НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика) от 12.03.2020 № 2А-5171/20

Судья Пшунокова М.Б. Дело № 33а – 481/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«12» марта 2020 года г. Нальчик

Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего: Думаева А.Б.

при секретаре: Абазове Э.А.

с участием: представителя административного истца Инспекции ФНС России № 2 по г. Нальчику – Байзулаева М.Ю.

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по г. Нальчику к Коковой Ж.Ю. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени, по апелляционной жалобе административного ответчика Коковой Ж.Ю. на решение Нальчикского городского суда КБР от 15 декабря 2020 года,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы России № 2 по г. Нальчику (далее ИФНС № 2, налоговый орган) 6 ноября 2020 года обратилась в суд с административным исковым заявлением к Коковой Ж.Ю. о взыскании недоимки по страховым взносам во внебюджетные фонды возникшую за налоговые периоды до 2011 года на общую сумму <данные изъяты> копейки.

В обоснование заявленных требований ИФНС России № 2 указала, что Кокова Ж.Ю. с 4 февраля 2005 года по 24 июля 2011 года осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. За этот период за ней образовалась перечисленная в исковом заявлении задолженность, на которую налоговым органом 15 июля 2018 года выставлено требование об уплате налогов со сроком исполнения до 13 августа 2018 года.

В связи с неуплатой страховых взносов в установленный срок, по заявлению налогового органа, мировым судьей судебного участка № 12 Нальчикского судебного района КБР 29 октября 2019 года выдан судебный приказ о взыскании названной задолженности, отмененный тем же мировым судьей 4 июня 2020 года на основании возражения Коковой Ж.Ю.

Утверждая, что начисленные страховые взносы на дату подачи искового заявления не уплачены, ИФНС России № 2 обратилась в суд с указанным выше иском.

Решением Нальчикского городского суда КБР от 15 декабря 2020 года исковые требования удовлетворены.

С решением Кокова Ж.Ю. не согласилась, подала на него апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене судебного акта и принятии нового – об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В жалобе утверждается что налоговым органом пропущен срок обращения в суд как по основному требованию, таки и по пени и процентам по нему.

Проверив материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ИФНС России № 2 о г. Нальчику Байзулаева М.Б., полагавшего доводы жалобы обоснованными, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, Кокова Ж.Ю. с 4 февраля 2005 года по 24 июля 2011 года, как индивидуальный предприниматель, являлась плательщиком страховых взносов (л.д. 21-24).

ИФНС России № 2 по г. Нальчику в адрес Коковой Ж.Ю. направлено требование по состоянию на 15 июля 2018 года об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафам за периоды истекшие до 2013 года в размере <данные изъяты> копейки. (л.д. 11-20).

Определением мирового судьи судебного участка № 12 Нальчикского судебного района КБР от 4 июня 2020 года, в связи с поступившими от Коковой Ж.Ю. возражениями отменен судебный приказ этого же мирового судьи от 29 октября 2019 года о взыскании с Коковой Ж.Ю. задолженности по страховым взносам, пени на указанную выше сумму (л.д. 9).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.

Суд считает эти выводы суда ошибочными, ввиду неверно установленных обстоятельств имеющих значение для дела.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, которые в силу п. 2 ст. 14 этого же Федерального закона обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.

С 01 января 2017 вступил в силу Федеральный закон от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".

Пунктом 5 ст. 18 названного Федерального закона признан утратившим силу Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах).

Однако в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, должен осуществляться соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного закона.

Как следует из материалов дела, спорные отношения возникли до 01 января 2017 года, поэтому необходимо руководствоваться нормами законодательства, регулировавшими порядок исчисления и уплаты страховых взносов до 01 января 2017 года.

Согласно подп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о страховых взносах плательщиками страховых взносов являются индивидуальные предприниматели, которые в силу ч. 1 ст. 18 данного Закона обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Исходя из толкования указанных выше правовых норм, обязанность по оплате страховых взносов возникает у физического лица в силу факта приобретения им статуса индивидуального предпринимателя и прекращается с момента его прекращения.

На основании ч. 2 ст. 16 Закона о страховых взносах страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Исходя из ч. 3 ст. 18 Закона о страховых взносах, при неисполнении плательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, обязанности по уплате страховых взносов, их взыскание производится в порядке, предусмотренном ст. 21 настоящего Федерального закона.

Часть 1 ст. 21 Закона о страховых взносах предусматривает право органа контроля за уплатой страховых взносов, направившего требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

По смыслу данной нормы право на обращение в суд возникает у органа контроля за уплатой страховых взносов в отношении сумм задолженности, по которым плательщику страховых взносов предварительно было направлено требование об уплате недоимки.

При этом указанным выше Законом установлены конкретные процедура и сроки предъявления плательщику страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а в суд - заявления о взыскании.

Так, в силу чч. 2, 5 ст. 22 Закона о страховых взносах требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки и должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня его получения, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.

В порядке чч. 2, 3 ст. 21 Закона о страховых взносах заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

При этом ч. 2.3 ст. 21 Закона о страховых взносах устанавливает, что к отношениям о взыскании страховых взносов, регулируемым чч. 2 - 2.2 настоящей статьи, не применяются положения об общем сроке исковой давности, установленные гражданским законодательством. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, приведенными нормами права возможность обращения органа контроля за уплатой страховых взносов в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций ограничена конкретными императивными сроками, не соблюдение которых не должно негативно сказываться на правах плательщика страховых взносов, поскольку он не может быть поставлен в ситуацию недопустимой неопределенности возможностью предъявления в любой момент требования о взыскании с него обязательных платежей и санкций.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога.

Из разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ следует, что в любом случае пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налоговых платежей (п. 6 Информационного письма от 17 марта 2003 года N 71). Таким образом, не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Как указывалось выше, страховые взносы за периоды до июня 2011 года поджали оплате Коковой Ж.Ю. не позднее 08 января 2012 года. Следовательно, о выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов должен был узнать не позднее 09 января 2012 года.

Учитывая указанные обстоятельства, требование об уплате недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням за периоды до июня 2011 года подлежало направлению административному ответчику отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике в срок до 09 апреля 2012 года. Между тем данное требование было направлено Коковой Ж.Ю. только после 15 июля 2018 года, налоговым органом т.е. со значительным пропуском установленного ч. 2 ст. 22 Закона о страховых взносах срока, и с нарушением процедуры предъявления требования.

Доказательств того, что территориальным органом Пенсионного фонда в установленный законом срок Коковой Ж.Ю. направлялось требование об уплате страховых взносов и пени, суду не представлено. Таким образом, этим органом была утрачена возможность взыскания недоимки и пени уже на дату 1 января 2017 года (передача полномочий по администрированию страховых взносов).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о пропуске ИФНС России № 2 по г. Нальчику срока на подачу искового заявления о взыскании с Коковой Ж.Ю. задолженности по страховым взносам за периоды истекшие до 2012 года.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Кроме того, по смыслу положений ст. 25 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ пени неразрывно следуют за неуплаченной суммой страховых взносов, обязанность по уплате пени производна от основного обязательства и является несамостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов, следовательно, дополнительное обязательство в виде пени не может существовать отдельно от главного.

Из требований административного истца следует, что расчет пени произведен, в том числе, с учетом задолженности за периоды до 2013 года.

На основании изложенного, суд не может признать законным и обоснованным решение суда первой инстанции от 15 декабря 2020 года, оно подлежит отмене в соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

определил:

Решение Нальчикского городского суда КБР от 15 декабря 2020 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Инспекции ФНС России № 2 по г. Нальчику о взыскании с Коковой Ж.Ю. недоимки по:

- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года): налог в размере <данные изъяты> копеек, пеня в размере <данные изъяты> копеек;

- страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года: налог в размере <данные изъяты> копейка, пеня в размере <данные изъяты> копеек;

- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному): налог в размере <данные изъяты> копейки, пеня в размере <данные изъяты> копеек;

- страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет 11енсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года) (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному): налог в размере <данные изъяты> рубля, пеня в размере <данные изъяты> копеек;

- страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года) (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному): налог в размере <данные изъяты> рубля, пеня в размере <данные изъяты> копейка, всего на общую сумму <данные изъяты> копейки, отказать.

председательствующий: А.Б. Думаев