Судья <ФИО>2 Дело №...а-1549/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<адрес> 16 ноября 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего судьи <ФИО>8
судей Дзыба З.И., Чотчаева Х.О.
при секретаре судебного заседания Тагалековой Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-531/2023 по административному исковому заявлению Узденова А.А. к Управлению Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике о признании невозможной к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам, процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания и по встречному иску Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике к Узденову А.А. о взыскании недоимки
по апелляционной жалобе Узденова А.А. на решение Черкесского городского суда КЧР от 12 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Дзыба З.И., объяснения Узденова А.А., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Узденов А.А. обратился в Черкесский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании невозможной к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам, процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания. В обоснование требований указал, что в 2021 году налоговым органом ему был рассчитан транспортный налог за неопределенный период в размере 34 648, 26 руб. и пеня 12 778, 46 руб. Считает, что данное начисление подлежит списанию по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 59 НК РФ. Узденов А.А. просил суд: признать невозможной ко взысканию налоговым органом недоимку Узденова А.А. по транспортному налогу в сумме 34 648, 26 руб. и пени 12 778, 46 руб., начисленную на указанную сумму недоимки, в связи с истечением сроков взыскания в принудительном порядке, предусмотренных ст.ст. 45, 46, 47, 70 НК РФ.
Протокольным определением Черкесского городского суда КЧР от 06 апреля 2023 года МВД по КЧР в лице МРЭО ГИБДД привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
УФНС по КЧР обратилось в суд со встречными исковыми требованиями к Узденову А.А. о взыскании недоимки по налогам за 2019 г., просила взыскать с него: пеню по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 1, 20 руб.; пеню по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 10, 39 руб.; транспортный налог с физических лиц в размере 34 647, 78 руб. и пеню по транспортному налогу в размере 309, 24 руб., всего на общую сумму 34 968, 61 руб.
В суде первой инстанции Узденов А.А. просил суд удовлетворить требования по первоначальному иску, отказать в удовлетворении требований по встречному исковому заявлению, поддержав доводы, изложенные в первоначальном иске и в письменных возражениях на встречный иск.
Представитель УФНС по КЧР Аркелова Л.Х. в судебном заседании 11 мая 2023 года до объявления судом перерыва поддержала требования, изложенные во встречном исковом заявлении, просила суд отказать в удовлетворении требований истца по первоначальному иску.
Представитель заинтересованного лица МВД по КЧР – Змиенко А.В. до объявления судом перерыва в судебном заседании 11 мая 2023 года позиции относительно заявленных судом требований не выразил, в дальнейшем направил в суд заявление, в котором просил суд рассмотреть дело в отсутствии представителя заинтересованного лица, вопрос об удовлетворении заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Решением Черкесского городского суда КЧР от 12 мая 2023 года в удовлетворении административного искового заявления Узденова А.А. к УФНС по КЧР отказано.
Административное исковое заявление УФНС по КЧР к Узденову А.А. о взыскании недоимки удовлетворено. Суд взыскал с Узденова А.А. недоимку по налогам за 2019 год: пеню по налогу на имущество физических лиц – 1, 2 руб.; пеню на земельный налог с физических лиц – 10, 39 руб.; транспортный налог с физических лиц - 34 647, 78 руб., пеню на транспортный налог - 309, 24 руб., а всего на общую сумму 34 968, 61 руб. Также с Узденова А.А. взыскана госпошлина в доход МО г. Черкесска в размере 1 249, 06 руб.
В апелляционной жалобе Узденов А.А. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные им требования, а в требованиях налогового органа отказать.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель УФНС по КЧР просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу Узденова А.А. без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Узденов А.А. просил его жалобу удовлетворить по доводам, изложенным в ней.
От представителя ИФНС по КЧР до начала судебного заседания поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя УФНС по КЧР.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда КЧР приходит к следующему.
Как установлено судом, Узденов А.А. состоит на налоговом учете в МИФНС России N 3 по КЧР (преобразованное в последующем в УФНС по КЧР) в качестве налогоплательщика и за ним на праве собственности числились:
- автомобиль легковой ЛАДА 219000, г/н №..., 2012 года выпуска, дата регистрации права - 28 октября 2015 г.;
- автомобиль легковой Ауди Q, г/н №..., 2006 года выпуска, дата регистрации права – 10.04.2015, снят с регистрационного учета 17.11.2020;
- земельный участок с кадастровым номером: 09:04:0101261:51, расположенный по адресу: <адрес>;
- земельный участок с кадастровым номером: 09:04:0117003:30, расположенный по адресу: <адрес>;
- жилой дом с кадастровым номером: 09:04:0101261:76, расположенный по адресу: КЧР, <адрес>;
Налоговым уведомлением № 51368727 от 01.09.2020 налоговый орган предложил налогоплательщику Узденову А.А. заплатить налог за 2019 год на указанное выше имущество в сроки, установленные налоговым законодательством, в том числе: транспортный налог в размере 39 109 руб., земельный налог в сумме 1 164 руб., налог на имущество физических лиц в размере 135 руб.(л.д.56 т.1).
В связи с неуплатой налога по налоговому уведомлению № 51368727 от 01.09.2020 налоговый орган направил в адрес налогоплательщика требование № 2991 от 03.02.2021, в котором содержалось предложение в срок до 30 марта 2021 года оплатить: транспортный налог в размере 34 648, 26 руб. и пени по транспортному налогу 309, 24 руб.; земельный налог в размере 1 164 руб. и пени по земельному налогу 10, 39 руб.; налог на имущество физических лиц 135 руб. и пени по налогу на имущество физических лиц – 1, 20 руб. за 2019 г., всего на общую сумму 81 870, 65 руб. (л.д.54 т.1).
Факт направления Инспекцией в адрес Узденова А.А. налогового уведомления № 51368727 от 01.09.2020 и требования № 2991 от 03.02.2021 подтвержден материалами дела.
Так как Узденов А.А. в срок до 30 марта 2021 года не оплатил налоги по требованию № 2991 от 03.02.2021, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка №4 судебного района г. Черкесска КЧР с заявлением №18996 о выдаче судебного приказа о взыскании с Узденова А.А. недоимки на общую сумму 35 104, 09 руб. (л.д.47 т.1), из которых:
- транспортный налог - 34 648, 26 руб., пеня 309, 24 руб.;
- налог на имущество физических лиц – 135 руб., пеня 1, 2 руб.
- пеня по земельному налогу – 10, 39 руб.
Судебный приказ №2а-880/21 был выдан 28.07.2021 в сроки, установленные налоговым законодательством.
По заявлению Узденова А.А. судебный приказ определением мирового судьи судебного участка №4 г. судебного района г. Черкесска от 21.02.2023 отменен (л.д.160 т.1).
До истечения установленного законом шестимесячного срока, после отмены судебного приказа, 03.04.2023 налоговый орган обратился в суд со встречным исковым заявлением к Узденову А.А. о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям, в котором приведены расчеты, сведения о направлении в адрес Узденова А.А. требования об уплате налога и отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела, согласно чеку по операции Сбербанк онлайн от 30.11.2020, представленному в суд первой инстанции Узденовым А.А., им в адрес МИФНС №3 по КЧР 30.11.2020 были перечислены денежные средства в размере 39 109 руб. с указанием назначения платежа: погашение задолженности по транспортному налогу в размере, указанном в налоговом уведомлении № 51368727 от 01.09.2020, за налоговый период 2019 г. (л.д. 81 т. 1).
При рассмотрении административного дела налоговый орган указал, что внесенные Узденовым А.А. денежные средства поступили и были зачислены как уплата задолженности по налогу за иные периоды.
Разрешая требования Узденова А.А. к УФНС по КЧР, суд пришел к выводу о пропуске Узденовым А.А. шестимесячного срока для обращения в суд и отказал в удовлетворении его искового заявления; встречное исковое заявление УФНС по КЧР к Узденову А.А. было удовлетворено, т.к. задолженность Узденова А.А. не является безнадежной к взысканию, поскольку налоговым органом не утрачена возможность ее взыскания в связи с истечением установленных налоговым законодательством сроков на ее принудительное взыскание.
С выводом суда о том, что налоговым органом не утрачена возможность взыскания с Узденова А.А. транспортного налога и пени за 2019 г., судебная коллегия не может согласиться в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации регламентированы основания возникновения, обязательства и уплата транспортного налога, в соответствии со статьей 357 которой налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 83, пункта 1 статьи 363, статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из вида транспортного средства, являющегося предметом налогообложения, уплата транспортного налога должна была быть произведена административным ответчиком, как налогоплательщиком по месту его постановки на учет в налоговом органе, в соответствии с установленным в данном субъекте ставками уплаты транспортного налога в отчетный период. Сведения об объектах налогообложения предоставляются налоговым органам соответствующими регистрирующими органами.
Уплате налога для физических лиц предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога, при этом налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (часть 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации). Согласно абзацу первому пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано физическому лицу лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма, при направлении через личный кабинет считается полученным на следующий день.
Требование должно быть исполнено, то есть имеющаяся задолженность, в том числе пени, должна быть погашена в полном объеме, в течение восьми дней с даты получения указанного требования. При этом в требовании может быть предусмотрен более продолжительный период времени, тогда задолженность погашается в указанный срок (абзац 4 пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
При неисполнении налоговой обязанности налоговый орган применяет меры по его взысканию в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, путем обращения в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации). Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации). Пропущенный срок на обращение в суд может быть восстановлен судом.
В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в том числе, проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы, в том числе пени.
Пункт 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представленными в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Судебная коллегия полагает, что административный Узденов А.А. свою обязанность по уплате транспортного налога за 2019 год исполнил, в представленном суду платежном документе имеются реквизиты для соответствующей идентификации перечисляемого платежа по периоду и сумме начисленного налоговым органом транспортного налога, в связи с чем УФНС по КЧР не вправе было производить зачет перечисленных административным ответчиком денежных средств в счет уплаты транспортного налога за предыдущие периоды.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части взыскания с Узденова А.А. транспортного налога и пени по транспортному налогу, поскольку доказан факт исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате образовавшейся у него задолженности по транспортному налогу за 2019 год путем внесения соответствующих денежных сумм через ПАО Сбербанк.
Встречное административное исковое заявление налогового органа содержит требование о взыскании задолженности по транспортному налогу лишь за 2019 год и расчет транспортного налога произведен, исходя из действовавших на тот период времени норм права, с учетом налоговой базы, налоговой ставки, количества месяцев владения транспортными средствами в году. Таким образом, согласно произведенным расчетам, за административным ответчиком образовалась задолженность по уплате транспортного налога в размере 39 109 руб., которую налогоплательщик перечислил в полном объеме.
Судебная коллегия также полагает об отсутствии оснований для удовлетворения требований о взыскании с Узденова А.А. задолженности по пени на сумму транспортного налога за 2019 г.
В силу ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик обязан уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Поскольку обязанность по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц за спорные периоды административным ответчиком своевременно не исполнена, суд пришел к правильному выводу о взыскании предусмотренной законом пени.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Черкесского городского суда КЧР от 12 мая 2023 года отменить в части удовлетворения требований Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике о взыскании транспортного налога с Узденова А.А. в размере 34 647, 78 руб. и пени в размере 309, 24 руб. за период 2019 г.
В отмененной части принять новое решение, которым отказать Управлению Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике во взыскании транспортного налога с Узденова А.А. в размере 34 647, 78 руб. и пени в размере 309, 24 руб. за период 2019 г.
Решение Черкесского городского суда КЧР от 12 мая 2023 года в остальной части оставить без изменения, апелляционную жалобу Узденова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи