ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33-21216/2018
01 ноября 2018 года город Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Анфиловой Т.Л.
судей Киньягуловой Т.М.
Низамовой А.Р.
при секретаре Авхадиеве А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 04 сентября 2018 года, которым постановлено:
исковые требования Сунегиной Т. И. к Администрации городского округа ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, удовлетворить частично.
Признать за Сунегиной Т. И. право на получение заработной платы в Администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан в период с 01 февраля 2018 года по 03 мая 2018 года не ниже установленного минимального размера оплаты труда Российской Федерации, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей), без включения в нее районного коэффициента 1,7.
Обязать Администрацию ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан произвести перерасчет заработной платы Сунегиной Т. И. путем доначисления заработной платы: за февраль 2018 года в сумме 6011 рублей 44 копейки, за март в сумме 5655 рублей 64 копейки, за апрель в сумме 6 545 рублей 14 копеек, за май в сумме 1982 рубля 67 копеек.
Взыскать с Администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан в пользу Сунегиной Т. И. недоплаченную заработную плату за период с 01 февраля 2018 года по 03 мая 2018 года в сумме 20 194 рубля 09 копеек.
Обязать Администрацию ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан произвести перерасчет и доплатить Сунегиной Т. И. компенсацию за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении по сокращению штата, с учетом перерасчета заработной платы за период с 01 февраля 2018 года по 13 мая 2018 года.
Взыскать с Администрации ЗАТО Межгорье в пользу Сунегиной Т. И. компенсацию морального ущерба в размере 1500 рублей.
В остальной части требований отказать.
Производство по делу в части исковых требований Киреевой Л. В. о взыскании денежной компенсации за задержку выплат, в размере 1/150 ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, за каждый день просрочки, прекратить, в связи с отказом от иска в данной части.
Взыскать с Администрации ЗАТО Межгорье Р. Башкортостан в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2005 рублей 82 копейки.
Заслушав доклад судьи Низамовой А.Р., судебная коллегия
установила:
Сунегина Т.И. обратилась с иском (с учетом уточнений, частичного отказа от исковых требований) к Администрации ГО ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан о признании права на получение заработной платы в период с 01 февраля 2018 года по 03 мая 2018 года не ниже установленного минимального размера оплаты труда Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента 1,7, возложении обязанности произвести перерасчет ее заработной платы путем доначисления заработной платы за февраль 2018 года в сумме 6011,44 рублей, за март в сумме 5655,64 рублей, за апрель в сумме 6545,14 рублей, за май в сумме 1982,67 рублей, взыскании недоплаченной заработной платы за период с 01 февраля 2018 года по 03 мая 2018 года в сумме 20194,09 рублей, возложении обязанности произвести перерасчет и доплатить компенсацию за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении по сокращению штата, иные выплаты, предусмотренные действующим законодательством, с учетом перерасчета заработной платы за период с 01 февраля 2018 года по 03 мая 2018 года, взыскании компенсации морального вреда в размере 5000 рублей.
В обоснование иска указала, что с 26 июля 2005 года по 03 мая 2018 года работала у ответчика сторожем. В соответствии с пунктом 3.1, 3.3 трудового договора в редакции дополнительного соглашения установлен должностной оклад в размере 2182 рубля, районный коэффициент к заработной плате в размере 70% и процентная надбавка к заработной плате в размере от 10% до 50%, специальный коэффициент 25%.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 июня 1978 года № 487-152 на работников предприятий и организаций, занятых на строительстве и обслуживании в районе строительства специального объекта на территории Республики Башкортостан, независимо от их ведомственной принадлежности, распространены условия труда и льготы, предусмотренные Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года № 561.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года № 561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» (приложение № 9) к заработной плате работникам БАМа был установлен районный коэффициент 1,7, а также распространены льготы, установленные для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1995 года N 687 специальный объект, строящийся на территории Республики Башкортостан, был преобразован в закрытое административно-территориальное образование город Межгорье.
Названным Указом за лицами, проживающими и работающими в ЗАТО Межгорье, были сохранены ранее предоставленные льготы в области оплаты труда и социальной защиты населения.
Таким образом, приведенные нормативные акты распространяют льготы в области оплаты труда и социальной защиты населения, установленные для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на работников предприятий и организаций ЗАТО г. Межгорье.
В связи с тем, что заработная плата истца без районного коэффициента 1,7 была ниже минимального размера оплаты труда до февраля 2018 года включительно сумму заработной платы сначала повышали до минимального размера оплаты труда, после чего на неё начисляли районный коэффициент 1,7.
С февраля 2018 года порядок начисления заработной платы истца изменился. Районный коэффициент 1,7 начисляется на фактический заработок без его доведения до минимального размера оплаты труда.
Истец считает действующий порядок начисления заработной платы незаконным, т.к. районный коэффициент 1,7 подлежит начислению на фактический заработок работника, который перед начислением этого коэффициента должен быть не ниже минимального размера оплаты труда, установленного по Российской Федерации в целом.
В результате изменения порядка начисления заработной платы истцу недоначислена заработная плата за февраль 2018 года в сумме 6011,44 рублей, за март в сумме 5655,64 рублей, за апрель в сумме 6545,14 рублей, за май в сумме 1982,67 рублей, а всего 20194,09 рублей. В результате у истца уменьшилась компенсация за неиспользованный отпуск и выходное пособие при сокращении, а также сохраненная заработная плата на период трудоустройства, так как их размер зависит от средней заработной платы.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Администрация городского округа ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан просит отменить решение суда, в иске отказать. В обоснование жалобы указывает, что коэффициент к заработной плате работников, занятых на строительстве и обслуживании объекта, расположенного в ЗАТО г. Межгорье, не является районным коэффициентом, начисляемым в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. То есть, коэффициент 1,7 не является районным, носит временный характер (установлен лишь на определенный период с учетом важности значения объекта). Статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что районные коэффициенты могут быть установлены только Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Работодатели законодателем не наделены полномочиями своими локальными нормативными актами или трудовыми договорами с работниками устанавливать районные коэффициенты в понимании Трудового кодекса Российской Федерации. Коэффициент к заработной плате истца установлен на федеральном уровне. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029. ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан не входит в указанный перечень. Суд незаконно в решении указывает, что истец имеет стаж работы в условиях Крайнего Севера, необходимый для начисления им соответствующих надбавок. У работников организаций ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан нет стажа работы на Крайнем Севере или в приравненных к нему местностях, соответственно признание этого обстоятельства в решении суда может повлиять на получение гарантий, в том числе пенсионных. Не учтено судом, что финансирование оплаты труда происходит в виде субвенций и субсидий, которые уже распределены, тогда как доведение до МРОТ значит увеличение 1 из составляющих заработной платы в нарушение системы оплаты труда, применяемой согласно утвержденным Положениям. Более того, суд не принимает во внимание, что расчет задолженности по заработной плате произведен истцом с учетом того, что процентная надбавка 50% начисляется на МРОТ, однако за истцом признано только право на получение заработной платы не менее МРОТ без включения в неё коэффициента 1,7. Сунегина Т.И. не предъявляла требования о признании права на получение процентной набавки 50% свыше МРОТ. Суд необоснованно взыскал государственную пошлину с ответчика, освобожденного от ее уплаты на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся в суд апелляционной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации ГО ЗАТО г. Межгорье Кокушину Н.В., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Согласно статьи 135 этого же кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая).
Частями пятой и шестой данной статьи установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации включена в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников.
При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Основным непосредственным местом работы истца согласно трудовому договору является город Межгорье (пункт 1.3).
Согласно разделу 3 трудового договора, работнику устанавливается оклад, выплаты стимулирующего характера согласно Положению о материальном стимулировании работников и надбавки: районный коэффициент, надбавка в зависимости от стажа, специальный коэффициент.
Согласно пункту 1.2 Положения об оплате труда работников, занимающих должности и профессии, не относящиеся к должностям муниципальной службы, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления (л.д. 164-168), в администрации оплата труда состоит из 1) должностного оклада, 2) надбавок к окладу, включающих, в том числе, районный коэффициент, надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также 3) премии, 4) материальная помощь и 5) доплаты к должностному окладу.
Согласно п. 3.8, 3.9 названного Положения районный коэффициент составляет 70%, процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера от 10 до 50%.
Согласно Перечню закрытых административно-территориальных образовании и расположенных на их территориях населенных пунктов, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июля 2001 года № 508 (в действующей редакции), город Межгорье имеет статус закрытого административно-территориального образования и в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года «О закрытом административно-территориальном образовании» проживание и (или) работа граждан в условиях особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании обеспечиваются мерами государственной поддержки.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2013 года (утверждено Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 05 февраля 2014 года), отметил, что районный коэффициент и надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях подлежат начислению на заработную плату работника, установленную в размере не ниже предусмотренного законом минимального размера оплаты труда. Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что истцу гарантирована выплата минимального размера оплаты труда (МРОТ) и повышенный размер оплаты труда, который обеспечивается выплатой районного коэффициента. Поэтому ее заработная плата должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда (МРОТ), после чего к ней должен быть начислен районный коэффициент 1,7.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования.
Позиция ответчика, изложенная в апелляционной жалобе, о том, что установление повышенного коэффициента 1,7 носило временный характер, данный коэффициент не является районным, который устанавливается в централизованном порядке к заработной плате работников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, была проверена, приводилась в суде первой инстанции.
Между тем, суд в своем решении правильно указал, что регулирующие спорные трудовые отношения постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 июня 1978 года № 487-152 и постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года № 561 действуют в настоящее время, не отменены.
Так, в Приложении № 9 к Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 08 июля 1984 года № 561 указано: установить на срок строительства этой магистрали районный коэффициент 1,7 к заработной плате работников, занятых на изыскательских и проектных работах, строительстве, в промышленных и подсобно - вспомогательных производствах, на транспорте, в хозяйствах и организациях, обслуживающих непосредственно строительство и строителей Байкало - Амурской железнодорожной магистрали и железнодорожной линии Бам - Тында - Беркакит (п. 1); распространить на работников, занятых в районах строительства Байкало - Амурской железнодорожной магистрали и железнодорожной линии Бам - Тында - Беркакит, льготы, установленные для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (п. 2).
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 июня 1978 года № 487-152 на всех работников, занятых на строительстве и обслуживании в районах строительства объекта, расположенного в г. Белорецке-15 (ЗАТО «Межгорье»), независимо от ведомственной принадлежности, были распространены условия оплаты труда и льготы, предусмотренные постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года № 561.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1995 года № 687 за лицами, проживающими и работающими в ЗАТО г. Межгорье, были сохранены ранее предусмотренные льготы.
Применение районного коэффициента относится к сфере условий оплаты труда.
Данных об окончании строительства объекта материалы дела не содержат.
Доводы жалобы о том, что ЗАТО г. Межгорье не входит в перечень районов Крайнего Севера отклоняется, так как, учитывая вышеизложенное, действующим законодательством не исключается распространение коэффициентов на работников территорий, не относящихся к районам Крайнего Севера, и местностей, приравненных к ним.
Нельзя согласиться с тем, что суд в решении разрешил вопрос о пенсионных правах истца, поскольку каких-либо преюдициальных обстоятельств не установлено, пенсионный орган при рассмотрении дела не участвует, предметом спора являются только трудовые права, а не пенсионные.
Несостоятельны ссылки в жалобе на то, что суду следовало указать за счет какой части заработной платы должно осуществляться доведение заработной платы до МРОТ, поскольку законодательство не содержит запрета производить самостоятельную доплату с целью доведения фактического заработка до МРОТ без увеличения уже предусмотренных у работодателя в системе оплаты труда базовых (в данном случае - оклад), стимулирующих или компенсационных выплат, образующих фактический заработок.
Нельзя согласиться с доводом апелляционной жалобы в том, что расчет задолженности по заработной плате произведен с учетом того, что процентная надбавка 50% начисляется на МРОТ, однако за истцом признано только право на получение заработной платы не менее МРОТ без включения в неё коэффициента 1,7.
Так, в силу вышеприведенных норм права повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
Соответственно суд указал верный механизм расчета оплаты труда для истца, соответствующий трудовому законодательству, позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
С учетом изложенных обстоятельств, основания для отмены решения суда первой инстанции, исходя из доводов апелляционной жалобы, отсутствуют.
Вместе с тем заслуживают внимание доводы жалобы о необоснованности взыскания с Администрации ГО ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан государственной пошлины.
Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождаются.
Таким образом, Администрация ГО ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан освобождена от уплаты государственной пошлины, решение суда в части взыскания государственной пошлины в местный бюджет подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 04 сентября 2018 года отменить в части взыскания с Администрации ГО ЗАТО г. Межгорье государственной пошлины в размере 2005,82 рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации ГО ЗАТО г. Межгорье – без удовлетворения.
Председательствующий Т.Л. Анфилова
Судьи Т.М. Киньягулова
А.Р. Низамова
Справка: судья Нагимова К.П.