НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики (Карачаево-Черкесская Республика) от 20.12.2023 № 33-1859/2023

Судья Шебзухова М.М. Дело № 33-1859/2023

УИД 09 RS0001-01-2022-002604-59

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Черкесск 20 декабря 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе

председательствующего Лайпанова А.И.,

судей Сыч О.А., Дзыба З.И.,

при секретаре судебного заседания Хабовой М.Т.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Министерства по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 10 октября 2023 года по гражданскому делу № 2-3775/2023 по исковому заявлению Биджиева М.Р. и Биджиевой З.Р., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Биджиева Н.М. и Биджиевой Х.М. о взыскании неполученной социальной выплаты.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Сыч О.А., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Биджиев М.Р. и Биджиева З.Р. действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Биджиева Н.М. и Биджиевой Х.М., обратились в суд с иском к Министерству туризма, курортов и молодежной политики по Карачаево-Черкесской Республике об обязании включить Биджиева М.Р., Биджиеву З.Р. и их несовершеннолетних детей Биджиева Н.М. и Биджиеву Х.М., как молодую семью в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2022 год и обязании в течение двух месяцев со дня принятия решения суда предоставить (выплатить), Биджиеву М.Р. и Биджиевой З.Р. и несовершеннолетним Биджиеву Н.М. и Биджиевой Х.М. социальную выплату, предусмотренную свидетельством о праве на получение социальной выплаты от 25 декабря 2018 года № 678 на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства. Исковые требования обосновали тем, что их молодая семья вместе с несовершеннолетними детьми, являлась участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы "Развитие туризма, курортов и молодежной политики в Карачаево-Черкесской Республике на 2015-2020 годы". 19 мая 2017 года между Министерством туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики и Карачаево-Черкесским Республиканским Казенным Предприятием «Дирекция капитального строительства» было заключено соглашение о сотрудничестве и взаимодействии, в соответствии с которым Карачаево-Черкесской Республик КП «Дирекция капитального строительства» приняло на себя обязанности, в том числе по своевременному ежегодному формированию списка молодых семей - участников Подпрограммы и предоставлению данных списков в Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республик для дальнейшего утверждения. Карачаево-Черкесская Республиканская КП «Дирекция капитального строительства» истцу было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты в размере 981 849,60 рублей на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства от 25 декабря 2018 года сроком действия до 25 июля 2019 года № 678. Министерством туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики заключено соглашение о сотрудничестве в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей" с ПАО АКБ "Связь-Банк" № 01 от 05 февраля 2016 года, действие которого ежегодно подтверждалось дополнительными соглашениями (№ 4 от 29 декабря 2018 года, №5 от 18 ноября 2019 года). 17 января 2019 года между ПАО АКБ "Связь-Банк " и Биджиевым М.Р. заключен договор банковского счета для обслуживания подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы со сроком действия до окончания действия Свидетельства. В этот же день 17 января 2019 года истец предъявил в ПАО АКБ "Связь-Банк" свидетельство на получение социальной выплаты. Целью подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. 30 мая 2019 года Биджиев М.Р. заключил договор № 97 об участии в ЖСК «Семейный» в целях строительства многоквартирного дома, расположенного по адресу: Черкесск Кавказская 92 "В" после завершения строительства, которого член кооператива при условий выполнения всех условий договора приобретает право на оформление в собственность квартиры в 1 подъезде на 11 этаже с условным номером 99, площадью 93,4 кв.м. Паевой взнос составляет 3 269 000,00 рублей, из которых 981 849,60 рублей оплачивается субсидией, полученной их семьей по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", оставшаяся часть согласно графику, приведенному в договоре. При этом, до получения членом кооператива субсидии по данной подпрограмме кооператив не имеет право требовать погашения полной стоимости цены договора. Сумма задолженности истца состоит из суммы равной размеру, социальной выплате, предусмотренной выданным истцам свидетельством. Таким образом, истцы, как участники подпрограммы все ее требования выполнены, вины истцов в не перечислении денежных средств нет, ответчик в нарушение условий подпрограммы свою обязанность по принятию решения о предоставлении семье социальной выплаты не выполнил.

Протокольным определением суда произведена замена ответчика Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики в порядке процессуального правопреемства на Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики и принято к производству заявление истцов в порядке ст. 39 ГПК РФ, согласно которого истец просит суд: обязать Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики включить Биджиева М.Р., Биджиеву З.Р. и несовершеннолетних Биджиева Н.М. и Биджиеву Х.М., как молодую семью в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2022 год; обязать Министерство по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики предоставить (выплатить) Биджиеву М.Р., Биджиевой З.Р. и несовершеннолетним Биджиеву Н.М. и Биджиевой Х.М. социальную выплату, предусмотренную свидетельством о праве на получение социальной выплаты от 25 декабря 2018 года № 678 на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в течение 2023 года.

В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились, извещались о времени и месте его проведения. В материалах дела имеется ходатайство истцов и их представителя о рассмотрении дела без их участия. Также имеются письменные возражения ответчика на исковое заявление, в которых содержится просьба об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Суд, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 10 октября 2023 года исковые требования Биджиева М.Р. и Биджиевой З.Р., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Биджиева Н.М. и Биджиевой Х.М. к Министерству по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики о взыскании неполученной социальной выплаты удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе на указанное решение ответчик министерства по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмен, поскольку судом не верно были применены нормы, не учтено, что согласно Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2010 года № 1050 далее-Правила), список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 26 и 27). В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, имеющие трех и более детей (п. 25 правил). В соответствии с пунктом 3 Правил, право молодой семьи - участницы мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - мероприятие ведомственной целевой программы) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой. В соответствии с пунктом 5 Правил срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплате составляет не более 7 месяцев с даты указанной в этом свидетельстве. Продление указанного срока, действия Правилами не предусмотрено. Согласно пункту 35 Правил, социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств. Семья Биджиевых направила социальную выплату для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты, которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи (в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив) (п. 2 «в» Правил). В соответствии с пунктом 44 Правил в случае направления социальной выплаты на цель, предусмотренную подпунктом «в» пункта 2 настоящих Правил, распорядитель счета представляет в банк необходимые документы. Однако кадастровый номер Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости присвоен 13 июля 2023 года, то есть за истечением срока действия свидетельства на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства от 25 декабря 2018 года № 678. Просит суд, учесть изложенные обстоятельства, также, обратил внимание на то, что решение является не исполнимым. Просит решение Черкесского городского суда от 10 октября 2023 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Истцы, представитель ответчика Министерства по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно иска Карачаево-Черкесская Республиканская КП «Дирекция капитального строительства» извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, о причинах неявки суд не уведомили.

Судебная коллегия, учитывая, что стороны извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на сайте Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц на основании ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), которая включает подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».

В соответствии с Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 11 октября 2021 № 38 «Об исполнительных органах государственной власти Карачаево-Черкесской Республики» полномочия министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики в сфере молодежной политики, в том числе реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей перешли к министерству по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики.

В соответствии с п. 24 Правил, являющихся приложением № 1 к упомянутой выше программе (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений), орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В силу п. 25 Правил, порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 26 Правил предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий основного мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем основного мероприятия.

В соответствии с п. 27 Правил, только после доведения ответственным исполнителем основного мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 28 Правил).

Порядок формирования списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и форма этого списка определяются Правительством Карачаево-Черкесской Республики.

До 01 апреля 2019 года на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 20 декабря 2016 года № 338 «О внесении изменений в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2013 года № 364 «Об утверждении государственной программы «Развитие туризма и социального предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике до 2018 года», которое содержало аналогичные положения.

С 01 апреля 2019 года на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 января 2019 года № 34 «О государственной программе «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики», которое также содержит аналогичные положения.

В соответствии с п. 3 Правил право молодой семьи - участницы основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.

Согласно п. 4 Правил, выдача свидетельства на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Согласно Правил, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 7 Правил).

Согласно п. 6 Правил, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подп. «а»); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил (подп. «б»); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подп. «в»).

В соответствии с п. 10 Правил, социальная выплата предоставляется в размере не менее 35 % расчетной (средней) стоимости жилья - для молодых семей с детьми. Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с п. 15 Правил, количества членов молодой семьи участницы мероприятия ведомственной целевой программы и норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников мероприятия ведомственной целевой программы (п. 13 Правил).

Как установлено судом и следует из материалов дела, семья истцов состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и являлась участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики».

19 мая 2017 года между Министерством туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики и КЧРКП «Дирекция капитального строительства» заключено соглашение о сотрудничестве и взаимодействии, в соответствии с которым КЧРКП «Дирекция капитального строительства» приняло на себя обязанности, в том числе по своевременному ежегодному формированию списка молодых семей - участников Подпрограммы и предоставлению данных списков в Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики для дальнейшего утверждения.

25 декабря 2018 года КЧРКП «Дирекция капитального строительства» семье истцов выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства № 678 серии АА 0003737 в размере 981 849, 6 рублей на приобретение (строительство) жилья на территории Карачаево-Черкесской Республики, со сроком действия до 25 июля 2019 года включительно.

В связи с тем, что выданное свидетельство подлежало предъявлению в банк до 25 января 2019 года, Биджиевым М.Р. заключен договор банковского счета № 1632738 от 17 января 2018 года с ПАО АКБ «Связь-Банк».

Истцом в ПАО АКБ «Связь Банк» своевременно были переданы все необходимые документы для зачисления социальной выплаты, однако денежные средства так и не поступили на специальный счет, открытый в банке, что подтверждается выпиской по лицевому счету.

30 мая 2019 года между ЖСК «Семейный» в лице председателя правления Батдыева М.М. с одной стороны и Биджиевым М.Р. с другой стороны был заключен договор паенакопления № 97, согласно которому пайщик вступил в кооператив с целью строительства жилого дома и получения в дальнейшем в собственность трехкомнатной квартиры на 11 этаже, общей проектной площадью 93,4 кв.м., с условным номером квартиры 66, расположенной по адресу: КЧР, г. Черкесск, ул. Кавказская, № 92 в. Размер пая по договору, подлежащий уплате пайщиком, составлял 3 269 000,00 рублей.

При этом на 10 июля 2023 года часть суммы в размере 2 367 650,40 рублей Биджиев М.Р. внес, что подтверждается справкой председателя правления ЖСК «Семейный».

Оставшаяся неоплаченная сумма паевого взноса составляет 981 849,60 рублей.

01 мая 2020 года ПАО АКБ «Связь Банк» прекратило деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения к ПАО «Промсвязьбанк» и истец был вынужден вновь открыть счет для зачисления социальной выплаты в ином банке.

1 июня 2020 года истцом заключен договор банковского (текущего) счета с АО «Тексбанк», несмотря на указанное обстоятельство, до настоящего времени денежные средства так и не были зачислены, что подтверждается выпиской по счету.

Таким образом, семье истцов денежные средства до настоящего времени не выплачены, а право на получение социальной выплаты, удостоверенное свидетельством № 678 серии АА 0003737, осталось нереализованным.

В соответствии с постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2013 года № 364 «Об утверждении государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2016 - 2020 годы» семья истцов, состоящая из четырех человек, включена как молодая семья в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики».

Соответственно семья истцов была признана участницей подпрограммы. Сведений об отказе в выплате семье истцов от банка или министерства не поступало, при условии что, исходя из системного толкования Правил, семья должна была получить социальную выплату в 2019 году.

Семья истцов отвечала всем требованиям, которые предъявляются к молодым семьям, изъявившим желание быть участниками подпрограммы, однако социальная выплата ею получена не была, что не должно каким-либо образом ущемлять права данной семьи на получение социальной выплаты, предусмотренной Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, так как в противном случае нарушаются конституционные принципы равенства всех перед законом и возможности реализации гарантированных государством прав.

Свидетельство № 678 серии АА 0003737 было предоставлено сроком до 25 июля 2019 года, срок предъявления в банк до 25 января 2019 года, истцом в ПАО АКБ «Связь-Банк» 17 января 2019 года был открыт банковский (текущий) счет для осуществления операций в рамках подпрограммы, о чем заключен договор.

Как указано выше, истцом и ЖСК «Семейный» был заключен договор паенакопления, с целью приобретения квартиры в собственность с использованием средств социальной выплаты.

С момента заключения вышеуказанного договора истцы своевременно вносили ежемесячные платежи в установленном размере.

В ходе судебного разбирательства стороной истцов представлено дополнительное соглашение от 23 сентября 2022 года к договору № 97 от 30 мая 2019 года, согласно которому паем по настоящему договору является 3-комнатная квартира на 11 этаже, площадью 95,7 кв.м., номер кв. 66.

Истец обратился в Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о предоставлении на состав семьи из четырех человек социальной выплаты для приобретения жилого помещения, восстановлении или продлении срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты или выдаче нового свидетельства.

Из письма министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики № 666 от 39 ноября 2021 года (л.д. 16-17) следует, что продлить срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья, а также использовать средства социальной выплаты на приобретение жилого помещения в строящемся (не введенном в эксплуатацию) жилом доме, на которое право собственности кооператива не зарегистрировано, не представляется возможным. Таким образом, основные требования истца оставлены без ответа.

Указанный ответ неправомерен, поскольку семья истцов в течение 7 месяцев со дня выдачи свидетельства не смогла воспользоваться правом на получение выделенной им социальной выплаты, в связи с чем на ответчике лежала обязанность рассмотреть вопрос о включении семьи в список претендентов на получение социальной выплаты на 2021 год и последующем предоставлении социальной выплаты, предусмотренной свидетельством от 25 декабря 2018 года.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался приведенными выше нормами права и исходил из того, что участниками подпрограммы все ее требования выполнены, вины истцов в не перечислении денежных средств нет. Выдачей свидетельства государство в лице уполномоченного на то органа признало за их семьей право на получение социальной выплаты в размере, указанном в этом свидетельстве. Данное право никем не оспорено. Этому праву на получение социальной выплаты корреспондирует обязанность государства произвести выплату путем перечисления денежных средств на специальный счет в банке.

Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права.

Так, по данному делу юридически значимым обстоятельством является выяснение судом вопроса о том, были ли истцами, как участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, нарушены порядок и сроки при реализации права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения.

Как установлено судом, семья истцов, реализовывая право на улучшение жилищных условий, в установленные в свидетельстве и в Правилах сроки вступила в кооператив с целью строительства жилого дома, заключив договор паенакопления.

Из представленных суду документов следует, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: КЧР, г. Черкесск, ул. Кавказская, 92В/1, введен в эксплуатацию на основании разрешения, выданного Управлением градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования г. Черкесска № 09-04-35-2023 от 22 июня 2023 года.

Из выписок из ЕГРН от 13 июля 2023 усматривается, что объекту недвижимости по адресу: Российская Федерация, Карачаево-Черкесская Республика, Черкесский городской округ, г. Черкесск, ул. Кавказская, д. 92 В/1, 13 июля 2023 года присвоен кадастровый номер 09:04:0101145:555, а квартире № 66 присвоен кадастровый номер 09:04:0101145:629.

Согласно справке ЖСК «Семейный» от 10 июля 2023 года пайщиком Биджиевым М.Р. за квартиру № 66 внесена сумма взноса в размере 2 367 650,40 рублей.

Оставшаяся неоплаченная сумма паевого взноса составляет 981 849,60 рублей, которая будет погашена за счет субсидии, полученной по ФЦП «Жилище» подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в Карачаево-Черкесской Республике.

В справке также указано, что после полной оплаты паевого взноса (стоимости квартиры), квартира № 66 в многоэтажном жилом доме со встроенно-пристроенным детским садом и встроенными торговыми помещениями (1 этап строительства) в г. Черкесске, ул. Кавказская, 92 В/1 переходит в собственность члену ЖСК Биджиеву М.Р..

При изложенных обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу о том, что молодая семья истцов, в установленном законом порядке признанная нуждающейся в жилом помещении, претендующая на реализацию своего права по установленным условиям вышеуказанной федеральной программы, вправе получить меры социальной поддержки.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует требованиям ст. ст. 195-198 ГПК РФ.

Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что свидетельство, выданное семье истцов, удостоверяющее право на получение социальной выплаты, является недействительным в связи с окончанием срока его действия, не обоснован, поскольку из содержания п. 36 Правил следует, что договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а согласно подп. «а» п. 49 Правил, следует возможность продления договора банковского счета в случаях, когда банком принят договор купли-продажи, однако оплата по нему не произведена, то есть оплата может быть произведена уже после истечения срока действия свидетельства.

Таким образом, само по себе истечение этого срока не прекращает право на получение социальной выплаты, равно как не прекращает и соответствующую обязанность государства в лице ответчика произвести выплату денежных средств.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, подп. «а» п. 49 Правил предусмотрено, что по соглашению сторон договор банковского счета может быть продлен, если до истечения срока действия договора банковского счета банк принял договор купли-продажи жилого помещения, документы на строительство и документы, предусмотренные п.п. 41, 42, 44, подп. «а» и «б» п. 45 и п. 45 (1) настоящих Правил, но оплата не произведена.

Пунктом 52 Правил установлено, что если владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты по какой-либо причине не смог в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он представляет в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, справку о закрытии договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на общих основаниях.

Применительно к настоящему спору, владельцы свидетельства не смогли в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной им социальной выплаты не по своей вине, семья в установленные в свидетельстве сроки предоставила все необходимые документы в банк, с которым у ответчика было заключено соглашение о сотрудничестве.

Таким образом, право истцов на приобретение жилья в качестве государственной поддержки нарушено, в отношении семьи не исполнены все предусмотренные действующим законодательством мероприятия по предоставлению социальной выплаты.

Поскольку государство, включая молодую семью истцов в качестве участника указанной подпрограммы и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.

Иных доводов, свидетельствующих о незаконности постановленного по делу решения, которые могли бы повлечь его отмену или изменение, апелляционная жалоба не содержит.

Поскольку обстоятельств, которые могли бы в соответствии со ст. 330 ГПК РФ повлечь отмену или изменение судебного решения, по доводам апелляционной жалобы не установлено, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 10 октября 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Министерства по делам молодёжи Карачаево-Черкесской Республики – без удовлетворения.

Председательствующий /подпись/

Судьи: /подпись/ /подпись/

Копия верна:

Судья Верховного Суда

Карачаево-Черкесской Республики О.А.Сыч