфа 05 марта 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,
судей: Михляевой Г.А.
Якуповой Н.Н.,
с участием прокурора Муратовой Е.М.,
при секретаре Кильдияровой Э.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе директора ГБУ природный парк «Кандры-Куль» на решение Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от ... , которым постановлено:
исковое заявление Туймазинского межрайонного прокурора РБ в интересах неопределенного круга лиц к ГБУ природный парк «Кандры-куль» о понуждении устранения нарушений законодательства удовлетворить.
Обязать ГБУ Природный парк «Кандры-куль» привести используемый участок лесного фонда, предоставленный в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 15 от 26.01.2010 г. «О прекращении права постоянного бессрочного пользования на часть лесных участков» и зарегистрировать в органах Росреестра право постоянного (бессрочного) пользования на лесной участок площадью ... га.
Заслушав доклад председательствующего, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Туймазинский межрайонный прокурор РБ, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением ГБУ природный парк «Кандры-куль» о понуждении устранения нарушений законодательства, в обоснование указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения ответчиком требований Постановления Правительства РБ № 15 от 26.01.2010 г., в ходе которой установлено, что ответчик, являясь правопреемником Дирекции по особо охраняемым природным территориям РБ на основании свидетельства о государственной регистрации права от ... , в нарушение п. 3 Постановления Правительства Республики Башкортостан № 15 от 26.01.2010 года «О прекращении права постоянного бессрочного пользования на часть лесных участков» при отсутствии проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, отсутствии лесной декларации использует лесной фонд для рекреационной деятельности в кварталах 67, 68, 69, 70 (выделы 1-20), 71 (выделы 1-15), 72, 73, 74, 75, 76 (выделы 1-43, 46), 77, 84, 85 Кандринского участкового лесничества ГБУ «Туймазинское лесничество».
Указанное Постановление содержит поручение Дирекции по особо охраняемым природным территориям Республики Башкортостан заключить с Министерством лесного хозяйства РБ договор о предоставлении в постоянное бессрочное пользование участка лесного фонда площадью ... га. До принятия Правительством Республики Башкортостан названного Постановления площадь лесного участка, переданная в постоянное (бессрочное) пользование составляла ... га. На указанную площадь у Дирекции по особо охраняемым природным территориям Республики Башкортостан был надлежащим образом оформленный договор.
Согласно п. 3 Постановления Правительства Республики Башкортостан № 15 от 26.01.2010 года «О прекращении права постоянного бессрочного пользования на часть лесных участков» Государственному учреждению Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Башкортостан необходимо переоформить договор постоянного (бессрочного) пользования с Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан на участок лесного фонда площадью ... га.
В настоящее время Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Башкортостан реорганизована путем разделения на основании Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от ... №.... Вновь созданное в результате реорганизации ГБУ природный парк «Кандры-куль» зарегистрировано ... .
В процессе реорганизации, право постоянного бессрочного пользования на вышеназванный участок лесного фонда от Дирекции по особо охраняемых, природным территориям Республики Башкортостан перешло к вновь созданному ГБУ природный парк «Кандры-куль», при этом передано право пользования на лесной участок площадью ... га. При передаче полномочий в соответствии с актом приема-передачи обязательств передаваемых от ГУ Дирекции по особо охраняемым природным территориям Республики Башкортостан ГБУ к природному парку «Кандры-куль» от ... права на постоянное бессрочное пользование на указанный участок лесного фонда, в связи со сменой пользователя, должны были быть переданы путем переоформления договора бессрочного пользования земельным участком, находящимся на территории лесного фонда на право пользования ... га. Однако ... природным парком получено свидетельство о государственной регистрации права №... на лесной участок площадью ... га., что является незаконным.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе директор ГБУ природного парка «Кандры-Куль» Полуэктов С.А. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая, что ответчик не уклонялся от госрегистрации права на земельный участок, Туймазинское лесничество не передало им нового плана лесного участка на меньшую площадь, с отражением границ, карт-схем кварталов и выделов, Распоряжение Минлесхоза РБ №... о передаче лесного участка издано лишь ... , после подачи заявления в суд, акт выбора лесного участка не подтверждает факт передачи лесных участков, Минлесхоз РБ проигнорировал их неоднократные обращения от ... и ... об оформлении документов для передачи лесных участков, как передающая сторона, на него в порядке ст. 83 ЛК РФ переданы полномочия по предоставлению земель лесного фонда в постоянное бессрочное пользование.
Лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени рассмотрения дела, их не явка в силу ст. 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав директора ГБУ природный парк «Кандры-Куль» Полуэктова С.А., представителя ГБУ природный парк «Кандры-Куль» по ордеру адвоката Фархутдинову Г.Н., поддержавших доводы жалобы, представителей Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан Вафина Х.Х. и Исангулова Ф.С., прокурора Муратову Е.М., полагавших решение суда законным, Судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ... между ГУ Туймазинский опытный лесхоз и ГУ «Дирекции по особо охраняемым природным территориям РБ» заключен договор о передаче Дирекции участков лесного фонда Кандринского лесничества Туймазинского опытного лесхоза в постоянное (бессрочное) пользование общей площадью ... га.
Согласно Постановлению Правительства РБ № 15 от 26.01.2010 г. «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на часть лесных участков» постановлено: ГУ «Дирекции по особо охраняемым природным территориям РБ» переоформить договор постоянного (бессрочного) пользования с Министерством лесного хозяйства РБ на участок лесного фонда площадью ... га.
Согласно Распоряжению Правительства РБ от 06.10.2011 г. № 1288-р правопреемником ГУ «Дирекции по особо охраняемым природным территориям РБ» является ГБУ Природный парк «Кандры-Куль».
Постановлением Правительства РБ от 31.10.2012 г. № 392 «О Природном парке «Кандры-Куль» п. 2 Постановления Правительства РБ № 15 от 26.01.2010 г. «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на часть лесных участков», возложивший обязанность на Дирекцию (ГБУ ПП «Кандры-Куль») по заключению договора с Министерством лесного хозяйства РБ о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование участков лесного фонда общей площадью ... га признано утратившим силу.
Удовлетворяя исковое заявление прокурора, суд исходил из позиции представителя Росреестра о том, что для осуществления регистрации нового объекта (лесного участка площадью ... га вместо ... га) не требуется предоставления договора, заключенного между ГБУ ПП «Кандры-Куль» и Минлесхозом РБ, и пришел к выводу о том, что правопреемником Дирекции - ГБУ ПП «Кандры-Куль» не выполнено указание Правительства РБ о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования участком лесного фонда с ... га на ... га.
Ссылку ответчика на то, что основным препятствием для выполнения данного распоряжения являются действия со стороны Минлесхоза РБ, которое не предоставляет необходимых документов (акт выбора, кадастровый паспорт), суд посчитал необоснованным, указав, что кадастровый паспорт на участки лесного фонда действующим законодательством не предусмотрен и регистрирующие органы не требуют его предоставления. При этом указал, что акта выбора участка лесного фонда имеется в наличии (№... от ... ), который неоднократно направлялся в адрес ГБУ ПП «Кандры-Куль», выписка из лесного реестра ГБУ РБ «Туймазинского лесничества» от ... передана ответчику нарочно и повторно направлена через ФГУП «Почта России» ... .
По мнению суда, поскольку согласно Постановлению Правительства РБ № 15 от 26.01.2010 г. обязанность переоформления документов на лесной участок возлагается на Дирекцию, правопреемником которого является природный парк, а контрольные функции возложены на Минлесхоз РБ, то обязанность по предоставлению необходимого пакета документов для перерегистрации права постоянного (бессрочного) пользования участком лесного фонда общей площадью ... га, равно как и подготовка этих документов, возлагается именно на ответчика, а не на Минлесхоз РБ. Требуемые документы (акт выбора участка лесного фонда общей площадью ... га, а также выписка из лесного реестра) ГБУ РБ «Туймазинского лесничества» предоставлены ответчику для осуществления последующих действий по оформлению плана лесного участка, требуемого в органы Росреестра.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Согласно вышеназванного Постановления Правительства Республики Башкортостан № 15 от 26.01.2010 г., в связи с прекращением права постоянного (бессрочного) пользования на часть лесных участков, постановлено ГУ Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Башкортостан переоформить договор постоянного (бессрочного) пользования с Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан на участок лесного фонда площадью 983,4 га.
Из указанного Постановления следует, что договор должен быть переоформлен при участии обоих сторон, в связи, с чем вывод суда о том, что указанная обязанность возложена лишь на ответчика, является ошибочным.
Во исполнение указанного Постановления, ответчик неоднократно обращался в Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан ... (л.д. ...) и ... (л.д. ...) с просьбой о переоформлении права на постоянное (бессрочное) пользования на лесные участки, перезаключении договора.
В ответ на первое обращение, Минлесхоз РБ сообщило, что подготовка распоряжения Минлесхоза РБ о предоставлении ГБУ природный парк «Кандры-Куль» лесных участков не представляется возможным, так как не определена площадь, на которую необходимо передать в постоянное (бессрочное) пользование. Вместе с тем, указанная площадь определена вышеназванным Постановлением Правительства РБ. Второе обращение осталось без ответа, в опровержение чего доказательства не представлены.
Таким образом, по мнению Судебной коллегии, ответчиком предпринимались действия по исполнению Постановления Правительства РБ, однако ответных действий для его исполнения со стороны Минлесхоза РБ, как второй стороны договора, до обращения прокурора с иском в суд, не предпринимались.
Акт выбора участка лесного фонда №... от ... , и выписка из лесного реестра ГБУ РБ «Туймазинского лесничества» от ... , которые суд посчитал документами, позволяющими зарегистрировать право, были изготовлены и переданы ГБУ Природный парк «Кандры-Куль» лишь после возбуждения гражданского дела.
Кроме того, вышеназванный акт выбора лесного участка нельзя признать документом, соответствующим требованиям законодательства, на основании которого было бы возможно зарегистрировать право.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» при предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 3 указанной стать государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Плата за проведение государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда не взимается (ч. 4).
Согласно ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.
Согласно ст. 71 Кодекса, предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 5 Порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденного Приказом Рослесхоза от 13.04.2012 N 139, государственный учет проводится по инициативе органов государственной власти, уполномоченных на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
По результатам государственного учета лицам, указанным в пункте 5 настоящего Порядка, выдается план лесного участка в соответствии с образцом, прилагаемым к настоящему Порядку (п. 12).
Исходя из изложенных норм, обязанность по предоставлению плана лесного участка лежит на органе государственной власти, т.е. на Министерстве лесного хозяйства РБ.
Представленный акт выбора участка лесного фонда не соответствует требованиям, предъявляемым к плану лесного участка, утвержденному вышеназванным Приказом Рослесхоза.
Договор постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок сторонами до сих пор не заключен.
При указанных обстоятельствах, Судебная коллегия считает, что Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан надлежащим образом не были исполнены свои обязанности по исполнению Постановления Правительства Республики Башкортостан № 15 от 26.01.2010 г., направленные на переоформление договора постоянного (бессрочного) пользования с ответчиком на меньшую площадь лесного участка. План лесного участка, соответствующий требованиям Приказа Рослесхоза от 13.04.2012 г. № 139, был представлен и передан ответчику лишь в ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции.
Вместе с тем, Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решение суда не имеется, поскольку возлагая на ГБУ Природный парк «Кандры-куль» обязанность привести используемый участок лесного фонда, предоставленный в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 15 от 26.01.2010 г. «О прекращении права постоянного бессрочного пользования на часть лесных участков» и зарегистрировать в органах Росреестра право постоянного (бессрочного) пользования на лесной участок площадью ... га, фактически судом указано на необходимость выполнения п. 3 Постановления, которое ни кем не обжаловано и не отменено, а потому подлежит исполнению лицами, на которых возложена указанная обязанность, в том числе Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-329 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от ... оставить без изменения, а апелляционную жалобу директора ГБУ природный парк «Кандры-Куль» Полуэктова С.А. – без удовлетворения.
Председательствующий: Ф.Ф. Сафин
Судьи: Г.А. Михляева
Н.Н. Якупова