НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики (Карачаево-Черкесская Республика) от 18.01.2024 № 33А-124/2024

УИД: 09RS0001-01-2023-003954-02

Судья Ковалева О.Г. Дело №33а-124/2024 (33а-1833/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Черкесск 18 января 2024 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

Председательствующего Езаовой М.Б.,

судей: Чотчаева Х.О., Дзыба З.И.,

при секретаре Чочуеве М.А-А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Кочкаровой Ф.А. на решение Черкесского городского суда КЧР от 09 октября 2023 года по административному исковому заявлению Управления ФНС по КЧР к Кочкаровой Ф.А. о взыскании обязательных платежей и санкций.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда КЧР Чотчаева Х.О., объяснения представителя административного ответчика Айбазова М.М., действующего по доверенности 09АА0578534 от 10.01.2024, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей административного истца Антощук О.А. действующей по доверенности № 08-12/27218 от 09.11.2023 г. и Даурова Б.Х., действующего по доверенности № 08-13/13514 от 05.07.2022 г., возражавших в удовлетворении жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

УФНС по КЧР обратилось в суд с административным исковым заявлением к Кочкаровой Ф.А., в котором просило взыскать с ответчицы задолженность по налогам и пени в общей сумме 65 428, 01 рублей, в том числе: 60 957 рублей - сумма транспортного налога, начисленного за 2015,2016,2017 гг., 4471 рубль 1 копейка - пеня за несвоевременную уплату транспортного налога.

В обоснование иска указано, что Кочкарова Ф.А. состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика и в нарушение ст. 45 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате налога. Плательщику в сроки, предусмотренные ст. 70 НК РФ, были направлены требования об оплате налога и соответствующей суммы пени с просьбой погасить задолженность, однако, до настоящего времени сумма налога и пени в бюджет не уплачена.

В судебное заседание представитель административного истца, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не явился, о причинах неявки не уведомил, с ходатайствами к суду не обращался.

Административный ответчик Кочкарова Ф.А., также в судебное заседание не явилась, предоставила суду письменные возражения относительно заявленных исковых требований, заявила ходатайство о применении пропущенного административным истцом срока исковой давности.

Решением Черкесского городского суда КЧР от 09 октября 2023 года административный иск УФНС по КЧР к Кочкаровой Ф.А. о взыскании обязательных платежей удовлетворен в полном объеме.

В апелляционной жалобе Кочкаровой Ф.А. ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду нарушения норм процессуального и материального права, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований УФНС России по КЧР. Указывает, что суд не принял во внимание то обстоятельство, что налоговым органом пропущен срок на обращение в суд с настоящим иском, следовательно, право на принудительное взыскание задолженности Управлением утрачено. Кроме того, не учтено судом, что налоговое уведомление на транспортный налог может направляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, поэтому обязанность по уплате налогов за 2015, 2016, 2017 годы у Кочкаровой Ф.А. отсутствует.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный ответчик Кочкарова Ф.А., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, причину неявки не пояснила, об отложении дела не ходатайствовала.

Ее представитель Айбазов М.М. поддержал доводы апелляционной жалобы и просил отменить решение суда первой инстанции.

Представители административного истца УФНС по КЧР Антощук О.А. и Дауров Б.Х. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, уважительных причин неявки не представивших, проверив решение, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции от представителя административного истца поступило заявление о частичном отказе от исковых требований. В заявлении указано, что в отношении административного ответчика Кочкаровой Ф.А. УФНС по КЧР был произведен перерасчет транспортного налога за 2015-2017 годы. По результатам перерасчета возникла недоимка по транспортному налогу за 2017 год в размере 19171 руб. Однако, в ходе взыскания данной суммы налоговым органом по техническим причинам ошибочно в адрес налогоплательщика были выставлены три идентичных требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от 20.09.2022 за номерами 1226, 1228, 1229, в каждом из которых предлагалось в срок до 25.02.2022 погасить недоимку по транспортному налогу в размере 19171 руб. Впоследствии, данная ошибка привела к необоснованному трехкратному увеличению суммы требований о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2017 год первоначально в порядке приказного производства, впоследствии административного искового производства в связи с чем административный истец отказался от административных исковых требований к Кочкаровой Ф.А. в части взыскания недоимки по транспортному налогу в общей сумме 38342 рубля.

Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда КЧР заявление представителя административного истца УФНС по КЧР удовлетворено. Принят отказ от иска УФНС по КЧР в части взыскания с Кочкаровой Ф.А. недоимки по транспортному налогу за налоговый период 2017 года в общей сумме 38342 рублей и производство по делу в этой части прекращено на основании ст. ст. 46 ч.1, 157, 195 КАС РФ.

Проверяя законность и обоснованность решения суда в оставшейся части, суд апелляционной инстанции полагает следующее.

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В соответствии с положениями ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п. 1 ст. 45, п. 2 ст. 52 и п. 4 ст. 397, ст. ст. 399, 356 НК РФ обязанность по уплате транспортного налога должна быть выполнена налогоплательщиком - физическим лицом в срок, установленный законодательством о налогах и сборах на основании налогового уведомления налогового органа.

Обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги и сборы установлена Конституцией Российской Федерации (статья 57) и налоговым законодательством (статья 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 340 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц обязателен к уплате физическими лицами, обладающими правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 1 ст. 45, п. 2 ст. 52 НК РФ обязанность по уплате транспортного налога должна быть выполнена налогоплательщиком - физическим лицом в срок, установленный законодательством о налогах и сборах на основании налогового уведомления налогового органа.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Кочкарова Ф.А. состоит на налоговом учете в УФНС России по КЧР по месту ее регистрации: <адрес>. В собственности ответчицы имеется имущество, являющееся предметом налогообложения - транспортное средство АУДИ А4 г/н №... (л.д.54, 103).

В связи с тем, что в установленные сроки транспортный налог Кочкаровой Ф.А. не уплачен, возникла сумма недоимки за налоговые периоды 2015, 2016,2017 годов по требованиям об уплате налога от 20.01.2022 №№ 1223, 1226, 1228, 1225, 1227, 1229 со сроком погашения до 25.02.2022.

С учетом принятых судом апелляционной инстанции уточненных требований задолженность Кочкаровой Ф.А. по транспортному налогу за налоговый период 2017 года составила 18847,28 руб. и по пене за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 год - 4470,87 руб. Основанием для взыскания задолженности в указанных размерах является неисполнение в установленный срок требований от 20.01.2022 №№1226,1227.

04.03.2022 г. в целях взыскания задолженности УФНС обратилось с заявлением о выдаче судебного приказа в адрес мирового судьи судебного участка № 9 судебного района г. Черкесска.

Судебный приказ о взыскании с Кочкаровой Ф.А. транспортного налога и пени был вынесен 29.03.2022, т. е. в пределах шестимесячного срока с даты (25 февраля 2022 года), установленной для исполнения указанных требований налогового органа. Поскольку в заявлении о выдаче судебного приказа УФНС неверно были указаны налоговые периоды (2018, 2019, 2020 гг.), за которые подлежат взысканию суммы задолженности, данная ошибка отразилась в содержании судебного приказа. Взыскиваемые суммы задолженности не относятся к налоговым периодам 2018,2019,2020 годов. Об этом свидетельствует, что УФНС направило в адрес Кочкаровой Ф.А. налоговое уведомление от 14.08.2018 № 43228088, в котором ей сообщалось о необходимости уплаты в срок до 03.12.2018 г. транспортного налога в сумме 19171 руб., исчисленного за налоговый период 2017 года. Вследствие неуплаты в установленный срок транспортного налога налоговый орган выставил в адрес налогоплательщика требования № 1226 от 20.01.2022 г. на сумму задолженности по транспортному налогу 19171 руб.; № 1227 от 20.01.2022 г. на сумму пени по транспортному налогу в размере 4471,01 руб., начисленной с 04.12.2018 по 19.01.2022 годы.

Таким образом, как видно из приведенных обстоятельств, остаток начислений за налоговый период 2017 года в размере 18 847,28 руб. и остаток пени в размере 4470,87 руб., которые подлежали уплате на основании требований от 20.01.2022 №1226,1227, были указаны в составе сумм, взыскиваемых согласно судебному приказу от 29.03.2022 г.

В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции от представителя административного истца УФНС по КЧР Даурова Б.Х. поступило заявление об отказе от административно исковых требований к Кочкаровой Ф.А. в части взыскания недоимки по транспортному налогу за налоговый период 2017 года в размере 18 847,28 рублей.

Данное заявление мотивировано тем, что административным ответчиком Кочкаровой Ф.А. уплачен транспортный налог за 2017 год в вышеуказанной сумме, приложен соответствующий чек.

Представитель административного ответчика Айбазов М.М. поддержал ходатайство (заявление) представителя административного истца и просил удовлетворить его.

Согласно ст. 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

В соответствии со ст. 304 КАС РФ отказ административного истца от иска, признание иска административным ответчиком или соглашение о примирении сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 194 КАС РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.

Принимая во внимание, что отказ налогового органа от части административных исковых требований является добровольным, связан с отсутствием спора о судебном взыскании налоговой недоимки, выражен в письменной форме, подписан уполномоченным лицом; отказ не противоречит положениям КАС РФ, иным федеральным законам и не нарушает прав сторон и других лиц; совершение указанного распорядительного действия по данной категории административных дел допускается, последствия отказа от административного иска, предусмотренные статьей 195 КАС РФ, о том, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается, заявителю известны и понятны, судебная коллегия считает возможным принять отказ.

В соответствии с частью 3 статьи 157 КАС РФ в случае принятия судом отказа от административного иска суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части.

Таким образом, оставшуюся не взысканной пеню по транспортному налогу в размере 4470,87 рублей судебная коллегия полагает необходимым взыскать с административного ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 46, 157,195, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

принять отказ от иска Управления ФНС по КЧР к Кочкаровой Ф.А. в части взыскания транспортного налога за 2017 год в общей сумме 57189,28 рублей.

Решение Черкесского городского суда КЧР от 09 октября 2023 года отменить в части взыскания с Кочкаровой Ф.А. транспортного налога за 2017 год и производство по делу в указанной части прекратить.

Изменить решение Черкесского городского суда от 09 октября 2023 года в части взыскания с ответчика Кочкаровой Ф.А. пени, взыскав ее с Кочкаровой Ф.А. по транспортному налогу в размере 4470 рублей 87 копеек.

Председательствующий:

Судьи: