Председательствующий – Айманова Е.В. Дело № 33-123
номер дела в суде первой инстанции № 2-2110/2020
УИД 02RS0006-01-2020-003174-70
номер строки в статистическом отчете 2.119
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 марта 2021 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Черткова С.Н.,
судей – Солоповой И.В., Ялбаковой Э.В.,
при секретаре – ФИО4,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца ФИО2 – ФИО1 на решение Улаганского районного суда Республики Алтай от <дата>, которым
в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Администрации МО «<адрес>» о признании незаконным постановления Администрации МО «<адрес>» от <дата>№ в части снятия с учета ФИО2 из списка граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и возложении обязанности восстановить на учет граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по категории учета «пенсионеры» с составом семьи 3 человека; о признании за ФИО2 права на получение средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности на остаток по ипотечному кредиту № от <дата> и выделении денежных средств в 2020 году, отказано в полном объеме.
Заслушав доклад судьи ФИО10, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Администрации МО «<адрес>» о признании незаконным постановления Администрации МО «<адрес>» в части снятия с учета ФИО2 из списка граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и возложении обязанности восстановить на учет граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей - с составом семьи 3 человека, признании за ФИО2 права на получение средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности на остаток по ипотечному кредиту № от <дата> и выделении денежных средств в 2020 году. Заявленные требования мотивировав тем, что <дата> поставлена на учет для улучшения жилищных условий в категорию «пенсионеры» с составом семьи 4 человека. В 2014 году приобрела в ипотеку квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Постановлением Администрации МО «<адрес>» исключена из списка граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера. На момент приобретения ФИО2 квартиры пп. «д» п.21 Постановления Правительства РФ № 879 от 10 декабря 2002 года, действовал в редакции, которая предусматривала, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам). Изменения о снятии с учета в связи с приобретением (строительством) жилых помещений в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, внесены Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2017 года № 1613, которые вступили в силу с 04 января 2018 года. Срок договора ипотеки не истек, приобретение жилья в <адрес> за счет средств ипотечного кредита, должно учитываться при определении размера жилищной субсидии, однако не влечет исключение истца из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Суд постановил вышеизложенное решение, с которым в апелляционной жалобе выражает несогласие представитель истца ФИО2 – ФИО1, просит решение суда отменить, принять новое решение, поскольку на момент приобретения жилья в ипотеку подпункт «д» пункта 21 Постановления Правительства РФ № 879 от 10 декабря 2002 года, действовал в редакции, которая предусматривала, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам). Гражданин, состоящий в списках на получение жилья, может еще до получения жилищной субсидии приобрести жилье (одно или несколько жилых помещений) в населенном пункте за пределами Крайнего Севера за счет ипотечного кредита (кредитов), что не должно влечь его исключение из данного списка, однако после этого размер жилищной субсидии ограничивается размером основной ссудной задолженности по ипотечному кредиту (кредитам) на момент предоставления субсидии. Срок договора ипотеки не истек, квартира находится в залоге у банка, в связи с чем, у истца сохранилось право на получение субсидии.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, законность и обоснованность судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, <дата>ФИО2 обратилась в Администрацию МО «<адрес>» с заявлением о постановке в очередь для получения квартиры в <адрес>.
<дата>ФИО2 подала заявление (рапорт) о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», указав, что в соответствии с Постановлением Правительства № 153 от 21 марта 2006 года относится к категории «пенсионеры» с составом семьи 3 человека (дочери ФИО5 и ФИО6, сын ФИО7).
Постановлением Администрации МО «<адрес>» от <дата>№-С ФИО2 поставлена на учет для улучшения жилищных условий в категории «пенсионеры» с составом семьи 4 человека.
Постановлением Администрации МО «<адрес>» от <дата>№ФИО2, состоящая в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, снята с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения, согласно ст. 1 ФЗ от 25.10.2002 № 125-ФЗ; подп. «д» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 879 от 10 декабря 2002 года (имеет жилье за пределами КМС).
<дата> между ПАО «Сбербанк России» и ФИО2 заключен договор ипотеки №, предметом которого является передача залогодателем в залог залогодержателю принадлежащего залогодателю на праве собственности недвижимого имущества – квартиры общей площадью 37.3 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.
ФИО2 с <дата> является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Как следует из материалов учетного дела, ФИО2 по состоянию на 2011 год имела стаж работы в районах Крайнего Севера 31 год 10 месяцев 2 дня, с 1986 года проживает в <адрес> Республики Алтай, по состоянию на 2019 год имела состав семьи 3 человека.
Проанализировав положения статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», подпункта «д» пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 879, в редакции, действовавшей на момент приобретения жилья истцом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что приобретение жилья в г. Горно-Алтайске за счет средств ипотечного кредита не должно учитываться при определении размера жилищной субсидии и влечет исключение истца из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретение жилья.
Однако с такими выводами суда согласиться нельзя, так как они являются ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы, в состав которой вошла подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», предполагающая оказание финансовой поддержки гражданам Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Во исполнение этой программы Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы».
Подпунктом «з» пункта 5 названных Правил среди лиц, обладающих правом на участие в указанной подпрограмме, обозначены граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Согласно статье 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз (часть 3 статьи 3 указанного закона).
В соответствии с нормами названного Федерального закона размер жилищных субсидий, предоставляемых обозначенным в нем гражданам, определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также исходя из состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года (статья 5); право граждан на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом, который выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 4); условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность (часть 2 статьи 6).
Частью 5 статьи 6 этого же закона предусмотрено, что в случае принятия гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной в соответствии с нормативами, указанными в статье 5 настоящего Федерального закона, и общей площадью жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. Право на получение государственного жилищного сертификата предоставляется гражданину только в случае, если размер общей площади жилого помещения, определенный в указанном порядке и принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, составляет не менее восемнадцати квадратных метров. В остальных случаях выдача государственного жилищного сертификата гражданину возможна при исполнении им условий, предусмотренных настоящей статьей.
Положениями части 6 статьи 5 указанного Федерального закона определено, что для его целей членами семьи гражданина, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее <дата> и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются прибывшие с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на избранное место жительства, постоянно проживающие по указанному месту жительства супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина.
Таким образом, приобретение гражданином в собственность жилого помещения по смыслу приведенных норм не является основанием для исключения его из списка лиц, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера.
Семья истца могла быть исключена из указанного списка лишь в том случае, когда была обеспечена жилым помещением за пределами района Крайнего Севера, соответствующим нормам предоставления жилых помещений.
Приобретение истцом по договору купли-продажи квартиры, площадью 37,3 кв.м., находящейся за пределами упомянутых выше районов и местностей, не могло служить основанием для исключения семьи ФИО11 из списка лиц, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера. Данное обстоятельство не свидетельствует об утрате ранее включенными в указанный список гражданами права на получение социальной выплаты.
Положения части 4 статьи 6 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ лишь предусматривают возможность учета стоимости этой доли при определении размера предоставляемой жилищной субсидии.
Поскольку ФИО2 отвечает требованиям, предусмотренным Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ, сведения о реализации ею права на обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета, в материалах дела отсутствуют, то у администрации МО «<адрес>» не было правовых оснований для снятия ФИО2 из списка граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на основании подп. «д» п. 21 Положении о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Вместе с тем, судом первой инстанции обоснованно отказано ФИО2 в удовлетворении требований о признании за ней права на получение средств социальных выплат и выделении денежных средств в 2020 году, поскольку Пунктом 60 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 (ред. от 18.12.2020) «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» предусмотрено, что в случае приобретения распорядителем счета жилого помещения (жилых помещений) с использованием кредитных (заемных) средств банка или иной организации (далее - кредитор) допускается перечисление средств социальной выплаты кредитору в целях: уплаты первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа) на приобретение жилого помещения (жилых помещений); погашения основного долга (части основного долга) и уплаты начисленных на дату представления в банк документов, предусмотренных пунктом 55 настоящих Правил, процентов по ипотечному кредиту (займу) на приобретение жилого помещения (жилых помещений), обязательство по которому возникло после выдачи сертификата распорядителю счета. В кредитном договоре (договоре займа) на приобретение жилого помещения (жилых помещений) должно быть указано, что погашение основного долга (части основного долга) и уплата процентов по ипотечному кредиту (займу) на приобретение жилого помещения (жилых помещений), начисленных на дату представления в соответствии с пунктом 55 настоящих Правил документов в банк, будет осуществляться за счет социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом с указанием его реквизитов (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший сертификат), а также с указанием банковского счета, с которого будут осуществляться операции по погашению основного долга и уплате процентов по указанному ипотечному кредиту (займу). Не допускается использование социальной выплаты на уплату штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанному кредиту (займу).
Из изложенного следует, что погашение ипотечного кредита возможно при предоставлении заявителем соответствующих документов, подтверждающих основания участия в подпрограмме, то есть носит заявительный характер, при проведении определенной Правилами процедуры, а поскольку обжалуемым постановлением администрации МО «<адрес>» от <дата> истец была снята с соответствующего учета, а истцу в перечислении средств социальной выплаты кредитору отказано не было, оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части, не имеется.
При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции изложенное не учел и неправильно определил обстоятельства, имеющих значение для дела, допустил существенное нарушение норм материального и процессуального права, в силу чего в соответствии с ч. 2 ст. 328 ГПК РФ, п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ решение суда подлежит отмене в части с принятием по делу нового решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Улаганского районного суда Республики Алтай от <дата> отменить в части отказа в удовлетворении требований ФИО2 к Администрации МО «<адрес>» о признании незаконным постановления Администрации МО «<адрес>» от <дата>№ в части снятия с учета ФИО2 из списка граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и возложении обязанности восстановить на учет граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по категории учета «пенсионеры» с составом семьи 3 человека, принять в указанной части новое решение, которым
Признать незаконным постановление Администрации МО «<адрес>» от <дата>№ в части снятия с учета ФИО2 из списка граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Возложить обязанность на администрацию МО «<адрес>» восстановить ФИО2 на учете граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по программе реализации основанного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» по категории «пенсионеры» с составом семьи 3 человека, с даты первоначальной постановки на учет.
В оставшейся части решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 09 декабря 2020 года оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.
Председательствующий судья | С.Н. Чертков |
Судьи | И.В. Солопова |
Э.В. Ялбакова |