НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика) от 18.05.2018 № 33А-693/2018

Судья Сохроков Т.Х. Дело № 33а – 693/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«18» мая 2018 года г. Нальчик

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего: Канунникова М.А.

судей: Савкуева З.У. и Думаева А.Б.

при секретаре: Жабалиевой С.О.

с участием представителя административного истца Инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по г. Нальчику Шандировой М.Т., действующей на основании доверенности № от 15 января 2018 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Думаева А.Б. административное дело по административному исковому заявлению Медведева Г.Г. к ИФНС России № 2 по г.Нальчику КБР о признании утратившей право на взыскание недоимки по налогам и пени,

по апелляционной жалобе административного ответчика - ИФНС России № 2 по г.Нальчику КБР, на решение Нальчикского городского суда КБР от 16 марта 2018 года,

установила:

Утверждая, что имеющаяся задолженность возникла более трех лет назад и ответчиком, в установленные законом сроки, не предпринято мер по взысканию налоговой задолженности, что налоговые уведомления и требования по уплате налогов и пени и штрафов налоговый орган ему не направлял, Медведев Г.Г. обратился в Нальчикский городской суд с административным исковым заявлением о признании Инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по г. Нальчику (далее ИФНС России № 2 по г.Нальчику) утратившей право взыскания задолженности:

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ и пени по ним;

- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС и пени по указанным взносам;

- по транспортному налогу на физических лиц и налогу на имущество физических лиц и пени по ним;

- пени по налогу с владельцев транспортных средств,

всего сумме 100843, 81 рублей.

Административное дело рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства.

Решением Нальчикского городского суда КБР от 16 марта 2018 года заявленные исковые требования Медведева Г.Г. удовлетворены частично.

ИФСН Росси № 2 по г.Нальчику признана утратившей возможность взыскания, в связи с истечением срока взыскания, с истца задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС, пени по названным взносам, а также пени по налогу с владельцев транспортных средств, а всего, в размере 93564 рубля 80 копеек.

В удовлетворении остальных требований Медведеву Г.Г. отказано.

В апелляционной жалобе административным истцом ставится вопрос об отмене состоявшегося по делу решения.

В жалобе указывается, что в соответствии с п.2 ст.4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

По мнению подателя жалобы, поскольку задолженность по страховым взносам была образована до 01.01.2017 года, а у налогового органа отсутствовали первичные документы, по переданной задолженности по суммам, образовавшимся до указанной даты, суд первой инстанции должен был привлечь к участию в деле в качестве третьего лица ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по КБР, чего им, в нарушение процессуальных норм, сделано не было, и что, соответственно, является основанием для отмены или изменения решения суда.

Проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца – Шандирову М.Т., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В пункте 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации приведен перечень оснований для признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, числящихся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, безнадежными к взысканию. Одним из таких оснований является принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесение им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (подпункт 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса).

Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию, утвержден Приказом Федеральной налоговой службы от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ (зарегистрирован в Минюсте России 23.09.2010 N 18528) (далее - Порядок).

Из пункта 2.4 Порядка следует, что данный документ применяется, в частности, в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации.

Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными ко взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, приведен в приложении N 2 к Приказу Федеральной налоговой службы от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@.

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 указанного Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 этого же Кодекса.

По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в силу.

Налогоплательщик вправе реализовать предоставленное ему Налоговым кодексом Российской Федерации право на признание сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной путем обращения с соответствующим административным исковым заявлением в суд.

Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что налоговый орган утратил право на взыскание образовавшейся задолженности по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию и пени по ним.

Согласно материалам дела крестьянско-фермерское хозяйство, главой которого являлся Медведев Г.Г., прекратило свою деятельность 31 мая 2017 года, названная же выше задолженность образовалась до указанного периода.

Прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и регистрация соответствующих сведений об этом в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей не являются основанием для прекращения гражданско-правовых обязательств, возникших в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. Данное обстоятельство не предусмотрено и в качестве основания для прекращения обязанности по уплате налогов (статья 44 Налогового кодекса Российской Федерации). Оснований для переоценки указанных выводов судов о том, что прекращение физическим лицом занятия предпринимательской деятельностью не является основанием для освобождения данного лица от исполнения обязательств и обязанностей, возникших в связи с осуществлением этой деятельности, не имеется.

Между тем, материалы дела не содержат сведений о том, что в установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации сроки, ответчиком принимались меры по принудительному взысканию спорной задолженности.

В соответствии с частью 1 статьи 44 КАС РФ в случае, если в период рассмотрения административного дела орган государственной власти, иной государственный орган или орган местного самоуправления, являющиеся стороной в административном деле, реорганизован, суд производит замену этой стороны его правопреемником. В случае, если какой-либо из указанных органов либо организация, наделенная государственными или иными публичными полномочиями, упразднены, суд производит замену этой стороны органом или организацией, к компетенции которых относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, либо к компетенции которых относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца.

С 01 января 2017 года утратил силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ. С указанной даты правоотношения по начислению, уплате и взысканию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование урегулированы НК РФ.

Согласно п.п.2,3 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона " О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не установлено частью 3.1 настоящей статьи, а также в случае исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 г., а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных ст. 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Таким образом, в настоящее время применительно к указанным видам платежей по административным делам по административным исковым заявлениям о признании утратившим право на взыскание недоимки по налогам и пени, надлежащими ответчиками являются налоговые органы и соответственно, оснований для привлечения к участию в деле в качестве ответчика ГУ ОПФР РФ по КБР у суда не имелось.

Письмом ФНС России от 02.05.2017 N ГД-4-8/8281 разъяснено, что в соответствии с утвержденными Порядками взаимодействия управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации с территориальными органами ПФР и ФСС России, а также Форматами, используемыми при взаимодействии налоговых органов с органами ПФР и ФСС России в части разового обмена информацией, предусмотрена передача сведений, указанных в п. 1 ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ в налоговые органы в электронном виде.

Согласно п. 5 Порядка взаимодействия отделений Пенсионного фонда Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, утвержденного Федеральной налоговой службой и Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации 22 июля 2016 г., срок представления Отделениями ПФР в Управления ФНС России информации о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, установлен до 01 февраля 2017 г.

Судебная коллегия полагает, что несвоевременная передача сведений, необходимых для осуществления налоговыми органами мероприятий по контролю за уплатой страховых взносов, как следствие ненадлежащей организации межведомственного взаимодействия и работы государственных органов, не является уважительной причиной пропуска срока принудительного взыскания.

Принимая обжалуемое решение суд первой инстанции дал надлежащую оценку имеющимся в деле доказательствам.

Выводы, изложенные в решении соответствуют материалам дела.

Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Нальчикского городского суда КБР от 16 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России № 2 по г.Нальчику без удовлетворения.

председательствующий: М.А. Канунников

судьи: А.Б. Думаев

З.У. Савкуев