НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай) от 02.09.2020 № 2-954/20

Председательствующий – Ананьева Е.А.

дело № 33-483

номер дела в суде первой инстанции №2-954/2020

УИД 02RS0001-01-2020-001359-57

строка статистической отчетности 2.092

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 сентября 2020 года

г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Имансакиповой А.О.,

судей – Плотниковой М.В., Черткова С.Н.,

при секретаре – Молодых Л.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Алтай на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 17 июня 2020 года, которым

исковое требование прокурора Шебалинского района Республики Алтай удовлетворено.

Возложена обязанность на Министерство здравоохранения Республики Алтай обеспечить и организовать финансирование мероприятий по доставке граждан ФИО4, <дата> года рождения, ФИО2, <дата> года рождения, ФИО3, <дата> года рождения, страдающих хронической почечной недостаточностью, проживающих на территории Шебалинского района Республики Алтай, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи (г. Горно-Алтайск Республики Алтай) методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно, по графику гемодиализа.

Заслушав доклад судьи Черткова С.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Шебалинского района Республики Алтай обратился в суд в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО1, ФИО4 с иском к Министерству здравоохранения Республики Алтай об обеспечении и организации финансирования мероприятий по доставке указанных граждан, страдающих хронической почечной недостаточностью, проживающих на территории Шебалинского района Республики Алтай, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи (г. Горно-Алтайск Республики Алтай) методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно, по графику гемодиализа. Требования мотивированы тем, что указанные граждане являются инвалидами 1 группы, имеют хроническое заболевание почек (почечная недостаточность), в связи с чем нуждаются в регулярном прохождении лечения в виде процедуры программного гемодиализа 3 раза в неделю в ФИО5 в г. Горно-Алтайск, поскольку на территории Шебалинского района отсутствует оборудование для проведения данной процедуры. График общественного транспорта не совпадает с графиком получения лечения, поэтому прибыть общественным транспортом к месту получения медицинской услуги материальные истцы не имеют возможности. Социальные выплаты на компенсацию расходов по проезду к месту лечения они не получают.

Определением суда от <дата> производство по делу прекращено в части требований прокурора об обеспечении и организации финансирования мероприятий по доставке ФИО1 от места фактического проживания до места получения медицинской помощи и обратно, в связи со смертью ФИО1

Суд принял вышеуказанное решение, с которым не согласилось Министерство здравоохранения Республики Алтай. В апелляционной жалобе указывает, что судом не учтено отсутствие правовых оснований для удовлетворения исковых требований. Решение вопроса по транспортировке граждан в медицинские учреждения законодательством не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета Российской Федерации. Судом не дана оценка доводам ответчиков о том, что доступность процедуры гемодиализа в каждом населенном пункте, организация диализных учреждений в каждом районе не предусмотрена федеральным законодательством в сфере охраны здоровья граждан, в связи с отсутствием в с. Шебалино сложной системы химической очистки воды. Довод истца о том, что проезд к месту получения медицинской процедуры является неотъемлемой частью медицинской услуги, несостоятелен. Материальные истцы по медицинским показаниям не нуждаются в оказании экстренной и неотложной медицинской помощи, а получают первичную специализированную медицинскую помощь в амбулаторных условиях на плановой основе в соответствии с графиком получения процедуры гемодиализа. Исполнение решения суда по обеспечению и организации финансирования мероприятий по доставке материальных истцов до места получения медицинской помощи и обратно требует принятия нормативного правового акта, направленного на правовое регулирование указанных правоотношений. Между тем, к дискреционным полномочиям суда относится правоприменение имеющихся правовых актов, но не самостоятельное создание нового правового регулирования в сфере предоставления конкретных мер социальной защиты.

Проверив материалы дела, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 323-ФЗ здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.

Медицинская помощь – комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Медицинская услуга – медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Статьей 4 указанного Федерального закона установлено, что к основным принципам охраны здоровья относятся, в частности: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Исходя из положений статьи 10 Федерального закона № 323-ФЗ, доступность и качество медицинской помощи обеспечивается, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Пунктом 2 статьи 19 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно пункта 2 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология», утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 18 января 2012 года № 17н медицинская помощь взрослому населению по профилю "нефрология" оказывается в рамках первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

В соответствии с приказом Минздрава РФ от 13 августа 2002 года № 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества.

Согласно приказу Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1271н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при почечной недостаточности. Проведение обмена перитонеального диализа» терапия методом гемодиализа и перитонеального диализа отнесена к специализированной медицинской помощи и оказывается в условиях стационара, дневного стационара.

Постановлением Правительства РФ от 07 декабря 2019 года № 1610 утверждена Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, в соответствии с разделом III которой гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе при заболеваниях мочеполовой системы. Согласно раздела II в рамках Программы бесплатно предоставляется специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.

Исходя из положений, находящихся в разделе V Программы за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи (пункт 5 части 1 статьи 16 Федерального закона № 323-ФЗ).

В силу части 2 статьи 83 Федерального закона № 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет:

1) средств обязательного медицинского страхования;

2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования);

3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования);

3.1) бюджетных ассигнований бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации федеральными государственными учреждениями, функции и полномочия учредителя которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти;

3.2) бюджетных ассигнований федерального бюджета на софинансирование расходов субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования. Порядок софинансирования указанных в настоящем пункте расходов субъектов Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации;

4) иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании части 11 статьи 83 Федерального закона № 323-ФЗ источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи в случаях, прямо не урегулированных настоящим Федеральным законом либо другими федеральными законами, определяются с учетом положений программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ).

Пунктом 7 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на 2020 год и плановый период 2021-2020 годов, утвержденной Постановлением Правительства Республики Алтай № 401 от 30.12.2019 года (далее по тексту – Территориальная программа) закреплено, что в рамках Территориальной программы (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) бесплатно предоставляется первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная специализированная.

На основании пункта 10 Территориальной программы специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовый период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Пунктом 42 Территориальной программы предусмотрено, что заместительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным лицам проводится в рамках первичной специализированной и специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в части приобретения расходных материалов, при этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи.

Решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи согласно подпункту 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Алтай, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 16.07.2009 года № 160, Министерство здравоохранения Республики Алтай (далее – Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в том числе в области охраны здоровья граждан и обязательного медицинского страхования, по организации оказания государственных услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с настоящим Положением, а также осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области охраны здоровья граждан и оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В силу пункта 8 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Алтай для решения возложенных задач Министерство организует оказание населению первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных Министерству.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец ФИО2, <данные изъяты>, имеет заболевание <данные изъяты>», находится на лечении гемодиализом с <дата>.

Истец ФИО3, <данные изъяты>, имеет заболевание <данные изъяты>, находится на лечении гемодиализом с <дата>.

Истец ФИО4, <данные изъяты>, страдает <данные изъяты>, находится на лечении гемодиализом с <дата>, передвигается на медицинской коляске и нуждается в перевозке специализированным транспортом.

Истцы получают лечение в ФИО5 3 раза в неделю по 4 часа во вторую смену с 13-00 по 17-00 часов.

На территории Шебалинского района Республики Алтай отсутствуют медицинские учреждения, в которых возможно проводить лечение методом гемодиализа, данное лечение проводится только в г. Горно-Алтайске. Расстояние от места жительства истцов до г. Горно-Алтайска – от 85 километров и до 121 километра.

У истцов нет возможности добираться общественным транспортом до места оказания медицинской услуги и обратно с учетом установленного для них графика гемодиализа. Как следует из письма ФИО5 от 05.06.2020 года, поскольку ФИО4 передвигается на медицинской коляске, ее доставка общественным транспортом до места лечения и обратно исключается, необходим специализированный транспорт.

Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции, установив обстоятельства дела, пришел к выводу, что проведение заместительной почечной терапии методом гемодиализа, являясь специализированной медицинской помощью, оказываемой бесплатно, с учетом принципа доступности ее оказания, обуславливает необходимость обеспечения транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь. Транспортировка граждан хоть и не относится непосредственно к медицинской услуге, но является составной частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи.

Судебная коллегия считает, что данный вывод суда первой инстанции соответствует установленным по делу доказательствам, сделан при правильном применении норм материального права, гарантирующим доступность гражданам медицинской помощи, необходимой им для жизнеобеспечения.

Также, надлежащим образом оценив имеющиеся доказательства, суд первой инстанции правомерно возложил на уполномоченный орган субъекта Российской Федерации обязанность организовать и обеспечить финансирование доставку истцов в медицинское учреждение для получения непосредственно самой медицинской услуги, получение которой гарантированно со стороны государства бесплатно. Реализация финансирования за счет бюджета субъекта оказываемых услуг по транспортировке истцов для проведения гемодиализа и обратно может производиться и в порядке применения ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Довод ответчика о том, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований не могут быть приняты судебной коллегией, так как отсутствие принятых нормативных актов субъекта о возможности возмещения расходов по транспортировке, неуказание такого обязательства в качестве расходного обязательства не может нарушать конституционное право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Данный довод противоречит нормам статьям 10, 11 Федерального закона №323-ФЗ, согласно которым оказываемая медицинская помощь (в том числе и специализированная) должна быть доступна, отказ в медицинской помощи недопустим, а фактически из-за отдаленности лечебного учреждения граждане лишены возможности получить жизненно необходимую процедуру гемодиализа, которая должна предоставляться бесплатно.

Со ссылкой апеллянта о том, что отсутствует законодательное регулирования вопроса о доставке в медицинское учреждение для оказания медицинской услуги специализированной медицинской помощи, а следовательно, данное обстоятельство требует принятия нормативного правового акта, также нельзя согласиться, поскольку данное основание исходя из принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи и принципа транспортной доступности, с учетом состояния здоровья пациентов и специфики процедуры гемодиализа, не может являться основанием для отказа в получении истцами такой помощи, в состав которой входит доставка с места проживания до места получения специализированной медицинской помощи.

Кроме того, в Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021, 2022 годов предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих <данные изъяты>, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно. Таким образом, судом не создаётся новое правовое регулирование в данной сфере, а должным образом применяется уже существующее правовое регулирование.

Доводы жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают и с учетом обстоятельств дела основаниями для отмены решения не являются.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 17 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Алтай – без удовлетворения.

Председательствующий - А.О. Имансакипова

Судьи - М.В. Плотникова

С.Н. Чертков