НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики (Карачаево-Черкесская Республика) от 10.06.2015 № 33-360/2015

Судья Кочкаров О.Р. Дело № 33-360/2015

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Черкесск 10 июня 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего Гришиной С.Г.,

судей: Болатчиевой А.А., Гречкина О.А.,

при секретаре Богатыревой Ф.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Шаманова Б.А. на решение Черкесского городского суда от 16 марта 2015 года по делу по исковому заявлению Шаманова Б.А. к Государственному учреждению – отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике о признании недействительным требований об уплате недоимки по страховым взносам.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики Болатчиевой А.А., объяснения представителя истца Шаманова Б.А.- Айбазова М.Р. в поддержку доводов жалобы, представителя ответчика ГУ – отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике - Чекунова Ш.Х. судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Шаманов Б.А. обратился в суд с заявлением к Государственному учреждению – отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (далее по тексту Учреждение) о признании недействительным требований об уплате недоимки по страховым взносам от 09.07.2014 года № 00200140024953 и уточненного требования от 09.07.2014 года № 00800140024952 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. При этом заявитель ссылается на то обстоятельство, что в феврале 2015 года от судебных приставов ему стало известно о том, что в его отношении возбуждено исполнительное производство на основании судебного приказа, вынесенного по заявлению Учреждения. Указанный судебный приказ отменен. В ходе ознакомления с материалами, приложенными к заявлению о вынесении судебного приказа, стало известно о вынесении уточненных требований № 00200140024953 от 09.07.2014 года и № 00800140024952 от 09.07.2014 года. 03.06.2014 года заявитель снят с учета в территориальном органе Пенсионного фонда РФ в связи с прекращением физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Уточненные требования выставлены в связи с тем, что обязанность заявителя по оплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов якобы изменилась после направления требований об оплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов № 00800140015863 от 02.04.2013 года и № 00800140017568 от 23.04.2012 года, в связи с чем эти требования аннулируются и исполнению не подлежат. Между тем, на основании этих требований выносились постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 21.05.2013 года № 00800190005579 и от 22.05.2012 года № 00800190003118, которые решением Черкесского городского суда КЧР от 22.12.2014 года признаны недействительными. Заявитель считает, что уточненные требования об уплате недоимки не отвечают требованиям закона, поскольку под изменением обязанности по уплате страховых взносов, пени и штрафов следует понимать изменение его содержания, то есть изменение любого из элементов обязательства, чего в данном случае не было, поскольку пенсионный орган, по сути, второй раз направил заявителю юридически аналогичное требование, основанное на тех же основаниях и обязательствах. В данном случае, вероятно, изменился только размер суммы страхового взноса и пени, а не содержание обязательства. Приведенное Пенсионным фондом основание не относится к изменению содержания обязательства и не может обуславливать выставление повторного требования, влияя тем самым на законность осуществления пенсионным фондом контрольно-фискальных функций. Отсутствие условий для направления уточненных требований означает, что Пенсионный фонд фактически направил повторные требования. При таких обстоятельствах, основания для выставления уточненных требований отсутствовали. Оспариваемые уточненные требования являются повторными по отношению к первоначальным, обязанность плательщика не изменилась после направления требований об уплате недоимки по страховым взносам.

В ходе производства по делу представителем заявителя было подано заявление о дополнении основания заявления, согласно которому при подаче декларации обязанность по уплате страховых взносов, пеней и штрафов не изменяется. В оспариваемых требованиях изменена лишь сумма пеней на страховые взносы. Представление отчетности не изменяет условий обязательства страхователя, не изменяет обязанности по уплате страховых взносов и, как следствие, не является основанием для направления уточненного требования.

Учреждение не признало требования Шаманова Б.А. и просило отказать в их удовлетворении по тем основаниям, заявитель был зарегистрирован в качестве главы крестьянско-фермерского хозяйства 26.05.2005 года и прекратил деятельность 22.05.2014 года. С 2011 года им не представлялись отчеты по начисленным и плаченным страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. В связи с этим УПФР по КЧР в городе Черкесске были сформированы расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2011, 2012 и 2013 годы. 11.05.2014 года Шаманов Б.А. представил в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации отчеты за 2011-2013 годы по форме РСВ-2 ПФР, по которым была проведена камеральная проверка расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам. По результатам проверки плательщик был привлечен к ответственности за непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов. Плательщику были направлены уточненные требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 09.07.2014 года № 008000114ТН0024951 за 2013 год, 008000114ТН0024952 за 2011 год и № 008000114ТН0024953 за 2012 год. Заявителем не оспаривается факт наличия недоимки по страховым взносам за указанные периоды деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Кроме того, оспариваемые утоненные требования не являются повторными по отношению к первоначально выставленным требованиям об уплате недоимки по страховым взносам и пеням, так как изменились элементы обязательств плательщика. В данном случае изменился размер пени, изменились обязательства по уплате штрафа за несвоевременное представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Решением Черкесского городского суда от 16 марта 2015 года в удовлетворении требований Шаманова Б.А. отказано.

В апелляционной жалобе Шаманов Б.А. просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об удовлетворении требований. В обоснование указывает, что судом не принято во внимание, что оспариваемые уточненные требования являются повторными по отношению к первоначальным, обязанность плательщика не изменилась после направления требований об уплате недоимки по страховым взносам. В оспариваемых требованиях изменена лишь сумма пеней на страховые взносы. Представление отчетности не изменяет условий обязательства страхователя, не изменяет обязанности по уплате страховых взносов и, как следствие, не является основанием для направления уточненного требования.

В суде апелляционной инстанции представитель Шаманова Б.А.-Айбазов М.Р. поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Учреждения Чекунов Ш.С. полагал, что оснований для отмены судебного акта не имеется.

Выслушав стороны, изучив материалы дела и доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального права.

Как следует из выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, и не оспаривается сторонами, Шаманов Б.А. был зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства в период с 16.02.2005 года по 22.05.2014 года (л.д. 10).

В связи с неисполнением Шамановым Б.А. обязанности по оплате страховых взносов, Учреждением в его адрес были выставлены: требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № 00800140015863 от 02.04.2014 года по состоянию на 02.04.2012 года на сумму <данные изъяты> руб.; требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № 00800140017658 от 23.04.2014 года, по состоянию на 23.04.2012 года числится (выявлена) задолженность по страховым взносам (недоимка), пеням, штрафам в сумме <данные изъяты> руб.

11.05.2014 года Шамановым Б.А. в Учреждение были поданы расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за 2011, 2012 и 2013 годы (л.д. 30-41)

12.05.2014 года Учреждением были проведены камеральные проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) Шамановым Б.А. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за 2011, 2012 и 2013 годы, о чем составлены соответствующие акты. Как следует из Актов камеральных проверок от 12.05.2014 года № 00800130000317, № 00800130000318 и № 00800130000319, была выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (л.д. 48-65).

Впоследствии Учреждение выставило Шаманову А.Б. уточненное требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на сумму <данные изъяты> руб. от 09.07.2014 года № 00800140024952, которым было аннулировано требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 23.04.2012 года № 00800140017658 (л.д. 81).

На основании решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 17.06.2014 года № 00800114РК0000462, Учреждение выставило Шаманову А.Б. уточненное требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на сумму <данные изъяты> руб. от 09.07.2014 года № 00800140024953, которым было аннулировано требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 02.04.2013 года № 00800140015863 (л.д.82).

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах).

Статьей 22 Закона о страховых взносах предусмотрено, что в трехмесячный срок со дня выявления у плательщика взносов недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов направляет ему требование, то есть письменное извещение о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов и обязанности уплатить эту сумму в установленный срок.

Согласно пункту 4 статьи 22 Закона о страховых взносах требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма (пункт 7 статьи 22 Закона).

Согласно пункту 8 статьи 22 Закона о страховых взносах в случае, если обязанность плательщика страховых взносов по уплате страховых взносов, пеней и штрафов изменилась после направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, орган контроля за уплатой страховых взносов обязан направить плательщику страховых взносов уточненное требование.

Заявитель, обращаясь с настоящим иском, полагает, что Учреждение не вправе было направлять уточненное требование, поскольку обязанность плательщика страховых взносов по уплате не изменилась после направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Учреждение же утверждает, что после предоставления отчетности плательщиком страховых взносов изменился размер пени, подлежащей уплате.

Следовательно, юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению, является следующее: служит ли факт увеличения размера пени, основанием считать, что изменились обязательства плательщика страховых взносов.

При этом, коллегией установлено, и сторонами не оспаривается, что размер недоимки и штрафа не изменился и ранее требования по ним плательщику направлялись.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о страховых взносах при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов.

Доказательств того, что плательщик Шаманов Б.А. представил в Учреждение сведения, в результате которых было бы необходимо вынести уточненное требование в порядке ст. 17 Закона о страховых взносах (неотражение или неполнота отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или не приводящих к занижению суммы страховых взносов), судебной коллегии не представлено.

Законом о страховых взносах прямо не урегулированы вопросы, связанные с изменением обязательства плательщика страховых взносов в соответствии с п. 8 ст. 22 Закона, в связи с чем в силу ч.4 ст. 1 ГПК РФ подлежит применению положения Налогового Кодекса РФ.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Как указано в пунктах 1 и 2 статьи 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В случае если обязанность налогоплательщика по уплате налога изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафа, налоговый орган обязан направить указанному лицу уточненное требование (статья 71 НК РФ).

Изменение обязанности по уплате налога, равно как и ее возникновение и прекращение, связано исключительно с наличием оснований, установленных НК РФ или иным законодательным актом о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44 НК РФ). При этом, уточненные требования направляются налогоплательщику лишь при изменении какого-либо акта законодательства о налогах и сборах (статья 1 НК РФ).

Таким образом, исходя из положений пунктов 2 и 3 статьи 44 НК РФ, а также пунктов 2 и 3 статьи 78 НК РФ следует, что изменением налоговой обязанности является изменение ее содержания на основании принятия нормативного правового акта, который изменяет закон, определявший содержание налоговой обязанности и имеющий при этом обратную силу, либо на основании зачета налоговым органом излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней, штрафов после направления налогоплательщику первоначального требования, либо на основании предоставления налогоплательщику рассрочки (отсрочки) уплаты налога.

Таким образом, в соответствии с положениями НК РФ изменение обязанности по уплате налогов означает, что под воздействием определенных обстоятельств изменились либо сроки уплаты налога, либо его сумма.

В данном случае НК РФ не допускает возможности направления налоговыми органами налогоплательщикам уточненных требований, поскольку фактически повторное направление требований об уплате в бюджет обязательных платежей создает искусственное увеличение сроков их принудительного взыскания, установленных НК РФ.

Доказательств того, что в настоящем споре имелись вышеуказанные обстоятельства, материалы дела не содержат.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, определенном статьями 46 и 47 НК РФ.

Одним из способов обеспечения исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов является взыскание пеней, предусмотренных пунктом 1 статьи 75 НК РФ.

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 04.07.2002 N 202-О, следует, что пеня по своей правовой природе является компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в установленный срок.

Таким образом, введение государством взимания пеней направлено на понуждение налогоплательщика - в целях избежания им дополнительных финансовых потерь - своевременно, без задержки уплачивать установленные законодательством о налогах и сборах обязательные платежи в бюджетную систему Российской Федерации.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3 статьи 75 НК РФ).

Пунктом 5 статьи 75 НК РФ установлено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В соответствии с пунктом 6 статьи 75 НК РФ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 НК РФ.

До взыскания с налогоплательщика задолженности по пеням налоговый орган обязан направить налогоплательщику требование об их уплате в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога (сбора) представляет собой письменное извещение, направленное налогоплательщику, о неуплаченной сумме налога (сбора), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

В силу пункта 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Согласно нормам статей 46 и 75 НК РФ уплата пеней рассматривается как дополнительная обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, которая исполняется одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней, но не в отрыве от нее.

Таким образом, исходя из положений НК РФ, изменение размера пени, само по себе не может являться основанием полагать, что изменилась обязанность по уплате налога.

Поскольку Учреждение не представило доказательств тому, что Шаманов Б.А. самостоятельно корректировал суммы страховых взносов и пеней и изменил обязанность по их уплате, то вынесенные уточненные требования являются, по мнению судебной коллегии, незаконными и могут путем повторного выставления требования незаконно (искусственно) увеличить срок на принудительное исполнение Шамановым Б.А. обязанности по уплате страховых взносов.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Черкесского городского суда от 16 марта 2015 года по делу по исковому заявлению Шаманова Б.А. к Государственному учреждению – отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике о признании недействительным требований об уплате недоимки по страховым взносам отменить и принять по делу новое решение.

Исковые требования Шаманова Б.А. к Государственному учреждению – отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике о признании недействительным требований об уплате недоимки по страховым взносам - удовлетворить.

Признать недействительными уточненные требования № 00800140024953 и № 00800140024952 от 9 июля 2014 года об уплате недоимки по страховым взносам, направленное Государственным учреждением – отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике Шаманову Б.А..

Председательствующий

Судьи