НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики (Карачаево-Черкесская Республика) от 13.07.2023 № 33А-1010/2023

Судья Борлакова Ф.Л. Дело № 33а-1010/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Черкесск 13 июля 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

Председательствующего – Езаовой М.Б.,

судей - Джуккаева А.В., Чотчаева Х.О.,

при секретаре судебного заседания – <ФИО>5,

рассмотрела административное дело № 2а-166/2023 по апелляционной жалобе Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике на решение Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24 апреля 2023 года по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике к Айбазова З.И. о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики Джуккаева А.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Управление Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике обратилось в суд с вышеназванным иском, в обоснование которого указано, что Айбазова З.И. состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика, имея статус адвоката, с 19 сентября 2014 года

По состоянию на 13 декабря 2022 года у налогоплательщика образовалась недоимка: пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года в размере 3 097 рублей 57 коп., согласно приложенного к административному иску расчета пени; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 146 рублей 12 коп., согласно приложенного к административному иску расчета.

Налоговым органом в отношении Айбазовой З.И. выставлено требование от 02 декабря 2020 года №43698 об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у неё задолженности и о сумме, начисленной на сумму недоимки пени, а также предлагалось уплатить в срок, указанный в требовании соответствующие суммы налогов и пеней. Требование направлено заказным письмом и согласно п.6 ст.69 НК РФ считаются полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.

Мировым судьей судебного участка №1 Зеленчукского судебного района вынесено определение об отмене судебного приказа №2а-1243/2022 от 22.07.2022г. о взыскании с должника задолженности по пени страховым взносам.

В ходе рассмотрения дела административным истцом были уточнены административные исковые требования, согласно которым он просил взыскать с Айбазовой З.И. недоимку пени по страховым взносам с 30 января 2019 года по 02 декабря 2020 года в размере 3 242 рубля 74 коп.

В обоснование уточненного административного иска указал, что для установления обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного решения дела административный истец сообщает, что недоимка по пени по страховым взносам у административного ответчика образовалась в связи с несвоевременной оплатой страховых взносов, а также нарушениями при указании реквизитов в поручениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ.

С введением с 01 января 2023 года новой системы учета расчетов налогоплательщиков с бюджетами бюджетной системы РФ изменились КБК платежей и реквизиты уплаты. Сумма задолженности подлежит уплате в виде Единого налогового платежа на Единый налоговый счет налогоплательщика КБК 18201061201010000510 ОКТМО 0.

Административным ответчиком в суд были представлены чеки на оплату от 15 марта 2023 года в размере: 146 рубля 12 коп. (назначение платежа - пени за взносы) КБК 18210202140061110160 и 3 097 рублей 57 коп. (назначение платежа - пени за страховые взносы) КБК 18210202140061110160 получатель платежа: Отделение - НБ Карачаево-Черкесская Республика Банка России/ УФК по КЧР г. Черкесск. В данных платежных поручениях административным ответчиком неверно указан получатель платежа, КБК платежа.

Решением Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24 апреля 2023 года в удовлетворении уточненного административного искового заявление Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике к <ФИО>1 недоимки по пени по страховым взносам с 30.01.2019г. по 02.12.2020г. в размере 3 242 рубля 74 коп., отказано в полном объеме

В апелляционной жалобе административного истца ставится вопрос об отмене решения в полном объеме, и принятии нового решения ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование доводов административным истцом указано, что в связи с нарушением административным ответчиком реквизитов в поручениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ в поручениях, а именно:

- неверно указан статус плательщика, вместо статуса «13» у казан «01»

для платежей текущего года ("ТП") в показателе даты документа указывается дата налоговой декларации (расчета), представленной в налоговый орган, а именно дата подписания декларации (расчета) налогоплательщиком (уполномоченным лицом), а не номер и дата требования об уплате налога, пени, штрафа;

- показатель «налоговый период» используется для указания периодичности уплаты налогового платежа или конкретной даты уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сбора и т. д. очередность списания денежных средств со счета проводилась в соответствии со ст. 855 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, на дату направления административного искового заявления в суд у административного ответчика образовалась недоимка:

- пени по страховым взносам на ОПС в размере 3 097,57 руб.

пени по страховым взносам на ОМС в размере 146,12 руб.

С 1 января 2023 г. в РФ действует новая система учета расчетов налогоплательщиков с бюджетами бюджетной системы РФ. Новая система нацелена на обеспечение понятного и простого состояния таких расчетов.

С 01.01.2023 года налогоплательщики платят налоги; путем перечесления денежных средств в качестве единого налогового платежа (п. 1 ст. 45 НК РФ) и для этого открыт единый налоговый счет (п. 4 ст. 11.3 НК РФ). ЕНС - это форма учета налоговыми органами начислений по налогам, авансовых платежей по налогам, сборам, страховым взносам и тех перечислений, которые сделал налогоплательщик (п. 2 ст. 11.3 НК РФ).

С введением с 01.01.2023г. новой системы учета расчетов налогоплательщиков с бюджетами бюджетной системы РФ изменились КБК платежей и реквизиты уплаты. Сумма задолженности подлежит уплате в виде Единого налогового платежа на Единый налоговый счет налогоплательщика

КБК 18201061201010000510 ОКТМО 0

Реквизиты для уплаты:

Управление Федерального казначейства по Тульской области (Управление ФНС России по Карачаево-Черкесской Республике), ИНН 0914000677, КПП 091401001,

Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ТУЛА БАНКА РОССИИ/"/УФК по Тульской области, г. Тула, БИК 017003983. Счет 03100643000000018500

Административным ответчиком в суд представлены чеки на оплату от 15.03.2023 в размере:

- <данные изъяты> руб. (назначение платежа - пени за взносы) КБК 18210202140061110160 и

- <данные изъяты> руб.(назначение платежа - пени за страховые взносы ) КБК 18210202140061110160 получатель платежа: Отделение - НБ Карачаево-Черкесская Республика Банка России/ УФК по Карачаево-Черкесской Республике г. Черкесск.

В данных платежных поручениях административным ответчиком неверно указан получатель платежа. КБК платежа.

В соответствии с п. 8 ст. 45 НК РФ принадлежность сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа, определяется на основании учтенной на едином итоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности:

- недоимка - начиная с наиболее раннего момента ее выявления;

- налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате;

- пени.

Таким образом задолженность административного ответчика по пени по страховым взносам по делу №2а-166/2023 (определение об отмене судебного приказа №2А-1243/2022 от 22.07.2022) составила <данные изъяты> руб.

Из вышеизложенного следует, что суд первой инстанции не принял во внимание обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, что повлекло неблагоприятные последствия для бюджета и препятствует осуществлению налоговым органом контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, что в силу части 2 статьи 310 КАС РФ является основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Представитель УФНС по КЧР Тагалекова А.Х. в суде апелляционной инстанции просила апелляционную жалобу удовлетворить в полном объеме.

Айбазова З.И.в суд апелляционной инстанции не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки не уведомила, в связи с чем судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца, судебная коллегия приходит к следующему.

Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации установлены требования к принимаемому судебному решению, которые предусматривают, что решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176).

Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пунктах 2 и 3 Постановления от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Постановленный по делу судебный акт приведенным положениям закона и разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации не соответствует.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее: ОПС) и обязательное медицинское страхование (далее: ОМС) в фиксированном размере.

Исходя из положений статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, начисляемая за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, определяемая в процентах от неуплаченной суммы налога (для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации), начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.

Из материалов дела следует, что административный ответчик Айбазова З.И. является адвокатом, реестровый номер 09/566.

На 16.03.2023 года у Айбазовой З.И. образовалась недоимка: пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ выплату страховой пенсии, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года в размере 3 097 рублей 57 коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 146 рублей 12 коп.

Налоговым органом в отношении Айбазовой З.И. выставлено требование от 02 декабря 2020 года №43698 об уплате налога.

24.10.2022 года мировым судьей судебного участка №1 Зеленчукского судебного района вынесено определение об отмене судебного приказа №2а-1243/2022 от 22.07.2022г. о взыскании с должника задолженности по налоговым платежам и пени.

Административное исковое заявление подано административным истцом 19 января 2023 года, то есть в течение шестимесячного срока со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.

Представленная административным истцом сумма недоимки судом первой инстанции признана правильной, административным ответчиком не оспорена.

Согласно представленных представителем ответчика в суд первой инстанции чек-ордера от 15 марта 2023 года на сумму 146 рублей 12 коп и чек-ордера от 15 марта 2023 года на сумму <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп., на счет налогового органа оплачена сумма в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп.

Отказывая в удовлетворении заявленных налоговым органом требований УФНС по КЧР к Айбазовой З.И. о взыскании недоимки по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, в общей сумме 3 242, 74 рублей, суд первой инстанции исходил из того, что задолженность о взыскании которой заявлено административным истцом погашена.

Судебная коллегия с таким выводами суда первой инстанции согласиться не может, поскольку согласно редакции Налогового кодекса РФ, действующей с 1 января 2023 г., налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ, пп. 9 ст. 1, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

Уплата (перечисление) налога, авансовых платежей по налогам в бюджетную систему Российской Федерации осуществляется в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 58 НК РФ (п. 1 ст. 58 Налогового кодекса РФ).

Согласно п. 1 ст. 11.3 Налогового кодекса РФ единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком в бюджетную систему на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности, денежные средства, взысканные с налогоплательщика в соответствии с Налоговым кодексом РФ, иные суммы, подлежащие учету на едином налоговом счете (пп. 1 - 5 п. 1 ст. 11.3 Налогового кодекса РФ).

Принадлежность сумм, перечисленных в качестве единого налогового платежа или признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности (п. 8 ст. 45 Налогового кодекса РФ).

Учтенная на едином налоговом счете сумма зачитывается в уплату налога по общему правилу не ранее наступления установленного срока уплаты соответствующего налога. При этом будет соблюдаться следующая последовательность отнесения сумм, перечисленных в качестве единого налогового платежа, к совокупной обязанности (п. 8 ст. 45 Налогового кодекса РФ п.п. 8 п. 9 ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»):

- недоимка - начиная с наиболее раннего момента ее выявления;

- налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате;

- пени;

- проценты;

- штрафы.

Судом первой инстанции не принято во внимание, что оплата задолженности в размере в размере 146 рублей 12 коп. и 3 097 рублей 57 коп. произведена после вступления в законную силу Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», которым регламентирована последовательность зачисления сумм на единый налоговый счет налогоплательщика.

Согласно представленного административным истцом расчета и скриншота имеющейся задолженности Айбазовой З.И., сумма требований по административному исковому заявлению в размере 3 242, 74 рублей, на момент принятия решения судом ответчиком не погашена.

Достоверность представленных стороной истца сведений сомнений у судебной коллегии не вызывает.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24 апреля 2023 года по настоящему делу не может быть признано законным и подлежит отмене, поскольку сделанные судом первой инстанции выводы не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, в связи, с чем в соответствии с п. 3 и п. 4 ч. 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия отменяет решение суда первой инстанции и принимает новое решение об удовлетворении административного иска Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике о взыскании с Айбазовой З.И. недоимки и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, в общей сумме 3 242, 74 рублей.

Согласно части 3 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов.

В связи с удовлетворением требований с Айбазовой З.И. подлежит взысканию в бюджет Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики государственная пошлина в размере 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24 апреля 2023 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике к Айбазова З.И. о взыскании недоимки и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, удовлетворить.

Взыскать с Айбазова З.И., ИНН 090301868172 недоимку по пени по страховым взносам с 30.01.2019г. по 02.12.2020г. в размере <данные изъяты> руб.

Взыскать с Айбазова З.И. в доход бюджета Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, вынесший решение.

Председательствующий

Судьи: