ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 33а-5441/2020
по делу № 2а-41/2020
01 июня 2020 года г.Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Масагутова Б.Ф.
судей Портновой Л.В.
Сафина Ф.Ф.
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Нуртдиновой Э.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 29 по Республике Башкортостан к Карамову И. Н. о взыскании обязательных платежей и санкций,
по апелляционной жалобе Карамова И. Н. на решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 17 января
2020 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Портновой Л.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Межрайонная ИФНС России № 29 по Республике Башкортостан (далее МРИ ФНС №29 по РБ) обратилась в суд с административным иском указав, что за Карамовым И.Н. числится задолженность в сумме 237 002,91 рублей, из них: недоимка по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации) в размере 236716,00 рублей; пени по данному налогу в размере 286,91 рублей.
Карамов И.Н. с 05.07.2004 по 02.10.2018 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и осуществлял предпринимательскую деятельность.
Карамовым И.Н. 24.09.2018 представлена налоговая декларация по упрощенной системе налогообложения (УСН) с объектом налогообложения доходы минус расходы (15%) за налоговый период 2018 год. Сумма налога к уплате 236716,00 рублей.
В нарушение пункта 7 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиком в срок, установленный законом, не произведена уплата налога по упрощенной системе налогообложения.
В адрес должника было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа №..., которое были оставлено без исполнения.
Административный истец просил взыскать с Карамова И.Н. задолженность в общей сумме 237 002,91 руб.
Решением Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 17 января 2020 года постановлено:
Административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 29 по Республике Башкортостан удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, дата рождения дата, зарегистрированного по месту жительства в адрес, задолженность в сумме 237 002,91 руб., из них: недоимка по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации) в размере 236 716 рублей; пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации) в размере 286,91 рублей.
Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 5 570,03 руб.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, указывая в обосновании доводов о том, что ФИО1 с 05 июля 2004 года по 02 октября 2018 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и осуществлял предпринимательскую деятельность.
ФИО1 24 сентября 2018 года представлена налоговая декларация по упрощенной системе налогообложения (УСН) с объектом налогообложения доходы минус расходы (15%) за налоговый период 2018 год. Сумма налога к уплате 236 716,00 рублей. Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27 февраля 2019 года по делу №№...ФИО1 признан несостоятельным (банкротом), введена процедура реализации имущества гражданина сроком на шесть месяцев.
Согласно «Обзору судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) (ред. от 26.12.2018) при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.
Возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен.
Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.
Вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до дня принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих.
Податель жалобы также указал, что из пункта 2 статьи 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) следует, что декларацию по УСН необходимо сдать до 25 числа следующего за месяцем прекращения деятельности. Помимо этого, в тот же срок нужно оплатить налог при УСН при его наличии. Кроме декларации требуется подача уведомления о прекращении деятельности — не позднее 15 дней после прекращения деятельности ИП.
Из этого следует, что МРИ ФНС №29 по РБ имеет право предъявить свои требования к должнику только в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», то есть через Арбитражный суд Республики Башкортостан по делу №А07-34170/18.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили. В связи с чем, судебная коллегия на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) признает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 05 июля 2004 года по 02 октября 2018 года и осуществлял предпринимательскую деятельность.
ФИО1 24 сентября 2018 года представлена налоговая декларация по упрощенной системе налогообложения (УСН) с объектом налогообложения доходы минус расходы (15%) за налоговый период 2018 год. Сумма налога к оплате 236 716 рублей. Данный налог должен был быть оплачен до 30 апреля 2019 года.
В нарушение пункта 7 статьи 346.21 НК РФ налогоплательщиком в срок, установленный законом, не произведена оплата налога по упрощенной системе налогообложения.
В настоящий момент за ФИО1 числится задолженность в размере 237 002,91 руб., из них: недоимка по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации) в размере 236716 рублей; пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации) в размере 286,91 рублей, за период с 01.05.2019 по 06.05.2019.
В адрес должника было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа №... от 07.05.2019. В требование предложено в срок до 18.06.2019 оплатить задолженность. Требование оставлено без исполнения.
Разрешая требования, суд первой инстанции указал, что МРИ ФНС России №... по РБ в срок, установленный статьей 48 Налогового Кодекса РФ, было направлено заявление о вынесение судебного приказа на взыскание налога, пени, штрафа. Мировым судьей судебного участка №... по адрес Республики Башкортостан был выдан судебный приказ по делу №...А-1378/2019 от дата. Определением мирового судьи судебного участка №... по адрес Республики Башкортостан от дата судебный приказ отменен по возражению ФИО1, в котором указано, что решением Арбитражного суда РБ от дата по делу №№...ФИО1 признан несостоятельным (банкротом) и введена процедура реализации имущества гражданина.
Следовательно, нарушения сроков, установленных статьей 48 НК РФ на обращение в суд не установлено.
В ходе рассмотрения дела также установлено, что решением Арбитражного суда РБ от 27 февраля 2019 года по делу №№... ФИО1 признан несостоятельным (банкротом) и введена процедура реализации имущества гражданина.
Из статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» следует, что обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, являются текущими. Из Решения Арбитражного суда Респцублики Башкортостан от 27 февраля 2019 года по делу №А07-34170/18 следует, что ФИО1 обратился с иском о признании его банкротом (несостоятельным) 15 ноября 2018 года. То есть на дату подачи иска о признании ФИО1 банкротом, срок оплаты указанного в иске налога еще не наступил. Поэтому данная задолженность не вошла в реестр требований кредиторов.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, о том, что данная задолженность является текущим платежом, с ФИО1 подлежит взысканию задолженность в сумме 237 002,91 руб., из них: недоимка по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации) в размере 236 716 рублей; пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации) в размере 286,91 рублей.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции.
Согласно пункту 8 статьи 346.13 НК РФ в случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения, он обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.23 НК РФ налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с пунктом 8 статьи 346.13 настоящего Кодекса, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения.
Согласно пункту 7 статьи 346.21 НК РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период пунктами 1 и 2 статьи 346.23 НК РФ.
На запрос судебной коллегии Межрайонной ИФНС России №39 по Республике Башкортостан направлено регистрационной дело ФИО1, из которого усматривается, что с заявлением о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ФИО1 обратился 26 сентября 2018 года.
Соответственно, должен был представить декларацию по упрощенной системе налогообложения и уплатить налог до 25 октября 2018 года.
В Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) ФИО1 обратился 15 ноября 2018 года.
Исходя из положений абзаца 5 пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 5 и пункта 3 статьи 63 Закона о банкротстве в редакции Закона N 296-ФЗ, пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года N 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве» текущими являются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве.
В связи с этим денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения, не являются текущими ни в какой процедуре.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что задолженность по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации) в размере 236 716 рублей, не может быть отнесена к текущим платежам.
Кроме того, в силу абзаца 2 пункта 7 статьи 346.21 НК РФ авансовые платежи по единому налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Срок уплаты обществом единого налога за 9 месяцев 2018 – 25 октября 2018 года.
Согласно пункту 6 Обзора судебной практики «По вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемым в этих делах процедурах банкротства», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016, вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до дня принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих.
При решении вопроса об установлении размера и квалификации требований уполномоченного органа по налогам, налоговый период по которым состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, земельный налог), надлежит также учитывать следующее.
Если окончание отчетного периода соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то такой авансовый платеж не является текущим.
При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом влечет за собой квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, в качестве текущего, за исключением авансовых платежей, исчисленных за периоды, предшествующие возбуждению дела о банкротстве. Таким образом, в этом случае налоговый орган имеет право на удовлетворение своих требований в режиме текущих платежей в размере, определяемом как разница между суммой налога и суммой авансовых платежей, требования об уплате которых не являются текущими.
Если исчисленная по итогам налогового периода сумма налога окажется меньше авансового платежа и авансовый платеж ранее не был включен в реестр требований кредиторов, суд, рассматривая заявление уполномоченного органа, включает задолженность по налогу в реестр в сумме, не превышающей сумму налога.
Если же требование об уплате авансового платежа было установлено судом до истечения налогового периода и окончательного определения суммы налога, а исчисленная по итогам налогового периода сумма налога оказалась меньше авансового платежа, суд по заявлению должника, арбитражного управляющего или иного лица, имеющего право в соответствии со статьями 71, 100 Закона о банкротстве заявлять возражения относительно требований кредиторов, на основании пункта 6 статьи 16 Закона исключает требование уполномоченного органа в соответствующей части из реестра требований кредиторов.
Указанный подход применяется при квалификации требований, касающихся таможенных пошлин и страховых взносов.
Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов (статья 75 НК РФ, статья 151 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», статья 25 Закона о страховых взносах и т.п.), относящихся к текущим платежам, также являются текущими платежами.
Требования, касающиеся пеней, начисляемых ввиду несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими платежами. По смыслу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве эти требования учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов. Данные требования, в силу пункта 3 статьи 12 Закона о банкротстве, не учитываются для целей определения числа голосов на собрании кредиторов, и именно на них распространяются правила о прекращении начисления финансовых санкций с момента введения соответствующей процедуры банкротства (абзац десятый пункта 1 статьи 63, абзац десятый пункта 1 статьи 81, абзац третий пункта 2 статьи 95, абзац третий пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве).
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что в соответствии со статьей 63 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» заявленные требования могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» порядка предъявления требований к должнику.
Учитывая изложенное, решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 17 января 2020 года подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 17 января 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 29 по Республике Башкортостан к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации) в размере 236 716 рублей; пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации) в размере 286,91 рублей - отказать.
Председательствующий Масагутов Б.Ф.
Судьи Портнова Л.В.
ФИО2
Справка: судья Ханова А.А.