НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика) от 27.09.2019 № 33А-1467/19

Судья Куашев А.К. Дело № 33а-1467/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 сентября 2019 года г. Нальчик

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего: Канунникова М.А.

судей: Думаева А.Б., Вологирова А.Ж.

при секретаре: Жантуеве К.Р.

с участием: представителя Шибзухова Альберта Хажисмеловича – Нахушева Каплана Амирбиевича

рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи Канунникова М.А., административное дело по административному исковому заявлению Шибзухова Альберта Хажисмеловича к Межрайонной ИФНС России № 6 по КБР о признании утратившей возможность (право) на взыскание недоимки (задолженности, пени и штрафы) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации и транспортному налогу, о признании задолженности безнадежной к взысканию и подлежащей списанию и возложении обязанности,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения – отделение Пенсионного фонда РФ по КБР на решение Чегемского районного суда КБР от 21 февраля 2019 года,

УСТАНОВИЛА:

06 ноября 2018г. Шибзухов А.Х. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России № 6 по КБР, в котором просил признать образовавшуюся до 01.01.2017 года задолженность безнадежной к взысканию и подлежащей списанию по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации в сумме 30 536,58 рублей, в том числе взносов в сумме 21 458,72 рублей и пени на данные взносы в сумме 9 077,86 рублей, по транспортному налогу с физических лиц в сумме 47 386,52, в том числе задолженность по налогу - 30 295,31 рублей и пени на данный налог - 17 091,21 рублей.

В обоснование требований указал, что в период с 23 июля 2012 года по 15 января 2018 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной ИФНС России №6 по КБР. По данным Межрайонной ИФНС России №6 по КБР по состоянию на 09.01.2019г. за ним числится задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в ПФ России и пени на сумму 39 633, 64 руб., а также по транспортному налогу с физических лиц и пени на сумму 47 386,52 руб. В соответствии с положениями п. п. 1, 2 ст. 11 Федерального Закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Межрайонная ИФНС России №6 по Кабардино-Балкарской Республике утратила возможность взыскания недоимки (задолженности, пени и штрафов) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонда РФ за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

Решением Чегемского районного суда КБР от 21.02.2019 г. административный иск Шибзухова А.Х. удовлетворен. Постановлено:

Признать безнадежной к взысканию задолженность Шибзухова А.Х. по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ образовавшуюся по состоянию на 01.01.2017г. в размере 39633, 64 руб., в том числе задолженность по налогу - 25714, 53 руб., пени на данный налог - 13919, 11 руб., по транспортному налогу с физических лиц в размере 47 386, 52 руб., в том числе задолженность по налогу - 30295, 31 руб., пени на данный налог - 17091, 21 руб., и подлежащей списанию, обязанность по ее уплате - прекращенной.

Дополнительным решением Чегемского районного суда КБР от 01.08.2019 г. межрайонная ИФНС России №6 по КБР признана утратившей возможность (право) на взыскание недоимки (задолженности, пени и штрафы) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные периоды), образовавшуюся по состоянию на (до) 01.01.2017г. в сумме 30 536,58 руб., в том числе взносов в сумме 21 458, 72 руб. и пени на данные взносы в сумме 9 077, 86 руб., числящиеся за истцом по состоянию на 18.01.2019г., и по транспортному налогу с физических лиц в сумме 47 386, 52 руб., в том числе задолженность по налогу - 30 295, 31 руб. и пени на данный налог - 17 091, 21 руб.

Государственное учреждение – отделение Пенсионного фонда РФ по КБР с вынесенным решением суда не согласилось и подало на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить полностью и в удовлетворении заявленных требований отказать.

В апелляционной жалобе указано, что в отношении Шибзухова А.Х. были предприняты все меры по взысканию оспариваемой задолженности по страховым взносам и пени.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Шибзухова А.Х. – Нахушев К.А. считая решения суда законным и обоснованным просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Заслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу требований пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм процессуального права.

Такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судом первой инстанции.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Шибзухов А.Х. 23 июля 2012 года поставлен на учет в качестве индивидуального предпринимателя.

15 января 2018 года в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о прекращении предпринимательской деятельности истцом.

По состоянию на 09.01.2019 года за ним числится задолженность по транспортному налогу с физических лиц в размере 47 386, 52 руб., по страховым взносам и начисленным пеням в государственные внебюджетные фонды за налоговые периоды, истекшие до 01.01.2017г. на общую сумму 39633,64 руб., в том числе:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2013 г.: налог - 4878,74, пеня - 2982,99 руб.

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в ФФОМС до 01.01.2017 г.: налог- 11876,97 руб., пеня - 5796,06 руб.

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2013 г.: налог - 8958,82 руб., пеня - 5140,06 руб.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об утрате налоговым органом возможности к взысканию задолженности образовавшейся в период до 01.01.2017 г.

При этом суд сослался на положения пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Закон N 436-ФЗ) и указал, что названная задолженность по налоговым платежам, образовавшаяся на 1 января 2017 г., не может быть взыскана, поскольку подлежит отнесению в состав задолженности безнадежной к взысканию.

Между тем, данные выводы суда сделаны с существенным нарушением норм материального права.

Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч. 1 ст. 286 КАС РФ).

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Поскольку на момент возникновения спорных правоотношений вопросы, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ), при рассмотрении настоящей апелляционной жалобы подлежат применению положения названного Закона.

С 01 января 2017 года вышеуказанный закон признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 настоящей статьи или в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию (ч. 3 ст. 5 указанного ФЗ).

Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.

Согласно положениям пунктов 1, 3, 14 статьи 26.6 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок, обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя в банках (иных кредитных организациях) (пункт 1 статьи 26.6).

Из материалов дела следует, что в связи с неуплатой Шибзуховым А.Х. страховых взносов, 03.04.2017 г. и 01.04.2016 г. ГУ УПФР по КБР вынесены требования об уплате недоимки по страховых взносам, пеней и штрафов N00500614ТН0062890 со сроком исполнения до 15.04.2019 г., №005S01160023743 cо сроком исполнения до 12.04.2016 г. и №005S01160023752 со сроком исполнения до 12.04.2016 г.

Данные требования Шибзуховым А.Х. в установленный срок не исполнены, в связи с чем, 18.08.2014 года и 06.06.2016 года ГУ УПФР по КБР вынесены постановления №00500690022221, №005S04160008950, №005S04160008951 о взыскании с Шибзухова А.Х. страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика в размере 37298,82 руб., 22947,30 руб., 6298,71 руб. соответственно.

Принимая во внимание данные обстоятельства, учитывая, что ГУ УПФР по КБР в установленные законом порядке и сроки совершены действия, направленные на принудительное взыскание с плательщика сумм задолженности, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии у суда первой инстанции оснований для признания образовавшейся суммы задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ безнадежной к взысканию.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 12 Закона N 436-ФЗ признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию задолженность физических лиц (по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу) и индивидуальных предпринимателей (по всем налогам, за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), пеням и штрафам, образовавшаяся на 1 января 2015 г.

Для целей статьи 12 Закона N 436-ФЗ под подлежащей списанию задолженности граждан (индивидуальных предпринимателей), образовавшейся на 1 января 2015 г., должны пониматься недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговым органам и подлежавшие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные полностью или в соответствующей части в течение 2015 - 2017 гг.

Учитывая, что материалы административного дела не содержат сведений, за какой период у административного истца Шибзухова А.Х. образовалась недоимка по транспортному налогу, что административным истцом не представлено доказательств незаконности взыскания налоговым органом пени за несвоевременную уплату транспортного налога, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований истца.

С учетом изложенного судебная коллегия находит, что решение районного суда, которое указанных обстоятельств не учитывает, на основании части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием в соответствии с правилами статьи 309 КАС РФ нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Чегемского районного суда КБР от 21.02.2019 г. и дополнительное решение Чегемского районного суда КБР от 01.08.2019 г. отменить. Принять по делу новое решение.

В удовлетворении иска Шибзухова А.Х. о признании безнадежной к взысканию недоимку по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ образовавшуюся до 01.01.2017 года в сумме 30536,58 рублей и транспортному налогу в сумме 47386, 57 рублей; признании Межрайонной ИФНС России № 6 по КБР утратившей возможность взыскания этой недоимки, отказать.

Председательствующий: Канунников М.А.

Судьи: Думаев А.Б.

Вологиров А.Ж.