НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика) от 15.08.2018 № 33-1228/18

Судья Гергов А.М. дело №33-1228/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 августа 2018 года г.Нальчик

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

Председательствующего Хамирзова М.Х.

Судей Бейтуганова А.З. и Мисхожева М.Б.

при секретаре Кишевой А.В.

с участием представителя ФИО1 и ФИО2 – ФИО3, ФИО4, представителя ГУ – ОПФР по КБР ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мисхожева М.Б. гражданское дело по исковому заявлению Государственного учреждения – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике к ФИО1 и ФИО2 о взыскании неосновательного обогащения,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Баксанского районного суда КБР от 22 июня 2018 года,

установила:

Государственное учреждение – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее по тексту ГУ – ОПФР по КБР) обратилось в суд с иском к ФИО1 и ФИО2, в котором просило взыскать с ответчиков в солидарном порядке излишне выплаченную сумму компенсационной выплаты в связи с осуществляемым уходом за нетрудоспособным лицом в размере 120000 рублей.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что ФИО2 30 июня 2008 года обратился с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда об установлении ему компенсационной выплаты в связи с осуществляемым уходом за нетрудоспособным ФИО1

При этом, ФИО2 взял на себя обязательства в пятидневный срок сообщить в пенсионный орган о своем трудоустройстве.

В ходе инвентаризации пенсионного дела ФИО1 было установлено, что ухаживающий ФИО2 одновременно осуществлял трудовую деятельность с 22 сентября 2009 года по настоящее время.

Указанное обстоятельство в силу установленного правового регулирования являлось основанием для прекращения выплаты установленной компенсации.

В связи с недобросовестным поведением ответчиков пенсионным органом за период с 1 октября 2009 года по 31 января 2018 года была излишне выплачена компенсация, размер которой составил 120000 рублей.

Решением Баксанского районного суда КБР от 22 июня 2018 года иск ГУ – ОПФР по КБР удовлетворен в полном объеме.

Не согласившись с решением суда, считая его незаконным, представителем ответчика ФИО1 – ФИО4 подана апелляционная жалоба об его отмене в части.

В обоснование жалобы ее автором указано, что в ходе судебного разбирательства представителем ответчиков было подано заявление о применении судом последствий пропуска срока исковой давности ГУ – ОПФР по КБР.

Однако, судом, отказавшим в применении последствий пропуска срока исковой давности, мотивы отказа в удовлетворении поданного заявления в обжалуемом решении не приведены.

Автор жалобы полагал, что истцу в силу возложенных на него действующим законодательством обязанностей должно было быть достоверно известно о трудоустройстве ФИО2 и наличии оснований для прекращения выплачиваемой ФИО1 компенсации с момента трудоустройства ФИО2.

Поскольку обращение истца в суд с иском последовало за пределами установленного законодателем трехлетнего срока исковой давности с момента трудоустройства ФИО2, автор жалобы полагал, что требования ГУ – ОПФР по КБР подлежали частичному удовлетворению на сумму 38941 рубль.

Согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения судом первой инстанции при разрешении настоящего спора были допущены.

При этом, коллегия исходит из следующего.

В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, либо достигшим возраста 80 лет.

Порядок осуществления компенсационных выплат определен Правилами осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2007 года (далее по тексту Правила).

Согласно пунктам 2 и 3 Правил ежемесячная компенсационная выплата назначается проживающим на территории Российской Федерации лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее - нетрудоспособные граждане).

Компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.

Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.

Подпунктом «д» пункта 9 Правил предусмотрена возможность прекращения выплаты в случае выполнения лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы.

Из материалов дела следует, что по заявлениям ФИО2 и ФИО1, последнему была установлена компенсационная выплата к пенсии в размере 1200 рублей с июня 2008 года.

Из содержащегося в материалах дела заявления ФИО2, осуществлявшего уход за нетрудоспособным гражданином, следует, что он взял на себя обязательства уведомить пенсионный орган о своем трудоустройстве в пятидневный срок.

Из представленной в материалы дела копии трудовой книжки серии АТ-IХ на имя ФИО2 следует, что с 22 сентября 2009 года по настоящее время был трудоустроен, осуществлял оплачиваемую трудовую деятельность на различных должностях в соответствии с заключаемыми трудовыми договорами.

Возражая против исковых требований, представитель ответчиков ФИО3 просила о применении судом последствий пропуска истцом срока исковой давности.

Удовлетворяя исковые требования ГУ – ОПФР по КБР, и не усматривая оснований для применения последствий пропуска срока исковой давности, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для прекращения выплаты с момента трудоустройства ФИО2, не сообщившего в пенсионный орган о наступлении обстоятельств, являющихся основанием для прекращения осуществляемой компенсационной выплаты. При этом, определяя начало течения срока исковой давности, суд принял во внимание то, что о трудоустройстве ФИО2 и соответственно о нарушении своих прав истцу стало известно с момента производства ревизии пенсионного дела нетрудоспособного ФИО1, то есть с марта 2018 года.

С указанными выводами Судебная коллегия согласиться не может исходя из следующих требований действующего законодательства, которые не были приняты во внимание судом первой инстанции.

Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее по тексту Закон №27-ФЗ), Пенсионный фонд Российской Федерации является органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования.

Исходя из абзаца восьмого статьи 1 Закона №27-ФЗ, индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу абзаца второго части 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами, являются, в частности, граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг.

В соответствии со статьей 6 Закона №27-ФЗ, на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, в общей части которого, согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 6 Закона №27-ФЗ, должны указываться периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии.

Таким образом, в силу приведенного правового регулирования Пенсионный фонд Российской Федерации, как орган, осуществляющий индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, располагая сведениями о застрахованном лице, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, в том числе сведениями о периодах его трудовой и иной деятельности, должен был и мог узнать о наличии оснований для прекращения выплаты ответчику ежемесячной денежной компенсации, с момента начала осуществления им трудовой деятельности.

Такой вывод коллегии согласуется также с материалами пенсионного дела на имя ФИО1, исходя из которого, о наличии оснований для прекращения компенсационной выплаты, истцу стало известно в результате исследования сведений о застрахованном лице ФИО2, имеющихся в распоряжении территориального органа ГУ-ОПФР в Баксанском районе.

При таких обстоятельствах, коллегия приходит к выводу, что истцом пропущен срок исковой давности по требованиям о взыскании неосновательного обогащения за период с 1 октября 2009 года по 17 мая 2015 года с учетом последовавшего 18 мая 2018 года обращения истца в суд с настоящим иском.

Устанавливая лицо, с кого подлежат взысканию излишне выплаченные истцом компенсационные выплаты, коллегия учитывает следующие разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, регулирующие спорные правоотношения сторон.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 декабря 2014 года, по вопросу о том, с какого лица подлежит взысканию необоснованно полученная компенсационная выплата, предусмотренная Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», Верховный Суд Российской Федерации указал следующее.

В целях определения лица, с которого подлежит взысканию необоснованно полученное имущество, суду необходимо установить наличие самого факта неосновательного обогащения (то есть приобретения или сбережения имущества без установленных законом оснований), а также того обстоятельства, что именно это лицо, к которому предъявлен иск, является неосновательно обогатившимся лицом за счет лица, обратившегося с требованием о взыскании неосновательного обогащения.

Таким образом, взыскание необоснованно полученной компенсационной выплаты должно производиться с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законных оснований.

Из объяснений представителя ответчика ФИО3, полученных в суде апелляционной инстанции, следует, что лицом, получавшим компенсационную выплату, являлся ФИО1

Исходя из этого обстоятельства, неосновательное обогащение, образовавшееся за период с 18 мая 2015 года по 31 января 2018 года в размере 38 941, 94 руб. надлежит взыскать в пользу истца с ФИО1

Коллегия также не усматривает оснований для удовлетворения заявления истца о возмещении понесенных им судебных расходов по уплате государственной пошлины, поскольку ФИО1, являющийся инвалидом I группы освобожден от ее уплаты.

С учетом допущенных судом нарушений норм материального права, коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении исковых требований ГУ – ОПФР по КБР.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

установила:

Решение Баксанского районного суда КБР от 22 июня 2018 года отменить и принять по делу новое решение.

Иск Государственного учреждения – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 в пользу Государственного учреждения – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской <...> руб. неосновательного обогащения.

В удовлетворении остальной части исковых требований Государственного учреждения – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике отказать.

Председательствующий М.Х.Хамирзов

Судьи А.З.Бейтуганов

М.Б.Мисхожев