НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) от 03.04.2019 № 33-6948/19

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело № 33-6948/2019

г. Уфа 3 апреля 2019 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Васильевой Г.Ф.,

судей Турумтаевой Г.Я. и Фроловой Т.Е.

при секретаре Шакировой Г.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Уфы в интересах Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю (далее - ИП) Курбановой Уммеголсум Галеевны об устранении нарушений законодательства о драгоценных металлах, а также законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,

по апелляционной жалобе ИП Курбановой У.Г. на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 января 2019 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Фроловой Т.Е., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Уфы обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к ИП Курбановой У.Г. об устранении нарушений законодательства о драгоценных металлах, а также законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В обоснование исковых требований указал следующее.

В ходе проверки установлено, что ИП Курбанова У.Г. состоит на специальном учёте в Инспекции как индивидуальный предприниматель, осуществляющий операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Также указал, что ответчицей допущены нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Просил суд возложить на ответчицу обязанность разработать инструкцию о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве; составить и представить в течение двух месяцев с даты вступления в силу решения суда в ФКУ «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации» (Гохран России) отчёт по форме № 2-ДМ «Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов и изделий из них» за 2016 г.; назначить ответственного лица осуществляющее по окончанию рабочего дня опломбирования (опечатывания) металлических сейфов в которых осуществляется хранение ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней; представить в Поволжскую Государственную инспекцию пробирного надзора ФКУ «Пробирная палата России» заявление о внесении изменений в карту, специального учета, в связи с закрытием ювелирных магазинов; исключить из состава инвентаризационной комиссии материально ответственных лиц, в подотчете у которых находятся ценности, подлежащие инвентаризации; осуществить регистрацию личного кабинета индивидуального предпринимателя на интернет-портале Росфинмониторинга, в соответствии с требованиями п.п. 21-22 Правил определения перечня организаций и физических лиц; включить в перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, специально должностное лицо; включить в Программу обучения сотрудников изучение конкретных типологий, характерных схем и способов отмывания доходов преступных доходов финансирования терроризма, а также критериев выявления и признаков необычных сделок; провести дополнительные инструктажи при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

Решением Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 января 2019 г. постановлено:

исковые требования прокуратуры города Уфы Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации к ИП Курбановой У.Г. об устранении нарушений законодательства о драгоценных металлах, а также законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма удовлетворить частично.

Обязать ИП Курбанову У.Г.:

- включить в перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, специально должностное лицо;

- включить в Программу обучения сотрудников изучение конкретных типологий, характерных схем и способов отмывания доходов преступных доходов и финансирования терроризма, а также критериев выявления и признаков необычных сделок;

- провести дополнительные инструктажи при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Установить ИП Курбановой У.Г. срок для исполнения решения суда 2 недели со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с ИП Курбановой У.Г. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.

В апелляционной жалобе ИП Курбанова У.Г. просит решение отменить, считает его незаконным. По утверждению ответчицы, ее Приказом № 136 от 29 декабря 2016 г. установлен перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Доказательств неисполнения данного приказа суду не представлено и судом не добыто. Также указала о том, что ею пройдено обучение в форме повышения знаний по программе «Предупреждение отмывания преступных доходов и финансирования терроризма в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом» в ЧОУ ДПО «Гранд Скул» адрес, о чем представлено Свидетельство №.... Так же указала, что Правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации - (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в редакции от 2 июля 2018 г. ИП Курбановой У.Г. и Программой обучения сотрудников ИП Курбанова У.Г. на 2017-2019 г. определены порядок изучения типологий, характерных схем и способов отмывания доходов преступных доходов и финансирования терроризма, а также критериев выявления признаков необычных сделок». По утверждению ответчицы, ею неукоснительно отслеживаются и исполняются правовые акты РФ в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Своевременно проводятся инструктажи с трудовым коллективом и лицами ответственными за соблюдение данного законодательства. 10 января 2017 г., 19 ноября 2017 г., 2 апреля 2018 г., 6 мая 2018г., 2 июля 2018г. Курбановой У.Г. были пройдены целевые (внеплановые) инструктажи по изменениям в законодательстве, относящееся к противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Приказом № 136 от 29 декабря 2016 г. на Курбанову У.Г. были возложены обязанности специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. в рамках которого Курбановой У.Г. была привлечена также сторонний специалист Стрижевская Э.В. для проведения первичных, целевых, плановых и внеплановых инструктажей с правом проводить обучение, проводить тестирование сотрудников и совершать иные действия и мероприятия в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которая прошла обучение 28 декабря 2017 г. по программе «Актуальные и практические вопросы государственного надзора, контроля и регулирования микрофинансовых организаций.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, выслушав представителя ИП Курбановой У.Г. – Исламова Р.Р., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Шапошникову Т.Н., полагавшую решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

При таких обстоятельствах, поскольку прокурором г. Уфы решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 января 2019 г. не обжаловано, ответчица в своей апелляционной жалобе на несогласие с выводами суда об отказе в удовлетворении части исковых требований и распределении судебных расходов не ссылается, основания для проверки решения в указанной части у судебной коллегии отсутствуют.

Проверяя решение суда по доводам апелляционной жалобы ИП Курбановой У.Г., судебная коллегия исходит из следующего.

Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2000 г. N 731 утверждены Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности (далее - Правила).

Указанные Правила, разработанные в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и в целях обеспечения контроля за движением и сохранностью драгоценных металлов и драгоценных камней при их добыче, производстве, использовании и обращении, устанавливают порядок хранения, учета и ведения отчетности об использовании драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и изделий, их содержащих. Они распространяются на все юридические лица, в том числе воинские части и воинские формирования, а также на граждан, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, сбора, заготовки, первичной обработки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней, а также использующих изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни.

В соответствии с указанными Правилами Приказом Минфина России от 9 декабря 2016 г. N 231н утверждена Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении (далее - Инструкция), которая устанавливает порядок учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении.

Как следует из материалов дела, ИП Курбанова У.Г. осуществляет деятельность по производству ювелирных изделий, бижутерии, торговля розничными ювелирными изделиями, состоит на специальном учете в Инспекции как индивидуальный предприниматель, осуществляющий операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Прокуратурой г. Уфы с привлечением специалистов Поволжской Государственной инспекции пробирного надзора ФКУ «Пробирная палата России» (далее - Инспекция) проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (решения о проведении проверки от 6 июля 2018 г. № 74) в деятельности ИП Курбановой У.Г.

Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" установлена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, проводить соответствующее обучение своих кадров. Квалификационные требования к подготовке и обучению кадров в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма установлены в соответствующем Положении, утвержденном приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 года N 203.

Согласно пункту 2 указанного Положения перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утверждается руководителем организации.

Судом достоверно установлено, что в нарушение данного требования, индивидуальным предпринимателем Курбановой У.Г. перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, не утверждался.

В нарушение пунктов 6, 7 и 8 Положения, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 года N 203, ИП Курбановой У.Г. не были приняты меры, направленные на проведение обучения сотрудников в форме целевого, вводного и дополнительного инструктажа.

В нарушение пункта 14 Положения, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 года N 203, ИП Курбановой У.Г. не были приняты меры, направленные на разработку программы подготовки и обучения сотрудников в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также особенностей деятельности организации и ее клиентов, дополнительные инструктажи при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов не проведены.

Оценив данные обстоятельства в их совокупности и системной взаимосвязи, суд пришел к правильному выводу о возложении на ответчицу обязанности в течение 2 недель со дня вступления решения суда в законную силу:

- включить в перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, специально должностное лицо;

- включить в Программу обучения сотрудников изучение конкретных типологий, характерных схем и способов отмывания доходов преступных доходов и финансирования терроризма, а также критериев выявления и признаков необычных сделок;

- провести дополнительные инструктажи при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

С данными выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении действующего законодательства, объективной оценке фактических обстоятельств дела.

Не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что суд не учел представленные приказы индивидуального предпринимателя, где назначено СДЛ (специально должностное лицо) и определен порядок организации и проведения инструктажей.

Так, в ходе проверки проведенной прокуратурой г. Уфы с привлечением специалистов Поволжской Государственной инспекции пробирного надзора ФКУ «Пробирная палата России» (далее - Инспекция), достоверно установлено, что в нарушение пункта 3 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, утверждённого приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 г. № 203, в утвержденный индивидуальным предпринимателем перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, не включено специально должностное лицо (приказ № 136 от 29 декабря 2016 г.).

Не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что суд не в полном объеме изучил представленные документы, что в программе обучения сотрудников индивидуального предпринимателя имеются все необходимые пункты и т.д.

Так, в ходе проверки установлено, что в нарушении пункта 16 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, утверждённого приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 г. № 203 Программа обучения сотрудников индивидуального предпринимателя - не предусматривает изучение конкретных типологий, характерных схем и способов отмывания доходов преступных доходов и финансирования терроризма, а также критериев выявления и признаков необычных сделок.

Данная программа была представлена самой ИП Курбановой У.Г. Более того, ИП Курбановой У.Г. не представлены документы, подтверждающие то, что ее сотрудники изучали способы отмывания доходов преступных доходов и финансирования терроризма, и о том какие им были известны критерии выявления и признаков необычных сделок, где и как они должны фиксировать какую либо информацию и направлять ее через личный кабинет, который у ИП Курбановой У.Г. на момент проведения проверки не был даже зарегистрирован (регистрация личного кабинета ИП Курбановой У.Г. произведена лишь в ходе судебного разбирательства).

Не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что ИП Курбанова У.Г. на момент проверки прошла курсы по повышению квалификации в. области ПОД/ФТ (противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма) (Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). Так, на указанном свидетельстве стоит дата выдачи свидетельства, которое доказывает, что ИП Курбанова У.Г. прошла вышеуказанное обучение и получила свидетельство после завершения проверки, т.е. па момент проведения проверки данный документ отсутствовал.

В ходе изучения представленных индивидуальным предпринимателем документов, также установлено, что в нарушение пункта 8 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 г. № 203 специальным должностным лицом индивидуального предпринимателя Курбановой У.Г., в проверяемом периоде, проведено всего три дополнительных инструктажа при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (10 января 2017 г., 2 июля 2018 г., 6 мая 2018 г.).

Также в нарушение действующего законодательства у ИП Курбановой У.Г. на момент проверки отсутствовал зарегистрированный личный кабинет, также индивидуальный предприниматель не имела доступа к актуальному перечню террористов и лиц причастных к терроризму, и т.д.

Не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что ответчицей лично были пройдены целевые инструктажи в количестве 5 раз, поскольку целевой инструктаж проводится специализированной организацией, имеющей лицензию на проведение таких обучений и что по итогам обучения (прохождения целевого инструктажа) выдается свидетельство. Таких документов суду не представлено и судом не добыто.

ИП Курбановой У.Г. в 2018 г. в свои Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (далее - ПВК) лишь дважды вносились изменения, таким образом она не обеспечивает контроль за соответствием применяемых правил внутреннего контроля требованиям законодательства Российской Федерации.

Правила внутреннего контроля индивидуального предпринимателя Курбановой У.Г. не приведены в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (не позднее месяца после даты вступления в силу указанных нормативных правовых актов).

Ответчица фактически не разработала программу подготовки и обучения своего персонала, а процитировало документ Росфинмониторинга, на основе которого, с учетом специфики деятельности организации и ее клиентов и разрабатывается указанные программа.

Доводы индивидуального предпринимателя Курбановой У.Г. о том, что законодательство Российской Федерации не требует внесения в ПВК конкретных схем и типологий отмывания доходов и что оно не является возможным в принципе, поскольку они постоянно изменяются, являются несостоятельными, так как ПВК индивидуального предпринимателя это единственный документ, по которому проводится обучение сотрудников.

ПВК должны перерабатываться в связи с изменениями законодательства, специфики деятельности организации и ее клиентов, в общем, соответствовать реалиям деятельности по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/Ф Г).

Обязанность вносить изменения в ПВК закреплена в пункте 1.1 Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 667.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения. Они так же направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.

Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, значимые для дела обстоятельства судом установлены правильно, доказательства надлежаще оценены судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 января 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ИП Курбановой У.Г. - без удовлетворения.

Председательствующий: Г.Ф. Васильева

Судьи: Г.Я. Турумтаева

Т.Е. Фролова

Справка: судья Ф.Ф. Фархутдинова