№ 33-14141/2020 (2-346/2020)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 октября 2020 года г.Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Р.Р. Усмановой
судей Э.Ю. Арманшиной
О.Р. Фархиуллиной
при ведении протокола
помощником судьи Э.С. Ахтямовой
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Чишминского потребительского общества на решение Кировского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
В удовлетворении искового заявления Чишминского потребительского общества к Башкирскому республиканскому союзу потребительских обществ о признании недействительным постановления ФИО1 Башкирского республиканского союза потребительских обществ №...-С от дата, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Кировский районный суд адрес.
Заслушав доклад судьи Фархиуллиной О.Р., судебная коллегия
установила:
Чишминское потребительское общество обратилось с административным иском о признании недействительным постановления ФИО1 Башкирского республиканского союза потребительских обществ №...-С от дата.
Требования мотивированы тем, что Чишминское Потребительское общество является членом Башкирского республиканского союза потребительских обществ. Чишминскому Потребительскому обществу стало известно, что председателем ФИО1 Ф.Р. издано задним числом постановление №...-С от дата, (далее - «Постановление») согласно которого, поручает: 1. Назначить ФИО2 наблюдателем потребительских обществ в Башкирского республиканского союза потребительских обществ, (то есть одного наблюдателя на 59 Обществ.); Уведомить ФИО1 потребительских обществ и/или союзов потребительских обществ, указанных в пункте 1 настоящего постановления, о назначении наблюдателя. Не позднее чем в течение 3 (трех) дней со дня назначения наблюдателя руководители и исполнительные органы потребительских обществ и/или союзов потребительских обществ, указанных в пункте 1 настоящего постановления, обязаны предоставить председателю в соответствии с его запросом перечень имущества, документы, касающиеся уставной деятельности (в том числе устав, учредительный договор и иные документы, регламентирующие деятельность потребительского общества (союза), протоколы и решения общих собраний потребительского общества или общих собраний представителей потребительских обществ союза, протоколы заседаний ФИО1 потребительского общества союза и правления потребительского общества или союза, распоряжения, приказы, договоры), а также документы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, подтверждающие экономическую деятельность потребительского общества или союза за 3 (три) дня до назначения наблюдателя. Установить срок полномочий наблюдателя до дата.
дата на расширенном заседании ФИО1 данный вопрос не рассматривался. В повестке дня данный вопрос также отсутствует. Пункт 1 противоречит здравому смыслу и логике, так как один на 59 Обществ, наблюдатель ФИО2 в течение двух месяцев физически не сможет не только контролировать, но объехать эти общества.
Из иска следует, что данное постановление противоречит статье 38.1. Закона РФ от 19.06.1992 № 3085 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», основания, указанные в пункте 2 статьи 38.1 ФЗ «О потребительских обществах» в Чишминском потребительском обществе - отсутствуют.
Также истец ссылается на то, что пункт 3 Постановления противоречит пункту 8 статьи 38.1 ФЗ «О потребительской операции».
На основании изложенного истец просил: признать Постановление ФИО1 Башкирского республиканского союза потребительских обществ №...-С от дата - недействительным.
Определением Кировского районного суда адрес от дата постановлено: производство по делу по административному иску в порядке КАС РФ прекратить, перейти к рассмотрению дела в порядке ГПК РФ.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Чишминское потребительское общество просит решение отменить, вынести новое, которым заявленные исковые требования удовлетворить. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные указанным в исковом заявлении.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав руководителя Чишминского потребительского общества ФИО5, представителя Чишминского потребительского общества ФИО6, поддержавших доводы жалобы, представителя Башкирского Республиканского Союза Потребительских обществ ФИО7, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 38.1. Закона Российской Федерации" от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" для сбора аналитической информации, необходимой для анализа развития кооперативного движения, потребительские общества предоставляют союзам, членами которых они являются, а союзы потребительских обществ - союзам, членами которого являются такие союзы или потребительские общества таких союзов, документы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в объеме и в порядке, которые устанавливаются советом соответствующего союза.
Для защиты прав пайщиков потребительского общества - члена союза и интересов такого потребительского общества совет союза при наличии оснований, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, вправе назначить в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи наблюдателя, который проводит, в том числе с привлечением аудиторской организации (индивидуального аудитора), анализ финансового состояния потребительского общества или союза потребительских обществ и в случае необходимости созывает и проводит общее собрание потребительского общества или общее собрание представителей потребительских обществ союза. В период деятельности наблюдателя на полномочия органов управления потребительского общества или союза потребительских обществ налагаются ограничения в части совершения сделок, указанных в пункте 7 настоящей статьи.
Оплата труда наблюдателя и услуг аудиторской организации (индивидуального аудитора) осуществляется за счет средств союза, совет которого назначил наблюдателя.
Совет союза, принявший решение о назначении наблюдателя, обязан уведомить о данном назначении совет соответствующих потребительского общества или союза потребительских обществ в течение трех дней со дня принятия такого решения.
Основаниями для назначения наблюдателя являются образование у потребительского общества или союза потребительских обществ убытков по итогам двух финансовых лет подряд, составляющих 10 процентов стоимости активов (за исключением инвестиционных расходов), образование убытков по итогам финансового года, составляющих 20 процентов стоимости активов, поступление жалобы пайщика потребительского общества на действия органов управления организации потребительской кооперации, непредставление документации, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, дата Башкирским республиканским союзом потребительских обществ принято постановление №...-С, в соответствии с которым ФИО2 назначен наблюдателем потребительских обществ - членов Башкирского республиканского союза потребительских обществ.
Из постановления №...-С следует, что в соответствии со статьей 38.1 Закона Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от дата№..., пунктом 2.1. и 4.5. Устава Башкирского Республиканского союза потребительских обществ, в рамках осуществления контрольных функций, поручено:
1. Назначить ФИО3 наблюдателем потребительских обществ членов Башкирского Республиканского союза потребительских обществ
2. Уведомить ФИО1 потребительских обществ и/или союзов потребительских обществ, указанных в пункте 1 настоящего постановления, о назначении наблюдателя.
3. Не позднее чем в течение 3 (трех) трех дней со дня назначения наблюдателя руководители и исполнительные органы потребительских обществ и/или союзов потребительских обществ, указанных в пункте 1 настоящего постановления, обязаны предоставить наблюдателю в соответствии с его запросом перечень имущества, документы, касающиеся уставной деятельности (в том числе устав, учредительный договор и иные документы, регламентирующие деятельность потребительского общества (союза), протоколы и решения общих собраний потребительского общества или общих собраний представителей потребительских обществ союза, протоколы заседаний ФИО1 потребительского общества или союза и правления потребительского общества или союза, распоряжения, приказы, договоры), а также документы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, отражающие экономическую деятельность потребительского общества или союза за 3 (три) три года до дня назначения наблюдателя.
4. Установить срок полномочий наблюдателя до дата.
По итогам наблюдения представить в Башкирский Республиканский союз потребительских обществ отчет и рекомендации наблюдателя.
Таким образом, пунктами 2, 3 указанного постановления предусмотрено уведомление потребительских обществ о назначении наблюдателя и обязанность предоставить наблюдателю в соответствии с его запросом перечень имущества, документы, касающиеся уставной деятельности, протоколы и решения общих собраний, распоряжения, приказы, договоры, а также документы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, отражающие экономическую деятельность потребительского общества.
Запросы от ООО АКК «Финаудит и консалтинг» о предоставлении информации или документов в адрес Чишминского потребительского общества не направлялись, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
Согласно представленному на обозрение суда подлиннику Постановления, оно подписано всеми членами ФИО1, и Председателем.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд не установил факта нарушения каких-либо прав истца, поскольку фактически требования истца, заявленные в рамках настоящего гражданского дела, не направлены на восстановление нарушенных прав истца.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда, поскольку они соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.
Материалами дела подтверждается, что 10 сентября 2019 года на основании протокола собрания от 09 сентября 2019 года Чишминское потребительское общество уведомило Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 39 по Республике Башкортостан о принятом решении о ликвидации, составлен промежуточный ликвидационный баланс, уведомление о принятом решении о ликвидации юридического лица направлено в налоговый орган 26 ноября 2019 года (пункты 216 – 225 ЕГРЮЛ).
Из положений статей 62 и 63 ГК РФ следует, что ликвидатор (председатель ликвидационной комиссия), к которому с момента его назначения переходят полномочия по управлению ликвидируемым юридическим лицом, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также в интересах его кредиторов, принимать меры по их выявлению и получению дебиторской задолженности, а также уведомлять в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
Срок полномочий наблюдателя согласно оспариваемому постановлению Совета Башкирского республиканского союза потребительских обществ № 53/1-С от 23 августа 2019 года истек 30 ноября 2019 года.
Учитывая, что оспариваемое постановление Башпотребсоюза от 23 августа 2019 года №53/1-С было принято до момента принятия решения о ликвидации Чишминского ПО, а срок полномочий наблюдателя фактически закончился в начале процедуры ликвидации, то наличие ранее принятого постановления Башпотребсоюза не влияет на процедуру ликвидации Чишминского ПО и не ограничивает полномочия председателя ликвидационной комиссии по управлению обществом, а равно не нарушает какие-либо права.
Ссылка представителей истца на то, что срок полномочий может быть продлен, правомерно отклонен судом, поскольку правовой защите подлежит реальное, а не предполагаемое нарушение прав.
Поскольку, срок действия полномочий наблюдателя Чишминского ПО ограничивался до 30 ноября 2019 года, с учетом принятого 09 сентября 2019 года общим собранием общества решения о ликвидации Чишминского потребительского общества, обжалуемое постановление Башпотребсоюза от 23 августа 2019 года №53/1-С (в части принятых решений в отношении истца) утратило свое правовое значение.
Доводы Чишминского потребительского общества истца о том, что общество могло понести расходы на проведение аудиторской проверки, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку оплата труда наблюдателя и услуг аудиторской организации (индивидуального аудитора) осуществляется за счет средств союза, совет которого назначил наблюдателя (п.1 ст. 38.1. Закона).
В случае, если по итогам проверки выявлены нарушения прав пайщиков потребительского общества - члена союза потребительских обществ, интересов такого потребительского общества, затраты на проведение аудиторской проверки компенсируются таким потребительским обществом или союзом потребительских обществ (п. 9 ст. 38.1. Закона).
Пунктом 11 ст. 38.1. Закона обязанность проводить анализ финансового состояния потребительского общества или союза потребительских обществ, в том числе с привлечением аудиторской организации (индивидуального аудитора), возложена на наблюдателя.
Более того, в постановлении Башкирского республиканского союза потребительских обществ №53/1-С от 23 августа 2019 года не были предусмотрены обязанности Чишминского потребительского общества по заключению договора оказания аудиторских услуг по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности с ООО АКК «Финаудит и консалтинг», а также по оплате оказанных услуг.
Доводы апелляционной жалобы Чишминского потребительского общества о том, что спорное постановление Башкирского республиканского союза потребительских обществ №53/1-С от 23 августа 2019 года противоречит статье 38.1 Закона Российской Федерации" от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" не опровергают выводы суда первой инстанции, они сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
определила:
решение Кировского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Чишминского потребительского общества – без удовлетворения.
Председательствующий Р.Р. Усманова
Судьи Э.Ю. Арманшина
О.Р. Фархиуллина
Справка: судья Соколова И.Л.