НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан) от 01.06.2022 № 2А-103/2022

Судья Рахимова С.К. № дела суда 1 инст. 2а-103/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 33а-9665/2022

г. Уфа 01 июня 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,

судей Каримовой Ф.М.,

Портновой Л.В.,

при секретаре Даминовой Р.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 29 по Республике Башкортостан к Аюповой А.Р о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов,

по апелляционной жалобе Аюповой А.Р. на решение Нефтекамского городского Республики Башкортостан от 15 февраля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонной ИФНС России № 29 по Республике Башкортостан обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям с налогоплательщика в размере 11 772 879.87 рублей, в том числе:

- налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации: налог в размере 1 737 477 рублей, пеня в размере 243 845,98 рублей, штраф в размере 43 437 рублей.

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: пеня в размере 2,45 рублей;

-страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года): налог в размере 127 698 рублей, пеня в размере 18 324,6 рублей, штраф в размере 1 962 рублей;

- налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации: налог в размере 7 748 606 рублей, пеня в размере 1 506 953,84 рублей, штраф в размере 130 223 рублей;

- штрафы за налоговые правонарушения, установленные главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам): штраф в размере 214 350 рублей.

Решением Нефтекамского городского Республики Башкортостан от 15 февраля 2022 года административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 29 по Республике Башкортостан удовлетворено.

Взысканы с Аюповой А.Р

налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой: налог в размере 1 737 477 рублей, пеня в размере 243845,98 рублей, штраф в размере 43 437 рублей;

страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: пеня в размере 2,45 рублей;

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года): налог в размере 127 698 рублей, пеня в размере 18 324,6 рублей, штраф в размере 1 962 рубля;

налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации: налог в размере 7 748 606 рублей, пеня в размере 1 506 953,84 рубля, штраф в размере 130 223 рубля.

Взыскана с Аюповой А.Р в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 60 000 рублей.

Дополнительным решением Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 25 марта 2022 года с Аюповой А.Р взыскана сумма штрафа за налоговые правонарушения, установленные главой 16 Налогового кодекса РФ (штраф за непредставление налоговой декларации) в размере 214 350 рублей.

В апелляционной жалобе административный ответчик выражает о своем несогласии с решением суда от 15 февраля 2022 года, ссылается на возбужденное в отношении неё уголовного дела по ч. 1 ст. 198 УК РФ. Указывает, что в рамках уголовного дела 14 февраля 2022 года назначена ревизия по начисленным налогам, в связи, с чем обсуждается вопрос о неправильной методике начисления недоимки по налогам, о возможном изменении суммы налога в меньшую сторону, что может привести к коллизии в судебной практике при принятии решения судом о взыскании налогов по административному иску Инспекции. Просит отменить решение суда, приостановить производство по делу до вступления в силу решения по уголовному делу.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, заслушав представителя Межрайонной ИФНС России № 29 по РБ Шайхутдинову Г.Р., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

В соответствии со ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в соответствии со ст.69 НК РФ является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Как следует из материалов дела, Аюпова А.Р. за период с 23 сентября 2010 года по 12 декабря 2019 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и в соответствии со ст. 23 НК РФ обязана уплачивать налоги. Основной ее вид деятельности: «60.24 – деятельность автомобильного грузового транспорта».

За период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2019 года налогоплательщик осуществлял деятельность по оказанию транспортных услуг по патенту, не имея при этом транспортных средств, как находящихся в собственности, так и арендованных, на основании выданных налоговым органом патентов:

- патент на право применения патентной системы налогообложения (форма №....№...) от дата№... с дата по дата для осуществления предпринимательской деятельности по оказанию автоуранспоргных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом. Сумма налога, уплачиваемая в связи с применением патентной системы налогообложения составляет 13200 руб. (220000*6). Из расчета, денежного выражения потенциально возможного к получению дохода в сумме 220000 рублей и налоговой ставки 6%. Данный патент представлен на основании заявления на получение патента от дата, в котором указанный вид предпринимательской деятельности осуществляется с использованием транспортного средства марки VOLVO, ... идентификационный №... грузоподъемностью 30 тн.

- патент на право применения патентной системы налогообложения (форма №....5-П) от дата№... с дата по дата для осуществления предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом. Сумма налога, уплачиваемая в связи с применением патентной системы налогообложения составляет 13 200 (220 000*6%) рублей. Из расчета, денежного выражения потенциально возможного к получению годового дохода в сумме 220 000 рублей и налоговой ставки 6%. Данный патент представлен на основании заявления на получение патента от дата, в котором указанный вид предпринимательской деятельности осуществляется с использованием транспортного средства марки VOLVO, №... идентификационный №..., грузоподъемностью 30 тн.

- патент на право применения патентной системы налогообложения (форма №...) от дата№... с дата по дата для осуществления предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом. Сумма налога, уплачиваемая в связи с применением патентной системы налогообложения составляет 13 200 (220 000*6%) рублей. Из расчета, денежного выражения потенциально возможного к получению годового дохода в сумме 220 000 рублей и налоговой ставки 6%. Данный патент представлен на основании заявления на получение патента от 13.12.2016 года, в котором указанный вид предпринимательской деятельности осуществляется с использованием транспортного средства марки VOLVO, государственный номер №..., идентификационный №..., грузоподъемностью 30 тн.

Налоговым органом проведена проверка деятельности налогоплательщика по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в ходе которой установлено, что налогоплательщик фактически осуществлял деятельность по оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, при этом сумма налога была исчислена неверно.

Согласно анализа документов, представленных в ходе проверки налогоплательщиком и документов представленных контрагентами в результате истребования (договора перевозки груза, договора перевозки, договора транспортной экспедиции, договора грузоперевозки, договора-заявки, акты выполненных работ-услуг, товарно-транспортные накладные, счета на оплату и др.) установлено: ввиду отсутствия транспортных средств у налогоплательщика, необходимых для исполнения обязательств по договорам перевозки, налогоплательщиком привлечены третьи лица со своим транспортом. В рамках заключенных договоров с заказчиками соответствующий объем перевозок груза налогоплательщик осуществляла силами и средствами третьих лиц, являясь фактически организатором автотранспортных услуг между заказчиком и реальными исполнителями перевозок. В ходе выездной налоговой проверки установлено, что в рамках заключенных договоров с Заказчиками соответствующий объем перевозок груза налогоплательщик осуществлял силами и средствами третьих лиц, являясь фактически организатором автотранспортных услуг между заказчиком и реальными исполнителями перевозок.

Согласно пп. 6 п. 6 ст. 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) патентная система налогообложения не применяется в отношении: услуг по перевозке грузов и пассажиров индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) более 20 автотранспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг. Однако грузоперевозки осуществляли в 2017 году 37 водителей со своими транспортными средствами, в 2018 году 63 водителя со своими транспортными средствами, в 2019 году 90 водителей со своими транспортными средствами. Следовательно, налогоплательщиком не соблюдались ограничения, установленные пп. 5 и 6 ст. 436.43 НК РФ.

Таким образом, налоговый орган пришел к выводу, что за проверяемый период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2019 года деятельность налогоплательщика не подпадает под выданный патент по оказанию транспортных услуг и, следовательно, подлежит налогообложению в рамках общего режима налогообложения.

По результатам проверки вынесено решение № №... от 09 июля 2021 года о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, в котором налогоплательщику доначислены налоги, страховые взносы и пени:

- по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, индивидуальными предпринимателями за 2017, 2018, 2019 год в сумме – 1 737 477 рублей, пени - 243 845,98 рублей,

- по налогу на добавленную стоимость за 1-4 квартал 2017 года, за 1-4 квартал 2018 года, за 1-4 квартал 2019 года в сумме - 7 748 606 рублей, пени - 1506 953,84 рублей,

- по страховым взносам в размере 1,0 % с суммы, превышающей 30 000 рублей в сумме 127 698 рублей, пени – 18320,51 рублей.

Также решением налогоплательщик привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения по ст.ст. 119, п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 389 972 рублей с учетом смягчающих обстоятельств.

Решение Межрайонной ИФНС России № 29 по Республике Башкортостан № 10 от 09 июля 2021 года обжаловано Аюповой А.Р. в Управление ФНС по Республике Башкортостан, однако, решением И.о. руководителя Управления ФНС по Республике Башкортостан № 6/17 от 13 января 2022 года жалоба оставлена без удовлетворения.

17 августа 2021 года в адрес налогоплательщика и направлено требование N №... по состоянию на 17 августа 2021 года об уплате сумм доначисленных по результатам выездной налоговой проверки сумм НДС, страховых взносов, штрафных санкций и пени, исчисленных на дату принятия решения по результатам налоговой проверки, в срок до 27 сентября 2021 года. Также направлено требование №... от 30 июня 2020 года со сроком уплаты до 25 ноября 2020 года. Однако вышеуказанные требования не исполнены.

Мировым судьей судебного участка N 5 по г. Нефтекамск был вынесен судебный приказ от 15 октября 2021 года о взыскании с Аюповой А.Р. недоимки по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, реализуемые на территории Российской Федерации: налог в размере 7 748 606 рублей, пени в размере 1 506 953,84 рублей за период с 10 июля 2021 года по 16 августа 2021 года, штраф в размере 130 223 рублей; по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 227 НК РФ налог в размере 1 737 477 рублей, пеня в размере 243 845,98 рублей за период с 10 июля 2021 года по 16 августа 2021 года, штраф в размере 43 437 рублей; по страховым взносам на обязательноe пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за периоды начиная с 1 января 2017 года): налог в размере 127 698 рублей, пеня в размере 18 324,60 рублей за период с 10 июля 2021 года по 16 августа 2021 года, штраф в размере 1 962 рублей: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование рабочего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: пени в размере 2,45 рублей за период с 10 июля 2021 года по 16 августа 2021 года; по штрафам за налоговые правонарушения, установленные главой 16 НК РФ (штрафы за непредставление декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам): штраф в размере 214 350 рублей, который 08 ноября 2021 года отменен по заявлению должника.

Административное исковое заявление в суд подано 06 декабря 2021 года.

Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, исходил из того, что установленная законом обязанность по оплате обоснованно доначисленных сумм по результатам выездной налоговой проверки сумм НДС, страховых взносов, штрафных санкций и пени административным ответчиком исполнена не была, срок обращения в суд административным истцом был соблюден, в связи с чем определенные налоговым органом суммы указанные суммы налога, пени и штрафных санкций подлежат взысканию с Аюповой А.Р.

Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.

Доводы апелляционной жалобы Аюповой А.Р. о том, что в настоящее время возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 198 УК РФ, в рамках которого обсуждается вопрос о неправильном применении методологии доначисления недоимки, в связи с чем, может измениться сумма недоимки и соответственно штрафа, судебной коллегией отклоняются, указанное обстоятельство не могло служить препятствием для вынесения решения суда.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации положение абзаца 5 статьи 215 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которого суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого в гражданском, административном или уголовном производстве, является гарантией вынесения судом законного и обоснованного решения, не предполагает его произвольного применения (Определение Конституционного Суда РФ N 1683-О от 24 октября 2013 года).

Судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных пунктом 4 статьи 190 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для приостановления производства по настоящему административному делу, поскольку обстоятельства, которые являлись предметом доказывания по настоящему спору, хоть и связаны с возбужденным в отношении Аюповой А.Р. уголовным делом в части расчета сумм НДФЛ и НДС, подлежащих уплате Аюповой А.Р. в бюджет, вместе с тем законодательством допускается самостоятельное разрешение данных споров.

Расследование уголовного дела в отношении Аюповой А.Р. по ч. 1 ст. 198 УК РФ, не является препятствием для взыскания с Аюповой А.Р. налоговой задолженности в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в настоящем административном деле.

Основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц регулируются НК РФ и эти обстоятельства подлежат установлению при рассмотрении требования Межрайонной ИФНС России № 29 по РБ об оплате налога, сбора, пени, штрафа.

Решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности в настоящее время не отменено, не признано недействительным. Представленный административным истцом расчет доначисленного налога, методики начисления страховых взносов, пеней и штрафа административный ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспорены, свой расчет ответчиком не представлен.

Таким образом, судебная коллегия считает правильным решение суда первой инстанции. Оснований для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в рассматриваемом случае не имеется.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Нефтекамского городского Республики Башкортостан от 15 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Аюповой А.Р. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи