НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) от 03.07.2020 № 2А-9946/20

Дело №2а-9946/2020 (№ 33а-10791/2020)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 июля 2020 г. г. Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Каримовой Ф.М.,

судей Портновой Л.В. и Субхангулова А.Н.,

при секретаре Миннихановой Л.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Башкортостан к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени по транспортному налогу,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 19 декабря 2019 года,

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Субхангулова А.Н.,

У С Т А Н О В И Л А:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Башкортостан (далее МИФНС России №1 по РБ) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени по транспортному налогу.

В обоснование административных исковых требований указала, что ФИО1, являющийся владельцем транспортного средства МАЗДА МРV, государственный регистрационный знак №..., не оплатил транспортный налог за 2016 год в размере 7 950 руб., в связи с чем ему были начислены пени по транспортному налогу в размере 151 руб. 98 коп.

На основании изложенного МИФНС России № 1 по РБ просила суд взыскать с ФИО1 задолженность по транспортному налог в размере 7950 рублей, пени по транспортному налогу в размере 151 рубль 98 копеек.

Решением Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 19 декабря 2019 года постановлено:

исковые требования межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Башкортостан к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу - удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, зарегистрированного по адресу: адрес пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Башкортостан недоимку по транспортному налогу в размере 7950 рублей, сумму начисленных пеней по транспортному налогу в размере 151,98 рублей, всего 8101,98 рублей.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета госпошлину в размере 400 рублей.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. В обоснование доводов жалобы указал, что налоговое уведомление и требование направлены не по месту его проживания. Ответчику было известно о не проживании его по адресу: адрес из представленных истцом сведений ГИБДД Республики Башкортостан, где указано сведения о транспортном средстве и месте его регистрации. Следовательно, место регистрации транспортного средства и соответственно место жительства ФИО1 административному истцу было известно. Поскольку налоговый орган не вручил ФИО1 уведомление об уплате налогов, у последнего не возникло публично-правовой обязанности уплатить транспортный налог.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав ответчика ФИО1, его представителя ФИО2, представителя истца МИФНС России №1 по РБ ФИО3, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В силу части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

На основании статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

На основании статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит транспортное средство МАЗДА МРV, государственный регистрационный знак <***>.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку обязанность по уплате налога за истекший налоговый период ответчиком не исполнена, срок для обращения в суд с исковыми требованиями об уплате налога не пропущен, требование налогового органа о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу в размере 7950 рублей, суммы начисленных пеней по транспортному налогу в размере 151,98 рублей, подлежит удовлетворению.

Между тем судом первой инстанции не учтено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Исходя из пункта 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно пунктам 1, 2, 4, 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Из содержания вышеприведенных норм следует, что обязанность по уплате налога на имущество возникает у физического лица с момента направления ему уведомления налоговым органом, при неисполнении которого налоговым органом направляется требование об уплате недоимки по налогу. При этом налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании недоимки по налогу в том случае, если соблюдена процедура направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога.

В статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации под местом жительства физического лица понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.

Согласно пункту 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Из материалов дела усматривается, что 30 сентября 2017 года административному ответчику заказным письмом направлено налоговое уведомление №24059011 от 20 сентября 2017 года об уплате транспортного налога за 2016 год по адресу: адрес.

16 февраля 2018 года, в связи с неуплатой ФИО1 указанного налога в установленный срок, по адресу: адрес, заказным письмом направлено требование №7628 от 13 февраля 2018 года об уплате недоимки по транспортному налогу за 2016 год в сумме 7950 рублей и пени в сумме 151 руб. 98 коп.

В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на учет (снятия с учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации (постановки на учет, снятия с учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.

Согласно пункту 3 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации изменения в сведениях о физических лицах, не являющихся индивидуальными предпринимателями подлежат учету налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса.

Пункт 4 данной статьи предусматривает, что в случаях изменения места нахождения организации, места нахождения обособленного подразделения организации, места жительства физического лица снятие их с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация, физическое лицо состояли на учете.

Таким образом, на налогоплательщиков - физических лиц, законом не возложена обязанность по уведомлению налогового органа об изменении своего места жительства при существующем едином на всей территории Российской Федерации учете налогоплательщиков.

Из паспорта ответчика ФИО1 следует, что он 26 августа 2014 года зарегистрирован по адресу: адрес. С данного адреса он снят с регистрационного учета – 22 ноября 2018 года. Далее 23 ноября 2018 года он зарегистрирован по адресу: адрес.

Согласно ответу МВД по Республике Башкортостан №6/3-16967 от 29 июля 2020 года следует, что ФИО1 22 августа 2014 года снят с регистрационного учета по месту жительства с адреса: адрес. Указанная информация была передана 22 августа 2014 года за исх. №3761 в ИФНС Советского района г. Уфы на электронном носителе, в котором были включены сведения о фактах о регистрации (снятия) граждан с регистрационного учета по месту жительства на территории Советского района г. Уфы за период с 22 августа 2014 года по 22 сентября 2014 года.

Доказательств направления налоговым органом административному ответчику по месту его жительства соответствующих налогового уведомления об уплате налога за 2016 год и требования, в материалы дела не представлено.

Направление административным истцом налогового уведомления и требования по бывшему месту жительства налогоплательщика нельзя признать надлежащим исполнением налоговой инспекцией процедуры, предшествующей обращению в суд с административным иском о взыскании налога, поскольку имеет место фактическое ненаправление требования налогоплательщику по адресу, по которому он мог бы реально его получить.

Поскольку налоговый орган не вручил ответчику уведомление об уплате налогов, у ответчика не возникло публично-правовой обязанности уплатить данный вид налога. При таких обстоятельствах у административного истца не имелось правовых оснований для предъявления требования об уплате налога и финансовых санкций, поскольку порядок обращения с требованием о принудительном взыскании налога был нарушен.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела.

Судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 19 декабря 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении требований межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Башкортостан к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налог в размере 7950 рублей, пени по транспортному налогу в размере 151 рубль 98 копеек - отказать.

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Ф.М. Каримова

Судьи Л.В. Портнова

А.Н. Субхангулов

Справка: судья Насырова Л.Р.