НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) от 04.06.2020 № 2-2539/19

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу № 2-2539/2019 (№33-4774/2020)

г. Уфа 04 июня 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Вахитовой Г.Д.,

судей Низамовой А.Р.,

Якуповой Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ямалиевой В.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бухарова Р.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Уфы Республики Башкортостан о перерасчете пенсии,

по апелляционной жалобе Бухарова Р.А. на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 30 октября 2019 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Вахитовой Г.Д., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан

УСТАНОВИЛА:

Бухаров Р.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Уфы Республики Башкортостан (далее ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Уфы РБ, пенсионный орган) о перерасчете пенсии.

В обоснование предъявленных требований Бухаров Р.А. указал на то, что ему назначена страховая пенсия по старости с 2018 года, размер пенсионной выплаты составляет 16 286 рублей. Записью в трудовой книжке подтверждается, что в период с 08 марта 2001 года по 01 августа 2009 года он осуществлял трудовую деятельность в ОАО «Когалымнефтепрогресс», в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и занимал должность оператора по подготовке скважин к ремонту. Однако, пенсионным органом при назначении ему пенсии не были учтены районные коэффициенты в период осуществления им трудовой деятельности в ОАО «Когалымнефтепрогресс», со ссылкой на то, что в представленных с места работы архивных лицевых счетах не содержится норма часов, выработанных им в организации, а также не указан код МКС, что является основанием для отказа в учете районных коэффициентов и как следствие повышение его пенсионной выплаты. В настоящее время ОАО «Когалымнефтепрогресс» является ликвидированной организацией, в связи с чем у него не имеется возможности запросить сведения по его трудовой деятельности.. Полагает запись в его трудовой книжке подтверждает осуществление им трудовой деятельности с 08 марта 2001 года по 01 августа 2009 года в ОАО «Когалымнефтепрогресс» и является существенным основанием для того, чтобы пенсионным органом был осуществлен перерасчет размера назначенной ему пенсии с учетом положенных районных коэффициентов установленных в период его работы в ОАО «Когалымнефтепрогресс». В перерасчете пенсии с учетом приведенного периода работы ему было отказано. По мнению Бухаров Р.А., решение пенсионного органа об отказе в перерасчете пенсии не основано на законе и нарушает его право на пенсионное обеспечение.

Просит признать отказ ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Уфы РБ от 08 мая 2019 года незаконным; обязать пенсионный орган произвести перерасчет размера пенсии по старости с учетом районных коэффициентов установленных в период осуществления трудовой деятельности в ОАО «Когалымнефтепрогресс» и выплачивать ему пенсию по старости с учетом произведенного перерасчета и суммы пенсии; взыскать с ответчика расходы на оплату юридических услуг в размере 15 750 рублей.

Решением Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 30 октября 2019 года в удовлетворении исковых требований Бухарова Р.А. отказано.

В апелляционной жалобе Бухарова Р.А. ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении его требований полностью, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда. Указывает, что судом нарушена состязательность процесса, поскольку необоснованно было отказано в удовлетворении его ходатайства об истребовании документов по его трудовой деятельности из архивного отдела администрации города Когалым Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Полагает, представленное им суду доказательство – лицевая карта начисления заработной платы за 2001 год является неоспоримым доказательством, того, что он работал местностях приравненных к районам Крайнего Севера.

Иными участвующими в деле лицами постановленное решение не обжалуется.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, выслушав представителей Бухарова Р.А. – Мурзабулатову М.Р., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, ГУ – УПФ РФ в Ленинском районе г. Уфы РБ – Италмасову Э.Р., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

В порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, - основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Бухарову Р.А., дата рождения, установлена 21 июня 2018 года досрочная пенсия по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 с применением пункта 2 статьи 33 Федерального законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Бухаров Р.А. обратился в ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Уфы РБ с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии, в чем ему пенсионный орган своим письмом от 08 мая 2019 года отказал, ссылаясь на то, что размер трудовой пенсии по старости зависит от продолжительности общего трудового стажа пенсионера, имевшего место до 01 января 2002 года, среднемесячного заработка за 200-2001 года, либо за любые 60 месяцев работы подряд и суммы страховых взносов, учтенных на его индивидуальном счете с 01 января 2002 года до даты назначения пенсии. Исчисление продолжительности периодов трудовой деятельности, включаемых в стаж, учитываемый при конвертации пенсионных прав по состоянию на 01 января 2002 года, производится в календарном порядке, следовательно стаж Бухарова Р.А. подсчитанный таким образом составил 13 лет 8 месяцев 25 дней, в связи с чем конвертацию пенсионных прав выгоднее производить по пункту 3 статьи 30 Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». К расчету принята заработная плата за 2000-2001 годы, по которой отношение его заработка к среднемесячной заработной плате по стране за тот же период составило – 2,739. Гражданам проживавшим (работавшим) по состоянию на 01 января 2002 года в районах Крайнего Севера, либо гражданам, выработавшим по состоянию на 01 января 2002 года необходимый стаж работы в МКС (не менее 20 лет) и общий страховой стаж не менее 25 лет (для мужчин) применяется повышенное отношение заработка, размер которого определяется в зависимости от установленного в централизованном порядке органами государственной власти, районного коэффициента. Вышеуказанное повышенное отношение заработка Бухарову Р.А. не установлено, поскольку из индивидуального лицевого счета по состоянию на 31 декабря 2001 года отсутствует код работы в местностях приравненных к районам Крайнего Севера (далее МКС) и документально не подтверждена работа вахтово-экспедиционным методом с выработкой годовой нормы часов. В связи с ликвидацией ОАО «Когалымнефтепрогресс» отсутствует возможность истребования справки о выработанной годовой норме рабочего времени, а в копии лицевого счета за 2001 год нет данных о количестве отработанных часов. По материалам пенсионного дела в соответствии со статьей 18 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" оснований для перерасчета пенсии не имеется.

Будучи не согласным с приведенным выше решением пенсионного органа и полагая, что периоды его работы в ООО «Когалымнефтепрогресс» подлежат учету как работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, Бухаров Р.А обратился в суд с иском к ГУ – УПФ РФ в Ленинском районе г. Уфы РБ.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Бухарова Р.А., суд первой инстанции исходил из того, что расчет пенсии Бухарова Р.А, произведенный пенсионным органом, осуществлен в соответствии с требованиями законодательства, поскольку истцом не представлены доказательства в обоснование наличия оснований для производства перерасчета пенсии по старости с уточнением величины расчетного пенсионного капитала с применением повышенного отношения заработков, не подтверждена работа вахтово-экспедиционным методом с выработкой годовой нормы часов и наличия повышенного отношения заработков, в выписке из индивидуального лицевого счета истца по состоянию на 31 декабря 2001 года отсутствует код работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что стаж, учитываемый при конвертации пенсионных прав истца по состоянию на 01 января 2002 года составил 13 лет 8 месяцев 25 дней.

Оценка пенсионных прав истца пенсионным органом осуществлена по пункту 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ.

Разрешая спор, судом первой инстанции правомерно по представленным суду доказательствам установлено, что по состоянию на 01 января 2002 года истцом не выработан требуемый стаж работы на территории Крайнего Севера или в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; повышение отношения заработка не установлено, поскольку в Выписке из индивидуального лицевого счета по состоянию на 31 декабря 2001 года отсутствует код работы в местностях приравненных к району Крайнего Севера и документально не подтверждена работа вахтово-экспедиционным методом с выработкой годовой нормы часов.

К расчету пенсии принята заработная плата за 2000-2001 годы, по которой отношение заработка в среднемесячной заработной плате по стране за тот же период составило 2,739. Гражданам, проживавшим по состоянию на 01 января 2002 года в районах Крайнего Севера, выработавшим на эту дату стаж работы в МКС не меньше 25 лет применяется повышенное отношение заработка, размер которого определяется в зависимости от установленного органами государственной власти районного коэффициента.

С учетом трудового стажа истца и заработка начальный размер пенсии истца составил 1102, 86 рублей, при этом 0, 55- стажевый коэффициент за 25 лет работы*1,2 (соотношение заработков)*1671 рублей (заработная плата в стране, утвержденная в 3 квартале 2001). Расчетный пенсионный капитал составляет 90394, 99 рублей (1102, 86 рублей-450 рублей стандартный размер пенсии*252 ожидаемый период выплаты*0,5494444 отношение имеющегося стажа к требуемому (4945-имеющийся трудовой стаж в днях/9000 требуемый стаж в днях).

Начальный пенсионный капитал индексируется на коэффициенты, установленные Правительством Российской Федерации до даты назначения пенсии 90394, 99*5, 6148=507549, 79 и подлежит валоризации.

Сумма валоризации составляет 10% величины расчетного капитала и сверх того 1% за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01 января 1991. Поскольку общий трудовой стаж истца, приобретенный до 01 января 1991, составляет 3 года, валоризация от величины расчетного пенсионного капитала составила 65981, 47 (507549*13%).

Ответчиком произведен расчет пенсионного капитала следующим образом: 507549,79 – начальный пенсионный капитал+65981,47 сумма валоризации+749461,60 рублей страховые взносы=1322992,86 рублей, из которого исчисляется страховая часть пенсии: пенсионный капитал 1322992,86 рублей/ожидаемый период выплаты 252=5249,97 рублей.

Индивидуальный пенсионный коэффициент за период до 01 января 2015 составляет 81,903 (страховая часть пенсии 5249,97 рублей/стоимость пенсионного коэффициента на 01.01.2015 64,10).

Индивидуальный пенсионный коэффициент 81,903+индивидуальный пенсионный коэффициент за 2015-2018 годы =107,558.

Из стоимости одного пенсионного коэффициента, установленного с 01 января 2018 в размере 81,49 рублей, производится расчет страховой части пенсии: 107, 558*81,49=8764,90 рублей.

Фиксированный базовый размер пенсии по старости установлен истцу с применением частей 1 и 2 статьи 16 Федерального закона №400-ФЗ, в соответствии с которыми лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет, устанавливается повышение к фиксированной выплате к страховой пенсии по старости, в сумме, равной 50% суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Размер назначенной истцу пенсии с 21.06.2018 составил 16239, 25 рублей, который состоит из страховой части пенсии в размере 8764, 90 рублей и базовой части пенсии в размере 7474, 35 рублей.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона №400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01 января 2015, увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, увеличения по данным индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента.

В соответствии с пунктом 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 №516 года, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном Правилами, суммируются периоды следующих работ: работы с тяжелыми условиями труда и работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. При этом периоды работы вахтовым методом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при досрочном назначении трудовой пенсии исчисляются в календарном порядке с включением в них времени непосредственно на объекте, времени междусменного отдыха в вахтовом поселке, а также периода междувахтового отдыха и времени в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно. Подсчет продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в случае осуществления вахтовым методом производится в соответствии со статьей 300 Трудового кодекса Российской Федерации, в силу которой при работе вахтовым методом применяется суммированный учет рабочего времени за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более года.

Поскольку оценка пенсионных прав граждан на основании статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях» производится по состоянию на 1 января 2002 года, исходя из пункта 3 статьи 30 Федерального закона №173-ФЗ отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) может учитываться: лицам, проживавшим по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в указанном случае возможность учета заработков в повышенном размере Закон не ставит в зависимость от того, приобрели они на эту дату право на трудовую пенсию или нет, а также выехали они из указанных районов после 1 января 2002 года или остались там проживать; мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 1 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию - 55 и 50 лет соответственно для мужчин и для женщин). При этом отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
В справке архивного отдела Администрации города Когалыма от 15 мая 2017 исх.№ С-634 указано, что в документах архивного фонда ОАО «Когалымнефтепрогресс» содержатся сведения о трудовом стаже Бухарова Р.А., так в личной карточке (ф.Т-2) указано принят с 08 марта 2001 года оператором по подготовке скважин к ремонту 3-го разряда в цх подготовки к подземному и капитальному ремонту скважин на условиях заключенного срочного трудового контракта; метод работы – вахтово-экспедиционный, северная надбавка 10%; уволен с 20 марта 2009 года оператор по подготовке скважин к капитальному и подземному ремонтам, 4 разряд, участка подготовки скважин цеха повышения нефтеотдачи пластов и подготовки скважин; расторжение трудового договора по собственному желанию.

В справках архивного отдела Администрации города Когалыма от 14 января 2019 года исх. № С-1641, от 14 августа 2018 года исх.№С-973-С-973/2 указано, что в связи с тем, что невозможно определить правомерность включения итоговых сумм начислений в архивную справку по причине отсутствия полных сведений о виде и характере выплат, сведения о заработной плате за 2001 год предоставляются в виде копии лицевой карты по наличлению заработной платы, а не в табличной форме; в архивном отделе Администрации города Когалыма не имеется сведений по клдам видов оплаты труда и удержаний из заработной платы (и их расшифровке) за указанные периоды: трудовые договора (контракты) с работниками ОАО «Когалымнефтепрогресс», табеля учета рабочего временина хранение в архивный отдел не поступали; иные документы суказанием информации о количестве отработанного времени на вахте за 2001 год на Бухарова Р.А. не поступали.

В выписке из индивидуального лицевого счета истца по состоянию на 31 декабря 2001 года отсутствует код работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Так, условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 14 указанного Федерального закона при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 данного Федерального закона).

Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Бухаров Р.А. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 19 июля 1998 года, период его трудовой деятельности по состоянию на 31 декабря 2001 года имел место после его регистрации в системе государственного пенсионного страхования.

В соответствии с выпиской из лицевого счета застрахованного лица Бухарова Р.А. в спорные периоды, а именно по состоянию на 31 декабря 2001 года, коды территориальных условий труда не проставлены. Достоверность указанных сведений не оспорена истцом.

При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно учтено, что в отношении Бухаров Р.А. работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации не предоставлялись сведения территориальных условий труда в спорные периоды (по состоянию на 31 декабря 2001 года), в связи с чем, у суда первой инстанции не имелось оснований удовлетворения требований истца.

Довод апеллятора о том, что сведения о работе Бухарова Р.А. подтверждены данными лицевой карты начисления заработной платы за 2001 год, основан на ошибочном толковании норм материального права и сделан без учета положений нормативных правовых актов, определяющих порядок подтверждения страхового стажа, в том числе при досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Судебная коллегия также считает необходимым отметить, что в силу статьи 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", целями индивидуального (персонифицированного) учета являются: создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении; создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, для назначения страховых и накопительной пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов, а также для оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате страховых и накопительной пенсий, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений; упрощение порядка и ускорение процедуры назначения страховых и накопительной пенсий застрахованным лицам.

Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированного) учете, в системе обязательного пенсионного страхования" установлена обязанность работодателей ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) необходимые сведения.

Статьями 8 и 8.1 Федерального закона N 27-ФЗ закреплено общее правило, в соответствии с которым сведения о застрахованных лицах в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации представляются страхователями (работодателями). Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При этом в силу статьи 14 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ застрахованное лицо имеет право: получать бесплатно в органах Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или работы по своему обращению способом, указанным им при обращении, сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете; получить бесплатно у страхователя копию сведений о себе, представленных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации и налоговые органы для индивидуального (персонифицированного) учета; в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией, либо в суд.

Застрахованное лицо обязано: предъявлять по требованию страхователя, органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, работников органов Пенсионного фонда Российской Федерации документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, на бумажном носителе или в форме электронного документа; обращаться с заявлениями в установленном настоящим Федеральным законом порядке в случае изменения сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете; представлять по требованию органов Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению в его индивидуальный лицевой счет согласно настоящему Федеральному закону.

Согласно положений статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01 января 2015 г., при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2).

Аналогичное положение содержится в пункте 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. N 1015.

Из смысла изложенных положений закона следует, что индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, а, следовательно, ответственность за отсутствие необходимых сведений в данных индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица не может быть возложена на орган пенсионного обеспечения при оценке правомерности его действий при решении вопроса о назначении страховой пенсии, в т.ч. досрочной, застрахованному лицу.

Из материалов дела следует, что истец зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования. Спорный период (по состоянию на 31 декабря 2001 года) отражен страхователем обычными условиями, без указания кодов территориальных условий труда.

При таких обстоятельствах решение пенсионного органа является обоснованным, а выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца - верными.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства истца об истребовании из архивного отдела Администрации г. Когалым Ханты – Мансийского Автономного округа – Югры документов касательного спорного периода его трудовой деятельности отклоняются, поскольку в силу части 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации достаточность доказательств для разрешения конкретного спора определяется судом. По правилам части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации именно суд, а не сторона по делу, определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Необходимая совокупность доказательств по делу для разрешения заявленных исковых требований по существу судом установлена.

Применительно к положениям статьи 166 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворение ходатайства стороны является правом, а не обязанностью суда, в связи с чем, несогласие с результатами рассмотрения судом первой инстанции заявленных ходатайств, само по себе, применительно к обстоятельствам данного дела, не свидетельствует о нарушении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Отказ суда в удовлетворении ходатайств истца, применительно к предмету и основанию рассматривавшегося иска, не лишал его права представить суду иные относимые и допустимые доказательства в подтверждение своей позиции по делу.

Более того, заслуживает внимания и то обстоятельство, судебной коллегией с учетом характера спорных правоотношений, в целях правильного разрешения спора, был сделан запрос в архивный отдел Администрации г. Когалым Ханты – Мансийского Автономного округа – Югры о предоставлении в отношении Бухарова Р.А. документов по его трудовой деятельности в ОАО «Когалымнефтепрогресс» (табелей учета рабочего времени, копии журналов регистрации табеля учета рабочих часов, справку о выработанной годовой норме рабочих часов с указанием кода работы в местностях приравненных к району Крайнего Севера, справку о работе вахтово-экспедиционным методом, должностные обязанности).

В ответ на запрос судебной коллегии архивный отдел Администрации г. Когалым Ханты – Мансийского Автономного округа – Югры был предоставлен письменный ответ от 30 марта 2020 года, из содержания которого следует, что ранее по запросу Бухарова Р.А. и ГУ – УПФ РФ в Ленинском районе г. Уфы РБ предоставлялись соответствующие ответы, повторно сообщают табеля учета рабочего времени работников, журналы регистрации табеля учета рабочих часов, должностные инструкции работников ОАО «Когалымнефтепрогресс» в архивный отдел Администрации города Когалыма не поступали.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, согласуются с представленными доказательствами и постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.

Несогласие истца с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, к чему сводятся приведенные в апелляционной жалобе доводы, не может являться основанием для отмены правильного решения суда.

Оценка представленных сторонами доказательств по делу и добытых судом дана по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, обжалуемое решение следует признать соответствующим закону и фактическим обстоятельствам дела, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает, поскольку доводы жалобы истца основаны на неверном толковании норм материального права в области пенсионного регулирования.

В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался заявитель в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом внимания суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных участниками процесса доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Сама по себе иная оценка подателем жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

Имеющие правовое значение обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушения норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, вынесено на основании всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств и предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены или изменения судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 30 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бухарова Р.А. - без удовлетворения.

Председательствующий Г.Д.Вахитова

Судьи А.Р.Низамова

Н.Н.Якупова

Справка:

судья ФИО12