Судья Зубков Г.А. Дело № 33-754 2020 год
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Майкоп 03 июля 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего Бзегежевой Н.Ш.,
судей Мейстер В.М. и Муращенко М.Д.
при ведении протокола судебного заседания по поручению председательствующего помощником судьи – ФИО4,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
в удовлетворении иска ФИО1 к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании недополученной пенсии в размере 257 928, 58 рублей отказать.
Заслушав доклад судьи ФИО7, объяснения истца ФИО1, представителя ответчика Военного комиссариата Республики Адыгея по доверенности ФИО5, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
ФИО1 обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании недополученной пенсии. В обоснование заявленных требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он имеет статус судьи, пребывающего в отставке, что подтверждается решением Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. В отставку судьи истец ушел с должности заместителя председателя 5-го горнизонного военного суда и до назначения ответчиком пенсии за выслугу лет других должностей не занимал.
В соответствии со статьей 30 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с ДД.ММ.ГГГГ ответчиком была назначена и выплачивается истцу пенсия за выслугу лет.
Указанная пенсия назначена истцу как пенсионеру из числа судей военных судов без предусмотренной частью второй статьи 43 и пунктом «б» части первой статьи 49 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ежегодной индексации пенсии. То есть пенсия выплачивается с учетом положения абзаца первого части 6 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которым указанные нормы Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении лиц с особым статусом, в том числе пенсионеров из числа судей военных судов, не применяются.
Между тем в нарушение того же абзаца первого части 6 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3, согласно которому в отношении пенсионеров из числа судей военных судов не применяются также положения частей 8-11 статьи 12 названного Федерального закона о пересмотре с ДД.ММ.ГГГГ ранее назначенных военных пенсий, а также в нарушение части 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № Э42-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» процентная надбавка за выслугу лет в составе назначенной истцу пенсии ответчиком установлена в соответствии с пунктом 6 части 13 статьи 2 Федерального закона «О довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в размере 40 процентов.
На момент обращения в суд пенсия выплачена истцу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Считает, что незаконность выплаты в составе пенсии процентной за выслугу лет в вышеуказанном размере также подтверждается Определением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-О, которым установлено, что положения части 13 статьи 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» на судей военных судов, пребывающих в отставке, не распространяются (пункт 7 приложения - абзац девятый пункта 2.3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№).
Кроме того, на необоснованность установления ему надбавки в указанном размере указывает и значительная правоприменительная практика в Российской Федерации.
Положения статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации устанавливают запрет на различное обращение с лицами, относящимися к одной категории, из чего следует, что пенсионеры из числа судей военных судов, которым пенсия назначена после ДД.ММ.ГГГГ (к числу которых истец относит себя), имеют право на получение в составе пенсии процентной надбавки за выслугу лет в том же размере, в каком она должна выплачиваться указанной категории пенсионеров, пенсия которым назначена до ДД.ММ.ГГГГ, то есть, как указано выше, в размере, установленном пунктом 6 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 49-ФЗ).
Считает, что поскольку он имеет статус пенсионера из числа судей военных судов и пенсия назначена и выплачивается с ДД.ММ.ГГГГ (в период после ДД.ММ.ГГГГ), то в соответствии с вышеуказанными нормами права размер полагающейся ему в составе пенсии процентной надбавки за выслугу лет должен устанавливаться, как и пенсионерам из числа судей военных судов, начавшим получать пенсию до ДД.ММ.ГГГГ, на основании пункта 6 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 49-ФЗ) и быть равным 70 (семидесяти) процентам, так как выслуга на военной службе превышает 25 лет.
Тем самым, с учетом полагающейся процентной надбавки за выслугу лет в размере 70 процентов недополученная им пенсия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно составляет 248 053, 26 руб., которую просил взыскать с ответчика.
В ходе судебного разбирательства истец заявленные требования увеличил и просил взыскать указанную задолженность в размере 257 928, 58 руб.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования просил оставить без удовлетворения.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новое решение, удовлетворив его исковые требования в полном объеме.
Считает, что данное решение суда является необоснованным и незаконным, не основано на обстоятельствах дела, вынесено с нарушением норм материального и норм процессуального права.
Полагает, что суд заведомо неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно: не учел, что при перерасчете с ДД.ММ.ГГГГ размеров пенсий военным судьям размер процентной надбавки за выслугу лет изменению не подлежал, суд первой инстанции ошибочно не применил положения статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации о запрете различного обращения с лицами, относящимся к одной категории, согласно которым пенсионеры из числа судей военных судов, которым пенсия назначена после ДД.ММ.ГГГГ, имеют право на получение в составе пенсии процентной надбавки за выслугу лет в том же размере, в каком она должна выплачиваться указанной категории пенсионеров, пенсия которым назначена до ДД.ММ.ГГГГ, то есть, как указано выше, в размере, установленном пунктом 6 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих …» в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 49-ФЗ).
Также суд первой инстанции ошибочно не учел разъяснения о запрете различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях, содержащиеся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-П (абзац пятый пункта 3): «...любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе ее статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в силу которых такие различия допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения па целей правовые средства соразмерны им; из конституционных принципов справедливости, равенства и соразмерности вытекает обращенный к законодателю запрет вводить различия в правовом положении лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых сходных ситуациях)».
Суд первой инстанции существенным образом нарушил положения ч. 4 ст. 67 ГПК РФ устанавливающие, что результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Выслушав объяснения истца ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Военного комиссариата Республики Адыгея по доверенности ФИО6, считавшего решение суда законным и обоснованным, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 67, 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда является законным и обоснованным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям и когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции истец с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время имеет статус судьи, пребывающего в отставке, что подтверждается решением Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.
Обосновывая заявленные требования, истец указывает на неправильное применение в отношении него норм действующего законодательства, регулирующего пенсионное обеспечение судей военных судов, в частности на выплату процентной надбавки за выслугу лет в меньшем размере - вместо положенных 70 процентов указанной надбавки ему выплачивается надбавка в размере 40 процентов.
Между тем, как усматривается из материалов дела, ранее истец обращался с административным иском к ответчику о признании незаконными действий в назначении и выплате ему пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязании произвести ее перерасчет с ДД.ММ.ГГГГ за выслугу лет с учетом процентной надбавки в размере 70% процентов.
Вступившим в законную силу решением Майкопского городского суда по делу по иску ФИО1 к Министрерству обороны Российской Федерации и Военному комиссариату Республики Адыгея о признании действий незаконными и возложении обязанности от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного иска ФИО1 было отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных ФИО1 требований, суд указал на то, что в силу ст. 2 Федерального закона № 306-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» единые размеры окладов по воинским званиям устанавливаются Правительством Российской Федерации, а размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Такие размеры установлены постановлением Правительства N 922 от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту». Этим же законом установлен размер ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания ( от 10 % до 40% в зависимости от выслуги лет).
Поскольку ФИО1 получает пенсию, предусмотренную для военнослужащих, при исчислении которой учитывается оклад по воинской должности, оклад по воинскому званию и ежемесячная надбавка за выслугу лет и не является работником Прокуратуры Российской Федерации и сотрудником Следственного комитета Российской Федерации, то ему выплачивается пенсия с учетом надбавки за выслугу в размере 40 процентов, поскольку больший размер указанной надбавки Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. № 306-ФЗ О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», не установлен. Кроме того, отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции верно отметил, что в соответствии с пунктом 1 ст. 29 Федерального конституционного закона № от ДД.ММ.ГГГГ «О военных судах Российской Федерации» ежемесячное денежное вознаграждение и ежеквартальное денежное поощрение судьям военных судов и судьям Судебной коллегии по делам военнослужащих выплачиваются по основаниям и в размерах, которые установлены для судей федеральным законом.
Статьей 30 данного Закона предусмотрено, что в случае почетного ухода (почетного удаления) в отставку судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих указанным судьям по их выбору выплачивается либо не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание, предусмотренное федеральным законом для судей, либо пенсия предусмотренная для военнослужащих Законом РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии РФ и их семей», либо пенсии предусмотренная для других граждан.
Статьей 43 Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ определено, что пенсии лицам, проходившим военную службу, в том числе военнослужащим, замещавшим должности судей, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии в порядке, определяемом Правительством РФ, учитываются оклады по должности, воинскому званию и ежемесячная надбавка за выслугу лет.
В соответствии со статьей 49 Закона пенсии военнослужащим и их семьям подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия учитываемого при исчислении пенсий.
Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 309-ФЗ "О внесении вменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ произведено реформирование системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, в связи, с чем в законодательство о пенсионном обеспечении указанных лиц внесены положения, изменяющие правила учета денежного довольствия для исчисления пенсий. В частности, ч. 2 ст. 43 Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции, введенной подпунктом «б» п. 1 ст. 2 ФЗ №) предусмотрено, что денежное довольствие, установленное ч. 1 данной статьи, учитывается при исчислении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в размере 54 процентов и, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100% размера.
В связи с реформированием с ДД.ММ.ГГГГ системы денежного довольствия военнослужащих ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» установлена новая система денежного довольствия лиц, проходящих военную службу, предусматривающая значительное увеличение окладов денежного содержания военнослужащих.
С учетом правового статуса военных судов, прокурорских работников и сотрудников Следственного комитета РФ, а также пенсионеров из числа указанных лиц, части 6 статьи. 12 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ было установлено специальное регулирование, исключающее применение при определении размеров их пенсии правил учета денежного довольствия, предусмотренных ч. 2 ст. 43 и п. «Б» ч. 1 ст. 49 Закона № от ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 6 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ такое регулирование было дополнено положением, уточняющим порядок определения денежного довольствия при перерасчете размеров пенсии при назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ пенсионерам из числа указанных лиц в части оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет.
В соответствии с названным положением, процентная надбавка за выслугу лет учитывается в установленных пунктом 1 статьи 44 ФЗ «О прокуратуре РФ» и части 5 статьи 55 ФЗ «О Следственном комитете РФ» в размерах, которые ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ не были изменены по сравнению с ранее действующей редакцией.
С ДД.ММ.ГГГГ при исчислении пенсии пенсионерам из числа военных судей Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов и членов их семей применяются размеры ежемесячной надбавки за выслугу лет к ладу денежного содержания, установленные пунктом 13 статьи 2 ФЗ № от 07 ноября 1 года «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им дельных выплат».
Правоотношения, связанные с внесенными статью 5 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» изменениями в части установления размера процентной надбавки за выслугу лет, учитываемой в составе денежного довольствия для исчисления пенсии, распространяются только на лиц работников прокуратуры (в том числе военнослужащих органов б прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета РФ (в том числе б следственных органов Следственного комитета РФ) и членов их семей.
Указанная процентная надбавка учитывается при перерасчете пенсий указанным лицам с ДД.ММ.ГГГГ в размерах, установленных соответственно п. 1 ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре РФ» и ч. 5 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 403-ФЗ «О следственном комитете РФ».
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что в силу приведенных положений истец не имеет право на перерасчет назначенной пенсии (надбавки к ней), суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 исковых требований о взыскании недоплаченной пенсии.
Применив указанные положения закона и установив, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время имеет статус судьи, пребывающего в отставке, пенсия назначена и выплачивается ему с ДД.ММ.ГГГГ (в период после ДД.ММ.ГГГГ) как военнослужащим, при исчислении которой учитывается оклад по воинской должности, оклад по воинскому званию и ежемесячная надбавка за выслугу лет, следовательно, у истца право на получение большей процентной надбавки к пенсии не возникло, в связи с чем, суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении его требований.
На основании изложенного, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального права с соблюдением норм процессуального права и отмене либо изменению не подлежащим.
Руководствуясь статьями 199, 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий Н.Ш. Бзегежева
Судьи В.М. Мейстер
М.Д. Муращенко