НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея) от 28.09.2018 № 33А-2161/18

Судья Рамазанова И.И. Дело №33а- 2161/2018

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 сентября 2018 года г. Майкоп

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе председательствующего Мейстер В.М.,

судей Панеш Ж.К., Тхагапсовой Е.А.,

при секретаре Бендюк-Черной Г.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе административного истца Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Адыгея на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 07 марта 2018 года, которым постановлено:

- административный иск Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Адыгея к Мешлок ФИО9 о взыскании недоимки по налогам и пени удовлетворить частично.

Взыскать с Мешлок ФИО10 сумму недоимки:

- по транспортному налогу, зачисляемому в республиканский бюджет в размере <данные изъяты> рублей, с перечислением суммы налога в республиканский бюджет (код бюджетной классификации 18210604012021000110 ОКТМО 79701000),

- по пени по транспортному налогу, зачисляемому в республиканский бюджет в размере <данные изъяты> рублей, с перечислением суммы налога в республиканский бюджет (код бюджетной классификации 18210604012021000110 ОКТМО 79701000),

-по налогу на имущество физических лиц, зачисляемому в бюджет в размере <данные изъяты> рублей, с перечислением суммы налога в бюджет (код бюджетной классификации 18210601020041000110 ОКТМО79701000),

- пени налогу на имущество физических лиц, зачисляемому в бюджет в размере <данные изъяты> рублей с перечислением суммы налога в бюджет (код бюджетной классификации 18210601020041000110 ОКТМО79701000),

- по земельному налогу, зачисляемому в бюджет в размере <данные изъяты> рублей, с перечислением суммы налога в бюджет (код бюджетной классификации 18210606042041000110 ОКТМО79701000),

- пени по земельному налогу, зачисляемому в бюджет в размере <данные изъяты> рублей, с перечислением суммы налога в бюджет (код бюджетной классификации 18210606042041000110 ОКТМО79701000).

Реквизиты счетов УФК (ОФК), а также ИНН и наименование получателя 40101810100000010003 в БИК:047908001 Отделение – НБ Республика Адыгея, Майкоп, ИНН:0105035988 УФК по Республике Адыгея (Межрайонная ИФНС России №1 по Республике Адыгея ОГРН 1040100552711, дата присвоения ОГРН 20.12.2004).

Взыскать с Мешлок ФИО12 государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере <данные изъяты> рублей.

Дополнительным решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 31 июля 2018 года постановлено отказать в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Адыгея к Мешлок ФИО11 в части взыскания:

- транспортного налога в сумме <данные изъяты> рубля;

- пени по транспортному налогу в размере <данные изъяты> рублей;

- налога на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> рублей;

- пени по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> рублей;

- земельного налога в размере <данные изъяты> рублей;

- пени по земельному налогу в размере <данные изъяты> рублей.

Заслушав доклад судьи Тхагапсовой Е.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

административный истец Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Адыгея обратился в суд с административным иском к Мешлок Л.Р. о взыскании недоимки по налогу и пени, указав, что ответчику исчислены и предъявлены к уплате транспортный налог за 2012-2015, налог на имущество физических лиц за 2012-2015г.г. и земельный налог за 2014-2015г.г.

В адрес административного ответчика было направлено требование, согласно которому Мешлок Л.Р. была обязана оплатить сумму недоимки по налогам и пеню.

В виду не исполнения Мешлок Л.Р. требований, административный истец просил взыскать с ответчика недоимку по транспортному налогу в размере <данные изъяты> рублей, пеню по транспортному налогу <данные изъяты> рублей, недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> рублей, пеню по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> рублей, недоимку по земельному налогу в размере <данные изъяты> рублей, пеню по земельному налогу в размере <данные изъяты> рублей с перечислением указанных сумм в соответствующие бюджеты.

В судебное заседание стороны, надлежаще извещенные судом, не явились.

Суд принял изложенные выше судебные постановления.

В своей апелляционной жалобе административный истец МИФНС России №1 по Республике Адыгея просит отменить решение суда в части и принять новое решение об удовлетворении административного иска о взыскании недоимки по налогам и пени за 2014-2015 годы.

В доводах жалобы апеллянт ссылается на неправильное толкование и применение судом первой инстанции положений ФЗ от 28.12.2017 №436-ФЗ, что привело к необоснованному освобождению ответчика от уплаты недоимки по налогу и пени за период 2014-2015г.г.

Рассмотрев дело по апелляционной жалобе, заслушав представителя административного истца Берсировой А.А., судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с подп.1 п.1 ст. 23 НК РФ на налогоплательщика возлагается обязанность уплачивать законно установленные налоги.

В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.

За допущенную просрочку исполнения обязанности по уплате налога статьей 75 НК РФ установлен порядок начисления пени.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчику были исчислены и предъявлены к уплате транспортный налог за 2012-2015, налог на имущество физических лиц за 2012-2015г.г. и земельный налог за 2014-2015г.г.

Направленные в адрес административного ответчика налоговые требования оставлены без удовлетворения, в связи с чем, за указанный период у Мешлок Л.Р. образовались: недоимка по транспортному налогу в размере <данные изъяты> рублей, пеня по транспортному налогу <данные изъяты> рублей, недоимка по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> рублей, пеня по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> рублей, недоимка по земельному налогу в размере <данные изъяты> рублей, пеня по земельному налогу в размере <данные изъяты> рублей, которые истец просил с нее взыскать.

Принимая решение по делу, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами налогового законодательства, пришел к выводу о наличии у административного ответчика обязанности по уплате исчисленных налогов и пени.

Вместе с тем, частично удовлетворяя требования заявленного административного иска, суд, ссылаясь на положения ФЗ от 28.12.2017 №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», пришел к выводу, что задолженности, числившиеся за ответчиком по состоянию на 01 января 2015 года являются безнадежными ко взысканию и подлежат списанию, в связи с чем, принял во внимание лишь недоимки по налогам по требованию №2477 от 06.02.2017, взыскав с Мешлок Л.Р. задолженности по транспортному налогу в размере <данные изъяты> рублей, пеню по транспортному налогу в размере <данные изъяты> рублей, по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> рублей, пеню по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> рублей, по земельному налогу в размере <данные изъяты> рублей, пеню по земельному налогу в размере <данные изъяты> рублей.

В удовлетворении остальной части требований административного истца суд первой инстанции отказал.

С такими выводами судебная коллегия по административным делам согласиться не может по следующим основаниям.

Согласно ФЗ от 28.12.2017 №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

В соответствии со ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 01 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, установленный законом срок уплаты налогов за 2014 год наступал не позднее 01.10.2015, а за 2015 год – не позднее 01.12.2016.

Следовательно, в случае неуплаты физическим лицом налогов в установленный срок за 2014 год задолженность по уплате налогов возникала с 02.10.2015, а за 2015 год – с 02.12.2016 соответственно.

При таких обстоятельствах, задолженность административного ответчика за 2014-2015 годы на 01.01.2015 не подпадает под условия, определенные ФЗ №436-ФЗ, и по состоянию на 01.01.2015 не может быть признана безнадежной и подлежащей списанию.

Согласно требованию №42800, по состоянию на 28.10.2015 за Мешлок Л.Р. за 2014 год числится задолженность по уплате налога на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> рублей, пеня по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> рублей; по транспортному налогу с физических лиц в размере <данные изъяты> рублей, пеня по транспортному налогу с физических лиц в размере <данные изъяты> рублей; по земельному налогу с физических лиц в размере <данные изъяты> рублей, пеня по земельному налогу с физических лиц в размере <данные изъяты> рублей. Числящуюся задолженность МИФНС России №1 по РА, согласно требованию, ответчику было предложено погасить до 03.02.2016 (л.д. 9).

Требование налогового органа об уплате недоимки и пени Мешлок Л.Р. исполнено не было, срок обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкцией, налоговым органом соблюден.

На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам находит решение суда в части отказа в удовлетворении требований административного истца о взыскании задолженности по налогам и пени за 2014 год незаконным и необоснованным, и подлежащим отмене с принятием в отмененной части нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 310-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 07 марта 2018 года и дополнительное решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 31 июля 2018 года в части отказа в удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Адыгея к Мешлок ФИО13 о взыскании недоимки по налогам и пени за 2014 год отменить.

Взыскать с Мешлок ФИО14 сумму недоимки:

- по транспортному налогу с физических лиц, зачисляемому в республиканский бюджет в размере <данные изъяты> рублей, с перечислением суммы налога в республиканский бюджет (код бюджетной классификации 18210604012021000110 ОКТМО 79701000),

- пеню по транспортному налогу с физических лиц, зачисляемому в республиканский бюджет в размере <данные изъяты> рублей, с перечислением суммы налога в республиканский бюджет (код бюджетной классификации 18210604012021000110 ОКТМО 79701000),

-по налогу на имущество физических лиц, зачисляемому в бюджет в размере <данные изъяты> рублей, с перечислением суммы налога в бюджет (код бюджетной классификации 18210601020041000110 ОКТМО79701000),

- пеню по налогу на имущество физических лиц, зачисляемому в бюджет в размере <данные изъяты> рублей с перечислением суммы налога в бюджет (код бюджетной классификации 18210601020041000110 ОКТМО79701000),

- по земельному налогу, зачисляемому в бюджет в размере <данные изъяты> рублей, с перечислением суммы налога в бюджет (код бюджетной классификации 18210606042041000110 ОКТМО79701000),

- пени по земельному налогу, зачисляемому в бюджет в размере <данные изъяты> рублей, с перечислением суммы налога в бюджет (код бюджетной классификации 18210606042041000110 ОКТМО79701000).

Реквизиты счетов УФК (ОФК), а также ИНН и наименование получателя 40101810100000010003 в БИК:047908001 Отделение – НБ Республика Адыгея, Майкоп, ИНН:0105035988 УФК по Республике Адыгея (Межрайонная ИФНС России №1 по Республике Адыгея ОГРН 1040100552711, дата присвоения ОГРН 20.12.2004).

В остальной части решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 07 марта 2018 года и дополнительное решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 31 июля 2018 года оставить без изменения.

Председательствующий В.М. Мейстер

Судьи Ж.К. Панеш

Е.А. Тхагапсова