НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея) от 12.07.2022 № 2А-1341/2022

Судья Панеш Х.А. 33а-1280/2022

(I инст. - 2а-1341/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12.07.2022 г. Майкоп

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего Хапачевой Р.А.,

судей Тхагапсовой Е.А., Шишева Б.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дауровой М.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца УФНС России по Республике Адыгея на решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от 6 декабря 2021 года, которым постановлено:

в удовлетворении административного искового заявления МИ ФНС России № 1 по Республике Адыгея к ФИО1 о взыскании с налогоплательщика недоимки и пени по страховым взносам, начиная с января 2017, на общую сумму в размере 32541,34, отказать за необоснованностью.

Заслушав доклад судьи Хапачевой Р.А., изложившей обстоятельства административного дела, позицию представителя административного истца Ожевой З.Р., поддержавшей доводы жалобы, представителя административного ответчика ФИО1ФИО4, просившей решение суда первой инстанции оставить без изменения,

у с т а н о в и л а:

административный истец МИ ФНС России №1 по Республике Адыгея обратилось в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании с нее недоимки по:

-страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017: налог в размере 5 840 руб, пеня в размере 32,23 руб.,

-страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017): налог в размере 26 545 руб., пеня в размере 124,11 руб.

В судебное заседание суда первой инстанции участники процесса не явились.

Судом принято обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе административный истец УФНС России по Республике Адыгея просит отменить решение суда первой инстанции и вынести новое об удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает на то, что в решении сказано, что ФИО1 представила в суд заявление о том, что задолженность у нее отсутствует, что не соответствует фактическим обстоятельствам.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца УФНС России по Республике Адыгея Ожева З.Р. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила ее удовлетворить, представитель административного ответчика ФИО1ФИО4 просила оставить решение суда первой инстанции без измененная, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что имеются вступившие в законную силу решения Майкопского районного суда от 18.03.2020 и от 26.04.2021 об отказе в удовлетворении административных исков МИ ФНС России № 1 по Республике Адыгея по аналогичным спорам.

Согласно материалам дела, ФИО1 состоит на налоговом учете в качестве адвоката.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) плательщиками страховых взносов являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

В соответствии со статьей 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период производится адвокатами самостоятельно в соответствии со статьей 430 названного Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии со статьей 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Налогоплательщику направлялось требование от 28.01.2021 №2722 об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у него задолженностей и о сумме начисленной недоимки пени. В связи с неуплатой указной в требовании задолженности, налоговый орган обратился в мировому судье судебного участка № 1 города Майкопа с заявлением о вынесении судебного приказа. Вынесенный от 24.05.2021 судебный приказ был отменен по заявлению ФИО1 определением от 31.05.2021.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня исчисления срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Неисполнение в установленный срок требования послужило основанием для обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены 31.05.2021 в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Аналогичные положения закреплены в части 2 статьи 286 КАС РФ.

Фиксированные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей составили:

- за 2018г. - 26 545 руб.

- за 2019г. - 29 354 руб.

- за 2020г. - 32 448 руб.

Фиксированные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей составили:

- за расчетный период 2018г. - 26 545 руб. плюс 1,0% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период,

- за расчетный период 2019г. – 29 354 руб. плюс 1,0% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период,

- за расчетный период 2020г. – 32 448 руб. плюс 1,0% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере:

- за расчетный период 2018 год - 5 840 руб.,

- за расчетный период 2019 год -6 884 руб.,

- за расчетный период 2020 год - 8 426 руб.

За расчетный период 2018 года ФИО1 не было произведено самостоятельное исчисление и своевременная уплата страховых взносов (до 31.12.2018), в связи с чем, налоговым органом 09.01.2019 на основании абз.3 п.2 ст.432 НК РФ была определена в соответствии со ст.430 НК РФ сумма страховых взносов, подлежащая уплате ФИО1 за расчетный период 2018 года:

- на обязательное медицинское страхование - в размере 26 545 руб. (л.д. 94 скриншот из Карточки «Расчеты с бюджетом»)

- на обязательное медицинское страхование – в размере 5 840 руб. (л.д. 95).

Из указанных скриншотов из карточки «Расчеты с бюджетом» усматривается, что ФИО1 в 2018 и 2019 годах не была осуществлена уплата страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование, а был произведен платеж по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в 2019 году –уплата пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1 561,65 руб. (л.д. 96), а также платеж по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в 2019 году – уплата пени в размере 306,72 руб. (л.д. 97)

Таким образом, за расчетный период 2018 и 2019 год ФИО1 не были уплачены фиксированные суммы страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование.

Также, как следует из пояснений административного истца, после сверки всех имеющихся у административного ответчика платежных документов по уплате обязательных платежей, проведенной в налоговом органе в присутствии уполномоченного представителя ФИО1, установлено отсутствие платежных документов, которые могут могут подтвердить уплату ФИО1 фиксированных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 26 545 руб. и обязательное медицинское страхование в размере 5 840 руб. за расчетный период 2018 года.

За расчетный период 2019 года ФИО1 также не было произведено самостоятельное исчисление и своевременная уплата страховых взносов, в связи с чем, налоговым органом 31.12.2019 на основании абз.3 п.2 ст.432 НК РФ была определена в соответствии со ст.430 НК РФ сумма страховых взносов, подлежащая уплате ФИО1 за расчетный период 2019 год:

- на обязательное пенсионное страхование - в размере 29 354 руб. (л.д. 98 скриншот из Карточки «Расчеты с бюджетом»)

- на обязательное медицинское страхование – в размере 6 884 руб. (л.д. 99 скриншот из Карточки «Расчеты с бюджетом»).

Также, 07.07.2020г. ФИО1 был осуществлен платеж по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 29 354 руб. и на обязательное медицинское страхование в размере 6 884 руб.

Эти суммы равны фиксированным суммам платежей по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование, которые полагались к уплате за расчетный период 2019г.

Однако эти платежи осуществлены ФИО1 в 2020 году, при этом у нее имелась задолженность по оплате фиксированных платежей по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетный период 2018 года, в связи с чем, платеж, осуществленный ФИО1 07.07.2020 по обязательному пенсионному страхованию в размере 29 354 руб. был частично зачтен:

- в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год- в размере 26 545 руб. (л.д. 100),

- в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год – в размере 2 809руб.

С учетом указанной внесенной ФИО1 суммой остаток задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год составлял 26 545 руб.

Наряду с этим, платеж, осуществленный ФИО1 07.07.2020 по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 6884 руб. по такому же принципу был зачтен в счет уплаты задолженности более раннего периода - страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 года – в размере 5 840 руб. (таким образом, была полностью закрыта имевшаяся задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 году), а также в счет уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2019 год – в размере 1044 руб.

Таким образом, с учетом произошедшего зачета, за 2019 год осталась непогашенной задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 5 840 руб. (л.д. 8).

За расчетный период 2020 года ФИО1 не было произведено самостоятельное исчисление и своевременная уплата страховых взносов, в связи с чем, налоговым органом 31.12.2020 на основании абз.3 п.2 ст.432 НК РФ была определена в соответствии со ст.430 НК РФ сумма страховых взносов, подлежащая уплате ФИО1 за расчетный период 2020 год:

- на обязательное пенсионное страхование - в размере 32 448 руб. (л.д. 102 скриншот из Карточки «Расчеты с бюджетом»),

- на обязательное медицинское страхование – в размере 8 426 руб. (л.д. 99 скриншот из Карточки «Расчеты с бюджетом» л.д. 103).

09.08.2021 ФИО1 были осуществлен платеж по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 32 448 руб.

Однако, также, в связи с наличием непогашенной задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год уплаченная ею сумма в размере 32 448 руб. была частично зачтена в счет погашения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год – в размере 26 545 руб. (таким образом, задолженность за 2019г. была полностью погашена) и частично в счет погашения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год – в размере 5 903 руб. (таким образом, остаток задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год составил 26 545 руб.) (л.д.104).

09.08.2021 ФИО1 был также произведен платеж по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 8 426 руб.

Однако в связи с наличием непогашенной задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год, уплаченная сумма в размере 8426 руб. была частично зачтена в счет погашения задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год – в размере 5 840руб. (таким образом, задолженность за 2019 год была полностью погашена) и частично в счет погашения задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год – в размере 2 586 руб. (таким образом, остаток задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год составил 5 840 руб.) (оборотная сторона л.д. 104).

Согласно пункту 4 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 года №107н "Об утверждении Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами" Составитель распоряжения о переводе денежных средств в уплату платежей физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе за государственные и муниципальные услуги, указывает уникальный идентификатор начисления, идентификатор сведений о физическом лице, предусмотренные настоящим приказом, в соответствующем реквизите распоряжения физического лица о переводе денежных средств. При этом уникальный идентификатор начисления в случае его присвоения получателем средств указывается в распоряжениях о переводе денежных средств в порядке, определенном для уникального идентификатора платежа нормативным актом Банка России, устанавливающим правила осуществления перевода денежных средств Банком России, кредитными организациями на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 2, частями 1 и 6 статьи 8 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ "О национальной платежной системе", пунктами 4 и 5 статьи 4, статьей 82.3 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", частью 1 статьи 31 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - правила осуществления перевода денежных средств).

Кредитные организации, платежные агенты, организации федеральной почтовой связи при составлении платежных поручений на общую сумму принятых к исполнению от физических лиц распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей (за исключением таможенных платежей) в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе за государственные и муниципальные услуги, информация по которым указывается в реестре в соответствии с правилами платежной системы Банка России, определенными нормативным актом Банка России в соответствии с пунктом 9 статьи 20 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - платежное поручение на общую сумму с реестром), указывают информацию в платежном поручении на общую сумму с реестром в соответствии с правилами осуществления перевода денежных средств, при этом в реквизите "101" платежного поручения указывается статус "15", информация из распоряжений физических лиц, в том числе уникальный идентификатор начисления, идентификатор сведений о физическом лице, указывается в соответствующих реквизитах реестра, сформированного к платежному поручению на общую сумму с реестром.

В соответствии с абзацем 2 пункта 7 Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему российской федерации, администрируемых налоговыми органами, В случае указания в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств значения ноль ("0") налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.

В обоснование своих доводов ФИО1 представила чеки об оплате задолженностей (л.д. 108,110,112,113,117,119,121,122), однако, в указанных чеках-ордерах в основание платежа в реквизите "106" указано значение "0", в связи с чем налоговый орган произвел зачет указанных сумм в счет задолженности по иным истекшим налоговым периодам.

Исходя из приведенных обстоятельств, отнесение налоговым органом вышеуказанных сумм за иные истекшие налоговые периоды не противоречит законодательству о налогах и сборах.

Исходя из вышесказанного, остаток задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год составил 26 545 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 5 840 руб.

В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суммы задолженности, о взыскании которых указывает в административным иске УФНС России по Республике Адыгея, ФИО1 не оплатила.

Согласно части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Постановленное судом первой инстанции решение указанным требованиям не отвечает и подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела (пункта 3 части 2 статьи 310 КАС РФ).

С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении административных исковых требований.

Руководствуясь статьями 308, 309, пункт 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от 6 декабря 2022 года отменить.

Административные исковые требования УФНС России по Республике Адыгея – удовлетворить, взыскать с ФИО1

-страховые взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017: налог в размере 5 840 руб, пеня в размере 32,23 руб.,

-страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017): налог в размере 26 545 руб., пеня в размере 124,11 руб.

Председательствующий Р.А. Хапачева

Судьи Е.А. Тхагапсова

Б.А. Шишев