НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея) от 10.08.2018 № 33-16402018

Судья Агафонов П.Ю. дело № 33-1640 2018

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

10.08.2018 г. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего судьи - Мейстер В.М.,

судей - Панеш Ж.К. и Шишева Б.А.,

при секретаре судебного заседания - Аутлевой Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика МВД по <адрес> по доверенности А.С.Е. на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 07.05.2018, которым постановлено:

иск К.А.С. к Министерству внутренних дел по <адрес>, Министерству внутренних дел Российской Федерации и Ликвидационной комиссии Федеральной миграционной службы о взыскании задолженности по денежному содержанию, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплаты денежного содержания и компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Взыскать с Ликвидационной комиссии Федеральной миграционной службы в пользу К.А.С. задолженность по денежному содержанию в размере 529 255,20 рублей, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 44 104,60 рублей, компенсацию за задержку выплаты денежного содержания в размере 124 463,17 рублей, компенсацию морального вреда в размере 500 рублей.

В остальной части исковых требований отказать.

Заслушав доклад судьи Шишева Б.А., объяснения представителя ответчика МВД по <адрес>, МВД России – А.С.Е., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения истца К.А.С. и его представителя по ордеру Ц.Ю.Г., полагавших решение суда первой инстанции законным и обоснованных, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

К.А.С. обратился в суд с иском к МВД по <адрес> о взыскании задолженности по денежному содержанию, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплаты денежного содержания и компенсации морального вреда. В обоснование требований указал, что с 28.10.2015 он проходил государственную гражданскую службу РФ, замещал должность государственной гражданской службы - старшего специалиста 2 разряда отдела финансового и ресурсного обеспечения Отдела Федеральной миграционной службы России по <адрес>. В соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 156 и распоряжением Правительства РФ от 26.05.2016 № 1025-р Федеральная миграционная служба России упразднена. Приказом Председателя ликвидационной комиссии ФМС России от 20.07.2016 он был назначен председателем ликвидационной комиссии ОФМС России по <адрес>. Согласно записи в ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ внесен в Реестр как руководитель ликвидационной комиссии ОФМС России по <адрес>, исполнял возложенные на него обязанности, связанные с ликвидацией ОФМС России по <адрес>, и проходил службу по 29.08.2017 до окончания ликвидации ОФМС России по <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ ему не выплачивалось денежное содержание. Согласно выписке из Адыгейского ОСБ по лицевому счету зарплатной карты, его доход по заработной плате за 12 месяцев 2016 года составил 793 888,33 рублей, среднемесячный доход по заработной плате составляет 66 156,34 рублей. Ему должно быть выплачено денежное довольствие (зарплата) по 66 156,34 рублей в месяц, за период с 01.01.2017 по 29.08.2017 в количестве - 240 дней, всего на общую сумму 529 255,20 рублей (66 156,34 рублей. х 8 месяцев) или (2 205,23 рублей. х 240 дней). Он обращался в МВД России по <адрес>, выступающего правопреемником ОФМС России по <адрес> по вопросу невыплаты денежного содержания и ему разъяснено, что указаний о выплате членам ликвидационных комиссий от МВД России не поступало, финансирование не выделялось. В 2017 году истец правом на отпуск не воспользовался. В связи с чем в его пользу следовало взыскать денежную компенсацию за неиспользованный отпуск в количестве 20 дней за период с 01.01.2017 по 29.08.2017, в размере 44 104,60 рубля. При этом указал, что в силу ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем срока выплат заработной платы в его пользу должна быть взыскана денежная компенсация в размере 124 463,17 рубля. К.А.С. осуществлял трудовую деятельность в течение 8 месяцев без оплаты за труд, у него на иждивении находится малолетний ребенок - дочь К.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., которой необходимо содержание, а также престарелая мать К.С.И., которая является пенсионером. Отсутствие заработной платы за выполненную работу и возможности содержать семью, причиняло ему нравственные страдания. Действиями ответчика ему причинен моральный вред, который он оценивает в 100 000 рублей.

Просил с учетом уточнений взыскать с МВД РФ задолженность по денежному содержанию за период с 01.01.2017 по 29.08.2017 в размере 529 255,20 рублей, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 44 104,60 рубля; компенсацию за задержку выплаты денежного содержания за период с 01.01.2017 по 25.01.2018 в размере 124 463,17 рубля и компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей. Решение суда в части выплаты ему задолженности по денежному довольствию привести к немедленному исполнению.

Определением суда от 16.03.2018 по ходатайству представителя МВД по <адрес> к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФМС России.

Определением суда от.20.04.2018 произведена замена ответчика ФМС России на Ликвидационную комиссию ФМС России.

Определением суда от 20.04.2018 по ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчика привлечено МВД РФ.

В суде первой инстанции истец поддержал исковые требования, просил их удовлетворить.

Представитель ответчиков МВД по <адрес> и МВД РФ исковые требования не признал. Просил отказать в их удовлетворении по доводам письменных возражений.

Представитель ответчика Ликвидационной комиссии ФМС России в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин неявки суду первой инстанции не предоставил.

Суд принял указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика МВД по <адрес>А.С.Е. просит решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 07.05.2018 отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований истца в связи с необоснованностью. Считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным в виду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права. Полагает, что суд первой инстанции должен был вынести определение о прекращении производства по делу в связи с ликвидацией ФМС России 19.03.2018, согласно сведениям из ЕГРЮЛ. При этом указывает, что судом первой инстанции не дана оценка тому обстоятельству, что истцом не представлены допустимые доказательства, подтверждающие осуществление истцом какой-либо служебной деятельности, предусмотренные законодательством РФ. А также не учтено, что истцом заявлены требования о взыскании невыплаченного денежного содержания, а не среднего заработка.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец К.А.С. просит решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 07.05.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что на основании приказа от 28.10.2015 К.А.С. принят на государственную гражданскую службу РФ в ОФМС России по <адрес>, с 28.10.2015 замещал должность государственной гражданской службы - старшего специалиста 2 разряда отдела финансового и ресурсного обеспечения ОФМС России по <адрес> (л.д. 5).

В соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» и распоряжением Правительства РФ от 26.05.2016 № 1025-р Федеральная миграционная служба России упразднена.

Согласно распоряжению Председателя ликвидационной комиссии ФМС России от 01.06.2016 истец включен в состав ликвидационной комиссии ОФМС по <адрес>.

Приказом Председателя ликвидационной комиссии ФМС России от 20.07.2016 К.А.С. назначен председателем ликвидационной комиссии ОФМС России по <адрес>. Согласно записи в ЕГРЮЛ от 04.08.2016 г., К.А.С. внесен в Реестр как руководитель ликвидационной комиссии ОФМС России по <адрес>.

Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2016 № 1025-р срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России продлен по 31.12.2016.

Согласно п. 5 данного распоряжения Министерству Финансов РФ поручено предусмотреть финансирование мероприятий по реализации настоящего распоряжения, в том числе по сохранению денежного довольствия (денежного содержания, заработной платы) и социальных гарантий, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ, МВД России и ФМС России, сотрудникам органов внутренних дел РФ, прикомандированным к ФМС России, федеральным государственным гражданским служащим и работникам упраздняемой ФМС России, включенным в состав ликвидационных комиссий ФМС России и ее территориальных органов, по ранее занимаемым ими должностям до завершения ликвидационных мероприятий.

Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2016 № 2896-р срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России продлен до 01.10.2017, распоряжением Правительства РФ от 12.10.2017 № 2217-р срок завершения ликвидационных мероприятий продлен до 01.07.2018. Однако лицевой счет ОФМС России по <адрес>, открытый в УФК по <адрес> закрыт в декабре 2016 года.

С даты назначения на должность председателя ликвидационной комиссии ОФМС России по <адрес> истец исполнял возложенные на него, как председателя ликвидационной комиссии обязанности, связанные с ликвидацией ОФМС России по <адрес>, что подтверждается актом от 04.08.2017 приема-передачи ключей от ликвидационной комиссии ОФМС России по <адрес> членам комиссии МВД по <адрес>; письмом МВД России от 14.06.2017 ; распиской МИФНС по <адрес> от 10.04.2017 о получении документов от ОФМС по <адрес>; листами записи из ЕГРЮЛ от 29.08.2017 в отношении ОФМС по <адрес> и заявителе К.А.С. о снятии с налогового учета в связи с ликвидацией ОФМС по <адрес>.

Приказом от 29.08.2017 л/с истец уволен с государственной гражданской службы РФ в соответствии с п. 8.3 (упразднение государственного органа) ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

Таким образом, в период с 01.01.2017 до 29.08.2017 включительно истец являлся федеральным гражданским служащим и состоял в должности председателя ликвидационной комиссии ОФМС России по <адрес>.

Удовлетворяя исковые требования в части взыскания задолженности по денежному содержанию, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплаты денежного содержания и компенсации морального вреда, суд первой инстанции со ссылкой на положения статей 50, 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922, исходил из того, что расчет среднего заработка работника производится из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.

Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции в части расчетов по взысканию денежных сумм ввиду следующего.

В соответствии с положениями ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

К дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания, федеральный законодатель отнес ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада, ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячное денежное поощрение, единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальную помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50).

Кроме того, правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 (далее - Правила) определен порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией и ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» – «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

Вместе с тем, в соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» МВД РФ является правопреемником упраздняемых ФСКН России и ФМС России, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Согласно п. 3 письма МВД РФ от 10.03.2017 по вопросу завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России и ФСКН России, руководителям территориальных органов МВД России поручено выплачивать денежное довольствие и заработную плату членам ликвидационных комиссий финансовыми службами подразделений системы МВД России по основному месту работы (л.д. 15).

При этом в дополнительном письме МВД РФ от 25.04.2017 указано, что финансовое обеспечение расходов, связанных с ликвидационными мероприятиями, предписано производить в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МВД России в федеральном бюджете.

По результатам проработки правовых механизмов по оплате труда (оплате выполненных работ) членами ликвидационных комиссий, в том числе председателям ликвидационных комиссий, в территориальные органы МВД России на региональном уровне была направлена информация о том, что такая оплата возможна при условии оформления с членами ликвидационных комиссий соответствующих правоотношений. К тому же предлагалось, данный вопрос решить путем заключения срочных трудовых договоров либо гражданско-правовых договоров.

Предлагается членам ликвидационной комиссии, с которыми заключены срочные трудовые договора, заработную плату выплачивать в соответствии с приказом МВД России от 27.08.2008 № 751 «О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 583». Оплата выполненных работ возможна путем заключения гражданско-правовых договоров (письмо МВД России от 25.04.2017 - л.д. 14).

Из представленного в материалы дела приказа от 28.10.2015 К.А.С. был принят на государственную гражданскую службу РФ в ОФМС России по <адрес> в должности старшего специалиста 2 разряда отдела финансового и ресурсного обеспечения ОФМС России по <адрес> и установлен должностной оклад в размере 3700 рублей в месяц, ежемесячная надбавка за особые условия государственной гражданской службы в размере 80 % должностного оклада, ежемесячное денежное поощрение в размере 1 должностного оклада.

К тому же из анализа представленной в суд апелляционной инстанции справки от 10.08.2018 видно, что по имеющимся в распоряжении МВД по <адрес> документам денежное содержание К.А.С. по состоянию на 31.12.2016 составляло: должностной оклад - 3700 рублей, оклад за классный чин – 1179 рублей, ежемесячная надбавка за особые условия государственной гражданской службы – 2960 рублей, ежемесячное денежное поощрение – 3700 рублей, итого в сумме 11 539 рублей. Иные документы, подтверждающие выплату денежного содержания истцу, ликвидационной комиссией ОФМС России по <адрес> в МВД по <адрес> не передавались.

Сведений о заключении истцом срочных трудовых договоров либо гражданско-правовых договоров с МВД России подтверждающие выплату по денежному содержанию в ином размере материалы дела не содержат.

Таким образом, ссылка в решении суда первой инстанции на представленную истцом выписку из Адыгейского ОСБ по лицевому счету зарплатной карты К.А.С. о доходах по заработной плате за 12 месяцев 2016 года, не могут свидетельствовать о том, что указанные суммы в выписке являются его денежным содержанием.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что с момента принятия истца на основании приказа от 28.10.2015 на государственную гражданскую службу РФ в ОФМС России по <адрес> и до его увольнения 29.08.2017 с государственной гражданской службы РФ размер денежного содержания составлял в размере 11 539 рублей, в том числе на должности председателя ликвидационной комиссии ОФМС России по <адрес>. Следовательно, при расчете задолженности по денежному содержанию К.А.С., необходимо было исходить из расчета 11 539 рублей за 1 месяц, а всего на общую сумму 92 312 рублей (11 539 рублей х 8 месяцев).

При этом подлежат изменению и произведенные судом первой инстанции расчеты по взысканию денежной компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации за задержку выплаты денежного содержания.

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п. 6 указанных выше Правил, согласно которого при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.

Поскольку истец в 2017 году правом на ежегодный оплачиваемый отпуск не воспользовался, то с ответчика в пользу К.А.С. подлежит взысканию денежная компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 20 дней за период с 01.01.2017 по 29.08.2017 в размере 7 876 рублей, из расчета 11 539 рублей / 29,3 х 20 дней.

В силу ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Следовательно, денежная компенсация ответчика за задержку выплаты денежного содержания К.А.С. исходя из расчета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по формуле 92 312 рублей х (количество дней) х (на 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ) составляет: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 28 дней х 10 % - 207,70 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 26 дней х 10 % - 384,63 рубля; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 5 дней х 9,75 % на сумму - 75 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 30 дней х 9,75 % - 652,53 рубля; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 1 дня х 9,75 % - 30 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 30 дней х 9,25 % - 853,89 рубля; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 18 дней х 9,25 % - 604,84 рубля; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 12 дней х 9 % - 415,40 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 30 дней х 9 % - 1246,21 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 25 дней х 9 % - 1211,60 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 22 дней х 9 % - 1218,52 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 42 дней х 8,5 % - 2197,03 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 49 дней х 8,25 % - 2487,81 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 56 дней х 7,75 % - 2670,89 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 42 дней х 7,5 % - 1938,55 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 138 дней х 7,25 % - 6157,21 рублей. Всего: 22 351,81 рубль.

Принимая решение о частичном удовлетворении требований истца в части компенсации морального вреда, суд правильно указал на то, что ответчик, своими неправомерными действиями, связанными с невыплатой денежного содержания истцу, причинил ему моральный вред. Размер вреда судом определен с учетом требований разумности и справедливости.

Таким образом, решение суда в указанной части подлежит изменению, с принятием нового решения.

В остальном при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил верное решение.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат аргументов, опровергающих правильность выводов суда первой инстанции, а поэтому эти доводы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого решения в остальной части.

Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 07.05.2018 в части взыскания с Ликвидационной комиссии Федеральной миграционной службы в пользу К.А.С. задолженности по денежному содержанию в размере 529 255,20 рублей, компенсации за неиспользованный отпуск в размере 44 104,60 рублей, компенсации за задержку выплаты денежного содержания в размере 124 463,17 рублей, компенсации морального вреда в размере 500 рублей - изменить.

Взыскать с МВД России в пользу К.А.С. задолженность по денежному содержанию в размере 92 312 рублей, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 7 876 рублей, компенсацию за задержку выплаты денежного содержания в размере 22 351,81 рубля, компенсацию морального вреда в размере 500 рублей.

В остальной части исковых требований отказать за необоснованностью.

Председательствующий – Мейстер В.М.,

судьи - Панеш Ж.К., Шишев Б.А.

Копия верна:

судья Верховного суда

Республики Адыгея Б.А. Шишев